Если посмотреть на политическую карту Юго-Восточной Азии, хорошо заметно, насколько небольшую территорию занимает Вьетнам, особенно на фоне его северного соседа — Китая. Честно говоря, когда планировал поездку в эту страну представлял себе, что это будет примерно такой же Китай, но только победнее. Не тут то было, вьеты очень своеобразны и самобытны, тот, кто уже побывал во Вьетнаме в этом уже убедился, а для тех, кто ещё нет, предлагаю ещё одно доказательство — рассказ о религиозном течении, возникшем на юге Вьетнама и распространённом только в этой стране.
8
Примерно в 100 километрах к северу-западу от Хошимина, в пяти километрах от границы с Камбоджей, в провинции Тэйнинь расположен главный храм религии каодай — Верховный престол Каодай.
4
В фасадной части храма есть несколько дверей, мужчинам полагается входить справа, а женщинам слева, правда, насколько я понял, это касается только верующих, так как мы входили с супругой вместе и никто нам замечания не сделал. Хотя, возможно, это уступка для туристов, к которым здесь относятся очень благожелательно. Одеваться для посещения храма следует скромно, вести себя тихо, при входе следует разуваться. Внутри можно фотографировать, для съёмки людей необходимо их разрешение, правда, я много фотографировал, в том числе и верующих, не спрашивая разрешения, и никто недовольства не высказывал.
Многие, побывавшие в храме указывают на его схожесть с католическим храмом с некоторым азиатским наслоением. У меня сложилось устойчивое мнение о том, что Каодай как религия в целом, так и каодайские храмы в частности — это нечто впитавшее в себя понемногу от всех религий и, одновременно, что-то особенное, ни на что не похожее.
В архитектуре храма множество мелких очень красочных элементов, думаю, такой пестроты больше не встречается ни в одной мировой религии. В центре окна представлен глаз в треугольнике с расходящимися лучами — это левый глаз Бога, «всевидящее око» — главный символ каодая.
1
В маленьком зале, расположенном сразу при входе в храм находится фреска, на которой изображены: лидер китайской революции Сунь Ятсен держит тушечницу, справа вьетнамский поэт-мистик Нгуен Бинь Кхием и слева французский поэт и писатель Виктор Гюго, они пишут «Бог и Человечество» и «Любовь и Справедливость».
Далее входим в главный, огромный и очень красивый зал храма.
6
В плане он представляет собой прямоугольник, пол не ровный, а выполнен в виде ступеней, их девять — символизируют девять шагов к небесам. Так же пол на всём своём протяжении к алтарю поделён на несколько зон, центральная зона только для верующих, ступать на неё нельзя, сопровождавший нас служитель храма тщательно за эти следил. А по двум периферическим зонам можно спокойно передвигаться и осмотреть весь храм.
Справа и слева каждой ступени расположены колонны овиваемые драконами.
3
Напомню, дракон — главный символ вьетов.
3
Очень красиво выполнен и свод храма, он представлен в виде неба.
В конце основного зала находится алтарь. Здесь в окружении восьми колон, также переплетённых драконами находится огромный звёздный шар, символизирующий Землю, ну и в центре, как и положено, «всевидящее око».
3
Перед алтарём расположены семь позолоченных кресел, самое высокое и ближнее к алтарю — для папы Каодай, это место остаётся вакантным с 1933 года, остальные — для высшего духовенства.
Над алтарём, под сводом храма изображены главные святые религии, их список очень интересен.
2
В Каодай почитаются святые высокого ранга, их трое: Сунь Ятсен, Виктор Гюго и Нгуен Бинь Кхиен. Помимо этого к святым относятся: Сидхартха Гаутама (основатель Буддизма), ЛаоЦзы (основатель Даосизма), Иисус Христос (Христианство), Мухаммед (ислам), и многие другие, в том числе и наш Лев Николаевич Толстой. Такое разнообразие часто вызывает улыбку у туристов, однако на самом деле тут нет ничего удивительного, если познакомиться с историей возникновения и теорией Каодай.
Пару слов об истории возникновения религии.
Каодай — дословно переводится с вьетнамского как «высокая башня», а по смыслу означает «обитель бога». Одним из основных её основателем был государственный служащий Нго Ван Тьеу, очень образованный и эрудированный человек. С юношеских лет он постиг практики медитации, вступая в общения с духами (говорят, обычное дело для азиатов). После ухода на пенсию Нго Ван Тьеу ушел в горы, где полностью отдался медитации, 24 апреля 1926 года он вступил в устойчивый контакт с богом, назвавшимся каодай, и получил следующее сообщение: «В древние времена люди не общались друг с другом и не знали своих соседей. Поэтому Я для каждой расы основал разные религии, соответственно их обычаям. Сегодня люди стали общаться друг с другом и узнали об обычаях своих соседей. Но они от этого не стали жить в гармонии из-за многообразия своих религий. Поэтому Я теперь явился к ним, чтобы объединить все религии в одну и вернуть их к изначальному единству».
Таким образом, получаем, что Каодай — современная религия, призванная к объединению всех мировых религий, отсюда и необычный список святых и синтез архитектурных элементов и одновременно и схожие и своеобразные религиозные обряды. В настоящее время Каодай широко распространён во Вьетнаме, по разным данным его исповедуют от 2 до 3-х млн. человек. Честно говоря, я был поражен обилием каодайских храмов, встречающихся практически в каждом населённом пункте.
2
Во всех храмах четыре раза в день проводятся службы: в 6 утра, в полдень, в 6 часов вечера и в полночь. Туристам разрешается по присутствовать вовремя службы, и понаблюдать за её ходом с балкона.
3
Служба проходит под спокойную игру музыкантов, играющих на народных музыкальных инструментах. С определённой периодичностью бьёт колокол и верующие делают поклоны. Через несколько минут вся процессия перемещается на следующую ступень (ближе к алтарь) и всё повторяется. Так, постепенно, верующие добираются до алтаря и служба заканчивается, это длится около сорока минут, далее все расходятся по своим делам. Мужчины и женщины молятся раздельно, соответственно в правой и левой части храма.
2
Высшее духовенство облачено в одежды разных цветов.
4
Конфуцианская община в красном облачении, даосская — в синем, буддийская — в желтой, в белом — собственно сами каодай.
Также прилагаю 2-х минутный видеоролик, снятый во время службы:
Папский престол Каодай, это не только главный храм, это целый комплекс, состоящий из нескольких административных зданий, жилищ священников и послушников, здесь также находится больница традиционной вьетнамской медицины. К моему большому сожалению погулять по комплексу не удалось, так как мы, для посещения храма покупали тур, и гид постоянно нас торопил. В следующий раз, при посещении Вьетнама буду брать мотобайк на прокат и ездить куда надо и на сколько мне надо. Есть желание повторно посетить и главный каодайский храм. Тем более, примерно за пять километров до Тэйниня, хорошо видна гора Чёрная Госпожа (БайДэн), которая также вызывает большой интерес, так как здесь расположены пещерные храмы.
В заключение несколько полезных ссылок:
http://www.saigontourist.net — сайт самого большого хошиминского турагентства. Мы покупали тур здесь. Гиды только англо говорящие, но на сегодняшний день в Хошимине нет турагентств с русскоговорящими гидами. Есть только частные гиды, предлагающие приват-туры.