Столица Непала Катманду богата всевозможными историческими, культурными и духовными достопримечательностями, среди которых на первом месте, безусловно, ступы Бодданатх и Сваямбхунатх, храмовый комплекс Пашупатинатх, дворцовые площади Дурбар, Бхактапур и Патан, Но я хочу в первую очередь рассказать не о них, а о чуть менее известном Белом монастыре и тех неоднозначных моих впечатлениях, которые я получила от посещения его…
4
Так как моя поездка в Непал случилась спонтанно, то я оказалась не основательно подготовленной информационно относительно тех мест, которые хотела непременно посетить. Когда я ехала знакомиться с этим для себя mustsee объектом, то от непальцев только и смогла узнать о нём, что это ну очень, очень, очень красиво и обязательно, обязательно, обязательно нужно побывать!
А очень низкого скорости непальсий интернет не дал возможности расширить свои познания о Копане — Белом монастыре. Минимум информации да и та была совсем не практического характера, что он новый и что это любимое место Бориса Гребенщикова и Ричарда Гира
19
у подножья холма несколько дверей, инкрустированных великолепной работой с изображением священных животных символизирующих основные стихии. из которых состоит материальный мир: огонь, вода, земля и воздух
Поэтому мне в первую очередь хочется сказать о самых важных вещах, которые надо знать тем, кто соберется посмотреть Белый монастырь в Катманду
13
И самая древняя, она же самая святая ступа Сваямбхунатх (Манки темпл) и Белый монастырь находятся на одной дороге, что позволяет объединить их осмотр в один день! Я бы советовала сначала побывать в Белом монастыре, который находится на высоком холме Капан за Ступой Сваямбхунатх
9
вид на Ступу с окрестных улочек
А уже на обратном пути остановится в Манки темпле, потому что это не просто холм со ступой — это огромный комплекс, где легко можно провести целый день и все это время будет что смотреть и чему удивляться…
18
Будды примой линии передачи у подножья северной стороны холма со Супой сваямбхунатх
Буддистская ступа Сваямбхунатх занесена ЮНЕСКО в список Мест Мирового Наследия и является древнейшей в Непале (построена около 2.5 тысяч лет назад). Согласно преданию, под основанием этого грандиозного сооружения погребен священный лотос, произраставший из семени, брошенного одним из предшествующих Будд на дно громадного озера, некогда существовавшего на месте нынешней долины Катманду. Ступа расположена на вершине зеленого холма, откуда открывается живописнейшая панорама непальской столицы. В окрестностях ступы находятся многочисленные монастыри, принадлежащие к различным направлениям тибетского буддизма
8
Гигантская ваджра - символ гармоничного проявления человека во всех мирах. На самом деле вся широта, глубина и возможности ваджры, мало кому известны на Земле
Если взять такси от ступы Бодданатх, то до ступы Сваямбхунатх (Манки темпл) ехать будет относительно не далеко и обойдется это макимум в 400–500 непальских рупий (NRp) в переводе на доллары — 4–5 USD, соответственно, наших российских — около 200 руб. Почему — примерно? Это потому, что цена у такси не фиксированная, а как вы договоритесь. Но больше этой суммы ни в коем случае не платите, в разы меньше — это вопрос вашего искусства общаться и договариваться с местными таксистами.
12
обезьяны и на самой Ступе чувствуют себя комфортно, они то ничего не знают о ее духовной значимости
От Манки темпла до Белого монастыря можно прогуляться пешочком круто в гору, что большинство индусов и делает. Этот путь может занять около часа или больше в зависимости от того, как вы будете идти
4
Мой совет — ехать на такси по нескольким причинам, которые обязательно надо знать при посещении именно Белого монастыря.и
Он открыт для посещения только один раз в неделю — по субботам! И если вы хотите вкусить все прелести от посещения этого места, то ехать туда надо как можно раньше. Во-первых, потому что с утра там еще не так много людей и можно обозреть карсоты и чудесы без неимоверных толп народа
А второе, в это время там пока еще царит тишина. А уже к обеду стекаются массы индусов, которые очень любят посещать это место и поэтому там стоит неимоверный гвалт. Не смотря на кучу всевозможных табличек с предупреждениями хранить молчание и тишину, индусы безумолку трещат! Условие держать рот закрытым хотя бы несколько минут подряд — это выше их возможностей и сил
И пожалуй, самое главное, когда вы рано приезжаете в монастырь, у вас есть все шансы поприсутствовать на субботней службе!
Чему я несказанно обрадовалась! И лично для меня этот фактор стал ключевым в посещении Белого монастыря на холме Капан, по имени, которого его чаще всего и называют!
А все из-за того, что сам монастырь меня совсем не впечатлил, если не сказать, что разочаровал, если не сказать уж совсем откровенно, что до сих пор я сомневаюсь, а там ли я была???
Ведь сознание выхватило и запомнило из плохого интернета раскрученную там картинку ступы на фоне фонтанчика, которых я так нигде и не нашла… то ли потому, что мои опасения оправданы, то ли потому, что в монастыре кругом везде и всё перекрыто для прохода???
А на подступах к Ступе вообще целая череда преград, а соответственно и фонтанчик, если он там есть, то нет никакой возможности его узреть. Моя скромная попытка миновать первый шлагбаум на пути к ступе, вызвала такую бурную реакцию невесть откуда взявшегося охранника, что не иначе как он подумал, будто я уже уношу с собой и ступу, и весь монастырь в придачу!
8
ступа, фонарь, дерево
Да только ли к ступе не подойти? На каждом шагу висят таблички с категорическим запретом входить на ту или иную территорию и стоят шлагбаумы: «не влезай — убьёт»!!!
Мало того, что и без этих ограничений передвижения в монастыре не ощущается духа Присутствия, так ещё как будто бы специально там лишают желающих обрести состояние наполненности и сопричастности всеми этими грубо выставленными напоказ ограничениями и перекрытиями.
Если просьба хранить тишину и не курить на территории монастыря воспринимаются нормально, то запреты на распитие спиртного, наркотики и секс — выглядят в нём по меньшей мере странно и нелепо.
Для кого в этом специфическом месте таблички с такими запретами? Невозможно себе представить подобного дикаря, который бы поехал осматривать монастырь всего на несколько часов и для этого прихватил бы с собой водовки с целью там напиться или заняться сексом!!!
И тем боле явно, что эти таблички не для монахов и практикующих, так как уж кто-кто, а они-то точно знают о том, что можно и что нельзя делать в этой обители! И знают лучше всех остальных и точно не из запретных вывесок.
Как бы там ни было, специально или нет, такие, пугалово развешены по всему монастырю, но он и без них однозначно воспринимается пустой бутафорией и ничего собой не представляющим новоделом, хоть и красивым и старательно выдержанным в традициях.
Для туристов открыта только центральная лестница, состоящая из нескольких небольших площадок, в середине, которых возвышаются статуи будд.
Пролеты лесницы между чередой этих площадок перемежаются картинами с сюжетами из священных текстов
1 из 4
8
священные белые львы у подножия одной из статуй
А в общем и целом вся лестница ведёт к холму, на вершине которого восседает с огромная золоченная статуя Будды в окружении Дакинь!
15
6
У подножия этого холма с небольшой искусственный водопадик, ставший фоном для бесчисленных фтосессий
21
главная достопримечательность монастыря - холм со статуей Будды в окружении дакинь
Как раз монахи закончили фтографироваться и я тоже поросила одного из них запечатлеть меня, пока не набежал народ
14
Благо я была одна из первых посетителей, а минут через 15 там уже было не протолкнуться от обилия желающих, что практически лишает возможности заснять Будду без посторонних фигур с любого ракурса
5
Как это ни странно, но лично меня наибольшим образом впечатлили не позолоченные фигуры Просветленных существ, а инкрустированные филигранной резьбой двери под ними — у основания холма
7
ювелирно инкрустированные двери у подножья холма с фигурами Будды и дакинь
Изображения священных животных на этих дверях показалось мне такими впечатляющими, что я не могла пройти мимо и засняла каждое из них
1 из 10
6
дверные ручки
Вокруг искусственно созданного холма со скульптурной композицией из Просветленных, разбито несколько скромненьких уголочков с ландшафтным дизайном
1 из 6
8
уголки с ландшафтным дизайном вокруг холма с Буддой
Спарава от Будды с Дакинями находится огромное белое здание, которое судя по его гигантским размерам и планировке как снаружи, так и внутри играет роль крытой залы для медитаций и коллективных практик на случай непогоды — гомпы.
От нечего делать я поиграла с отражениями Будды в стеклянных поверхностях гомпы и сделала несколько наиболее интресных на мофй взгляд кадров с наложениями
1 из 5
4
отражение скульптурно йкомпозиции в окнах медитационного холла
А на крыше гомпы заприметилась уж очень одинокая и неприкаянная фигурка юнной и безвлосой монашки
5
монашка на крыше медитационного холла
Здесь же наверху, очень понравилось оригинальное и стильное решение вопроса заграждений
3
На матовом стекле оградки изображены основные символы 8-ми драгоценностей буддизма, которые чередуются с высказываниями как самого исторического Будды Гаутамы, так и разных дригих мудрецов
1 из 4
5
Я еще самую малость потопталась на верхнем пятачке в поисках интересных отражений
1
8
отражения
Но заполонившие все индусы, определили план моих дальнейших передвижений по монастырю — искать спасения там, где их как можно меньше.
Так я разглядела за красивой цветущей аркой лестницу, которая спускаясь, отделяет гомпу и Будду от небольшой площадки внизу
7
3
Здесь, биже к живой изгороди, есть то же небольая возвышенность. На ней увековеченная фигура первого Римпоче монастыря — Учителя и его Основател я
3
Я долго и внимательно читала табличку о нём и перед ним
6
памятник первому Римпоче монастыря и его краткое жизнеописание и достижения
3
Одно понятно с ходу и без дословного перевода, что Римпоче - человек, безусловно, выдающийся и достигший высот в практике и духовной реализации
6
Учитель и основатель этого монастыря
А от памятного места Основателю обители влево ведет романтичная дорожка, утопающая в зелени и цвету, на которой я чаще всего наблюдала монахинь, торопливо следующих куда-то за шлагбаумы и ворота
8
Кстати, для меня было большой неожиданностью увидеть в монастыре одновременно монашествующих обоих полов. Это казалось абсолютно невозможным, но это был факт
4
2
Причем, женщин, среди встреченных мною, было подавляющее большинство
4
Путем логического построения, проследив куда они чаще всего держат путь, я догадалась. что женский монастырь находится совсем рядом и практически граничит с этим мужским. Уже дома в Москве через интернет удалось установить, что так и есть в действительности и называется он — Кхачо Гхаки Линг.
5
Так вот укромная цветущая дорожка к женскому монастырю пролегает аккурат мимо монастырской Ступы за семью печатями-оградами, упоминаемой мною в самом начале своей печальной недоступностью для посторонних
3
Впрочем, в монастыре и кроме Ступы всё везде перегорожено и перекрыто для прохода, осмотра и практики
2
С одной стороны оно, конечно, и понятно — пусти козла в огород, так он и вытопчет там всю капусту! А монастырь, все-таки — действующий и в нем постоянно помимо около 500–700 монашествующих, проживают еще и приезжие практикующие, о покое и практике коих стоит заботится.
Слишком показательный пример с просьбой сохранять тишину! Да и как индусов о таком можно просить??? …ей Богу, не знаю… Ведь от этих табличек с предупреждением о молчании все равно никакого толка нет! Два индуса рядом — и уже целый рынок с его шумом отдыхает!!! …а их набивается в субботний день в Копан монастырь превеликое множество, поэтому гвалт и гомон стоит удручающий…
Но мне, как не праздношатающемуся туристу, а как человеку интересующемуся, кто хотел хоть самую малость прикоснуться к реальной буддистской практике, от этого было не легче. Ведь запрет на курение и без табличек соблюдается неукоснительно — во всяком случае, я не видела никого с сигаретами.
Короче, никакого особого интереса и удовольствия как сам новодел, так и то, что открыто для обзора туристам у меня не вызвали. И совсем уж не приходится говорить о чувстве благоговения и восторга от соприкосновения с таким уникальным местом.
16
парадный вид, охватывающий сразу все скульптуры
Пусто и скучно. Скучно и пусто. Смотреть здесь больше нечего и делать тоже.
13
Совсем не так мне хотелось провести время в одном из самых известных монастырей Непала — Белом монастыре Копан, который во всем образованном мире счистеется центром распространения истинного света буддистского учения не только местным, но огромному количеству западных практиков.
Когда, я сильно разочарованная уже, было, засобиралась сбегать из монастыря от нахлынувших толп индусов, вдруг раздались звуки барабана и песнопения в храме, в который до этого проход был закрыт. А сейчас распахнутая калитка с указателем ПУТЬ В ХРАМ, меня очень воодушевила! Понятное дело, что там началась служба!
10
центральный храм
Перед входом в храм стоят стеллажи с ячейками для обуви, потому что в Индии и Непале не принято в обуви входить во все без исключения священные места, к коим, естественно, принадлежат и любые храмы и уж тем более монастыри.
Рядом с храмом и у входа в него несколько плакатов с запретом на фото и видео съему
5
Выключив камеру и сняв кроссовки, я нерешительно подошла к открытой двери и увидела расположенных ровными плотными рядами наголо стриженных девушек в бордовых одеждах и в странных беретиках на лысых головах. Они все, сидя в позе лотоса, увлеченно пели и звонили в колокольчики. Перед ними на низеньких лавочках лежали разные ритуальные предметы, необходимые для службы.
Монахиня у входа пригласила меня войти и показала направление. …но я не решалась… Так как впервые в своей жизни попала на службу в действующем буддистском монастыре.
Индусы же, быстро столпившиеся за моей спиной, настойчиво попросили меня подвинуться и дать им дорогу. Увидев, как они бесцеремонно шествуют по периметру храма к алтарю, я тоже решилась войти и, дойдя до конца залы, присела под окошком.
Уже знакомая мне дежурная монахиня поднесла мягкую подушку, чтобы мне не сидеть на полу хоть и деревянном, но все-таки холодном! Устроившись сзади всех, я прекрасно видела все, что происходит в зале и постепенно стала разбирать слова и мотивы песнопений! УРААА!!! Какие-то из мантр я узнала!!! Так до меня дошло, что я оказалась на пудже!!!
Только это была большая пуджа — ганапуджа и шла она в расширенном формате по монастырскому чину! Действо так увлекло меня, что я невольно присоединилась к стройному хору поющих и знакомые места стала пропевать вместе с ними! Звуки больших барабанов и маленьких барабанчиков, колокольчиков и рогов, дружное резкое ПХЭТ, животворяще воздействовало на каждую клеточку всего моего существа!!! Потеряв счет времени, душа моя ликовала, а тело воспарило!!!
По залу понесли раздавать какую-то еду, как это положено по ритуалу. Издалека она выглядела, как наши сухие завтраки или овсяные хлопья, типа мюсли. Следующая девушка понесла нечто сильно напоминающее воздушный рис, скорее всего, именно его. Другая начала что-то разливать мизерными ритуальными ложечками. В это время ко мне присоединилась еще одна барышня из Австралии (об этом я узнала по окончании службы).
Следом за ней нахлынула толпа индусов! Всем без исключения дежурная по храму или по службе (не знаю, как это правильно у них называется) предложила подушки под мягкое место. И в нашем углу образовалось столпотворение. Меня со всех сторон толкали и пихали. Женщины цепляли своими сумками. Кто-то умудрялся на меня наступать. Кто-то облокачиваться, так это — по-свойски! Одно слово — индусы!
…но я была под таким кайфом, что меня вся эта индусская суета и толкотня нимало не беспокоили. И все же, на моё полное счастье, индусов надолго не хватило сидеть на одном месте, да к тому же еще и молчать! И они основной своей массой быстро собрались и схлынули, создав очередную волну возни и гомона, покидав на меня же свои подушки для сидения.
В это время последняя монахиня, что раздавала какие-то маленькие кусочки, обойдя всех практикующих монашек, направилась к нам и каждому из присутствующих тоже дала по мизерному кусочку какого-то необычного съестного. С виду оно мало что напоминало… разве, может быть, сильно старый и заветренный шоколад???
5
основной кусочек сушенного мяса я убрала до лучших времен. А чуть позже они наступили и я сфотографировала его в монастырском кафе. Чтобы было понятно какой это был кусочек по размеру он показан в сравнении с чайной ложечкой
Мы по примеру монашествующих в зале тоже должны были их съесть. Я надкусила свой маленький и очень странный кусочек. Это оказалось пересушенное мясо, к тому же невероятно острое! Австралийка поморщилась и выплюнула все в салфетку! Но и я основную часть тоже завернула до лучших времен, твердо зная, что освященной подношением божествам пищей нельзя пренебрегать.
Надкушенную крупицу сухучего мяса рассасывала и жевала до конца службы. А под конец оно мне уже даже показалось вкусным.
В это время завершилось подношение всем живым существам и всем существам просветленных классов! Последние мантры, посвящение заслуг и служба окончилась! Мы с соседкой из Австралии еще долго сидели под большим впечатлением пока зал полностью не опустел. Она нерешительно и шепотом у меня начала спрашивать про службу. Мне совсем не хотелось ей отвечать, но ради уважения к непразному интересу соседки я что-то ей сказала из того что знала в нескольких словах о ритуале и что раздавали, и что разливали, и зачем!
Она поблагодарила и деликатно отстала от меня! А я еще какое-то время наслаждалась состоянием наполненности и единения и в итоге тоже пошла в глубоком умиротворении рассматривать зал с алтарем.
Все говорило в храме о том, что это новострой, но очень хорошего качества! Но сейчас уже ни то, ни другое не имели для меня ровным счетом никакого значения!
8
6
вид на будду между жилых корпусов братии
Я довольно долго выстаивала на подиуме перед разными изображениями и скульптурами, восседавшими в позе лотоса, внимательно разглядывала буддистский алтарь со всевозможными символами и атрибутами на нем! Значение многих из них я не знала, но мысли как-то даже и не шевелились в сторону вопросов. Сколько времени я пробыла в храме, даже и потом не пыталась восстановить!
Но выйдя из безмолвной прохлады храма, была увлечена потоком индусов, желающих со мной запечатлеться на его фоне. Возражать не было ни сил, ни воли! Меня передвигали в разные места, окружая постоянно меняющимися лицами, и я машинально и безропотно делала все, что меня просили!
Вдруг, в какой-то момент поток индусов иссяк, и, не веря в своё освобождение, я сделала несколько кадров у входа в храм
1 из 8
12
херуки-защитники и охранители у входа в храм
Ближе к обеду туман над долиной Катманду развеялся и город стал довольно хорошо просматриваться. Не успев войти во вкус фотопроцесса, я увидела очередное полчище индусов, радостно движущихся в мою сторону. Поэтому пришлось прытко сворачиваться и улепётывать, что было мочи босиком по двору храма от пылких поклонников моей схожести с Лакшми, прихватив свою обувь под мышку.
Попытка сфотографировать окрестности вокруг монастыря и виды Катманду со смотровой площадки у храма, закончилась бесконечной чередой кадров на мыльницы и телефоны настигшими меня индусами в неугомонной жажде запечатлеться на моем фоне! Пока я панически не сбежала от них, не видя конца и края этому безнадежному действу!
1 из 9
2
Так что, пожалуй, единственный недостаток раннего и короткого приезда в монастырь — это вряд ли удастся заснять потрясающие панорамные виды из-за утренней дымки или, скорее всего - смога, над густонаселенной столицей!
2
5
Спустившись по ступеням вниз ко входу с сувенирной лавкой, накупила на подарки серебряных колечек с разными символами по смехотворной цене в 1 USD!!!
Cдала с рук наруки дежурным монашкам, выданный мне при входе беджик с важно опознавательным знаком для слепо-гло-немых (будто и так не видно) - Guest
…и уже даже было вышла на автостоянку для скутеров и мотоциклов и по совместительству стоянку для такси…
5
2
Тут мой водитель, присмотревший меня еще издалека, настоятельно порекомендовал откушать в монастырской трапезной!
Есть совсем не хотелось, но идея показалась заманчивой с познавательной точки зрения! При входе в монастырское кафе, мое внимание привлекли огромные окна с роскошными видами на долину Катманду и женский монастырь
2
У одного из окон обедала группа монашек. Я не раздумывая присела за ближайший столик и стала разглядывать как виды, так и трапезничающих девушек в монашеских одеждах
5
Недолго отвлекаясь на заказ и бегло просмотрев меню, я сразу поняла, что здесь стандартный набор фастфуда и всевозможных перекусов, типа чипсов и кока колы, которые даже в голодную годину не потребляю себе во вред за своих кровно заработанные.
И уж точно не в буддистском монастыре, где хотелось отведать что-нибудь особенного, приготовленного самими монахинями. Таким блюдом оказались тибетские вегетарианские мо-мо на пару! Нам они напоминает и по виду и по способу приготовления манты, только из рубленных овощей. Хотя мясные, наверное, будут один в один с хинкали и мантами. Эти непальские мо-мо были тоже по смехотворной цене — 80 NRp = 8 USD!
3
В этом кафе я сосредоточилась на своих наблюдениях за трапезничающими монашками. Из чего было сделано заключение, что девушки ходят сюда на покушать не от хорошей жизни! А от желания разнообразить свой рацион и хоть как-то да побаловать свои вкусовые рецепторы.
А одна из них, явно утомилась вообще от монастырской кухни в любом ее виде! Она с таким отвращением копалась в своей тарелке, растопыривая пальчики, что смотреть на неё без слез было невозможно!
4
У всех ее спутниц нервы оказались не железными и терпение в итоге иссякло! Они дружно оставили ее сидеть и распальцовываться одну за своей вермишелью с подливой.
1
Мои наблюдения прервал звук, брошенной на стол тарелки с мо-мо. От неожиданности я подпрыгнула — уж никак способ подачи еды не корреспондировался ни с местом, ни с теми, кто в нем служил и присутствовал. Но кинутая на стол вслед за тарелкой розетка с соусом, вернула к реальности… бывает, значит, и так!
Хотя вид этих мо-мо был самым настоящим из всех, что я встречала и едала в Непале, а вот вкус оставлял, все-таки, желать лучшего, как, впрочем, и сервис.
4
Но делать нечего… я достала кусочек сушенного мяса, тщательно припасенного с ганапуджи и принялась за свою трапезу.
2
Вкушая эти мо-мо после долго рассасываемого остатка сушенного мяса, я сочувственно смотрела на страдающую над тарелкой с лапшой монашку, и размышляла про себя… Может быть, в этом монастыре специально такое отношение к еде, к сервису и к людям, чтобы совсем и напрочь отбивать всем подряд вкус к мирской жизни???
…или наоборот? Чтобы никому не повадно было даже помышлять о монастырском подвижничестве??? Так сказать, дополнительный отбор в виде изощренных препятствий к жизни молитвенной и уединенной???
Ну, а как еще можно было объяснить это хамское обслуживание, отвратительную еду и огромную кучищу выпяченных нелепых для монастыря запретов?!
Как бы там ни было, но от еды, как и от осмотра монастыря я не получила никакого удовольствия! И если бы не фантастическая ганапуджа, то Белый монастырь Копан остался бы для меня самым неинтересным местом не только в Катманду, но и во всем Непале.