Наше путешествие в Минский цирк начинается на выходе со станции метро Купаловская. Перейдя улицу Энгельса, мы попадаем в Александровский сквер.
Наше путешествие в Минский цирк начинается на выходе со станции метро Купаловская. Перейдя улицу Энгельса, мы попадаем в Александровский сквер.
Небольшой скверик в самом сердце Минска имеет богатую историю и не случайно служит центром притяжения городской жизни. Официальное его блеклое название «Центральный сквер» давно уже в народе заменено на историческое — Александровский. Возможно, во многом благодаря близости к одной из многочисленных резиденций главы белорусского государства Александра Лукашенко. Во-о-он она. Ближе фотографировать запрещено!
Сквер был заложен в середине 19 века, в период бурного роста Минска на месте рынка. Грязь, запахи, крики торговцев и другие атрибуты рынка быстро надоели тогдашнему губернатору, дом которого находился напротив. По его распоряжению торговлю здесь запретили и разбили сквер. Это произошло в 1872 году. Александровским его назвали по часовне имени Святого Александра Невского, возведенной тут и разрушенной уже в 1929 году. Через пару лет после основания в сквере устроили фонтан — в честь открытия городского водопровода. А фонтан украшала скульптура «Мальчик с лебедем» итальянца Бернини.
Фонтан со скульптурой существует и поныне и может с полным правом считаться одним из символов Минска.
Также вскоре в сквере был возведён городской «зимний» театр (ныне Национальный театр им. Я.Купалы). На открытие театра в 1888 году прибыли члены императорской фамилии.
Рядом с театром находится красивое архитектурное сооружение — знаменитый общественный туалет, или «ретирад», как тогда говорили. Пожалуй, другого такого общественного заведения нет нигде. Молва и так, и эдак объясняла появление малой архитектурной формы в стиле «ампир». Самой распространённой была байка о том, что поссорились некогда два друга, и один из них построил этот самый туалет по образу и подобию дома обидчика, только в миниатюре. Отомстил таким образом. После недавней реконструкции театра и туалет «реконструировали в кассы», убив тем самым и легенду.
Из сквера виден также и Дворец Республики, называемый в народе «саркофагом» и главная ёлка страны на главной же площади страны.
Мимо Дома офицеров выходим на главный Минский проспект — проспект Независимости. За свою двухвековую историю он сменил множество названий. При царе это была улица Захарьевская, при поляках — Адама Мицкевича, при советах — Советской, Сталина и Ленина, после обретения суверенитета стал проспектом Франциска Скорины, а потом проспектом Независимости. По мне, так не очень удачное название, потому что от кого и чего только сейчас мы не зависим.
И вот, наконец, мы подходим к цирку. Вот фото из нета 2008 года.
А это современное фото, после реконструкции. Внешний вид практически не изменился, а вот за цирком, прямо на набережной Свислочи, бывшем месте отдыха и прогулок минчан, возводят отель Кемпински. Как всегда, деньги решили всё.
А вот вид на стройку из окна цирка. Вдалеке заметно колесо обозрения.
Первое упоминание о профессиональном цирке в Минске относится к 1853 году. Минские улицы тогда пестрели афишами, зазывавшими почтеннейшую публику на «весьма шумное и красное зрелище мастеров всевозможных телодвижений». На привокзальной площади был раскинут шатер, где выступала труппа под руководством австрийца Карла Генне. Вполне вероятно, что приезжали в Минск и другие мастера этого популярного вида искусства. Но своего стационарного цирка здесь не было вплоть до 1884 года.
Вскоре в Минске появилось своё деревянное здание цирка, расположившееся на пересечении Петербургской и Коломенской улиц (теперь здесь — Михайловский сквер). За долгие годы здесь выступали такие знаменитости, как Анатолий Дуров, Иван Поддубный, Заикин, Никитины, Феррони, Танти.
В ночь с 24 на 25 июня 1941 г. во время бомбежки здание сгорело. Первые бомбежки также уничтожили цирковых зверей. Эвакуировали только труппу. В ту пору в Минске на гастролях была дрессировщица морских львов Ирина Сидоркина вместе со своими питомцами. С собой их забрать не смогли — им вообще нужны особые условия перевозки. Морских львов просто выпустили в Свислочь… Дальнейшая судьба зверей неизвестна, но ходили слухи, что их видели в Днепре. Артистам на сборы дали всего несколько минут.
После войны Минскому цирку привезли из Орла деревянное здание, которое и установили на месте нынешнего. А в качестве гонорара в Орел отправили канистру лучшего хлебного самогона и сало в четыре пальца толщиной (неслыханная роскошь для послевоенного времени).
После войны здание цирка в парке Горького выглядело так:
По окончании войны правительство СССР приняло решение о возведении в стране 20 цирков. Право стать первым предоставили Минску. 30 октября 1954 г. начались работы по строительству нового здания цирка.
Строительство было завершено в 1958 г., а открылся цирк 11 февраля 1959 г. Накануне открытия решено было создавать оригинальную белорусскую цирковую программу. В качестве художественного руководителя был приглашен Евгений Милаев. А с ним и его молодая жена — красавица Галина Брежнева. Она, кстати, сделала немало для минского цирка. Г. Брежнева уговорила знаменитую Анель Судакевич (звезду немого кино, а после — театральную и цирковую художницу) поработать с новой программой белорусского цирка. Программа, по словам очевидцев, получилась по-настоящему яркой и невероятно красивой.
Бронзовые люстры, и поныне украшающие интерьер цирка, подарил Московский электроламповый завод в 1956 г.
Остались также старые перила лестниц.
С апреля 2009 г. здание Белорусского Государственного Цирка было закрыто на реконструкцию. В ходе реконструкции рядом с нынешним зданием цирка построены репетиционный манеж, гостиница для приезжающих на гастроли цирковых артистов и помещение для касс. Площадь перед зданием цирка украсили скульптурные композиции. Автор работ скульптор Сергей Бондаренко.
Реконструкция коснулась и внутренних помещений, инженерных конструкций, обеспечивающих выступления и безопасность артистов, а также арены, которая за считанные часы может превратиться в бассейн или каток.
Гардеробные помещения, сохранив стилистику, «опустили» в подвал.
Теперь, чтобы одеться после представления, необходимо спуститься вниз по узкой лестнице, а затем по ней же подняться на выход. Такого столпотворения раньше я не замечал. Не продумано абсолютно. Детки там совсем малюпаськи ходят, которых просто можно и не заметить.
На стенах появились барельефы.
На потолках витражи.
В нишах двери.
Одним из главных атрибутов цирка моего детства был оркестр. Он подыгрывал артистам, бил барабанную дробь при исполнении опасных трюков. А дирижёром был сам Михаил Финберг, игравший тогда в хорошую музыку, а не в унылую политику… Сейчас в цирке звучит запись музыки, антураж прежнего цирка утерян. Хотя стулья с пюпитрами я всё же нашёл в одном из коридоров. Может, всё-таки они возвращаются?
Буфет! Как много в этом слове! Многие ходили в цирк только ради буфета. Взрослые могли позволить себе дефицитного в те годы пива или даже 150 коньячку. И жёны не препятствовали, ведь папа с детьми в цирк пришёл! А я вспоминаю мороженое! В бумажных стаканчиках и деревянной палочкой. Какое оно было вкусное! А как текло по рукам и капало на штаны! Ведь его можно было только лизать…
По-прежнему вы встретите здесь злобных тётенек: «Сюда нельзя! Гардероб там!»
Именно на наших (вот почему так?) местах не оказалось нумерации кресел, но мы методом дедукции вычислили их. Сели с супругой на два наугад. Сын со своим билетом немного опаздывал. Через несколько минут после начала представления к нам подходит очередная тётенька: «Покажите ваши билеты!».
(про себя) — Б…, почему именно мы?
(вслух) — Вы мешаете нам смотреть представление!
Знаете, что она нам ответила? — На ваши места пришли люди!
(про себя) — Б…, ё…., о….!
(вслух) — Как это?
Этими людьми оказался наш сын! Просто кто-то из нас сидел на том месте, на которое у него был билет. На наше замечание, что на креслах нет маркировки, тётенька пробормотала что-то типа: «Унасканикулыдетибалуютсямынеуспеваем» и с чувством собственной правоты удалилась.
Но весь негатив пропадает, как только окунаешься в действо на арене. Как будто возвращаешься в детство, на пару часов становишься ребёнком. Громче всех смеёшься над клоуном, умиляешься дрессированным собачкам, восхищаешься мастерству воздушных акробатов.
А в конце представления пошёл снег и выросла новогодняя ёлочка.
Очень позитивный заряд на весь год!
Цирку все возрасты покорны!