Зальцбург живет и дышит памятью о своем гениальном земляке. Почти в каждой витрине можно увидеть характерные коробки конфет красного цвета с изображением Моцарта. Многочисленные сувениры посвящены ему, даже шнапс, и тот продается в бутылках формы скрипки. Я очень люблю фильм «Амадей», смотрел его несколько раз, и перед полетом в Австрию — тоже. Когда шел в дом-музей Моцарта, все же перед глазами был его образ, созданный актером Томом Халсом. Но портреты гения, висящие на стенах родительского дома, все же дают другое представление о его внешности и даже характере. Наверное, в жизни Моцарт был немного скромнее и строже того образа, что был создан в фильме. Итак, мы пришли к этому дому на одной из главных улиц города. Здесь 27 января 1756 года родился Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт (таково его полное имя).
1
Этот дом в 18 веке принадлежал коммерсанту Иоганну Лоренцу Хагенауеру, и сюда, на четвертый этаж, в 1747 году въехали Леопольд Моцарт и его жена. Здесь и родились семеро их детей. Но, увы, выжили только двое — Мария Анна и Вольфганг Амадей. Квартира состояла из кухни, маленького кабинета, спальни, мастерской и гостиной. Поднимаемся по узкой крутой лестнице. Что же, родители Моцарта жили достаточно скромно. Невысокие потолки, несколько комнат, скромная обстановка. Вот кухонька, где готовилась еда.
А вот главная комната, где стоит рояль, на котором играл Моцарт.
1
В другой комнате — его клавесин.
1
И еще один такой инструмент.
Скрипка Моцарта.
В детской — портрет Вольфганга и Марии.
1
Их матери Анны Марии.
1
На стенах — разные фото, документы, бумаги, связанные с именем Вольфганга. В одной комнате — небольшой памятник.
Вот картины с изображением молодого Моцарта. Он прожил в этом доме 17 лет.
Потом Вольфганг переехал жить на Макарплатц, что располагается совсем недалеко, через речку. Раньше эта площадь называлась площадью Ганнибала. Вот она, а справа дом, где Моцарт жил семь лет, с 1773-го по 1780-й.
1
Комнаты, которые снимал Вольфганг, были намного просторнее, чем в родительском доме. Потом сюда переехал его отец, Леопольд. И жил в этом доме до самой смерти (1787 г.) Моцарт написал свои первые известные произведения в этом месте, например, «Re pastore» (KV 208). Здесь тоже главное место занимают музыкальные инструменты, на которых играл гений.
В самой большой комнате располагается орган.
Стенд, посвященный Марие Анне Моцарт, сестре Вольфганга. Ее письма к нему, дневники, воспоминания — очень важные документы для историков, занимающихся биографией Моцарта.
А вот страницы, исписанные рукой гения.
2
На стене — портрет маленького Вольфганга со скрипкой. Он научился играть на ней в возрасте 4 лет, а в пять стал сочинять собственные произведения.
1
Часть музея посвящена матери Моцарта. Она была талантливой пианисткой, часто сопровождала сына в поездках. Анна Мария умерла в 1778 году в Париже, именно во время одной из таких поездок.
1
В доме-музее стоят разные предметы быта Моцарта, сохранившиеся с тех времен.
1
16 октября 1944 года во время авианалетов одна из бомб угодила в этот дом и разрушила его на две трети. После войны здание было восстановлено, а в 1989 году дом был приобретен международным фондом, посвященным великому композитору. Стоимость посещения обоих домов-музеев Моцарта — по 7 евро. С «Зальцбург-карт» бесплатно.
PS. Вот только почему-то недругу и завистнику великого композитора - Сальери не посвящено в музеях ни грамма внимания. Это и понятно, ведь в представлении людей этот придворный композитор исходил большой досадой из-за того факта, что произведения Моцарта вызывали искреннее восхищение всех людей, а сочинения Сальери нравились разве только важным вельможам, его ученикам и явно не претендовали на бессмертие. Я не верю в то, что Сальери отравил великого композитора, но уверен, что Антонио очень хорошо входил в доверие хозяев страны, скользким типом просачиваясь в высшие сферы и получая все новые и новые должности.
Тема взаимоотношений этих двух людей так же бессмертна, как и произведения Моцарта. Люди, лишенные талантов, все так же м ныне умело проникают поближе к власть придержащим, чтобы потом, с высоты занятых позиций, руководить и контролировать, держать и не пущать. Иногда подобные взаимоотношения перекидываются и на туристическую тему.
Однажды я был свидетелем такого диалога. Один автор ответил на несправедливую критику его прекрасного рассказа так: "Ты можешь что угодно здесь писать, но факт остается фактом - я в этом деле Моцарт, а ты Сальери". Он был прав, потому мне запомнился этого случай. И я очень долго буду помнить рассказы этого замечательного автора, а вот последователи его оппонента вряд ли смогут претендовать на это. И не только у меня.