И сейчас самое время немного рассказать о том, как пользоваться железными дорогами в Италии. Если вы уже пользовались ими и все знаете, смело пропускайте пару абзацев или прочитайте и в комментариях можете дополнить или даже поругать автора за неосведомленность.
Первое, что нужно знать о железнодорожном транспорте, это то, что в Италии не одна железнодорожная компания, а целых две. Для нас это немного необычно, так как альтернативу РЖД представить как-то трудно. Это как авиакомпании — есть Аэрофлот, Трансаэро и пр. В Италии авиакомпания одна, зато железнодорожных компаний целых две: Trenitalia и Italo.
Последняя располагает исключительно скоростными поездами класса еврострар, курсирующими между крупными городами. Высочайший уровень комфорта и различные услуги вроде wi-fi, ТВ и т. д. Сами составы выглядят весьма брутально
1
Стоит также отметить, что кассы или терминалы для покупки билетов у Trenitalia и Italo свои. Соответственно, билеты на поезда этой компании можно приобрести в кассах вокзалов или автоматических терминалах с символикой Italo. Trenitalia значительно более распространенная компания. Поезда этой компании курсируют как на основных магистралях вроде Рим — Милан, так и между небольшими населенными пунктами. Вообще, надо сказать, что железнодорожный транспорт на Апеннинах развит очень хорошо, если не сказать больше. Практически в любой, даже очень небольшой населенный пункт можно добраться по железной дороге. Видов поездов тоже достаточно много — от высокоскоростных (до 300 км/ч) — Eurostar Italia Alta Velocità до вполне умеренного Treno Regionale (R или REG). Собственно последними и пользовались.
Региональные поезда, которые курсируют только в определенной зоне, или между двумя соседними регионами (Interregionale) останавливаются, как правило, на всех остановках, вагоны могут быть двухэтажными, оборудованы сидячими местами. Путешествие в таких поездах рассчитано на 30–80 минут, а интервал движения варьируется от 30 минут до двух часов. Скорость региональных поездов — от 90 до 140 км в час.
1
Разновидность региональных поездов — Treno Regionale Veloce (RV) — быстрый региональный поезд, который, по сравнению с обычным, делает меньшее количество промежуточных остановок, тем самым сокращая время пути. Билеты на региональные поезда продаются без указания мест. Купить билеты можно в кассе или автоматических терминалах, в которых можно выбрать наиболее удобный для вас язык (итальянский, немецкий, английский или испанский). Терминалы принимают оплату как наличными, так и банковской картой. Не беспокойтесь если, покупая билет для 2-их или 3-их путешественников, вы получите только один «тикет». Это совершенно нормально. Однако купить билет — еще не достаточно — нужно активировать поездку на специальном валидаторе.
Билет нужно аккуратно засунуть в щель и продвинуть влево до характерного жужжания матричного принтера. На билете должна остаться отметка о валидации в виде даты и времени. Без этой процедуры билет считается недействительным, а его владелец — «зайцем». Мы специально акцентируем внимание на этой простой, но важной и необходимой процедуре исключительно для того, чтобы вы не оказались в положении, когда билет оплачен, а контролер вполне законно тем не менее требует с вас штраф в пару сотен евро. Впрочем, если вы планируете много поездок по Италии (и не только) на поезде, то есть смысл задуматься о приобретении «проездного». Eurail предлагает различные тарифы в зависимости от плана путешествия. С такой картой путешествовать по Европе не составит труда. Мы в этой поездке такой картой не пользовались, так как не было необходимости в большом количестве поездок. Однако программой для Андройд от этой компании пользовались и остались очень довольны. Во-первых, бесплатно. Во-вторых, актуальное расписание всех поездов по всей Европе всегда с вами, ибо программа оффлайновая. Итак, закончив, небольшой экскурс в мир железных дорог Италии, мы прибываем в древний город Сиена.
Железнодорожный вокзал кажется несколько хоатичным сооружением и понять как попасть в город не так-то просто несмотря на то, что указатели Bus city развешаны на каждом шагу. Но именно обилие указателей, как это не странно, и создает путаницу. На самом деле город находится значительно выше вокзала и чтобы до него добраться нужно просто двигаться на эскалаторах (а уровней 5 или 6) все время вверх, пока не окажитесь на небольшой площади, с которой собственно и отправляются автобусы в город. Впрочем пользоваться транспортом совершенно не обязательно — до исторического центра не больше 20 минут пешком.
Историческая часть города и вправду поражает свой аутентичностью особенно, если гулять по ней в первой половине выходного дня.
Магазины в это время, как правило, не работают, туристов и местных жителей на улицах очень мало. Конечно, в Сиене как и любом туристическом городе есть места из разряда must see.
И, пожалуй, главное — Пьяцца дель Кампо (Piazza del Campo)
1
Это центральная площадь Сиены, которая имеет форму створки ракушки, состоящей из девяти сегментов. С XIV века площадь была средоточием жизни города, на которой разворачивался рынок и собирались горожане по самым разным поводам, будь то решение политических вопросов или прведение праздников. Часть этой традиции сохранилась до сих пор: дважды в год, 2 июля и 16 августа, на площади разворачивается Палио — знаменитые скачки, к которым весь год тщательно готовятся все 17 контрад (кварталов) Сиены.
1
Сегодня площадь окружена не только фасадами средневековых зданий, но и многочисленными ресторанчиками и сувенирными магазинами и на мой вкус напоминает скорее рынок, чем исторический памятник. Сама площадь немного напоминает пляж — туристы сидят и даже лежат на брусчатке.
2
Удовольствие это показалось мне несколько сомнительным, так как не все видимо знают, что оставлять после себя окурки неприлично. Стоит также обратить внимание на силуэт Палаццо Публико (Городская ратуша, Palazzo Pubblico) и башню Торре дель Манжа (Torre del Mangia), у подножия которой возвышается небольшая мраморная часовенка, возведенная в 1352 году в благодарность Деве Марии за спасение от чумы, поразившей город в 1348 году. На противоположной, возвышенной стороне площади находится фонтан «Источник радости» (Fonte Gaia) — копия произведения Джакопо делла Куерча, созданного в 1409–1419 годах и соединившего в себе элементы готики и Возрождения.
1
Сиенский кафедральный собор (Duomo di Siena)
Сиенский Собор, посвященный Успению Пресвятой Девы Марии, был возведен в XII–XIV веках, в период, когда Сиена была процветающим средневековым центром, и собор должен был соответствовать силе и богатству самого города. Фасад, в котором превалируют белый и черный цвета, является смешением романского и готического стилей. Над его нижней частью с арками, переходящими в шпили, и скульптурами работал Джованни Пизано, верхняя часть фасада с его шпилями, нишами и большим круглым центральным окном — творение Джованни ди Чекко.
Все перечисленные достопримечательности вне всякого сомнения стоят того, чтобы их посетить, полюбоваться их величием и красотой, узнать об их истории. И все же мне Сиена запомнилась вовсе не этим. Город (точнее центральная историческая часть) поразила своей гармонией стиля — в основном красный кирпич, необычные фактуры и детали. Готические элементы на зданиях, традиционно вывешенное за окно белье…
Все это создает совершенно необычное ощущение будто ты на машине времени переместился ну если не в средние века, так точно на пару сотен лет назад. Тут не видно проводов, нет кричащей рекламы и даже дорожные знаки и указатели умудряются как-то маскироваться и вписываться в исторический облик.
1
Стоит лишь чуть-чуть отойти от центральной площади и вы окажитесь в жилых кварталах, где кажется ничто не изменилось за последние 100, а может и все 300 лет. Поражает тишина и покой, который царит среди множества узких улочек города. В отличии от Флоренции, Сиена показалась более чистой и ухоженной, а облупившаяся штукатурка, облетевшая краска или даже дерево, давшее всходы на крыше зданий, скорее подчеркивает, а не портит общий колорит.
И еще мне показалось, что одного дня на этот город катастрофически мало, хотя большинство путеводителей убеждают нас в обратном. Обойти центр города и осмотреть большинство достопримечательностей можно и в самом деле за один день, но рассмотреть фактуру, насладиться колоритом и как-то даже приобщиться к его атмосфере — на это нужно немного больше времени.
Город определенно не располагает к быстрой ходьбе и суетливым движениям, так как создан для созерцания истории.