На этот раз мы специально приехали в Иматру во второй половине дня, чтобы посмотреть на водопад, о котором довелось слышать много восторженных отзывов. И после увиденного, вторя им, хотелось сказать: «Шедеврально». Сделать заключение: Впечатляет. Стоило приложить усилия, чтобы посмотреть.
2
Чему в очередной раз удивляюсь, так это тому, как нашим соседям удается из решения технической задачи сделать зрелище, посмотреть которое собирается множество людей.
1
При этом нет ничего лишнего, надуманного: естественная красота каменного каньона, мощь низвергающейся воды, устремляющейся, толкаясь и брызгая, туда, где ее течение сольется с другими водами Вуоксы, при этом почтительно утихомириваясь.
7
Вместе с этой силой стихии на тебя обрушивается и сила музыки Сибелиуса. Не менее мощная и торжественная. Со школьных времен помню, как учительница под звуки музыки Грига говорила: «Представьте себе норвежскую природу, гранитные скалы, фьорды» и т. д. И я представляла… А здесь даже воображение не надо подключать.
5
Практическая сторона вопроса выглядела так. Прежде, чем поехать, я прочитала, где и как лучше будет смотреть, однако, в полной степени воспользоваться советами не смогла, т. к. вспомнить куда идти: направо-налево, было невозможно.
Взглянув, что на мосту собралось уже немало народа и на спуске к воде тоже, было решено пойти ближе к плотине, единственное, что я помнила, что там лучше слышно. Получив полное удовольствие от низвергающейся воды под звуки музыки, повосхищаясь, решили всё же посмотреть, как оно будет с других мест.
2
Если спуститься к воде (у моста) — тоже здорово, потому что видно, как прямо на глазах повышается уровень воды. И вот уже бурлящие волны совсем недалеко, в лицо летят совсем мелкие капельки воды (можно сказать, мелкодисперсная смесь воды и воздуха). Но музыки здесь совсем не слышно, всё заглушает рокот воды.
3
Любопытство толкало дальше. С моста тоже хорошо видно: перед глазами предстает вся картина. Но остроты первого впечатления уже не было.
Зато перейдя на противоположную сторону, можно наблюдать, как наполняется водой ущелье, а после окончания «водопада» вода продолжает свое стремительное течение, постепенно убывая и оставляя после себя мокрые скалистые берега.
На этом travel-заметку нужно было бы закончить. Разве что добавить о других существующих развлечениях, когда проносясь над ревущим потоком, можно не только себя испытать, но и другим свою отвагу продемонстрировать.
2
Нам же после полученных эмоций и перед тем, как отправиться дальше в путь, хотелось спокойной созерцательности, поэтому отправились на прогулку по тенистой тропинке вдоль опустевшего к тому времени русла по направлению к Вуоксе. Было на удивление тихо.
Так мы дошли до места, где почти все близлежащие камни были испещрены надписями имен, в том числе и на русском. Вот, думаю, вроде и не у нас в лифте, а всё исписано. Смущали, правда, даты, да и русские фамилии, написанные через ятъ.
1
Поблизости встретился камень уж с совсем странной надписью, из которой можно было понять лишь «Екатерина II» и «бразильский король Педро».
Немного об истории Финляндии я знала, тем не менее упоминание Екатерины II меня удивило (сейчас посещение охотничьего домика российского императора далеко на севере, в Лапландии, удивляет, но не больше). И причем здесь король Бразилии? Узнать об этом я смогла уже позже, после возвращения домой.
О том, как король, хоть и был бразильским, но предпочитал жить в Европе, а его посещение Иматры вполне вписывалось в рамки поездки в Россию. О том, как Екатерина II ввела в моду светской молодежи поездки к водопаду, а у Анны Керн есть самые настоящие путевые заметки (вполне подходящие для туристического сайта, если бы смогли пройти модерацию).
5
В этом процессе познания узнала и о печальной славе этого места, которое полюбилось самоубийцам, а на тех камнях, что мы видели, написаны их имена. В дальнейшем, правда, усомнилась в достоверности информации относительно погребальных камней, и скорее поверю в версию, что эти надписали означали примерно: «Тут был я». Но страница страшной истории этого места была уже открыта. Жуть ее состоит в том, что покончить счеты с жизнью здесь стало МОДНЫМ. Несомненно, люди, приехавшие сюда с такой целью считали свою жизнь невыносимой, но то, что для этого они отправлялись в столь популярное место свидетельствует о том, что именно мода толкала их на этот непоправимый шаг. Ну, это моё мнение. А факты таковы, что таких людей были десятки в год, так что в начале ХХ в. запретили продавать ж/д билеты Санкт-Петербург — Иматра в один конец. Но и это не очень останавливало. Да, и могло ли? 1909 год. Из поэмы Саши Черного:
Был на Иматре. — Так надо.
Видел глупый водопад.
Постоял у водопада
И, озлясь, пошел назад.
Мне сказала в пляске шумной
Сумасшедшая вода:
«Если ты больной, но умный —
Прыгай, миленький, сюда!»
Могло ли подобное явление в том или ином виде не проявиться в творчестве? Появилась «Дева Иматры». Неудивительно и то, что скульптура «Дева Иматры» установлена рядом с каньоном. В описываемой мной прогулке мы её не встретили, позже довелось видеть на фотографиях, но особого внимания она не привлекла, равно как и не возникло желания увидеть воочию при последующих посещениях Иматранкоски. Но намедни я внимательно посмотрела фотографии скульптуры … Да, это изображение самоубийцы. И, как многие работы финских скульпторов, глубоко символично. Дело даже не в малопривлекательном теле, самое главное — нет лица. Человек потерял свой Лик.
Может и правда, не стоило открывать этот ящик Пандоры?