Эти древние фундаменты трудно не заметить. Но задаться вопросом — почему здесь соседствуют камни разных культурных слоев, скорее всего, захочет не каждый, направляющий свой объектив фотоаппарата на «древние развалины». В лучшем случае кто-то сфотографируется «на фоне», а между тем некоторые знания пробуждают предположения, дарят ассоциации.
Так здесь, например (для наглядности) культурные слои были выровнены на одной плоскости и мы, таким образом, можем одним взглядом охватить и античность и средневековье.
Поднимать уровень или снимать почвы, венцы умеют. Так знаменитый оперный театр, который сегодня украшает некогда музыкальную столицу Европы, был построен в 1869 году на месте, окруженном когда-то старой крепостной стеной, которая к тому времени утратила свое оборонительное значение.
Однако здание театра вначале все же оказалось несколько «приниженным», так как было построено на более низком уровне. Ему сразу же дали презрительные названия, вроде «утопленной шкатулки», так что архитектор Ван дер Нуль, который вложил в свое творение весь свой талант, не выдержал травли и покончил с жизнью.
6
Впоследствии почвы вокруг оперного театра опустили, здание «приподнялось» и теперь заслуженно является гордостью венцев.
Пройдемся по Вене не спеша, может быть и еще что-то откроется, ведь древний город не скрывает своих тайн, нужно только не пропустить, не пробежать — остановиться и увидеть.
Собор св. Стефана не только величественное строение необыкновенной красоты, но и легенда, историческое место, в котором содержатся такие воспоминания, что Гюго вполне мог бы написать еще один роман вроде собора Парижской Богоматери.
6
Вот несколько следов на стене. Две железных, звмурованных в стену болванки и какой-то притертый круглый след…
Когда-то люди, купившие у торговцев материю, могли приходить сюда и перемерять купленную ткань — вдруг обманули! Если у св. Стефана результат был иной — с ним не спорили, а просто исправляли ошибку или обман.
Круглый след — тоже мера — к ней прикладывали хлеба. Семьи были большие и караваи тоже были не малые.
А вот камень, избитый, отшлифованный чем-то… Такие камни ставили рядом с углами домов, чтобы кареты, проезжавшие по узким улицам не разрушали дома. Судя по поврежденности камня, он не раз принимал на себя тяжесть колес карет, охраняя стену дома.
2
Если завернуть во дворики, то откроется как правило, не панорама замкнутого пространства, а средневековая старинная улочка, петляющая довольно резкими зигзагами. Почему? В те времена человек не чувствовал себя защищенным (об этом свидетельствует и архитектура, храмы-крепости), поэтому, чтобы убегавшим было легче увернуться от пущенных вдогонку стрел, улицы конструировались с такими вот резкими поворотами, которые на каретах было преодолевать совсем не просто.
4
Венцы чтят традиции. Хотя иногда древнее, зеркально отражается в новом, современном, как Собор св. Стефана в зеркальной поверхности строения напритив.
4
А это традиция далекого прошлого — дерево, в которое путники достигая Вены, забивали гвозь «на счастье». Есть и другие трактовки — выбирай любую, ведь правду о том, что это означало, мы уже так и не узнаем.
1
А вот уж традиция — так традиция! Знаменитые венские балы и сегодня тревожат умы жителей города и гостей, готовых выложить приличную сумму за право побывать на бале. Дресс код строгий: женщины в длинных бальных платьях (девушки до 24 лет в белом), мужчины одеты во фраки, смокинги или военные мундиры.
Первый бал дается 31 декабря, завершает череду балов знаменитый бал в Оперном театре.
Так в 2014 году этот бал назначен на 27 февраля. Входной билет — 390 евро, но если вы хотите на балу не только стоять всю ночь, но и присесть, тогда вам придется купить ложу. а она стоит 18500 евро.
А еще нельзя курить весь вечер… А еще уметь танцевать вальс (не только с поворотами направо, но и налево).
Если не умеете — вас постараются научить: генеральная репетиция в этом году назначена на 26 февраля, но и она стоит денег. Стоящее место 15 евро, сидящее до 45 евро.
Вот в этом зале Густава Малера обычно проходят репетиции.
2
Когда я была на экскурсии в опере и мы нашей большой русской группой ходили по красивым фойе, и нам рассказывали о балах, один из моих молодых соотечественников сказал с некоторой растерянностью и даже возмущением: деньги плати, да еще и танцуй!
Освободиться от денег в опере можно не только на балах. Вот эта гостиная предназначена для тех, кто хочет провести антракт в спокойной обстановке. Это стоит всего-то 500 евро… Зато ты можешь уединиться с друзьями, со своей дамой, выпить бокал шампанского и поговорить по душам.
2
Не знаю — как вы, а я, хоть и улыбнулась над моим соотечественником, но его фраза «за такие-то деньги» тоже нашла во мне самый живой отклик.
В Вене немало милых кафе. Некоторые (не проходите мимо) приглашают посидеть и со своими любимцами — домашними котами. Об этом говорит и этот чугунный кот.
3
Конечно, на все приглашения не отреагируешь и все таблички не рассмотришь, но на эту стоит обратить внимание. Здесь вместо этого супермаркета был дом, где умер Моцарт. Дома нет и табличка висит на соседнем… Но все же! Остановимся, хотя бы чуть-чуть.
2
Иногда наоборот — есть дом, да, как говорится «не тот».
В этом доме когда-то снимали фильм о Шуберте и здесь по легенде жили сестры, которых композитор учил музыке.
На самом деле в этом маленьком и очень типичном для того времени доме, никто, связанный с Шубертом никогда не жил, но «как бы шубертовский адрес» все равно существует.
2
Я помню тот фильм… Еще расскажу вам о Шуберте и Бетховене (дом Бетховена тут рядом), но это в другом рассказе.
Детали-детали… Кстати на бал можно не только прибыть на авто, но и в фиакре. Правда прогулка совершается по установленному кругу, и 20 минут стоит 55 евро, но… может быть как-то договоритесь…
Обратите внимание на подставки — подхвостники у лошадок. Забота о чистоте территории!
3
Вот уже другие лошадки — знаменитые артисты Испанской школы верховой езды. Говорят, что эти лошадки особой испанской породы рождаются вообще черными, потом становятся " в яблоках», а потом входят в возраст такой белоснежности.
5
Поскольку я смотрела на лошадку с любовью — другие это почувствовали и тоже выглянули, чтобы посмотреть на меня. Это я так подумала!
5
А вот снова Опера. Все фотографируют парадный вход, а я непрезентабельный, но важный, о многом говорящий! Дело в том, что репертуарная политика театра предполагает невозможность повторения одного спектакля два дня подряд, поэтому декорации для каждого спектакля ставят каждый день новые(!)
3
Декорационный цех находится в 20 минутах езды от театра и этот фургон в данный момент, как раз въезжает для того, чтобы разгрузиться, так как привез декорации для оперы «Богема»…
Я не стала фотографировать пирожные и сосиски, но облизнулась совсем на другое яство.
Недалеко от оперы, я, заглянув в витрину магазина, увидела множество распростертых крыльев роялей, и не каких-нибудь, а Steinway!
Стояла как ребенок перед витриной с игрушками или сластями. Молодой парнишка настройщик приветливо помахал мне рукой, и я сняла его на свою видео камеру.
3
А это кафе, где любил откушать Троцкий, и другие гегемоны революции.
Не буду туда заходить!
2
Лучше остановлюсь у таблички, что, к счастью не закрасили, а оставили, как память. Это табличка, которую оставляли наши солдаты на домах, после взятия Вены — досмотрено. не опасно, мин нет…
5
Известно, что тогда Сталин издал указ брать Вену с осторожностью, оберегая исторический город от разрушений. Наши солдаты клали жизни, очищая Вену, можно сказать лишь с винтовками в руках. Взяли. Освободили. А американцы прилетели и разбомбили… Оперный театр тогда был тоже разрушен, его восстановили позднее…
Многое может рассказать город, если ходить по нему не спеша.
Когда я летела в Вену, все мои друзья предостерегали меня от холода, мороси и ветров, что традиционны для этого времени года. Я приоделась, приготовилась к худшему и вдруг! Солнечный день и никаких дождей и ветров. Может быть Вена тоже (вместе с теми лошадками) почувствовала, как тепло у меня на сердце от встречи с этим городом и отдарила теплом!