Круиз выбран с 24 августа по 04 сентября 2009 года т/х «А. Радищев», Москва-Санкт-Петербург-Москва. В этот круиз, я совершенно не собиралась, был уже месяц июль, но очень хороший человек мне сказал «что ты будешь сидеть весь отпуск на даче, езжай, проветрись», и вот внимательно, с трепетом, дрожа от волнения и предвкушения, рассмотрев расписание круизов я нашла: время и теплоход, отвечающий моим «скромным» требованиям: 4 палубы — большие теплоходы моя любовь (не в коей мере не хочу оскорбить любителей других теплоходов с меньшим количеством палуб), одноместное размещение, санблок в каюте, большое обзорное окно, и о чудо мне «полагается» холодильник, про который я прочла в описании каюты.
Итак, я вроде все такая же что и в прошлые мои путешествия, теплоход, правда, другой (свои предыдущие круизы я совершала на т/х «М. Калинин» который сгорел, его восстанавливают, но под иностранных туристов — увеличивают размеры кают за счет палуб). Этот теплоход носит название «А. Радищев», он красив, белоснежен, с синей, как полагается окантовкой и «Водоходовскими» крашеными трубами цвета бордо, такой же четырехпалубный.
В момент нашего отплытия от Северного речного вокзала (первый день круиза) началась очень сильная гроза со всеми, последствиями — дождь, молния, громом. Вода окружала нас со всех сторон
Следующее утро, как и последующие, начинались с того, что я открываю занавески и перед моими окнами пассажиры — сокруизёры прохаживаются в ускоренном темпе, наматывая круги по палубам.
Второй день круиза. Углич.
Появилась очень приличная пристань с широкими, гранитными ступенями. Пройдя через строй сувенирной продукции, мы устремились к достопримечательностям — Спасо-Преображенский собор, церковь Дмитрия — на — крови, Палаты дворца удельных князей — да простят меня жители Углича, на крыше палат появилась растительность в виде какой-то травы, появилось какое-то запустение.
Раньше в Спасо-Преображенский соборе пела групп «Ковчег», теперь они исполняют песни в рядом стоящем здании, в самом соборе теперь не проводят экскурсии (раньше показывали иконы, которые были спасены при затоплении деревень при строительстве водохранилища), просто зашли, поставили свечи, оставили записки, кто хотел, и все.
Наших потом еще куда-то повели, но я не пошла и медленно, прикупив колокольчик — положив тем самым начало любимому туристическому развлечению — покупка сувениров, начала движение к кораблю. Из неизменного — переодевание в княжон, царей, и мужчина, играющий на рюмках в которые налита вода. К вечеру небо очистилось от туч и облаков, и солнце развлекало нас самыми разнообразными оттенками, от красного до желтого и наоборот, оно то пряталось за деревья, далеко на берегу то вновь появлялось над горизонтом, и в конце исчезло в воде.
Посмотрев на звезду Сириус — яркая, белая, огромная и совершив «круг почета» по своей средней палубе я отправилась спать. Эх, если бы я знала, КТО сидит-бдит-охраняет антенну, палубой выше, так сказать энциклопедия, готовая рассказывать о реках, озерах, разливах, то мой сон не начинался бы так рано, эх…
Третий день круиза. Горицы (ударение на букве и).
Пришли мы намного раньше часа так на полтора, и у нас было время походить немного по твердой земле, запастись заранее сувенирами, что бы потом не отвлекаться на них. После обеда у нас было посещение Кирилло-Белозерского монастыря на берегу Сиверского озера. Потихоньку идет реставрация, яркое впечатление это воздух пропитанный ароматом флоксов, было такое ощущение, что сидишь в клумбе с цветами, настолько был пряный воздух.
1
При проходе через главные ворота опять «списали» один грех. Очень толстые стены. Дорожки выложены камнями, но они не примыкают друг к другу, а немного отстают друг от друга и еще они отличаются по высоте, поэтому идти трудно. На восстановленной части монастыря проживают монахи и та часть закрыта для посещения. В этот раз экскурсовод была не так интересна, как в прошлое посещение, хотя кто в первый раз тут побывал, этого было достаточно, но таких было очень мало.
Четвертый день круиза планировался без остановок, должны были пройти Онежское озеро и через реку Свирь попасть в Ладожское озеро. На палубе было ветрено (пока шли самым краем Онежского озера, можно сказать юго-западной частью), но есть любители и такой погоды. Шли по реке Свирь встречали много барж везущих щебень, песок, лес кругляк, нефтеналивные танкеры тоже были, все это я наблюдала, дремля в каюте, обилие кислорода, для нас городских жителей, вводило меня в дремоту. Но ближе к вечеру случилась остановка в Мандрогах, так сказать «индейская» деревня в русском исполнении.
Мандроги, а точнее деревня — Верхние Мандроги, расположена на берегу реки Свирь, между Ладожским и Онежским озерами, рассчитана на иностранных туристов, там показан «традиционный» уклад жизни, промыслы, здания, и конечно предлагают сувениры по завышенным ценам. Но я там уже второй раз и поэтому, сфотографировавшись на уже «освоенных» участках стоянки и углубилась в лес, благо нашелся единомышленник, точнее единомышленница. Стоянка планировалась полтора часа.
Чуть в сторону от этой стоянки и уже лес не такой ухоженный, уже в своем первозданном виде, дорога уже представляет собой мелкую гальку, гравий, утоптанная глина, а не разноцветные булыжники. В лесу растут грибы, всевозможные ягоды, прошли место, где распиливают древесину, пахло так, что хотелось стоять и дышать, распиливали явно что-то смолистое, и, найдя подходящий камень для засолки капусты (моя знакомая хотела привезти из поездки) мы повернули обратно к кораблю, садилось солнце. Периодически встречаются косвенные следы прохода лошадей. Вечерело, закат почти закончился, и наш корабль покрылся тонким налетом воды — туман. А комары здесь размером с хорошую стрекозу, выращивают и их что ли, так сказать для создания полного погружения в Россию?
Пятый день. Валаам.
Шли к Валааму в тумане, порой было трудно определить, где линия горизонта, небо сливалось с водой, она была везде, куда ни кинь взор, даже бинокль не помогал. Но на подходе к Валааму мы увидели картину, что над островом синее небо, как нам потом рассказала экскурсовод, камень нагревается, а потом отдает, тепло и как бы отгоняет холодную погоду, но все это не спасает от ветреных зим. На острове примерно очередность развития природы сдвинута на две недели по сравнению с материком и там по их меркам, было лето в самом разгаре.
На Валааме все корабли заходят в Большую Никоновскую бухту, откуда продолжаются экскурсии, либо в Центральную усадьбу Спасо — Преображенского действующего мужского монастыря или по скитам Валаама. У нас было и то и другое. Нас погрузили на «Ом» и началось путешествие в Центральную усадьбу, мы по самой кромке воды огибали все заливы и бухты изрезанного острова во время нашего маленького путешествия нам рассказывали о Валааме. Почти от пристани ведет лестница, с высокими гранитными ступенями, к монастырю.
Рядом с ней площадка для обзора, внизу виден сад раньше нас туда водили, там растут яблоки, виноград, цветы в этот раз нас туда не повели. Главным сооружением монастыря является Спасо-Преображенский собор. К собору примыкает пятиярусная колокольня ее высота 72 метра. Затем нас проводили к Игуменскому кладбищу, здесь похоронены все игумены монастыря. Что поразило так это клумбы цветов, лилии каких-то невероятных размеров еще какие-то цветы и все это в ухоженном состоянии.
В прошлое посещения, столбы линии электропередачи были помещены в деревянные колодцы, т. к. на острове невозможно вкопаться вглубь — гранит, в этот раз все столбы были помещены в бетонные трапеции. На входе в монастырь тем, кто не позаботился заранее, выдавали юбки на завязках и платки, розовые и зеленые. Вторая экскурсия была после обеда по скитам. Сила человеческого духа и природа — высокие сосны, можжевельник, крутые обрывы, ветер, яркое солнце, синее небо и вода, вот что первым приходит на ум при вспоминании о Валааме.
Шестой день. Санкт-Петербург, Питер. Первый день.
В это раз наш корабль отдал швартовые в Уткиной заводи, рядом с Вантовым мостом или как его официальное название Большой Обуховский. В городе мы будем два дня. Погрузившись в автобусы, мы начали обзорную экскурсию по городу. Побывали на стрелке Васильевского острова там как всегда свадьбы, и молодожены, разбивающие на счастье бокалы о гранитные шары на счастье. На стрелке ветрено и сделав фотографии на память, мы пустились дальше в обзорную экскурсии, сюда еще вернемся, но только вечером — будем разводить мосты.
В Петропавловской крепости мы оказались около двенадцати часов и посмотрели развод караула, что-то наподобие такого же мероприятия как в Москве только без лошадок, а с Петром I и выстрелом из пушки, открывающей это действо. Выстрел был настолько громким, все знали, что он будет, но вздрогнули, и у меня камера почти выпала из руки. Потом нам показали скульптуру Петра I, каким он был при жизни по свидетельствам современников. Петр I работы Шемякина довольно необычен, мы привыкли к другому Петру, а здесь маленькая голова, длинные руки, длинные кисти.
Обозрев достопримечательности, и подождав опаздывающих, мы поехали на обед в гостиницу «Москва», там у нас был шведский стол довольно приличный, присутствовали все три блюда, количество подходов не ограничено. Гостиница «Москва» находится рядом со Cвято — Троицкой Александро-Невской лаврой. Время на обед и посещения лавры было достаточно. Побывав в лавре и сделав все, что меня просили, я побежала в рядом стоящий торговый центр, заканчивалась флешка для фотоаппарата.
Там сей товар не продавался, и почти отчаявшись, я решила пройтись по рядом прилегающей улице, и о чудо увидела «Евросеть» и, купив там 2 гигабайта памяти для последующих воспоминаний, я поспешила в автобус. В Исаакиевский собор мы попали во второй части нашего продолжительного туристического дня. После посещения Собора остались в памяти высокие зеленые колонны из малахита заканчивающиеся где-то высоко золотыми сводами. Вечером того же дня была запланирована ночная экскурсия «Ночной Петербург» с разводом мостов.
Ночная экскурсия началась в 23.30. Ночь — на удивления была теплая, гуляли не только туристы, но и жители города, некоторые играли в «летающую» тарелку при свете фонарей. Показали Чижика-пыжика, установлен в 1994 году на реке Фонтанке рядом с 1-м Инженерным мостом, некоторые попытались, загадав желание бросить монетку, так что бы она осталась на его маленьком постаменте. Ночной город выглядел совершенно другим не таким, каким он был днем — другие цвета зданий за счет разноцветной подсветки, тот же Вантовый мост как бы парил над рекой, у него была подсвечена каждая ванта.
Кроме нас, еще многие решили полюбоваться на развод мостов, но как рассказывала наш экскурсовод, что это малая часть, летом в самый разгар сезона к берегам невозможно было подойти, места нужно было занимать заранее. По Неве шустрили экскурсии на маленьких катерах. Наибольшая красота развода мостов видна, когда уже нет белых ночей, т. к. в белых ночах не так резка граница темноты и подсветки мостов. Покрутившись еще по городу, мы поехали на корабль. Наш экскурсовод ночевала с нами на корабле, завтра она наш экскурсовод в Павловске.
Седьмой день и второй день в Петербурге.
Русский музей, Павловск. Утром, проснувшись достаточно тяжело — все-таки прибыли где-то в районе 3 часов ночи, и прихватив «сухой паек» поехали сначала осматривать Русский музей, а потом в Павловск. Музей располагается в Михайловском дворце, это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. В музее осмотрели малую часть экспозиции, картины, скульптуры. Город Павловск располагается в двух с половиной десятках километрах в южную сторону от Петербурга, на реке Славянка.
Начался дождь, и он устанавливал нам свои правила в этот день. Осмотрели мы только дворец, по самому парку мы не решились прогуляться, дождь шел стеной. Дворец представляет собой полукруглое здание, в музее представлена великолепная коллекция русского портрета, живописных полотен, скульптуры. Во время войны здесь были немцы, многие скульптуры были спрятаны. Показывали, в каком состоянии был дворец после освобождения, на фотографиях было трудно понять, что и где, настолько он был поврежден. На улице все шел дождь, который не прекращался до нашего отплытия.
Восьмой день. Лодейное поле, Свирьстрой.
Проснувшись утром от яркого солнца, показалось, что весь день будет солнце, но уже к началу завтрака пошел мелкий и очень сильный дождь. В это раз нас высаживали для экскурсии в Лодейном поле, а не как в прошлый раз в Свирьстрое. На выбор предлагалось 2 экскурсии либо в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь или в Введено-Оятский женский монастырь. Я вторично решила побывать Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре. Наши автобусы располагались рядом с тем местом, где стоял наш теплоход, прошлепав по мокрому песку вперемешку с мелкой галькой по довольно длинному полю, мы погрузились, дождь постепенно заканчивался.
По дороге нам рассказывали об истории края, и конечно об истории обители и ее настоящем бытии. Ехали мы по дороге с обеих сторон окруженной высокими и стройными соснами. Раньше, в части монастыря располагалась психиатрическая больница и только летом этого года она была выведена в специально построенное для нее здание. Только возвращенные, здания представляют ужасное зрелище, в окнах нет стекол, обшарпанные стены вплоть до кирпичей с отвалившейся штукатуркой. Та же часть, которая была возвращена ранее, все так же красива, синее небо, беленые стены, зеленые купола.
Здесь покоятся мощи Александра Свирского, люди приходят поклониться им, прося об исцелении, ища заступничества, совета, наставления. Кто хотел, взял святой воды. Обратно на корабль нас повезли в Свирьстрой. Во время войны здесь шли ожесточенные сражения до сих пор здесь находят колючую проволоку, снаряды некоторые еще в боевом состоянии. Пересекли реку Свирь по мосту. Продолжали ехать, как будто сквозь строй высоких сосен порой вызывало удивление за счет чего они держаться, во многих местах осыпные склоны и было видно, что толщина слоя земли всего несколько десятков сантиметров, а потом песок. После обеда мы ударились в привычное состояние туриста — покупка сувениров.
Девятый день. Остров Кижи.
Днем, когда проходили Онежское озеро, штормило, окно мокрое от брызг, качались занавески и туристы ходили, слегка покачиваясь из стороны в сторону, хотя некоторые считали что это не шторм, а так сквознячок, но тем, кто это пережил впервые, хватило впечатлений. В этот раз остров нас встретил солнцем и сильным ветром. Накануне был дождь и поэтому черная пыль от шунгита — ископаемый уголь (его много на острове) не поднималась, в прошлый раз я мои джинсы были черные от пыли.
На острове мы осматривали 22-главую летнюю церковь Преображения Господня, часовню, крестьянский дом, мельницу, амбар, кузницу, баню. Наконец утвержден проект реставрации церкви, Преображения, устанавливают подъемные механизмы для постепенной замены совсем сгнивших бревен. На сайте Кижей обещана, насколько это возможна прямая трансляцию процесса.
Вечером долго не ложилась спать, ждала с подругами, когда пройдем Череповец- сердце металлургии России в прошлый раз, он меня поразил, на фоне почти черного неба виднелись портовые краны похожие на застывших жирафов. Были видны всполохи сварки, и разноцветные дыма из труб и конечно неповторимый «аромат». В этот раз было все гораздо скромнее, дым был, но не было снопов искр от расплавленного металла, хотя издалека все это напоминало Мордер — высокие трубы, яркое красное пламя сквозь дым.
Десятый день. Ферапонтов монастырь, Горицы.
Делаем вторичную остановку те, кто из туристов захотел, была организованна зеленая стоянка, другие и я в их числе посетили Ферапонтов монастырь, хотелось посмотреть фрески иконописца Дионисия. Эти фрески находятся в Ферапонтовом Белозерском Рождества Богородицы мужском монастыре. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ехали мы до него порядка 30 минут. Сам монастырь стоит на холме между двумя озерами — Бородавским и Паским.
Экскурсовод нам рассказала, что все фрески были сделаны за 1 месяц, сейчас там идет реставрация. Сначала производится съемка с очень большим разрешением, что бы были видны все существующие проблемы. Раньше разрешали посещение собора, если влажность была нормальной, сейчас, похоже, нашли выход, во всех помещениях стоят передвижные кондиционеры и, похоже, ионизаторы воздуха. На обратной дороге леса сменяли друг друга.
Одиннадцатый день. Мышкин.
В этот раз в Мышкине у нас был целый день. До обеда экскурсия по городу после, свободное время в городе. Еще когда наше путешествие начиналось, и мы шли от Углича, уже было видно, как изменился город, появились гостиницы, одна из них прямо на берегу и были видны другие изменения. Город очень изменился за 3 года (с 2006 года). На пристани нас встречали Мышка и Кот со своим приветственным выступлением. В этот раз экскурсия была отлична от стандартных. Нас повели сначала в кузницу посмотреть на работу мастера.
Рядом располагается мемориал павшим Мышкинцам во время Великой Отечественной Войны. Все сделано без пафоса, красиво, если такой термин можно применить. Затем Никольский храм, наконец отреставрированный, сейчас он ярко желтого цвета с белыми колоннами и золочеными куполами музеи валенок, льна, «Амбарные мыши». В самый известный Музей Мыши нас не повели. На этом официальная экскурсионная программа была закончена. После обеда решили походить по городу самостоятельно. Сувенирные мышки всевозможных видов, во всевозможном исполнении.
Город очень изменился, сносят старые дома, строят новые, для жителей это хорошо, но туристам не знаю…. Если бы я в Мышкине была в первый раз, то он не запомнился мне таким, каким он стал, он был бы одним из. Надо конечно отдать жителям города должное «раскрутить» город в такой близости к Угличу это надо уметь и захотеть.
Вечером этого дня был Капитанский ужин, пришел наш рулевой-Капитан теплохода — Мешков Василий Николаевич, пассажирский помощник Анненков Алексей и шеф-повар нашего ресторана и женщина главная над девушками убиравшими наши каюты. Вечером на гала-концерт я не пошла, была и не единожды ранее, лучше посидеть на палубе полюбоваться на воду, берега. Что я и сделала, посидев и поговорив с новыми друзьями.
Двенадцатый день. Канал им. Москвы. Шлюзы. Северный речной вокзал. Москва. Конец.
Весь день шли — ползли — крались по шлюзам со скоростью улитки, ведь мы многотоннажное судно и если пойдем со своей обычной скоростью это 24 км/ч то расплескаем всю воду. Чемодан собран, сувениры бережно упакованы в большую сумку, и это притом, что я собиралась покупать только колокольчик с названием города посещения и можжевеловую подушку с Валаама.
Такси заказано. Но ужином нас покормили, хотя и в 18.00. Северный речной вокзал встретил нас шумной московской жизнью, садилось солнце.
А теперь сухой остаток.
Быт. За чистотой следили, после дождя поручни и палубы протирались, урны не стояли полными, команда не болталась по палубам, ее не было видно за исключением рабочих моментов. Почти все каюты убирались во время нашего завтрака, пылесосили, каждый день меняли маленькие полотенца. Еда. В этот раз было заказное меню. Завтрак, на выбор: сыр, мясная нарезка, йогурт, каша, котлеты, сардельки и др. и пр.
Обед, на каждый вид (первое, второе, третье) выбирали из трех позиций. Ужин, бокал вина всегда, также выбор из 3 вариантов, основного блюда и гарниров, и сладкое к чаю. Корабль ухожен, но почему-то на шлюпочной палубе, на корме происходил ремонт краски, ее соскребали и поэтому круговой сквозной проход был невозможен.
Можно сказать, что т/х «А. Радищев» достойная замена т/х «М. Калинин», увидимся еще с ним.