Этот солнечный полуостров южной Европы не зря притягивает к себе миллионы туристов в любое время года. Италия — совершенно уникальная страна. В Италии есть все: кухня, мода, музыка, футбол, автомобили, искусство, архитектура, природа, вулканы… Почти весь мир знает, что такое паста и пицца, восхищается Ferrari и Поваротти, Армани и Буффоном, Микелянджело и Ботичелли.
И даже в советское время Италия была близка нам как никакая другая капиталистическая страна. Потому, наверное, что ее облик никак не вязался с наступающим и одновременно загнивающим империализмом. Итальянцы представлялись нам или в образе весельчака Челентано или мелодиста Тото Кутуньо, нам казалось, что главный музыкальный праздник в мире проходит в Сан-Ремо, а единственное интересное место в Евпропе — падающая башня в Пизе. Да и инновационные по тем временам Жигули и те с итальянскими корнями. О жестоких законах мафии мы тоже узнали от итальянцев. Жизнь в стране замирала, когда красавец комиссар Катани в одиночку боролся с мафиози во главе с негодяем адвокатом Терразини. Куда там Изауре с ее проблемами…
Со временем Италия не потеряла своей притягательности. Наоборот, мы с еще большим любопытством смотрим в сторону города, куда ведут все дороги. Однако от пустой болтовни и мечтаний пора переходить к конкретике.
Посмотрим, что нам предлагают местные авиалинии, каковых не так много — всего одна. Лоукостер Wind Jet приказал долго жить еще год назад. Однако не все так плохо. Alitalia готова сделать нам спецпредложение. Ищем билеты на период осенних школьных каникул. Более или менее подходящий вариант — с 27.10 по 05.11 до Пизы с пересадкой в Риме. Ну и ладно, Пиза так Пиза, оно и к лучшему — точно увидим башню, которая по слухам вот-вот упадет. Погода в это время обещает +15–20 тепла, что совсем неплохо для последнего месяца осени и неизбалованных теплом россиян.
Сначала запланировали очень стандартный маршрут для тех, кто в Италии впервые: Рим (это ж Рим, кудаж без него), Венеция (ну вроде если в Италии, то без нее вообще никак), Флоренция (тут тоже вопросов нет) и Пиза, конечно (во-первых, башня, во-вторых мы туда прилетаем). Но, немного поразмыслив, почитав отзывов в интернете, по-прикидывав маршруты, стало понятно, что не стоит следовать сложившимся канонам. Италия — это несколько регионов, провинции и масса больших и малых городов и поселков со своей культурой, архитектурой и, конечно, кухней. И мешать все в один грандиозный, но при этом хаотичный коктейль расхотелось. Италия стоит того, чтобы там побывать не раз и не два. Каждый регион достоин того, чтобы его изучили, испробовали на вкус, вдохнули его аромата отдельно от других не менее достойных, а не отделались парой щелчков фотоаппарата с изъезженным сюжетом кадра из серии «я тут был», «я и башня» коих в «одноклассниках» и прочих соцсетях не счесть. И потом всегда хочется чего-то необычного, этакого такого, чего другие не видели и о чем не знали.
Но, прежде чем вкусить всех прелестей старушки Европы, российский турист обязан, понятное дело, сначала получить входной, точнее въездной билет. Визу то есть. Процедура кому-то кажется немного унизительной, кому-то правильной. Я отношусь к ней как к данности. Пусть чиновник в посольстве посмотрит и оценит, достоин ли я увидеть Вечный город или не дорос. Другой вопрос, что оценка эта, как правило, зависит от состояния банковского счета. Но, не мы эти законы устанавливаем… Тем более, итальянцы вроде бы как дают визы без особых проблем. Привыкли к нам, видимо, а может кризис…
И действительно. В плане виз итальянцы щедры. Просили на 10 дней, получили на год. Не мелочатся. Визовый центр весьма комфортен, много окошек, механизм отлажен. Не нашли только фотокиоска. Зато срок оформления документов занял всего 3 дня, а на подачу-получение паспортов было затрачено менее получаса.
Все готово к путешествию.
Перелет до Рима сложностей не вызвал как и пересадка на стыковочный рейс до Пизы.
От Пизы до Флоренции добраться можно двумя путями: поездом или автобусом. Ночью поезда ходят очень редко, поэтому решили воспользоваться автобусом. Цена вопроса — 6 евро с человека. Автобусы ходят строго по расписанию. Вот официальный сайт компании-перевозчика http://www.terravision.eu. Тут можно сразу купить билет. Нужно только его распечатать и предъявить контролеру. Хотя ничто не мешает приобрести билет на месте — в аэропорту есть касса.
Виды ночной Флоренции поначалу напомнили мне кадры из фильмов-катастроф. Пустынные улицы, окна закрыты ставнями. Вообще эта традиция итальянцев задраиавать окна ставнями (делают они это не только днем в жару, но и в любое другое время) кажется немного странной. Но, в стране, где нет дефицита солнечного света, наверное, это оправдано. В гостинице, проснувшись, мы всегда открывали окна и балконную дверь. Хотелось насладиться осенним теплым ветром и солнцем. Возвращаясь в номер, мы неизменно обнаруживали закрытые на щеколду ставни, и наглухо занавешенные тяжелыми шторами окна. Горничные, видимо, не оценили нашу тягу к свету и свежему воздуху.
На первый день мы запланировали неторопливую ознакомительную прогулку по городу без какой-либо цели. Прогулялись по центру, поглазели на витрины магазинов, посидели за чашечкой кофе. Я не очень люблю эспрессо, пью в основном кофе с молоком и сахаром, но тут… Крепкий и ароматный, без намека на кислоту, с воздушной пенкой… В общем кофе — это культ. Пьют его много и он действительно хорош решительно везде.
Кухня. Казалось, что вот сейчас я как Джеймс Оливер впитаю все прелести тасканской кухни и по приезду смогу написать «Свою Италию». Паста, пицца, пршуто… сыр… А где знаменитая капаната? Где ризотто с неповторимым сливочным вкусом? Похоже туристический бум превратил самобытную итальянскую кухню в банальный фаст-фуд. Однако, кажется, нам удалось найти то, что приоткрывает дверь в тасканский вкус. Заведение под названием «За» (Za) вполне может оказаться путеводителем по миру итальянской гастрономии. Во всяком случае более вкусного трюфельного соуса, чем тот, что здесь подают к равиоли, мне пробовать не приходилось. А вспоминая восхитительный флорентийский стейк, желудок до сих пор ностальгически постанывает. В общем в этом буйстве кулинарного ширпотреба пока еще можно найти что-то стоящее.
На следующий день мы запланировали экскурсию на автобусе «HopOn-HopOff». Уже не в первый раз пользуемся этой системой и каждый раз убеждаюсь насколько это полезное изобретение. Для тех, кто еще не пробовал этот метод путешествия по городу, дам небольшую справку. «HopOn-HopOff» — это европейский бренд и одновременно обозначение системы организации экскурсий по городам Европы на двухэтажных автобусах с аудигидом на 8 языках. Прелесть таких экскурсий в том, что билет приобретается сразу на один или два дня, автобус курсирует по определенному маршруту (в крупных городах, как правило маршрутов несколько) с остановками у наиболее интересных мест и достопримечательностей. Вы можете выйти на любой остановке, гулять, фотографировать, сидеть в кафе, а потом, дождавшись следующего автобуса, отправиться дальше до следующего интересующего вас объекта. При покупке билета вам выдадут одноразовые наушники, с помощью которых можно подключиться к аудиогиду, выбрать русский язык и прослушать рассказ о городе, достопримечательностях и местах, которые расположены по маршруту движения автобуса. Также при входе в автобус, вам дадут карту с маршрутом экскурсии, расписанием движения и прочей полезной информацией. Для каждого города, где есть такие автобусы можно найти сайт с тарифами, маршрутами, расписанием и возможностью купить билеты онлайн. Вот пример сайта для Флоренции. Мне такой способ осмотра города нравится тем, что нет необходимости ходить толпой за гидом, беспокоиться о том, что не успеешь к отправлению автобуса. Одним словом — свобода.
Если вы живете в центре города, то уже в 6 утра вы непременно проснетесь. С непривычки может показаться, что тебя буквально скинули на линию старта гоночной мотоциклетной трассы Формулы 1. За счет узких улочек шум приобретает еще большую мощь, отражаясь и метаясь между стенами зданий. Если закрыть окна и жалюзи (как делают итальянцы), то утренний сон может оказаться не менее жутким. Мне, например, приснилось, что я Винни Пух, который решил залезть в дупло к диким пчелам. Вообще, с точки зрения автомобилиста, Италия показалась мне страной-музеем маленьких автомобилей. Гольф кажется тут дорожным монстром, а городские автобусы меньше среднестатистического московского внедорожника. Ну, а самый популярный способ передвижения — или те самые «трещетки» или велосипед. Такой нам увиделась Флоренция. Лично мне город показался неуютным, немного грязным, но вместе с тем очень самобытным и оригинальным. Это впечатление, впрочем, нисколько не умоляет красот и достопримечательностей города.
Санта-Мария-дель-Фьоре