О, Париж! Ты никогда не был для меня чужим, так случилось. Великая французская культура сблизила Францию и Россию.
О, Париж! Ты никогда не был для меня чужим, так случилось. Великая французская культура сблизила Францию и Россию.
50-е годы. Дети нашего двора смотрят у нас дома диафильм «Гаврош». Такое богатство, как диапроектор, есть только у меня, и вечером к нам тянутся ребятишки со всей округи, приходит целая группа из детского дома со своей воспитательницей… Гаврош! Как он был нам близок и дорог, как понятен!
Теплый ветер гонит тополиный пух. Лето. Мне лет одиннадцать. Я осваиваю литературу, которую нам дали для самостоятельного чтения на лето.
Гюго «Отверженные», я «застряла» на последних страницах. Жан Вальжан умирает в одиночестве, он вспоминает… Он разложил платьица маленькой Козетты и всей душой желал бы видеть свою девочку, которая немного подзабыла его в своем счастье с Мариусом. Я плачу. Мне жалко Жана Вальжана, словно это мой дедушка. Неужели он говорил на каком-то другом языке? Он стал родным, пока я читала эту толстую книгу.
Выдумки! Искусство! Но вот другая, совсем жизненная история, которая случилась на самом деле с Эдит Пиаф! В книге Симоны Берто об этом рассказано с истинно французской легкостью…
Как известно, в детстве Пиаф была слепа. Очевидно причина в последствиях рахита и того ужаса, что ей пришлось испытать в доме родной матери. Отец, вернувшись с фронта забрал слепую истощенную девочку и отдал на воспитание своей матери, которая в то время была хозяйкой «веселого заведения».
Вот, что пишет об этом Симона Берто:
«В округе и в «доме» все поклонялись святой Терезе из Лизье. Однажды Кармен сказала:
— Дождь из роз она сделать может, а почему бы ей не совершить чуда для нашей детки?
Все в борделе с ней согласились, даже те, у кого не было особых оснований верить в чудеса. В перерывах между двумя клиентами девушки стали возносить молитвы.
«Мадам» дала обет: если девочка прозреет, она пожертвует церкви десять тысяч франков — в 1921 году это была большая сумма. Поездку к святой назначили на 19 августа 1921 года. 15 августа был праздник, «заведение» должно было работать. Но все пребывали как в лихорадке.
В Лизье в этот день можно было видеть совершенно удивительную процессию: девицы шествовали одна за другой, опустив глаза, как монахини на молебен. Они вошли в собор вместе с малышкой и провели там почти весь день, ставили свечи, перебирали четки, заодно что-то просили и для себя. Вздыхали, смахивали слезы. Они купались в атмосфере чистоты. Выйдя из собора, почувствовали себя очищенными.
Вечером усталые, измученные «дамы» возвратились домой и стали терпеливо ждать чуда, которое «назначили» на 25 августа, день святого Людовика, день рождения отца Эдит.
В тот день «Дамы» встали поздно, бродили в пеньюарах по кухне и следили за Эдит припухшими со сна глазами. Заглядывая ей в лицо, спрашивали:
— Ты знаешь, сегодня солнце?
А девочка протягивала руку.
— Да, я чувствую, тепло.
К семи часам вечера весь дом впал в уныние. Чудо запаздывало. Больше в него уже не верилось.
«Ей пора ложиться спать. Может, завтра…« — сказала бабушка. Пошли за Эдит. Она сидела в гостиной, положив руки на клавиши пианино.
— Пойдем спать.
— Нет! То, что я вижу, так красиво!
У всех замерло дыхание; они ждали чуда, надеялись, но когда оно свершилось, не смели поверить.
Бабушку била дрожь:
— Что красиво, мое сокровище?
— Вот это.
— Ты видишь?
Она видела. И первое, что увидела,- клавиши пианино. Все упали на колени, осенили себя крестным знамением и закрыли „заведение“. Тем хуже для клиентов! Нельзя все сразу — и доходы, и чудеса!
Эдит было семь лет.»
Вспоминают, что впоследствии, у Эдит Пиаф были удивительного цвета «фиалковые» глаза, которые завораживали всех, кто в них заглядывал…
Как относиться к святым, которых почитают французы, но вроде бы не прославлены нашей Церковью?
Дело в том, что историю православия в современной Франции можно разделить на два периода. Это период собственно французского христианства до разделения церквей на Западную и Восточную, которое произошло в 1054 году, и период возникновения православных приходов в связи с массовым переселением выходцев из православных государств, России, особенно в начале XX века.
Таким образом, все святые, которых христианская церковь прославила до момента разделения Церквей, могут быть почитаемы и православными людьми.
Святые Тереза, Женевьева, Клотильда — я с интересом и трепетом читала их жития. Я летела в Париж, чтобы поклониться и их памяти, ибо знала о них уже немало.
О, Париж! Грешный и святой. Хочется увидеть его через все грани, в разных ракурсах.
Официальной датой Крещения Франции считается 496 год, хотя ещё за четыреста лет до этого первым проповедником христианства в Лютеции (так раньше назывался Париж) был епископ Дионисий Ареопагит, он же Сен-Дени (на улице Сен Денни мы уже побывали, когда я рассказывала о св. Елене).
Рукоположенный самим апостолом Павлом в Афинах, святой Дионисий основал Православную Галльскую Церковь. В те времена гонений на христиан, святой Дионисий не избежал преследований. Он был обвинен в заговоре против римских властей, и казнен на холме, позже получившем название Монмартр (Mons Martyrum — гора мученика), а улица, ведущая к холму, получила название рю де Мартир (улица мучеников) — в честь первых мучеников Парижа.
Французская революция принесла немало страданий и разрушений. Прекрасный лозунг «свобода, равенство, братство» обернулся кровавым террором.
Уникальные произведения культуры и искусства были объявлены вне закона. Было решено снести даже Нотр Дам! Великолепный храм спасло то, что Робеспьер ввел новый культ богини разума и назначение храма переиначили.
Так в это же время храм святой Женевьевы превратился в «Храм Славы». Мощи многих французских святых были сожжены на Гревской площади — традиционном месте казней, как например мощи св. Клотильды и св. Женевьевы,
Однако все же чудом сохранилась рака и фаланга руки святой, которые ныне хранятся в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.
Многие литераторы, скульпторы, художники воспевали святую Женевьеву (Геновефу) в своих произведениях искусства. Так скульптура святой Геновефы, работа Мишеля — Луи — Виктора, находится в Люксембургском саду. Другая — на мосту Турнель, соединяющем остров Сен-Луи с набережной Латинского квартала.
В знаменитом Латинском квартале находится и православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской. Адрес церкви — 4, rue St. Victor, 75005 Paris. Метро: «Cardinal Lemoine».
Это православный приход, где службы проходят на французском языке.
А «Храм славы» стал Пантеоном, где сегодня погребены многие выдающиеся люди Франции.
Нередко рядом погребены и те, кто воевал за идеалы революции, и те, которые стали ее жертвами.
Святая Женевьева — покровительница Франции и Парижа. В церкви Трех святителей (где находится и икона Иверской Божьей Матери) кажется есть придел, освященный в ее честь.
Проходит время, уплывают века, а духовная брань продолжается.
В 1996 году, когда намечалось празднование 1500-летия Крещения Франции, состоялась целая череда демонстраций протеста… Но праздник все же состоялся и сегодня христианская, православная Франция, православный Париж молятся, достойно храня святыни, которые были дарованы им Судьбой.
Например, Терновый венец Христа… Да-да! Тот самый!
Но об этом я еще расскажу.