Идея написания этого опуса родилась абсолютно спонтанно. Я читал заметки блогера под ником Анатоль (т. е. даже моего тезки) о крайне неудавшемся однодневном путешествии из Египта в Израиль. И даже понимая его возмущение и крайнюю язвительность, не мог отделаться от мысли, что хотя он абсолютно прав…., нет, просто прав…., нет, во многом прав, он не понял главного: к Израилю нельзя относиться с общими мерками, с этим «чудом природы» надо знакомиться плотнее, заинтересованнее, с пониманием. А почитав комментарии к его блогу, мне тут же захотелось рассказать Анатолю и его читателям про мои душевные метания и переживания по поводу этой страны. То есть рассказать про «мой» Израиль.
Чтобы понятнее были мои дальнейшие рассказы должен доложить, что бываю я регулярно в Израиле с 1993 года. Во-первых, и главных, потому что там живет мой сын, его красавица-жена и двое внуков. Как-то так сложилось… Во-вторых, там масса моих очень близких друзей и знакомых, одноклассников и одногруппников. Почему масса? Об этом позже…
И самое главное — я ужасный критик Израиля: страны, людей, нравов и порядков… и даже климата! Мне там так многое не нравится, я так часто ругаюсь со своими друзьями и близкими по этому поводу при личных встречах и на просторах инета, что иногда начинаю бояться, что когда-нибудь меня просто перестанут пускать в Израиль… При всем этом меня каждый год тянет туда как магнит. Конечно, в первую очередь, дети и друзья. Но я всё чаще осознаю, что не только это. А вот что? И с этим мы с вами будем разбираться вместе на этих страницах.
Почему такое название. С момента начала моего блуждания по интернету я взял себе ник RedCat (в разных интерпретациях). Т. е. Красный Кот, а, точнее, Рыжий. Ну, рыжий я. Чтобы не нарушать традицию решил, что выяснять отношения между собой (или в себе) должны именно эти две зависимые (или независимые?) личности. Мне самому интересно: что же у них получиться?
И последнее. Начал писать сей опус два года назад и не дописал. Не знал чем закончить. Потом почитал иные впечатления туристов о Израиле. И… все-таки дописал, вот что у меня получилось.
5
1993 год.
Мы с женой и дочкой в первый раз едем в Израиль. Для меня это не первое заграничное путешествие, для моих девушек все это чудо-расчудесное! И ожидания соответствующие. Но всё же, чтобы понять наши ощущения в тот момент надо вернуться немного назад, в СССР.
Мы родились и до 1992 года прожили в Кишиневе. Правда, наши родители попали туда только после войны, но мы считали себя абсолютно местными, бессарабскими. Надо сказать, что Кишинев был удивительным городом. На редкость уютным и теплым. Вообще то, в нем было удачное сочетание столичного города и тихой провинции, что создавало массу удобств для жизни. Плюс удивительный южный колорит.
Как вы может быть помните из истории Российской империи, южные и западные окраины страны были чертой оседлости для евреев. Кишинев и Молдавия такими остались не по факту законов наследницы империи, а скорее по традиции. И не чертой оседлости, а просто «местом компактного проживания». Достаточно сказать, что в Кишиневе в 50–60 годы вторым по значению языком после русского был идиш, а вовсе даже не молдавский. И говорили в Кишиневе очень часто на восхитительной смеси русского с идиш. Нечто подобное было в Одессе, но с гораздо более ярким колоритом и «вкусным» добавлением украинской мовы. Как шутили тогда в Кишиневе: " Одесса — пригород Кишинева». Это, конечно, большая натяжка, скорее было наоборот, но в каждой шутке была лишь доля шутки. Просто дело было в том, что Кишинев, как столичный город, имел более высокую категорию по снабжению, чем Одесса. Каждую субботу одесситы ехали на дизеле (это аналог электрички) в Кишинев отовариваться.
Для того, чтобы представить себе количество евреев в Кишиневе приведу такой пример. Из 120 человек моего выпуска школы в 1972 году 70 (семьдесят!!!) были евреи!!! А это была обычная средняя кишиневская школа, правда, очень неплохая. В 2005 году мы с одноклассниками дружно отметили своё пятидесятилетие в … Израиле!!!! Приехало 30 человек, четверть выпуска! Плюс жены-мужья, дети. США, Германия, Великобритания, Россия и, разумеется, израильские ребята. И ни одного из Кишинева!!!
У жены была приблизительно такая же ситуация в школе и консерватории, а потом и в жизни. Она пианистка. Можете представить себе контингент в этой сфере!
И что очень важно, в Кишиневе в те времена был реальный «социалистический интернационализм». Особенно это ощущалось в старом одноэтажном городе, в больших и малых дворах, где вперемешку жили все. Моя теща, украинка из-под Белой Церкви, училась готовить фаршированную рыбу у тети Неси, коренной бессарабской еврейки. И, по рассказам очевидцев, научилась это делать лучше своего учителя. А как все хозяйки летом разводили костер во дворе и начинали варить в медных тазах абрикосовое варенье! Или печь «синенькие». Это же была «картина маслом»! А представьте себе ватагу разномастных ребятишек, влетающих в любую из квартир двора, и как их всех пытается накормить радушная тетя Хая, мама конопатого Оси! И кто там смотрел на кошерность или православный пост? Все жили одной большой и очень многонациональной семьей.
Я, конечно, покривлю душой, если скажу, что все было так безоблачно и идиллически. Бывало всякое и с «битьем посуды». Но не было бытового животного антисемитизма. Никогда. Просто потому, что не было. Зато он существовал негласно в жизни, в поступлениях в институт, в занятии каких-либо должностей, в жизненных перспективах.
Мне в жизни много пришлось сталкиваться с проявлениями национализма. Даже не самому, скорее косвенно. В основном это происходило, как ни странно, в России. Я не про современные годы, я про приснопамятный СССР. И что совсем удивительно, в национальных республиках очень спокойно относились ко всем, кроме … русских. В чем-то это было понятно, в чем-то совсем нет, но такое наблюдение. Думаю, что на русских переносилось озлобление и ненависть за тот строй, что наш окружал, ту идеологию. Но реальной «дружбы народов» не было нигде. Все скорее терпели друг друга. Но, по моим ощущениям тех лет, кишиневские евреи, вросшие в ту землю, были непременным и главным «атрибутом» этого города. И все это признавали и понимали. Это была данность, аксиома.
Конец 80-х оказался для нас и радостным временем и временем страшных потерь. Я не про «перестройку» и крушение иллюзий. Я про нашу конкретную жизнь одной кишиневской семьи.
Ребята мы, я про себя и жену, веселые, активные, крайне общительные. У нас большая и очень дружная компания. В ней музыканты и строители, врачи и архитекторы. Русские и украинцы, молдаване и даже одна узбечка. Но в основном — евреи. Для Кишинева это так же естественно, как тот факт, что солнце встает именно по утрам. На моё тридцатилетие нам пришлось арендовать квартиру моих родителей, потому что разместить 30 с гаком человек в нашей 9-метровой комнате было просто нереально. Причем, надо сказать, приглашать никого на юбилей не надо было. Друзья просто ставили перед фактом: придем и точка! Вот так и общались всегда: едешь мимо, а давай зайдем… Зашли. И никого это не удивляло, никого и никогда не надо было предупреждать заранее. Больше скажу, первое время в Москве мы не закрывали входную дверь на замок. По кишиневской привычке…
В конце 80-х в нашей семье случилась долгожданная радость: нам, наконец, выдали ключи от СОБСТВЕННОЙ КООПЕРАТИВНОЙ КВАРТИРЫ!!! Вы представляете себе!!! 56 квадратных метров счастья плюс шикарная 9-метровая лоджия!!! Никогда не забуду новоселья. Кроме 2 диванов и кухонной стенки мебели не было никакой (пианино не в счет). Мы решили устроить фуршет на полу в одной из комнат. Собрался народ и как-то уж неуютно себя чувствует. Я говорю: " Ребята! Ну, нет у меня пока мебели. Неужели так не погуляем?». Закончилось тем, что мужики побежали по соседям и через 15 минут в комнате стоял стол, какие-то сбитые вручную скамейки и народ оторвался по полной! Вот такая компания, такие нравы…
Каждый (я совсем не преувеличиваю, действительно каждый) вечер в 21–30 (в 21–00 наша дочка укладывалась спать) кто-то просачивался в нашу квартиру. Количество просачивающихся могло колебаться от 2 до … особей. Мы сидели на нашей замечательной лоджии, пили кофе и трепались, трепались, трепались. Так продолжалось… год. Бывало, что мы уже так уставали от этих ночных бдений, что хотелось законспирироваться и замуровать дверь. Но в какой-то момент случилось ужасное: никого нет один вечер, потом опять, потом нет несколько дней…. Нет, нас не перестали любить наши друзья, они просто стали. исчезать. Физически, материально, во плоти… Начался массовый психоз и волна отъездов. Мы, конечно, знали о планах, участвовали в подготовках, помогали чем могли. Но еще не осознавали с чем столкнемся, не понимали, что теряем свою привычную и понятную жизнь, свои вечера и ночные бдения, наши разговоры и собеседников, общение!!! Мы теряли друзей, которые были для нас ближе и роднее самых близких родственников.
Самым страшным днем недели стала среда. В этот день, точнее поздний вечер мы отправлялись на железнодорожный вокзал провожать очередных… Каждую неделю. Каждую неделю. Среда, вечер. Этот 90-й год был самым жутким. Уехали почти все, кто был дорог и близок. Тогда же осенью 90-го уехал 14-летний сын со своей мамой и бабушкой. Так он оказался в Израиле…
И для полноты картины. Прошу не забывать, что провожали мы близких НАВСЕГДА! Это был еще Советский Союз, лишения гражданства, унижения и издевательства. И почти невозможно себе было представить, что когда-либо сможем увидеться. Сегодня молодым это трудно себе даже представить. Но это было именно так и проводы на вокзале скорее напоминали прощание с усопшим, чем проводы в лучшую жизнь. Мы расставались навсегда…
Вот такая долгая подводка к марту 1993 года. Мы уже живем в Москве, Советский Союз благополучно сгинул, в самом разгаре шоковая терапия Гайдара, нищета и разруха не только в головах, но и реально вокруг. Постреливают….
Летим из Шереметьево новой авиакомпанией Трансаэро. Шикарный Боинг (первый раз в таком, я кроме Ту-шек, Ил-ов, Як-ов и Ан-ов и не видел-то ничего подобного). Большой экран, кино показывают. Даже помню что — «Белое солнце пустыни». И. первое столкновение с Израилем. Рейс задерживают почти на час, потому что опаздывает группа израильских школьников, которая была с экскурсией в Москве. И вот эта группа…, нет, кодла, врывается в самолет и начинается шабаш: вопли, скачки по салону, пересаживание пассажиров и героические попытки экипажа угомонить и безаварийно долететь.
Хатуль Джинжи. Нет, ну, что ты, в самом деле. Ты же знаешь, что израильские дети самые дети на свете. Они живут в свободной стране, они ужасные патриоты, они эту страну героически защищают уже 60 лет. Они раскрепощены, потому что над ними не довлеет прошлое их народа, они не бояться у себя дома услышать оскорбление, брошенное в лицо, они живут в своем доме и никогда не допустят, чтобы этот дом у них отобрали. Их генетическая память не требует скромности и забитости их бабушек и дедушек…
Рыжий Кот. Прекрасно. Я очень рад за них и их моральный дух. Но причем здесь я? Разве не главный принцип демократии: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека?
Хатуль Джинжи. Несомненно. Но ты должен понять, что для того, чтобы выстоять перед этим несправедливым миром еврею надо прежде всего сломать раба в себе. Вот и ломают в новых поколениях.
Рыжий Кот. Подожди, дружище! Но пусть они ломают себе у себя дома. Почему так надо вести себя в другом окружении, в другой стране? Это что, такой новый уровень культуры?
Хатуль Джинжи. Не придирайся.
3
В еще старом здании аэропорта имени Бен Гуриона нас встречает семья самой близкой подруги жены. Слёзы, сопли, восторги!!! С огромным трудом втискиваемся в крошечный Сузуки Свифт и отправляемся в Ришон Ле-Цион. (Здесь и далее буду писать названия в русской транскрипции, так проще писать и читать). Съемная квартира, аскетичный, типично израильский дизайн и… непрекращающийся восторг от общения, родных лиц, знакомых до боли интонаций и словесных оборотов. Впрочем, с последним оказывается проблемы. И обороты уже не совсем те и акцент(!), а дети уже почти и не говорят по-русски(!) А ведь прошло всего 2,5 года! Шок.
Большинство русскоязычных израильтян всеми силами пытаются сохранить у детей русский язык. Зачем же терять то, что было? Но как только дети попадают в дошкольные и школьные коллективы, иврит перебивает всё. Почему-то детям гораздо проще говорить на иврите, чем на родном русском. Дома с ними говорят на русском, они все понимают, но чаще всего отвечают на иврите. И перебить это не получается. Это очень обидно. Для меня, например, большая проблема общения с внуками…
Три недели поездок по стране, каждый вечер очередные друзья, «съешь этот кусочек, попробуй такой майонез» и бесконечные разговоры. Самое удивительное, что мы так страну и не увидели. Только встречи, только столы, только разговоры. Ох, уж эти разговоры…. Это отдельная песня, отдельный рассказ, самая моя большая боль. Давайте расскажу типичный…
Традиционная встреча, слезы, всхлипы, знакомство с квартирами (на тот момент у всех съемные и все как под копирку никакие, впрочем, на что еще можно было рассчитывать), накрытый стол и первый рассказ о начале пути. Практически у всех совсем не так радостно как хотелось бы, но все весьма оптимистичны. В первые годы в основном все трудятся совсем не по специальности, чаще всего женщины — обслуга, уход за стариками, уборка, мужики — кто на заправке, кто в охране, один — «Колу» в магазинах расставляет (чем и занимается по сей день). Впрочем, справедливости ради, должен сказать, что кто хотел добиться чего то, например, работать по специальности, своего достигли. Кто-то даже преуспел. Но, к сожалению, основная масса большими успехами порадовать не смогли. Ведь наш круг друзей был от 35–40 лет и выше. Да и специальности — музыканты и педагоги, инженеры и строители. А таких в Израиле море…
Впрочем, все это было ожидаемо и объяснимо. Радовал оптимизм и вера, что дальше будет лучше. Даже несмотря на то, что буквально весь прошлый год (1992) был большой напряг с «другом Саддамом», ракетные обстрелы, сидение в бомбоубежищах в противогазах и прочие радости практически военного положения страны. Израильтяне каким-то непостижимым образом нашли в себе силы относиться к своему положению с непоколебимой верой в свою победу, возможность отбить любые атаки врага и выстоять в любой ситуации. Только вера в себя и свою правоту. Всё! А в обычной жизни ведут себя как ни в чем не бывало. Как будто нет обстрелов, нет терактов, нет агрессивного окружения и соседей. Работают рестораны и бары, проходят концерты и фестивали. Даже во время военных обострений! И что меня совершенно поразило: наши друзья, новоявленные израильтяне, всем сердцем и душой приняли эту веру и смотрят в будущее со всем возможным оптимизмом.
Сначала мне трудно было это понять, фатализм какой-то. Я спрашивал: «Ребята! Но ведь вы заложники здесь, ведь вас здесь все предают и продают! Вы это понимаете?» Ответ всегда приблизительно такой: " Да, понимаем. И что? Вы поменьше продавайте оружия нашим врагам и все будет нормально. Но даже так мы все равно победим. Так что не дождетесь…"
Кто эти вы?
Хатуль джинжи. Я думаю, что такое отношение к жизни от безысходности. Ведь изменить что-либо в обозримой перспективе нельзя. А жить и думать бесконечно о неизбежной гибели — безумие. Значит надо жить полноценно, делать, что надо и будь, что будет.
Рыжий Кот. Я так и понял и бесконечно уважаю это решение и стиль жизни. Я твердо знаю: завтра будет лучше…
Еще одна поразившая меня деталь — отношение к армии и службы в ней. Поразившая, потому что мы, советско-российские, плохо относимся к «священному долгу» и главная доблесть — «откосить». Но как же быстро меняется мировоззрение! Ведь я слушаю наших «бывших» и говорят они о своих детях, мальчиках и девочках, которые обязательно пойдут служить! Да, чудны дела твои, Господи! Впрочем, всё понятно и объяснимо. Кому ж как не их детям защищать этот клочок земли?
Справедливости ради должен сказать, что за почти 2 десятилетия моих поездок в Израиль риторика и отношение к армии в Израиле несколько изменились. И, пожалуй, не в лучшую сторону. Не знаю почему, со стороны очень трудно судить. Но такое ощущение есть.
2
Вернемся к столу. Еврей не будет евреем, да еще и другом, если не начнет давать советы. После энной рюмки «Кеглевича» (израильская водка весьма посредственного вкуса, а вино, кстати, есть неплохое) раздается возмущенный вопль: "Ребята! Что вы там в России делаете? Вам надо срочно уезжать! У вас же там беспредел, у вас стреляют на улицах!» Первый раз нас этот душевный порыв изумил. Мы попытались спокойно объяснить, что да, у нас свершилась некая революция, да, у нас временами бывает не совсем спокойно, но не надо так доверять телевизору и тому что из него говорят. Мы вполне контролируем свою жизнь и считаем ее достаточно безопасной. Мы вполне благополучны материально и с оптимизмом смотрим в будущее. Мы спокойны за нашу дочь. Почему мы должны уезжать? И куда, к вам что ли? В Израиль?
«Да, конечно, к нам!!!»,- с пеной у рта доказывал нам наш друг! На мое замечание, «что у вас здесь, мягко говоря, тоже неспокойно и что я буду здесь делать со своей специальностью и навыками — убирать подъезды?», получил ответ: " Но мы же здесь живем, работаем, не боимся вечером выйти из дома». И вообще, сказали мне, здесь чувствуешь себя дома!
Нашему изумлению не было предела. Но только в первый раз. К концу второй недели пребывания в Израиле во время очередного застолья с очередными друзьями на очередной вопль души — «что вы там делаете?» — я не выдержал и выдал жуткую по форме и оскорбительную по содержанию тираду. Смысл ее был приблизительно таков: вы все здесь стали конченными идиотами, вам плохо, когда другим хорошо, вы хотите, чтобы нам было так же хреново, как и вам. И вообще, я вас всех могу купить здесь с потрохами, продать и еще раз купить. А что можете вы!!!
Слава КПСС, что за столом были друзья и они с пониманием отнеслись к «пьяным разборкам»…
Рыжий Кот. Самое удивительное, что вопрос «что вы там делаете» ставился совершенно искренне, без тени сомнения, с болью за пропадающих в «этой жуткой Рашке» близких. Признаюсь, с каждым последующим годом таких вопросов было все меньше. А потом они и вовсе сошли на нет. Ты понимаешь почему?
Хатуль Джинжи. Почему в 93-м ставился этот вопрос абсолютно понятно. Эти люди уезжали из жуткого Совка и хорошо помнили «человеческие» отношения тех времен. Да и генетическая память у евреев хороша. Как говорят китайцы: " Не дай тебе Бог жить в эпоху перемен». Они действительно верили тем страшилкам, что неслись из телевизора, память подсказывала кого и как в такие годы приносят в жертву и вообще не верилось, что происходящее в России необратимо. И они были очень недалеки от истины, через полгода в октябре расстреляли Белый Дом. А ведь вполне могло повернуться вспять.
Но во всей этой истории есть еще один важный момент. Это вопрос выбора. Ты остался, они уехали. Это был абсолютно добровольный выбор каждого. Но каждый из вас, анализируя свой выбор, проверяет его на другом. А не ошибся ли я с решением, а не зря ли остался или уехал, а что было бы, если бы оставил как есть? Никто никогда не признается в своих сомнениях, редко когда признают ошибку. Потому и вечный спор и сравнение того и этого Дома. Потому и ищут оправдание своему решению в реальных и мнимых грехах старого или нового Дома. Это вечная и никак не разрешимая проблема. Но нам еще не раз придется столкнуться с подобным…
Рыжий Кот. Ты думаешь, что это только вопрос выбора? Сравнение? Откуда тогда такая категоричность в своем мнении, своей правоте? Ведь сравнение — это сомнение. В жизни мало абсолютно объективных критериев для сравнения. Даже в такой математической модели как экономика. А здесь мы видим нерушимую веру. Может быть это так же как и с положением Израиля в мире, чтобы не было страшно жить? Защитная реакция организма?
Хатуль Джинжи. А ты обратил внимание, что израильтяне даже в обычных разговорах очень часто избыточно категоричны? У них даже есть такое часто применяемое выражение в разговоре: «Это так. Точка!» Именно слово — Точка! Мол, я сказал и других мнений быть не может. Точка. Когда я услышал это первый раз — позабавило. Дальше стал замечать у других. Особенно у молодых. Интересно.
Рыжий Кот. Продолжая разговор о выборе должен признать, что сам всегда и везде в путешествиях примеряю окружающую действительность к себе, любимому. Это, наверное, естественно. И совершенно очевидно, что та первая поездка, да еще и в непростое время (93-й год!!!) была тоже своеобразной прикидкой: а правильно ли поступили, а не дали ли маху, что отправились в Москву, а не в какое другое место? Потому приглядывались к тамошней жизни весьма пристально, примеривали к своим жизненным устоям, принципам, ощущениям. И пришли к единодушному мнению: это категорически не наше. Как камень с души упал. Удивительно, но все последующие поездки в Израиль ни на йоту не изменили моего отношения к возможности жить в этой стране. При всем радушии и приемами хозяев, при более глубоком ознакомлении с обычной жизнью, бытом.
Впрочем, это, конечно, только наше субъективное мнение. И, в общем, никто и не настаивает, чтобы мы непременно там жили. Каждому своё…
Хатуль Джинжи. Это точно. Твои друзья, в основной своей массе, вполне прижились в Израиле и чувствуют себя, кажется, совсем не плохо. Или хотят так себя чувствовать… Вот с этим никак не разберусь. Уж точно, их дети вполне себе дома, на месте, это их страна, это уже их мир. И Бог им в помощь!
В общем, та первая поездка открыла нам Израиль, но и отложила определенный отпечаток на все последующие посещения. Не смог я переломить в себе критичного отношения ко всему окружающему. В то же время, я, кажется, стал понимать некоторые психологические нюансы в поведении израильтян. Прежде всего «наших». Но об этом — дальше.
6
Про то, как нас запугали.
Как выяснилось, еврейский Кишинев и иудейский Израиль — две большие разницы, как говорили в Одессе. Мы, конечно, имели некоторое представление об иудаизме, кошерности, традиции, шабате. Но, как оказалось, мы не знали ничего. Действительность превзошла все наши «понятия». С первого дня нас начали предупреждать и учить как себя вести в той или иной ситуации, куда идти, куда лучше не совать нос. И. совсем запугали. Впрочем, должен сказать, что та история, о которой расскажу, была единственной за все годы и скорее анекдотичной, чем пугающей. И вообще, все страшилки про можно-нельзя, все кары небесные за нарушения установленных правил весьма условны. Хотя… В общем, веди себя в соответствии с местными законами и никаких проблем.
1
А запугали нас тем, что нельзя в шабат заезжать на машине в религиозные районы, могут камешками закидать. Не надо в этих районах ходить в неподобающей одежде (женщинам). И вообще, не доставляй верующим душевных травм своим атеизмом… И так нас застращали, что мы даже напряглись.
Утром в пятницу наш приятель, живший в то время в Иерусалиме, повез показать старый город и Стену Плача. Потом вывез нас в центр, показал местный «шук» — базар, угостил кокосом (попробовали в первый раз, фи) и показал нам направление движения к автовокзалу (тахана мерказит, так это на иврите, первые выученные мною слова). Сам он спешил на работу, а у нас еще оставалось время погулять и доехать до Ришона, где мы жили, чтобы успеть домой до начала шабата. В абсолютно благодушном настроении мы неторопливо шли по улице, разглядывали окрестности, витрины. Всё необычно, интересно. И так увлеклись, что не почувствовали какого-то изменения в окружающей действительности. На самом деле, дома те же, улица та же, вот магазины немножко другие, как-то построже и черно-бело. Но мы не придали этому никакого значения и даже зашли в один такой магазин посмотреть мужские костюмы. Владельцами магазина оказались ортодоксы и товар в нем был соответствующий. Но беда не в этом была. Видимо мы совсем не соответствовали их представлениям о внешнем виде и нам показалось, что смотрят на нас как-то угрожающе. Напуганные наставлениями наших друзей мы решили побыстрее ретироваться. Выскочив на улицу, стали приглядываться к прохожим и поняли, что оказались в самом центре ортодоксального района. На самом деле, ничего страшного не было и внешний вид наш был не столь вызывающ. Разве что брюки на моей жене. Но так ходит 90 процентов израильтянок! Кроме ортодоксальных женщин. И действительно, к жене подошла некая дама, показала на брюки и укоризненно покачала головой. Вот здесь мы испугались совсем, я представил себе, как нас с женой и дочкой сейчас начнут закидывать камнями, выскочил на дорогу, поймал проезжавшее мимо такси и с ужасом прохрипел: «Тахана мерказит!!!» Водитель такси посмотрел на нас как на идиотов, но довез… До автовокзала оставалось метров 200, два квартала…
Вот до чего могут довести «пугалки»! На самом деле, никаких страшных ситуаций, связанных с религией и традицией у нас в Израиле никогда не было. Уважай местные порядки, соблюдай их по мере сил и возможностей и «будет тебе счастье».
Гораздо интереснее отношения религии и государства, ортодоксов и обычных граждан. Назвать их мирными и добрососедскими язык не поворачивается. Скорее терпимыми. Т. е. терпят они друг друга. Мне меньше всего хотелось бы разбираться с их отношениями, не наше это дело. Важнее другое: значение иудаизма и традиции в Израиле колоссально, это надо понимать и относиться спокойно. Нет сомнения, что нация сохранилась и прошла через все свои испытания только благодаря тому, что был стержень — иудаизм, сохранение традиции, вера. Другое дело, что на сегодня истинно верующих и соблюдающих всё, что положено, не так много. Не скажу «за всю Одессу», т. е. за всех евреев, но, по крайней мере, среди моих знакомых таких практически нет. Кто-то относится к вере с пониманием, кто с вынужденной необходимостью, кто-то и вовсе поносит. Но по любому никто из живущих в Израиле не пытается устраивать конфронтацию с верующими. Критикуют, ругаются, пытаются искать «золотую середину» в отношениях, но не отвергают совсем. И, наверное, это правильно. Как говорит мой израильский приятель: " С верой не спорят. Точка».
Однако, устои иудаизма вызывают довольно серьезные проблемы в обычной жизни. Хотя сама страна создавалась как мононациональная, но «понаехали тут» далеко не только евреи. Вместе с женами-мужьями евреями приезжали жены-мужья иных национальностей. А, соответственно, и дети, которые при маме-еврейке становились евреями, при маме-«нееврейке» совсем даже нет. И если с точки зрения обычной жизни — учебе, защите отечества на полях сражения, работе это не имеет особого значения, то жениться или быть похороненным на общем (т. е. еврейском, в данном случае) кладбище невозможно. Брак в Израиле исключительно раввинатский, т. е. религиозный, а кладбище «испоганить» не евреем никак нельзя. Я здесь никак не хочу комментировать или лезть «сви. своим рылом» в чужой монастырь, но это реальные проблемы реальных людей. Очень даже хорошо мне знакомых. Так что просто констатация.
Зато израильтяне блестяще научились обходить шабат и кошерность. Двадцать лет назад все еврейские магазины в шабат были закрыты. Но прекрасно работали магазины арабские, где отоваривались те, кто не успел прикупить припасов для пикника в будний день. Сегодня в шабат работает даже общественный транспорт, правда, не везде.
Не забуду, как в первый наш приезд мы попали на большой праздник — Песах. В эти дни не едят хлеб, только маца. В магазинах полки с мучным закрывают большими полотнищами, хлебом не торгуют. Как же забавно выглядели тележки покупателей за пару дней до Песаха: битком набитые упаковками с хлебом. Как будто впереди голодный год и народ запасается впрок! Сегодня в Израиле масса, так называемых, русских магазинов, где можно купить любую некошерную пищу, хоть свинину, хоть гадов морских. И правильно, надо радовать себя, любимых!!!
А покушать….
Вот так мы плавно перешли к главной страсти и любви израильтян: «пожрать» (извините за жаргон). Я еще могу понять «наших», приехавших из «голодного края». Но поесть, такое впечатление, здесь любят все, много и вкусно!
Ресторанов, кафешек, пабов — пруд пруди, на любой вкус и кошелек. Еда любая, от арабской до китайско-японской. Правда, если вы хотите традиционную еврейскую (в понимании нашем), не найдете. Просто потому, что как таковой еврейской кухни в Израиле нет. Есть, правда, небольшие, даже не кафе, столовые, где готовят домашнюю румынскую еду, очень соответствующую нашему представлению об еврейской кухне. Но сам такое место не найдешь, только местные могут тебя туда отвести и покайфовать вместе с тобой.
Самые вкусные рестораны, на мой вкус, арабские. Непременно бываю в них каждый свой приезд. Очень нравятся мне маленькие тарелочки со всевозможными закусочками, которые приносят вначале. От сладко-кислого до жгуче-острого. Овощные в основном. Кстати, раньше подавались они бесплатно, а теперь за денежку, экономят… А вот традиционные арабские фалафель и шавурма (это слово везде произносят по разному) почему-то перестали нравиться. То ли вкусных не найду, то ли вкус стал другой. Зато оторваться от тхины или хумуса со свежайшими лепешками не могу.
2
Еврейские рестораны двух типов — кошерные и некошерные. Кошерные могут быть либо мясные, либо молочные, но никогда вместе. Потому в мясных вы никогда не поедите вкусных десертов, например. Просто потому, что десерты на всевозможных заменителях никогда не будут вкуснее аналогичных на сливках, масле и пр. И в шабат подобные рестораны закрыты всегда. Зато в некошерных — раздолье. Любые кухни, любые пожелания клиента, любые напитки и нон-стоп.
Вот что мне категорически непонятно и раздражает, так это рестораны и кафе на территориях автозаправок. Почему-то в Израиле это наиболее частое расположение таких заведений. И наиболее востребованное. Не знаю чем это объяснить. Впрочем, даже те, что находятся в обычных домах и более стандартных местах не шибко отличаются каким-либо шиком убранства или качеством обслуживания. Всё весьма аскетично, простенько, я бы даже сказал, нарочито «никак». Официанты, чаще всего, молодежь, студенты, соответственно, и качество обслуживания. Зато качество и количество еды, скорость обслуживания — вне всяких похвал. Вот так практично, прагматично и сытно. Впрочем, и не дешево совсем. Вообще, надо сказать, Израиль совсем не дешевая страна. Особенно в сфере обслуживания.
Справедливости ради, надо сказать, что есть в Израиле и весьма респектабельные рестораны, с достойным интерьером, качественным обслуживанием и изысканной кухней. Но это скорее исключение из общего правила. Да и цены там вполне сопоставимы с крутыми московскими. Потому среднестатистический израильтянин предпочтет сытную, обильную и качественную «забегаловку» на заправке, чем подобный изыск.
Особая песня — так называемые, русские рестораны. Это такой кивок назад в СССР, в русскую кухню, ресторанный угар по-советски с живой музыкой и танцами. Честно признаюсь, был всего раз в подобном заведении и больше не тянуло. Хотя, может быть есть и достойные….
Но что я знаю точно: общепит израильский вполне на уровне, все всегда вкусно и много, качество продуктов идеальное, голодным не останешься никогда, ни днем, ни ночью.
Израиль туристический.
Потрясающая вещь: я впервые поехал на организованную экскурсию с гидом в 2005 году, т. е. через 12 лет постоянных поездок в эту страну! Так уж получилось, что меня до этого события возили в разные исторические места Израиля друзья и максимально, что я познавал — визуальный ряд и название этого исторического места. Более того, до 2005 года я всегда жил у друзей или родственников и никогда в отелях. Но с этого момента у меня началось новое познание Израиля и совсем новые ощущения.
Сначала расскажу немного о плохом, а потом о главном, ради чего, собственно, и надо ездить в эту страну.
Израиль по определению должен быть передовой туристической страной. История этих мест, история крупнейших мировых религий — главная и не подлежащая сомнению туристическая «фишка» Израиля. Кроме знаменитого израильского хай-тека туризм должен быть главным источником местных доходов. И вложения в эту индустрию должны быть соответствующими. Ан нет. Более убогой и дорогой структуры размещения гостей страны я не встречал. Разве что, может быть у нас. Довелось пожить мне в Израиле везде от кемпингов в кибуцах до шикарного эйлатского «Herods Hotels & Spa» . Ни один из этих отелей не соответствовал своей цене! Как говорят сами израильтяне: «евреи не заточены под сервис." Пытаются уже много лет что-то изменить, меняют законы, открывают границы, создают налоговые и прочие преференции, но серьезных изменений пока не наблюдается.
4
Главным, мне кажется, то, что израильтяне предъявляют претензии ко всем, но категорически не принимают критических слов в свой адрес. Более того, любой косой взгляд или претензия воспринимается как личная обида, чуть-ли не проявление антисемитизма, то есть все вокруг враги. И это при том, что внутри своей среды других таких критиканов собственной жизни еще поискать надо. А эта особенность израильтян приводит к тому, что они демонстративно не очень лояльно относятся ко всем, кроме своих (впрочем, и своих могут легко «вдарить»), им наплевать на отношение к стране у чужестранцев, им вообще «по фиг» приедут еще или нет. Конечно, это происходит подспудно, так никто не говорит и формально не думает. Но эта мысль: «Тебе не нравиться что то, ну, и черт с тобой, это твои проблемы» — накрепко сидит в подкорке.
Я, наверное, несколько утрирую, сгущаю краски, но мое ощущение от ненавязчивого израильского сервиса именно такое.
Хатуль Джинжи. Ну, ты даешь! Как будто в России сервис лучше или в Европе!
Рыжий Кот. Во-первых, зачастую действительно лучше. По крайней мере, не столь демонстративно пренебрежительный. Во-вторых, никогда критика в адрес принимающей стороны не воспринимается как личная и, уж точно, как националистическая проблема или обида. В-третьих, мало где в Европе найдешь такие цены за такой уровень услуг.
Да, в России цены на отели и питание откровенно не соответствуют разумности, но практически никогда (уже сегодня, не в старые времена) не будет такого высокомерного и наплевательского отношения к клиенту. На это легко нарваться у чиновников, т. е. представителей власти, где-то в магазинах (и то, я давно такого не встречал), но не в ресторанах или отелях.
Хатуль Джинжи. Как будто за свои годы путешествий ты не нарывался на хамское отношение в Европе!
Рыжий Кот. Да нарывался, и не раз! Но это было скорее исключение из правил, чем норма поведения. И в Израиле откровенное хамство редкость, а вот полный «пофигизм» и равнодушие — норма. Но при этом я не стал бы так акцентироваться на этом. Просто будущий путешественник должен быть готов к такому отношению к себе и оно не должно стать негативным фоном к познанию Израиля. И потом надо учитывать специфику Востока. Как бы израильтяне не пытались «представлять себя» цивилизованными европейцами, окружающий мир, среда, колоссальная разнородность дают о себе знать, накладывают неизгладимый отпечаток. Самым правильным было бы относиться к этому как забавной «фишке», колориту, изюминке. Только вот сами израильтяне не хотят так к себе относиться…
3
Так зачем надо ехать в Израиль?
История, фантастическая и напоминающая о себе на каждом шагу. Нет больше в мире такого места, где переплелись бы три крупнейшие монотеистические религии и так причудливо живут сегодня, сосуществуя по каким-то неведомым правилам то мирно, то не очень, но признавая и даже (?) поддерживая друг друга. Я совсем не оговорился, это мое твердое убеждение. Потому что каждый из них друг другу готов глотку порвать, но если идет накат на одну из религий со стороны — другие реально поддерживают конкурента. Но при этом в обычной жизни очень заметно демонстративное холодное отчуждение, даже игнорирование. Особенно забавно это наблюдать в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, главной христианской святыне, где совсем «немирно» сосуществуют шесть ветвей христиан.
4
Кстати, в Иерусалиме кроме «центровых» туристических мест типа Виа Делароса, Храма Гроба Господня или Храмовой Горы есть удивительные церковенки с абсолютно уникальными, даже раритетными иконостасами. Например, янтарный иконостас. Или иконостас с двенадцатью апостолами… женщинами! Да-да, причем, говорят, что такой расклад (учениками Иешуа были сопровождающие его женщины, а вовсе не мужчины) скорее похож на историческую правду, но что категорически отвергается канонической религией и сей иконостас нигде не рекламируется и не признан католической церковью, хотя находится в одном из католических соборов.
6
Но все эти чудеса можно посмотреть только либо самостоятельно, зная где искать, либо с индивидуальными классными гидами. Собственно, наверное, как и везде. Типовые экускурсионные программы, ординарные гиды, стандарт с элементами коммерции — главная беда и скука в любой стране. По ним можно составить себе только первое впечатление, а можно и просто угробить собственное восприятие. Нам, наверное, очень повезло, в Израиле мы нашли такого умницу гида, который с первого знакомства так заразил нас историей религии, что и есть, на самом деле, история Израиля, что мы просто «заболели» этим интересом и по приезду домой начали живо и не стандартно изучать предмет. Выяснилось, что мы крайне невежественны в этом вопросе и вообще плохо представляли себе как на самом деле возник иудаизм или христианство. Разумеется, есть канонические версии, хотя и они зачастую противоречат сами себе. А есть предполагаемые версии, в которые почему-то очень верится именно на этой земле, рядом с этими старыми камнями, под этим нестерпимым солнцем. Просто начинаешь представлять себя в той исторической эпохе, в предложенных обстоятельствах и понимаешь, что не все так просто и очевидно.
Нет, конечно, мы не знаем истины (а кто ее знает, кто может утверждать, что только его версия единственно справедливая?), мы смеем себе только предполагать ход событий, возможные варианты слов и действий, вероятную историю…. Именно этим нам крайне интересен исторический Израиль.
7
И все-таки Израиль надо изучать самостоятельно. Никаких автобусов, никаких занудливых и малопрофессиональных «экскурсоводов», никакой беготни с группой очумевших от жары туристов. Вот приблизительный план познания этой совсем небольшой, но такой увлекательной страны.
Сразу по прибытии в аэропорт рентуется авто на весь срок пребывания в стране. Обязательно кондиционер (впрочем, там теперь уже иных машин не бывает, хотя лет еще 15 назад были). Места лежбищ бронируются заранее по всему маршруту. Это могут быть гостиничные домики или номера в кибуцах, так они денежку дополнительно к собственным производствам зарабатывают, в стандартных отелях от 3 до 5 звезд (это уже в зависимости от личных пристрастий и толщины кошелька), либо съем квартир. Перепробовали все варианты, каждый по своему хорош или плох, но все одинаково мало соответствуют объявленному уровню и весьма дороги. Но всегда и везде чисто, безопасно, есть куда кинуть машину, завтрак.
Маршрут я бы начал с севера страны. Хайфа, где снял бы номер на несколько дней и откуда совершал бы набеги по этой части страны. Лучше всего где-то у моря, чтобы начинать и завершать тяжелый трудовой день омовениями в не всегда чистых водах Средиземного моря. В самой Хайфе интересен разве что знаменитый Бахайский храм, но зато есть где посидеть вечерком и главный вечерний променад — по набережной с ветерком от моря. Правда, набережная эта практически на окраине города с южного въезда. Но ведь машина под…попой…
12
Куда надо поехать обязательно: старый город Акко с крепостью, которую в свое время не смог взять даже Наполеон, арабским рынком, арабскими же рыбными ресторанами и красивейшим Бахайским садом.
5
Тот же день можно начать с небольшого броска на самую границу с Ливаном и посмотреть пещеры в скале (необязательно, но красиво). Называется это Рош-Аникра.
3
Дальше едем через горы (да, в Израиле есть нечто похожее на горы и даже лыжные склоны зимой) в древний город Цфат — святой город каббалистов и художников. Ножками бегаем по старому городу, лавкам художников. В основном все на религиозную тему, но вполне можно нарыть и что-то светское и весьма приличное. А дальше через Кирьят-Шмона, гору Хермон на Голланские высоты. Но это все проездом, можно не тормозить. Озеро Кинерет, или Галилейское море или Тивериадское море. Место гуляний и начальных чудес Иешуа из Нацерета (так правильно на иврите вместо Иисуса из Назарета). Здесь два монастыря с небольшими парками, на все про все — два часа. И через десяток километров город Тверия (он же Тиберия), где обязательно посидеть в ресторанчике на набережной и поесть озерную рыбку. (Хотя честно признаюсь, ни разу не удалось поесть вкусную….)
А дальше наше любимое место в Израиле — термальные источники в Хамат-Гадер. Это южная оконечность озера Кинерет, арендованный у Иордании клочек земли, где организован парк и лечебные термальные процедуры. Большой бассейн с температурой воды 42 градуса и всякими иными приятностями. Это минимум на полдня.
2
Еще южнее есть городок Бейт-Шеан, в котором раскопан здоровенный римский город, в Помпеи ехать уже совсем не обязательно. Впрочем и сюда тоже, потому что по пути из Хайфы в Тель-Авив (а мы начинаем перебираться в центр страны) есть город Кейсария с такими же раскопками, чудесными морскими видами и, если повезет, концертом в открытом амфитеатре.
3
Кстати, пока не уехали, не забыть заехать в сам город Назарет и посетить крупнейший на Ближнем Востоке католический храм Благовещания.
5
На Тель-Авив и окрестности надо никак не более 1,5–2 дней. Там кроме крепости Яффо, прогулок по набережной и, при большом желании, зоопарка-сафари делать нечего. Для обычного туриста. А вот для тусовщиков Тель-Авив — раздолье. Масса ресторанов, ночных клубов и пабов. Но здесь уже нужны советы местных бывалых.
6
4
От Тель-Авива до столицы страны Иерусалима (Ирушелаим по местному) всего 90 км по отличной дороге. Но так быстро до него не добраться, потому что где-то посередине пути надо остановиться всенепременно. Здесь сразу три замечательных туристических места: уникальный танковый музей, парк мини-Израиль и монастырь с собственной винокурней. Место называется Латрун.
6
И все-таки в Иерусалиме я бы настоятельно рекомендовал воспользоваться хорошим гидом. Причем не на один день. Здесь просто россыпь удивительных мест, которые нельзя не посмотреть. Причем не только в старом городе и вокруг него, но и в новом Иерусалиме и в его окрестностях.
2
А теперь дорога на юг через город Беэр-Шева к Мертвому морю. Здесь обязательно надо посетить крепость Массада — последний оплот древних израильтян против римлян. И, разумеется, на часок остановиться у самого «моря» и окунуться в его «мертвые воды». Сомнительное удовольствие, доложу я вам, но испытать сие следует.
5
3
6
До крайней южной точки Израиля курорта Эйлат на Красном море еще километров 200. А по дороге через пустыню Негев природный парк Тимна со знаменитыми Соломоновыми столбами….
В общем, чтобы поверхностно познакомиться с этой страной надо минимально недели две. Ау, где вы, герои? А ведь мой перечень весьма краток и достаточно традиционен. Ведь есть еще такая «развлекуха», как погонять на джипах по пустыне или сравнить уровень жизни в арабских и еврейских поселениях. А как вам адреналинчик заехать на, так называемые, территории, т. е. палестинские земли? Впрочем, сильно не советую делать это в секторе Газа. А какое удовольствие ночная прогулка по… крышам старого города Иерусалима ночью… Впрочем, и здесь без сопровождающего, знакомого с местными реалиями, тоже не советую.
А еще надо обязательно попробовать пообщаться с местными, бывшим нашим населением. При удачном раскладе получите массу удовольствия. Только общаться надо не с молодыми, они уже совсем израильтяне, со стариками. Много чего презабавного услышите….
Рыжий кот. При всей своей «отрицаловке» Израиля, кажется получилось не очень страшно, даже больше положительно. Может быть это потому, что я разделил личностое отношение к стране на нейтрально туристическое, отстраненное и отдельное восприятие людей, нравов, порядков?
Хатуль Джинжи. Но ведь так и должно быть. В любой иной стране тебя мало волнуют «заморочки» местного населения, ты любуешься природой, достопримечательностями, историей, а к местным человеческим «странностям» отношение как к забавному анекдоту. Только к Израилю у тебя такое «неравнодушное» отношение, потому что здесь живет так много твоих друзей и близких, которых жизнь в этой стране сильно изменила. И тебе ужасно мешают эти изменения в твоих друзьях, даже раздражают. А всё это ты переносишь на саму страну, на ее восприятие.
Ну, что ж, кажется договорились.
А все-таки жить в этой стране я бы никогда не смог… Климат не подходит….