Турист Дмитрий Потоцкий (Dmitrijj_Potockijj)
Дмитрий Потоцкий
был 8 сентября 15:13

Побег на Святую Землю

Иерусалим — Израиль Сентябрь 2013
1 13

Все началось с того, что я очередной раз впал в депрессию. В очередной раз у меня все начало валиться из рук, ничего не получаться, не срастались дела… Ну короче говоря — наступила осень, а вместе с ней пришла обычная осенняя депрессия. Обычно в этих числах я уезжал на гастроли в Китай, и осень не так сильно ощущалась — путешествие, даже по работе, все равно лекарство от плохого настроения… А в этом году поездки не оказалось… Ну и со всеми вытекающими - мне стало хреново. А тут очень удачно у меня сорвалась подработка, а я уже отпросился с работы ради нее. И в среду меня осенило: раз не везет в работе, должно свезти еще в чем-то. Учитывая, что моей давней мечтой было посетить Иерусалим, то, недолго раздумывая, я решил, что грех не воспользоваться такой возможностью, и в среду же купил билет Москва- Тель Авив (на русский паспорт). Правда, я тут же вспомнил, что мой загранпаспорт еще не на руках… И снова — стоило зайти на сайт МИДа и узнать как там обстоят дела с паспортом… о, чудо! — он готов! Утром в четверг я помчался в МИД, получил паспорт и, счастливый, помчался собираться… Полететь со мной согласился мой друг. Причем с ходу, за что я ему благодарен.

1
Побег на Святую Землю

В пятницу утром я, счастливый и слегка обалдевший от неожиданно свалившегося счастья, уже проходил паспортный контроль. Даже в самолете мне казалось, что я сейчас проснусь, и все окажется лишь сном… Более того, даже сев в аэропорту Бен Гурион, я до сих пор не мог поверить, что с третьей попытки я все-таки добрался до Святой земли! Мне никогда не приходилось в таком срочном порядке собираться куда-то. Может быть, я просто не успел морально себя подготовить… Но такой экспромт мне однозначно понравился. Нет лучшего лекарства от любой, даже самой тяжелой, депрессии, чем сорваться и что-то кардинально сменить жизненной рутине.

1
Побег на Святую Землю

Итак, от аэропорта до Иерусалима мы решили добраться по железной дороге. Я много читал, что по пути следования поездов будут потрясающие пейзажи. Интернет не врал, и мы не пожалели — это того стоит. Путь пролегает через потрясающие Иудейские горы — красивые перевалы, пещеры, речка, бегущая вдоль дороги… Сверху спускаются террасами оливковые рощицы, на равнине перемежающиеся с хлопковыми полями и пашнями… Надо сказать, что поезда по уровню — где-то эконом-класс немецких железных дорог: удобные кресла, наличие wi-fi… Только долго: время пути — 2 часа. По прибытию на вокзал, мы поняли, что сильно лоханулись. Мы приехали в пятницу вечером. У евреев началась суббота, поэтому путь на автобусе № 18 мне был заказан и пришлось ловить такси. При этом выяснилась интересная подробность, которую я забыл: мой отель (Jerusalem Panorama Hotel) расположен в арабском квартале на Масленичной горе, и далеко не каждый таксист согласится туда ехать. Нас довезли до Старого города к Башни Давида. С этого момента начались основные приключения.

2
Побег на Святую Землю
1
Побег на Святую Землю

Первое что мы увидели, расплатившись с таксистом — это, конечно, башня. А затем оливковое дерево, растущее поперек дороги. Дерево было прекрасно. Обычно мне приходилось видеть лишь дохленькие чахленькие деревца или стройные, но ничем не выдающиеся. А тут оно росло в гордом одиночестве, как сердце, бьющиеся внутри оживленного города. Хотя, тут я остаюсь патриотом — наши дубы в таких случаях выглядят более впечатляюще- никакая пальма не сравнится с нашими березками и осинками =)

Решив дальше искать гостиницу самостоятельно, мы двинулись в город. Это было довольно опрометчивое решение — хотя я уже и бывал в восточных городах, но, видимо, от непомерного восторга, мой мозг решил капитулировать и отдал меня во власть эмоций, и я забыл, что искать какой дом в восточном городе, да еще и старом, без точной информации о его расположении или хотя бы адреса — совершенно бесполезная затея: маленькие домики, лепящиеся вплотную друг к другу чаще всего без нумерации, среди которых нужно найти отель… Ну вы сами все поняли.

Побег на Святую Землю

Вот, собственно, на схеме наглядно показано как надо было идти, и как пошли мы. Ясное дело, что мы благополучно заблудились. Но зато сразу с головой окунулись в непередаваемую атмосферу старого города. Ну почти. Улицы которыми мы шли оказались сугубо жилыми (за исключением улицы Давида, но мы с нее практически сразу ушли), а, значит, мы познакомились в основном с местными жителями. Проплутав по улочкам, мы вышли, наконец, к каким-то воротам и остановились осмотреться, чтобы понять: куда же мы попали. Увиденная картина заставила усомниться в правильности решения искать гостиницу самостоятельно. Многочисленные одинаковые белые дома с одной стороны Елеонской горы и огромное кладбище — с другой до конца заставили утвердиться в мысли, что в этом муравейнике нам не суждено найти гостиницу. С этой мыслью мы поймали такси и добрались до отеля на нем. По дороге ушлый араб пытался нам объяснить, что завтра (в субботу) ничего не работает. Совсем. Даже Храм. Так что давайте я вас подвезу завтра в Вифлеем. А лучше в Иерихон (ибо дальше). Но, отказавшись от предложения, мы высадились возле отеля, а араб приватизировал себе лишние 10 шекелей. Ну и ладно. Самое главное, что мы теперь знали где находимся, а, следовательно, уже могли свободно перемещаться по городу, точно зная, куда нам надо вернуться. Что мы и сделали. Правда во время заселения выяснилась одна пикантная подробность. Номер, дескать, оформлен только на одно лицо! И то, что он двухместный, не имеет никакого значения. Простите? Где жить. Ну вы заплатите лишние там сколько-то долларов и живите вдвоем… Заселившись-таки, мы закинули вещи в номер и отправились исследовать окрестности.

4
Побег на Святую Землю

Жили мы рядом с огромным еврейским кладбищем, которое раскинулось практически на всем западном склоне Елеонской горы и бывшей Гефсимании. Побродив среди многочисленных… эээ…. гробов? саркофагов? - мы решили посетить церковь Марии Магдалины в Гефсимании. Она же - подворье РПЦ в Иерусалиме. Собственно, Гефсиманская община является женским монастырем, в котором, помимо церкви Марии Магдалины, есть еще пещерная часовня Страстей Господних. Но мы, увы, до нее так и не дошли. Сама по себе церковь Марии Магдалины является образцом московского архитектурного стиля. Чем-то она отдаленно напоминает Успенский собор во Владимире. Как выяснилось позже, иконы в ней написаны Верещагиным и Ивановым. На алтарной арке висит картина «Мария Магдалина перед императором Тиберием» кисти Иванова. Алтарная резьба по мрамору напоминает легкую и воздушную пену или облако — настолько тонкая работа. В церкви мы остались до конца службы.

4
Побег на Святую Землю
3
Побег на Святую Землю

Я не буду говорить о том, что атмосфера внутри храма особенная, и что там молитвы идут невероятно легко — большинству это будет не интересно. Да и сложно это описать, это надо почувствовать…

2
Побег на Святую Землю

После окончания службы мы решили пройтись по ночному городу. Вначале, честно говоря, было довольно стремно.

Пройдя через Львиные ворота, мы вышли сразу на Виа Долороза — центральную христианскую улицу, Крестный путь, по которому 21 век назад шел Иисус Христос. На Виа Долороза всего 14 остановок, но на улице отмечены только 9 из них. Все они так или иначе связаны с библейскими событиями — приговор к казни, «се человек», места трех падений Иисуса, темница, где содержался Спаситель и трое преступников — Десмас и Гестас (не обозначена как остановка, но на этом месте расположена подземная церковь, принадлежащая Греческой ПЦ), места встречи с Матерью, Симоном Киринеянином, св. Вероникой (обтершей Его лицо полотенцем, на котором отобразился Его Лик, «Платом Вероники») и благочестивой женщиной. Остальные 5 находятся непосредственно в Храме Гроба Господнем (снятие одежд, прибитие к кресту, Голгофа, снятие с креста, положение во гроб).

Побег на Святую Землю

Целью нашей прогулки было найти Храм Гроба Господня. Могу сказать однозначно — ночной Иерусалим мне понравился намного больше дневного. Днем город превращается в огромный базар. Это было лирическое отступление. Итак, очутившись за крепостной стеной, я подумал — «я попал в Средневековье». Узкие улицы, на самой широкой из которых едва расходятся автомобиль и пешеход, многочисленные романские или готические арки между домами, кое-где висящие разноцветные навесы, глухие стены с высоко расположенными окнами того же романского и готического стилей. Над городом несутся крики муэдзинов, тут и там на крышами видны многочисленные минареты, а между ними высятся многочисленные христианские храмы всех конфессий. Вперемешку с ними стоят незаметные синагоги… Не хватало только коптящих факелов и традиционных одежд арабов. Факелы заменяли лампы, вжатые в стены и дающие тусклый желтый свет (причем лампы расположены далеко не везде — если углубиться дальше и свернуть с центральных улиц, то город освещает лишь высоко висящая в небе полная луна), а вот арабов было очень много. В основном они сидели возле домов и курили кальян, о чем-то разговаривая и совершенно не обращая ни на что внимания.

2
Побег на Святую Землю

Поначалу нам было страшно сходить с крупных улиц, и мы старались держаться ближе к европейским экскурсионным группам. Точнее, только к одной — стайка испанцев целеустремленно направлялась куда-то по улице. Но они быстро скрылись за каким-то КПП (как выяснилось позднее — к Стене плача), и нам пришлось идти обратно. Проходя мимо дома Симона Кириенянина, мы не смогли потушить любопытство и свернули на совершенно средневековую улочку, убранную многочисленными синими и красными навесами. Спугнув кошек, оккупировавших мусорный бак, мы начали подниматься наверх по широкой лестнице. Слабый свет, глухие стены окончательно переносили нас во времена крестовых походов и ордена Тамплиеров. Поднявшись по улице, оказавшейся продолжением Виа Долороза, мы заплутали. Будучи самыми умными, мы не заглянули в гугл, чтобы посмотреть, как дойти до храма. Пораздумав возле цифры VIII, обозначающей что тут Христос обратился к дщерям иерусалимским, мы продефилировали дальше по улице и угодили в «спальный район». Пройдя мимо эфиопского монастыря, мы с чистой совестью свернули на улицу Церквей… Раз тупик, два тупик, снова напуганные кошки, удивленные взгляды сирийских и коптских христиан… Луна висящая над головой, мерцающие звезды… Где мы? Мы заблудились. Как ни странно, но паники мы не поддались и, погуляв по узким, в пару метров улочкам, мы вернулись к остановке номер VIII. Потолкавшись возле нее, со словами: «Направо пойдешь — храм найдешь, налево пойдешь — заблудишься, прямо не пойдешь — уже был», мы пошли направо и вышли к арабскому району. Пошатавшись среди не особо дружелюбных физиономий, мы повернули обратно и, дойдя до злосчастной остановки номер VIII, пошли в единственную оставшуюся неопробованной сторону. На этот раз, пройдя мимо коптского монастыря, мы вышли на какую-то оживленную улицу, по которой в обе стороны курсировали семейные группки евреев. Белые свободные рубашки, черные брюки, черные сюртуки, пейсы и шапочки. Часто двойные — кипа, а поверх широкополая шляпа. Тоже черная.  Подойдя к одному и евреев с вопросом: «Здравствуйте! Не знаете где находится Храм Гроба Господня?», мы получили просто-таки парадоксальный ответ: «Нет, мы не знаем где находятся христианские святыни». Особый комизм ситуации придал тот факт, что интересующий нас объект находился буквально на соседней улице. Нам это объяснила уже немка, говорившая на страшной смеси английского и французского на основе немецкого. Но, увы, двор Храма был закрыт (поэтому-то мы его и не нашли раньше). Но ночь в любом случае оказалась очень плодотворной: мы в спокойной обстановке отыскали Виа Долорза, прошли ее до конца, разметили путь до Храма. Собственно, вышла разведка боем… Ужин получился довольно постным: кактусовый сок и хлеб с плавленным сыром. Ничего иного из съестного мы просто не смогли найти.

1
Побег на Святую Землю

Вверху — Гефсиманский сад (новый). Внизу — старая Гефсимания. 1. Оливка, где Христос молился перед арестом. 2. Оливки, под которыми спали ученики.

2
Побег на Святую Землю

На следующий день мы решили повторить ночной маршрут, но уже с ясной головой и с полным осознанием того факта, что это происходит не во сне (потому что даже вечером было ощущение, что это все сон). Первым делом мы посетили Гефсиманский сад (точнее, то немногое, что от него осталось) и церковь Всех наций. К сожалению, знаменитый фасад с прекрасной мозаикой был скрыт за брезентом, и там велись реставрационные работы. Но зато нам показали те самые оливковые деревья, под которыми спали апостолы, и то дерево, возле которого молился Иисус в ночь перед арестом. Сама по себе церковь не впечатлила — обычный францисканский храм. Правда, там очень красивая центральная алтарная мозаика и мозаики обоих приделов (нефов).

1
Побег на Святую Землю
Побег на Святую Землю

Вверху- Церковь всех наций. Внизу — могила Богородицы

Побег на Святую Землю
Побег на Святую Землю

Затем мы посетили могилу Пресвятой Богородицы. Гробница представляет собой подземную церковь, принадлежащую Иерусалимской православной церкви. Церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена под землей и имеет множество приделов. Множественность приделов, в которых имеют право совершать свои богослужения различные конфессии — это самая заметная особенность христианских храмов в Иерусалиме. Вход в храм представляет собой длинную лестницу, ведущую вглубь пещеры. Внизу угадываются многочисленные разноцветные огоньки, слабо поблескивающие на сквозняке — это лампадки, ими увешано пространство церкви. Между стен во множестве протянута леска, на которую вешают эти лампадки. Я такого интерьера церкви не видел. Сама по себе церковь представляет собой подземный храм, отсылающий нас к истории первых христиан — это катакомба, без росписи, только главные иконы греческого и вроде бы армянского письма развешаны в центре церкви. Висящие повсюду лампадки настраивают на особый лад: они напоминают звездочки, мерцающие в темном небе. Позади кувуклии, где покоится прах Марии, стоит чудотворная мироточащая икона Иерусалимской Божьей Матери. А по сторонам лестницы расположены приделы Иакима и Анны (в котором похоронена королева Мелисенда (королева Иерусалима XII века)).

1
Побег на Святую Землю
1
Побег на Святую Землю

После посещения могилы Богородицы, мы поспешили непосредственно туда, куда мы так стремились из Москвы — в Храм Гроба Господня, главную святыню всего христианского мира. Место, в котором заключился Новый завет человека с Богом. Место, где страдал и умер наш Бог, место, на котором он воскрес и победил смерть, позволив людям принять жизнь вечную.

1
Побег на Святую Землю

Вверху — Храм Гроба Господня. Внизу — колонна, в которую, по легенде, попала молния.

Побег на Святую Землю

Храм Гроба Господня строился не единожды. На этом месте сначала был выстроен языческий храм, посвященный Венере — римской богине любви и красоты.Затем, первую постройку на месте нынешнего храма заложила св. Елена. В то время были заложены базилики на Голгофе и предполагаемом месте обретения Животворящего Креста. По легенде, на месте, куда сбрасывался всякий мусор, были найдены три креста. При встрече с больной женщиной, к ней по очереди приложили кресты. После того, как к женщине приложили третий крест, она исцелилась. Вместе с крестами в той яме были обнаружены гвозди и титла INRI (IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»). Ну, и разумеется сам храм Гроба Господня. Постепенно, с течением времени, храм расширялся, добавлялись новые приделы. Но в 614 году Иерусалим был захвачен персидским царем Хосровом II. При захвате города храм сильно пострадал. К 626 году храм был восстановлен, но через 11 лет наступила новая напасть — город осадил халиф Омар. На этот раз все обошлось, и храм не пострадал. Но в начале 11 века, из-за дворцовых интриг, султан объявил войну христианам и разрушил все христианские святыни. В том числе был разрушен Храм Гроба Господня. Это, в свою очередь, послужило катализатором для Европы, которая под предлогом обретения Святой Земли устроила ту знаменитую катавасию, названную «Крестовыми походами». После захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 году, ими было возведено новое здание (это произошло уже в XII веке). Выстроенное в романском стиле, оно было действительно огромным. Данный храм объединил под одной крышей все святые места, связанные со страданием, смертью и воскресением Христа. Отстраивая новое здание, крестоносцы не стали разрушать руины прошлого храма, и колонны, возведенные еще при св. Елене стоят до сих пор. Две колонн коринфского стиля довольно сильно выделяются на фоне остальной ротонды: они выполнены из другого материала и немного темнее. Тогда же был возведен Кафаликон (Храм Воскресения Господня). Изначально возведенный францисканцами, ныне он принадлежит Иерусалимскому патриархату. И тогда же была возведена колокольня. Снаружи храм выглядит как памятник романской архитектуры, в то время как внутри преобладают элементы ранней готики.

1
Побег на Святую Землю

Таким образом, крестоносцы возвели тот храм, который мы видим ныне, тогда как до этот тут был комплекс храмов.

В кафаликоне расположена еще одна занятная вещь — камень мезомфалос, который, по преданию, изображает «пуп земли».

Побег на Святую Землю

Сама кувуклия, которая является тем самым центром христианства, разделена на две части — Придел Ангела (где, по преданию, жены-мироносицы встретили ангела, возвестившего светлую весть) и непосредственно Гроб Господень. В Приделе Ангела под стеклом находится именно тот камень, на котором сидел Ангел. Сейчас на этом камне паломники светят всякие мелочи: библии, крестики, иконки, свечи… Вход из Придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Пещера Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Появление этой плиты обусловлено тем, что настоящий камень-ложе находится в довольно плачевном состоянии. Паломники, посещавшие Святую Землю, доходили до такого экстатического состояния, что отгрызали куски камня, чтобы отвезти эти кусочки домой.

1
Побег на Святую Землю

На сегодняшний день храм разделен между 6 основными христианскими конфессиями: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Не стану говорить сколько времени длились бесконечные конфликты между этими конфессиями в прошлом: начиная с того момента, как католики — крестоносцы вошли в храм,вражда между представителями конфессий не прекращалась никогда. Доходило до того, что в эти распри встревали османские султаны, неоднократно выпускавшие законы, делящие святыни внутри Иерусалима и непосредственно внутри храма. Самое знаменитое вмешательство турецкого правительства случилось в 1757 году. В тот год кризис достиг своего апогея: францисканские монахи начали возведение собственного алтаря, что страшно возмутило православных. Греки, ворвавшись в храм в Пасху, вынудили францисканцев забаррикадироваться в собственных кельях. Отправив ноту протеста султану Осману III, православные добились того, что султан издал специальный фриман, ограничивающий католиков в их правах. Святыни были разделены между православными и католиками, а в храме обе конфессии получили равные права на проведение богослужений. Немногим позже вышел известный «статус-кво», на основании которого управляются и функционируют главные христианские храмы. Положения «Статус-кво Святой земли» неукоснительно соблюдались и соблюдаются всеми властями, в чьей юрисдикции в разное время находились и находятся эти территории, будь то британские власти подмандатной Палестины, Иордания, Израиль.

Но и сейчас между конфессиями то и дело возникают конфликты, все так же относящиеся к дележу храма. Даже существует довольно анекдотический эпизод появления недвижимой лестницы, стоящей на на карнизе, принадлежащем Греческой православной церкви. Приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Нахождение лестницы на своём месте означает соблюдение соглашения между христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий.

Побег на Святую Землю

Храм Гроба Господня, на самом деле, удивительное место. Там произошло слияние моего сознания и моей веры. Находясь в Храме, я снова засомневался — правда ли все это, или это все-таки сон? Наконец, мой разум и моя вера воссоединились. Я ступал по тем местам, где наш Бог - Иисус Христос - страдал и был распят, где Он воскрес, и где был заключен новый Завет Бога с людьми. Новая эра в судьбе человечества. Наконец, то, что находилось в другом мире, в другом измерении облеклось в плоть — больше библейские события не воспринимались как происходившие " в тридевятом царстве, в тридесятом государстве". Это происходило здесь, на том самом месте, где теперь стоял я. Вполне реальном и настоящем. Здесь разворачивались те события, которые описаны два тысячелетия назад вполне реальными людьми. И Священная история пишется до сих пор, не прерываясь ни на минуту. И я — часть этой Истории. 

1
Побег на Святую Землю

Подъем на Голгофу

У этого Храма есть одно удивительное свойство — там пропадает чувство времени. И чем ближе ты находишься от кувуклии, тем больше время выкидывает удивительные фортеля. Оно может ускоряться, а может замедляться. Конечно, со временем ничего не происходит, но происходит с человеческим восприятием его. Когда я первый раз вошел в кувуклию, мне показалось, что я там пробыл очень долго — не меньше десяти минут. Люди сменялись, мысли прыгали, время шло. А выяснилось, что я там провел всего лишь две минуты. Когда я заходил второй раз, то наоборот — на меня снизошло страшное умиротворение, и мне показалось, что я пробыл там всего несколько секунд. На деле выяснилось — шесть минут. Я даже не замечал, что священники меня подгоняли на выход. Ну, а в третий раз время снова замедлилось. И снова я был там как будто бы очень долго, а на деле - очень мало.

Побег на Святую Землю

Место, где Христа прибивали ко Кресту

Там, наконец,  я получил ответы на все свои вопросы, на все свои чаяния. Там произошло чудо — душа разорвала свои оковы и вознеслась в высь, словно «ангел в блеске новом». Наконец, то тягостное ощущение, которое преследовало меня безостановочно на протяжении вот уже четырех лет, прошло. Меня отпустил постоянно преследовавший меня липкий страх, как паутиной, оплетавший меня. Окружающий мир наконец приобрел краски — из черно-белого он стал цветным. Ушла беспричинная постоянная грусть и усталость. Я, наконец, был свободен от самого себя, от тревог, от страхов, от неуверенности за завтрашний день. На меня наконец снизошло то чувство, которого я ждал так долго — я был спокоен. Радость, неподдельная, радость, из-за спины которой не выглядывал страх, ничего мне не нашептывало на ухо:«Вот сейчас тебе хорошо. Но оплата за это „хорошо“ скоро настанет». Это просто потрясающее ощущение, равного которому я никогда в жизни не ощущал. Это был тот самый катарсис, которые описывали древние. Полное очищение души. С нее спали цепи, тянувшие куда-то в бездну.

1
Побег на Святую Землю

Голгофа. Взято в интернете. Мне, к сожалению, не удалось качественно снять

Кто-то скажет: плацебо, самовнушение. А я отвчу — чушь. Даже если это и так, то что с того? В любом случае, эта поездка стоила нарушенной рабочей дисциплины, денег, сил и времени. Ни одна поездка не приносила с собой столько солнечных, ясных и чистых эмоций. Больше того, я, наконец, своими глазами увидел те чудеса, о которых рассказывали люди — мироточащий камень и холодный огонь.

1
Побег на Святую Землю

Придел ангела

После третьего посещения кувуклии, я решил во что бы то ни стало осуществить давнюю мечту — потрогать огонь. Мне было очень страшно протягивать к пламени руку. Но где-то в глубине души я верил — я могу. И я его коснулся. И он не обжег — он был холодным. Сверху от него шел жар, а сам он был холоден или чуть-чуть нагревался. Я мог свободно, без страха коснуться огня! И он не опалил и не сжег меня. Когда я уже в Москве рассказывал это, мне не верили и говорили: «Это только пасхальное чудо!» Но у меня есть доказательство — вот это видео.

Побег на Святую Землю

камень миропомазания

Побег на Святую Землю

Видя нашу с другом просто детскую веселость и радость от того, что мы делаем, священник, который следил за порядком в кувуклии, подозвал нас к себе и отвел в служебное помещение. Там он, смеясь, нацедил нам того чудодейственного мира, который источает камень. Улыбаясь, он протянул нам бутылочку с драгоценным маслом, он пожелал нам всего самого хорошего… Как иногда приятно получать такие подарки!

Мой фильм

Если я соберусь с силами, то я напишу о простых прогулках по Иерусалиму. Куда стоит зайти и что посмотреть))) Спасибо за внимание)

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Иерусалиме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии