Итак, поезд мчал нас из Рапперсвиля, точнее Хурдена, в Айнзидельн — место паломничество, не побоюсь этого слова, всей Европы. Четверть миллиона верующих в год прибывают сюда почтить своим присутствием Черную Мадонну.
Итак, поезд мчал нас из Рапперсвиля, точнее Хурдена, в Айнзидельн — место паломничество, не побоюсь этого слова, всей Европы. Четверть миллиона верующих в год прибывают сюда почтить своим присутствием Черную Мадонну.
Гора Монтсеррат в Испании, я думаю, более «раскрученное» место. Но Черная Мадонна, как говорится, и в Африке Мадонна. В силу ее верят очень многие, и поток туристов не иссякает никогда…
Надо сказать, что Айнзидельн — миленькая и маленькая швейцарская деревня, расположенная на холмах на 900 метров выше уровня моря.
Сама по себе деревня как деревня (в переводе означает «хижина отшельника»), но вот бенедиктинский монастырь — это ДА!
!
Приехать сюда можно, как мы, — из Хурдена, из Рапперсвиля. Другая дорога — из Люцерна с пересадкой в Бильбербругге, и третий вариант — из Бруннена с пересадкой в Арт-Голдау. Железнодорожная станция расположена минутах в пяти от монастыря.
Комфортно расположившись в поезде и любуясь красотами окружающих пейзажей, мы почти не заметили маленькую сухонькую фрау, которая махала нам от окна на противоположной стороне купе. Уплетая йогурт, фрау сообщила, что мы сидим на стороне, где мало красоты и предложила поменяться с ней местами, обещая через 10 минут сногсшибательные картинки. По мере движения она все больше изумлялась грандиозному строительству (видимо, давно сюда не приезжала), и когда мы подъезжали к Айнзидельну, вовсе расстроилась, поскольку Монастырь почти полностью укрылся за крышами новостроек. Фокус не удался. Чтобы как-то поддержать пожилого человека (а нашей новой знакомой — фрау Матильде исполнилось 78 лет), мы на прощание подарили ей шоколадку «Вдохновение», а заодно рассказали про Большой Театр. Это вызвало новую волну активности, и бабуля бодренько засеменила к Монастырю, хотя ехала совсем в другое место. Короче, «отработав» шоколадку, рассказав историю про монаха — отшельника, бабуся убежала.
К истории: деревня зовется «хижиной отшельника», поскольку жил здесь в 9 веке святой Мегинрат, молясь неустанно и питаясь тем, что приносили ему в этом лесу два ворона.
21 января 861 года два разбойника позарились на нехитрый скарб монаха, думая о каких-то таинственных сокровищах, ничего не нашли, рассердились и убили святого. Два верных ворона преследовали убийц до самого Цюриха, где злодеи хотели укрыться. Вороны кружили над ними и громко кричали, привлекая внимание людей. В общем, правда восторжествовала — разбойников казнили.
Новые отшельники последовали по стопам Мегинрата и поселились в его лесной келье. Над алтарем, где молился святой, возвели часовенку. В 934 году сюда приехал настоятель Собора в Страсбурге — Эберхард, и убедил отшельников организоваться в бенедиктинскую общину. Он стал их первым аббатом и заложил здесь первую церковь. Перед освящением новой церкви в храме раздался Голос, трижды сообщивший, что сам Христос уже освятил ее. Поговаривали, что сам апостол Петр святой Григорий Великий причастны к этому событию в храме. Тогдашний Папа Лев Восьмой провозгласил это чудом и издал буллу, в которой благословил паломничество в Айнзидельн. Так все и началось.
К началу 13 века часовня Богоматери, построенная на месте первой лесной кельи, стала центром паломничества.
Здесь стояла статуя Богородицы в романском стиле, которую Мегинрату подарила Хильдегард (дочь короля Людовика, ставшая тогда настоятельницей женского монастыря в Цюрихе — ныне — Фраумюнстер).
Эта статуя сгорела при пожаре 1468 года, и была заменена новой деревянной статуей Девы Марии с Иисусом (высота ее чуть больше метра, она потемнела от времени и копоти свечей, ее иногда переодевают в драгоценные наряды, сшитые в кантоне Ури в 18 веке, красоты неописуемой Черная Мадонна).
Монастырь с тех пор обладает особой привилегией, его священникам выказывается особое уважение. Длительное время монастырь соперничал с Римом и Сантьяго — де — Компостела, поскольку путь к святому Иакову, так прекрасно описанный у Паоло Коэльо в «Дневнике мага», проходил через Айнзидельн. Кстати, сам император Наполеон Третий был паломником Айнзидельна в 1865 году.
Монастырский ансамбль начал мощную реконструкцию в начале 18 века. Это чудеснейший (захлебываюсь от восторга) образец стиля барокко. К сожалению, за попытки фотографировать храм изнутри всем нам грозила инквизиция, и рассказ не будет достоверно иллюстрирован (придется ехать, кто не видел еще этой красоты…). Внутреннее убранство церкви создано одним монахом Каспаром Моосбруггером. Неф церкви декорирован фресками Космы Дамиана Асама. Каждая деталь украшена позолотой. В стиле рококо отделан хор, потолок украшен фигурами ангелов.
Разинув рот, я украдкой снимала на видео с ноги окружающие меня чудеса в стиле барокко, пока служитель не начал мне грозить пальцем. Вдруг передо мной предстала фрау Матильда, которая уже сгоняла по делам и вернулась показать нам Крипту, т. к. мы сами ее не нашли бы. В крипте было торжественно и печально. Пьета с одной стороны, с другой Всевидящее Око и огромная Менора. Заполненная монахами и монашками разных конфессий, крипта вибрировала от благолепия и огня зажженных свечей. Мы с моими «девочками» чувствовали себя немного неуместно, вооруженные до зубов фототехникой, поэтому быстро удалились. Тильда трещала, что сейчас покажет супермагазин с сувенирами, там «настоящее"а во всех других — кич. Мы поверили, накупили подарков, подарили нашей подруге раритетную марку 100 летней давности, с императором Николаем Вторым.
Бабка чуть со скамейки не упала, пришлось успокаивать и рассказывать о судьбе царской семьи. Наказали ей дожить до 100 лет, взяли электронный адрес и расцеловались на прощание.
Перед храмом открывается площадь Клостерплатц. Нам немного не повезло, поскольку вся площадь была заставлена стульями и декорациями.
Один раз в несколько лет на открытом воздухе устраивается представление Great World Theatre -религиозная драма Педро Кальдерона-де ля Барка, которая была показана при испанском дворе еще в 1685 году. В представлении участвуют около 600 человек, руководят действом сами монахи. Этим летом с 21 июня по 7 сентября было показано представление 41 раз! В любую погоду представление начиналось в 20 — 45 и шло 1 час 45 минут На сайте www.welttheater.ch есть информация и фото об этом уникальном представлении.
От 140 — метрового фасада вверх поднимаются две башни — близнецы.
На гербе и флагах — изображение тех самых двух воронов.
Богато украшен фонтан Богоматери, где люди пьют святую воду из 14 струй. Существует поверье, что надо загадать желание, помолиться и поклониться 14 раз каждому рукаву.
Главные дни паломничества 14 сентября и 13 октября — дата чудесного освящения храма и годовщина переноса останков святого Мегинрата из Райхенау в Айнзидельн в 1039 году. Самым ярким событием для паломников является выход монахов в 15 — 30 ежедневно, они направляются в часовню Богоматери с пением гимна богородице «Сальве, Регина». Эта традиция — ежедневная!!!! — существует уже 5 веков.
После посещения храма мы отправились на прогулку.
Сзади комплекса мы открыли для себя потрясающие виды, ухоженные лужайки, миролюбивых животных.
Особенно потрясающе выглядит конюшня.
Монахи разводят лошадей с 11 века. Мы заглядывали внутрь, у нас не у всех людей есть такие дома… (простите, конечно).
Ой, не перевернулась….
Нагулявшись и надышавшись чистым воздухом, испив святой воды и поклонившись Черной Богоматери, мы отправились восвояси, в наш любимый Цюрих, где нас ждал вкусный ужин и теплая постель в отеле святого Георгия.