Уже после посещения цитадели, где мы осматривая императорский дворцовый комплекс посетили на его территории и несколько пагод, у меня появилась убежденность, что сами пагоды интересны лишь с наружи, своим своеобразным архитектурным решением, да и то не все, а внутреннее убранство и цветовое оформление всех пагод практически одинакого. На это меня натолкнул вечерний просмотр снятого в цитадели материала, казалось, что это я уже где-то видел и глянув снимки пагод Ханоя и Ароматной, понял, что прав, они были очень похожи. Правда жена мне на мои слова о схожести сказала, что так и должно быть, ведь это храмы одного религиозного направления, а значит и внутренний интерьер храмов придерживается определенных канонов. Спорить не стал, я человек неверующий, убежденный атеист и храмы, любых религий, я воспринимаю, как часть истории и культуры народа, живущего в данном государстве, но в то же время уверен, что лики и статуи святых отличаются друг от друга, хотя бы школой исполнения, а здесь, практически полная идентичность. Не утверждаю это, но мне так показалось. Но пагоды входили в план нашего маршрута в Хюэ, тур куплен, значит надо ехать. Утром встали, как всегда рано, в 7часов (удивительно, но не смотря на+ 3-х часовую разницу во времени Вьетнама с Россией, мы вставали сами, без будильника, дома, это бы был подвиг),пошли позавтракали и сели ждать, когда за нами приедут. Приехали, как всегда не в 8, а 8–15 и не на машине, а на двух мотобайках парень и девушка. Мне то без разницы на чем ехать, а вот жена боялась, но мужественно села сзади девушки, я поехал с парнем. Ехали не долго, минут через 10 были уже на набережной Хюэ, где стояли пришвартованные кораблики
1
к одному из них нас и подвезли. Высадив, уехали за следующими участниками группы, а мы с интересом стали рассматривать плавсредство на котором нам предстояло идти по реке. Вид его был весьма колоритен, это был катамаран с двумя головами драконов в носовой части
1
1
и просторным холом посредине.
1
Внутри раположился минимаркет сувениров и несколько рядов стульев, на которых мы и расположились. Минут за 20 доставили еще три пары и мы, наконец то отчалив пошли по реке (а вот вверх, или вниз, не знаю, не понял). А река уже жила своей повседневной жизнью
по ней сновали туда-сюда джонки груженые песком, или прогулочные кораблики
1
разных конструкций. Первая пагода, или просто небольшой молельный дом, был еще в черте города и до него мы добрались уже через 15 минут хода по реке. На берегу нас встретил наш гид с еще одной частью группы, т.ч ее состав увеличился до 16 человек. Нам предложили самостоятельно осмотреть этот не то храм, не то музей, я, честно, так и не понял.
1
1
1
Что нам с женой тут понравилось, так это сад и небольшой бассейн
1
В саду мы увидели, как и на чем растет плод «драконий глаз»,вкус которого нам очень понравился.
1
1
Молодая супружеская пара из Вьетнама, тоже бывшие с нами в этой поездке, устроили возле бассейна короткую фотосессию
что повторялось затем во всех храмах на нашем пути, похоже это было их свадебное путешествие. Пробыли мы тут минут 20 и уже увеличенным составом двинулись дальше по реке. Минутах в 40-а неспешного хода по реке мы прибыли к пагоде Тьен Му
ставшей своеобразным символом Хюэ. Она была построена в 1885 г. правителем Ты Дыком. Семь ярусов восьмигранной башни Фык Зюен символизируют семь инкорнаций Будды. Справа от башни, в небольшом павильоне, находится мраморная стела, на которой записана история храма (1714 г.)
Черепаха со стелой на спине,на которой записана история храма Тьен Му.
а в павильоне слева — огромный колокол высотой 2,5 м и весом 2050кг (1710 г.)
Большой колокол Дай Хонг Чунг (высота 2,5 м,вес 2050 кг.)
а чуть впереди, за высокой стеной, находится и сам храм Тьен Му. Утверждают, что звук колокола можно услышать в 10 км от пагоды, а с небольшого пригорка, где стоит пагода открывается прекрасный вид на Ароматную реку
1
Пройдя через большие ворота
попадаем на территорию храма. В главном святилище храма
1
находится статуя бронзового Будды
1
за которым видны еще три статуи: Будда будущего — Будда Зилак, Будда прошлого — Азида и исторический Будда — Сакьямуни. В начале шестидесятых годов в этой пагоде проводили выступления против правительства. В гараже пагоды стоит автомобиль со знаменитой фотографией на лобовом стекле, на которой запечатлено самосожжение монаха Ти Куан Дука в 1963 году в Сайгоне. Таким образом он выразил протест против преследования буддистов при диктаторе-католике Зьеме. Хюэ тогда был центром сопротивления. Большой резонанс от этого поступка монаха, привел, уже через пять месяцев, к падению режима Зьема. Как ни странно, пагода сыграла свою роль и в протестах восьмидесятых годов, в ней проводили выступления протеста против коммунистов, когда рядом кого-то убивали. Тогда монахи перекрыли движение по мосту Фусюан и были арестованы за нарушение общественного и дорожного порядка. Больше подобных проблем не было и сейчас в храме проживает спокойно более сотни монахов
Территория храма очень ухожена и красива
1
1
Было приятно и интересно побродить по тенистым аллеям пагоды и понаблюдать за жизнью монахов
1
хотя и понятно, что туристы привнесли в их жизнь, я бы сказал, немного театра (видно, что кое-какие действа, как проходы по храму с песнопением, проводятся специально для туристов, уж слишком часто).Но это совершенно не портит общего впечатления о храме, наоборот, делает его живым. В Тьен Му мы пробыли почти два часа (этот храм того стоит), сели на свой кораблик и отправились дальше по реке. Затем на борту кораблика произошло событие, которое немного нас огорчило. По салону прошла девушка и подала меню, чтоб мы выбрали себе блюда на обед, мы и выбрали. Когда стали подавать обед, всем подали одинаковые блюда, а нам и еще кое-кому кто заказывал, подали и наши заказы, за которые потребовали плату. А мы то думали, что просто предлагают выбрать, что ты предпочитаешь, вышло же иначе. Но это бы ладно, доплатил и все, но девушка стала требовать оплатить и основной обед, уверяя, что и он платный. Гид не вмешивался в наши препирательства, но я видел, что никто из группы не платил за основной обед (это я еще уточнил у француза Жака, который неплохо говорил по русски),т.ч. категорически отказался еще платить, девушка начала апелировать к гиду, тот тоже что-то было начал просить на английском, но я даже не стал вникать, а просто показал ему билет на тур и дал понять, что платить больше ничего не буду. Гид, что-то сказал девушке по вьетнамски и она от нас отстала, хоть и было видно, что не довольна таким поворотом событий. Жак же нам сказал, что обед входил в стоимость их тура, мы сравнили цены, они отличались на пару баксов (у них больше),не думаю, что это была стоимость обеда. Тем более, что мы все, собрали гиду еще по 100тыс.донг/с пары, на билеты во все храмы (думаю, что и это был развод на деньги со стороны гида, но платили все, т.ч.и мы отдали). Это событие с обедом немного огорчило, т.ч. следующая пагода не вызвала никаких эмоций, да она и была НИКАКАЯ! Мы даже не сразу поняли, куда идти, когда нас высадили на берег и большинство группы пошло не в ту сторону, в поле
1
гадая, что тут смотреть. Когда разобрались и подошли к пагоде
то на ее осмотр хватило и двух минут, т. к. смотреть то было и нечего. Нас опять погрузили на кораблик и провезли еще минут 15 по реке, после чего высадили на берег и наше путешествие по пагодам продолжилось уже на автобусе, который нас тут ждал. Ехали не очень долго, вот только дорога была плохая, довольно сильно трясло на ямах и ухабах, т.ч. снимать было не удобно. Минут через 20 нас привезли на стоянку около гробницы Минь Мана, бывшим вторым правителем из династии Нгуенов(1820 — 1841). Пройдя вдоль высокого забора с одной стороны и пальмовой рощей с другой, подошли ко входу на территорию (15 гектаров). Я читал, что это одна из самых красивых гробниц Вьетнама и скажу вам, это сущая правда. Император Минь Ман, был разносторонне образованным человеком: увлекался архитектурой и живописью, наукой и философией. Следуя традиции, он еще при жизни выстроил себе мавзолей в китайском стиле, то есть, когда все сооружения комплекса распологаются по центральной оси, начиная от Больших Красных ворот
1
ведущих во внутренний двор, где стоят каменные статуи военных и гражданских придворных
1
а так же лошадей и слонов
Большая стела в первом павильоне рассказывает о жизни правителя
в двух следующих залах, в которые попадаешь пройдя через двор,
потомки могли приносить жертвы
1
Три моста
перекинуты к Павильону Ясности
1
средний мост сделан из мрамора и проходить по нему мог только император с членами своей семьи. Из павильона
открывался вид на следующее озеро в виде полумесяца, через которое тоже был перекинут мост
ведущий к воротам гробницы Минь Мана, закрытыми в этот день. Мы походили по территории комплекса довольно долго, час, а может и больше, любуясь его каналами, мостами, красивой природой вокруг.
1
1
Вернувшись на стоянку, где нас ждал автобус, прежде чем в него сесть, выпили впервые тростникового сока, который при нас, тут же отжали при помощи вот такого агрегата.
1
Сок нам очень понравился, т.ч. в последствии мы еще не раз его пили. Следующая гробница на нашем пути, была гробница императора Кан Диня (1916 — 1925). И хотя он был пожалуй самым молодым правителем из династии Нгуенов, он единственный из императоров побывал во Франции и очень увлекся европейской архитектурой, что отразилось при строительстве мавзолея. Весь комплекс выдержан в мрачных серых тонах, вызывающих одновременно, какой-то внутренний трепет, перед этим, в общем то не большим, но величественным комплексом и одновременно настраивающим на торжественность. Крутые и широкие ступени, украшенные бетонными драконами
1
выводят нас к платформе, где нас встречают стоящие в два ряда стражники и чиновники со своими лошадьми и слонами.
а так же первый павильон со стелой
на которой описана жизнь правителя Кань Диня. Поднимаясь выше мы выходим непосредственно к самой гробнице
1
состоящей из трех залов, которые соединяются между собой. Вот тут то, в оформлении внутреннего интерьера и проявляется европейское влияние. В отличие от серых красок снаружи, внутри все пестрит разноцветной мозаикой, выполненой цветными изразцами, осколками стекла и фарфора
В ценральном зале стоит алтарь с подношениями, который охраняют две цапли стоящие на спинах черепах
1
а позади алтаря, над гробницей, на золотом троне воседает и сам Кан Динь.
Стены зала так же разукрашены мозаикой
1
1
а по бокам, на стенах, висят жестяные погребальные венки
1
В двух соседних залах расположились вещи
которыми пользовался правитель, а так же, мини фотовыставка о его жизни. Как я уже говорил, гробница Кань Диня в общем то не большая, но удачно расположилась на вершине холма, с которого открывается великолепный вид на окресности
1
Дальше наш путь лежал в самую большую гробницу Вьетнама, состоящую из 50 построек и окруженную большим парком, гробницу императора Ты Дыка правившего страной дольше всех с 1847 по 1883 г.г. По складу ума и характера, Ты Дык был больше талантливым поэтом написавшим, за свою жизнь, более 4000 стихотворений, чем правителем страны. Он полностью использовал все возможности имперской роскоши: для приготовления его чая использовали капли росы, собранной с листьев лотоса;еду ему подавали 50 слуг, из 50-и блюд, приготовленные 50-ю поварами. Ты Дык имел множество наложниц и 105 жен, но при этом был бездетен, считалось, что причиной этого была оспа, которой он когда-то переболел. Гробницу строили на протяжении 13-ти лет, задействуя в строительстве много людей и не ограничивая себя в затратах, что привело в 1866 г. к заговору, правда не удавшемуся(раскрытому, все участники казнены).Занимаясь больше поэзией, чтением стихов своим наложницам и транжирством казны, Ты Дык, фактически устранился от упраления государством, что позволило Франции легко захватить Вьетнам и сделать из Ты Дыка, и всех последующих правителей, марионеток, которыми манипулировали французы. Гробницу построили с учетом того, чтоб ее использовать как до, так и после смерти, фактически это был еще один дворцовый комплекс, как и Хюэ. Мы с женой были сильно удивлены той заброшенностью, в которой находится гробница Ты Дыка, ведь если ее отреставрировать, как надо, то она не уступит по красоте грабнице Минь Мана, или того же Кан Диня. А так, нашему взору пристало вот такое зрелище:
1
Хозяйственные постройки, где жила челядь императора Ты Дыка.
1
меньший трон принадлежит самому Ты Дыку, т. к. его рост был всего150 см.
1
1
Могила Ты Дыка (Интересно то,что останков его в этой могиле нет,и даже не известно,где находятся останки и сокровища императора.Все 200 слуг,которые хранили правителя,были казнены,чтоб сохранить подлинное место в тайне).
1
Реставрация в коплексе ведется, но на удивление, как-то вяло(похоже не хватает специалистов),может по этому он и не произвел на меня особого впечатления. После осмотра гробницы Ты Дыка, нас привезли обратно в Хюэ. Жаль, что мы не понимали, о чем рассказывал гид, было бы интересней, а так, всю информацию о пагодах и гробницах, мы почерпнули и распечатали для себя из интернета. Может быть, когда нас, русских туристов станет больше посещать Вьетнам, то и во всех его (не только пляжных) крупных ценрах появятся русскоязычные гиды, а пока читайте и готовьтесь к поездке сами. Что еще нам запомнилось в Хюэ, так это суп Фо, который мы ели не в крутом ресторане, а в обычной уличной «кафешке под мостом»
1
Такого наваристого и вкусного супа мы не ели ни до, ни после. Этот суп, реабилетировал Хюэ в наших глазах, о котором мы читали, что кухня Хюэ самая лучшая, но видно мы питались…не в тех ресторанах и кафе, не повезло. А утром,10 августа, мы на автобусе поехали дальше, взяв билеты до Дананга.