«И отправился в Толедо Дон Альфонсо с королевой. Со своей красивой юной Королевой. Но известно, что любовь сбивает с толку. Ослепляет. И влюбился он в прекрасную еврейку по прозванию Фермоза. Да, звалась она Прекрасной. И недаром. И вот с ней-то позабыл король Альфонсо Королеву».
(Лион Фейхтвангер, «Испанская баллада»).
Любимый мной Толедо — это не только «каменный свиток испанской истории», «правильная», «образцовая» Испания», первая столица объединенного государства, город знаменитого марципана, толедской стали, «дамаскино» (искусства инкрустации золотыми и серебряными нитями по стали), воспетый гениями Сервантеса и Эль Греко.
Привычные клише, характеризующие столь замечательное место, не совсем то, чем является Толедо для меня.
Романтический ореол, навеянный известным романом Лиона Фейхтвангера «Еврейка из Толедо» (в русской интерпретации «Испанская баллада»), о любви католического короля и прекрасной еврейкой девушки Ракель, заставлял мое сердце волноваться от прикосновения к древним стенам и камням.
Можно сказать, что мой интерес к Испании и Толедо определила книга, увлекательно рассказывающая о фактах истории, преломленных в упомянутом романе.
Мечта увидеть Галиану и ее окрестности уже давно звала меня в испанскую Кастилию и ее первую столицу — Толедо.
Хотя я и была очарована Мадридом (впечатления от Мадрида можно прочитать по ссылке https://www.tourister.ru/responses/id_5732), безусловно, главный город в Испании — Толедо, названный Лопе де Вега «короной Кастилии».
А еще я знала, что в Толедо на обочинах и на холмах густо растут красные маки, примерно так же, как у нас одуванчики. Маки тоже входили в мой план любования. Но холодная весна не позволила им распуститься массово в середине апреля.
(из интернета).
Тревожная, гипнотизирующая репродукция картины Эль Греко «Вид Толедо» тоже обещала эмоциональный шок от невероятной энергетики, исходящей от места, изображенного на картине.
В Толедо мы собрались отнюдь не спонтанно, я готовилась к встрече: читала, смотрела, мечтала. Примерный план передвижений по историческому городу был составлен заранее, а реальность, как всегда вносила коррективы.
Доехать до Толедо из Мадрида не составляет никакого труда: можно выбрать поезд, но мы предпочли автобус, идущий от автовокзала, совмещенного со ст. метро «Plaza Eliptica» (серая кольцевая), компания ALSA, рейс — прямой (цена билета туда-обратно- 9,39 евро, ехать менее часа).
Отправление автобуса туда — 9. 29; обратно уехали, когда эмоционально — физическая способность организма исчерпала себя полностью (под вечер).
Время отправления из Толедо в билете не прописывается, автобусы ходят довольно — таки часто.
Внутри вокзала есть электронное табло с указанием рейсов и платформ, все наглядно.
До исторической части города мы бодренько дошли пешком за 20 минут.
Толедо стоит на холме над рекой Тахо, несущей свои воды в Атлантический океан.
Говорят, что бутылку местного вина, сброшенного с крутого берега, можно будет выловить в Лиссабоне. Кто-нибудь пробовал?
Крепость на месте средневекового города построили римляне, а в VI веке Толедо стал столицей Королевства вестготов.
Средневековый Толедо сравнивают с неким тигелем, в котором случился замечательный сплав христианской, мусульманской и иудейской культур.
Оставшийся от мавританского прошлого стиль мудехар сквозит во многих постройках Толедо.
Визитная карточка города — ворота Бисагра (Puerte de Bisagra) — главные ворота средневекового Толедо
«Новые ворота, башни которых — как бинокль, поставленный на попа» (Д. Рубина «Воскресная месса в Толедо»). Считается, что эти цилиндрические башни, построенные еще в арабские времена, впоследствии перестраивались, появлялись новые детали: имперские гербы с двуглавыми орлами, статуя ангела на фронтоне.
Через них мы и входим в старый город, взбирающийся на холм.
Пара квадратных башен, покрытых многоцветной черепицей, на которой тоже просматривается герб, находящихся с противоположной стороны бастиона
А это — сооруженная еще при арабах бывшая мечеть, впоследствии церковь De La Lus- одна из самых древних, построена еще в 999 году в эпоху Кордовского Халифата.
Ворота Солнца (Puerta del Sol) — абсолютно мудехарские ворота, похожие на подкову, состоящие из двойной мавританской арки и двух башен.
Пласа — де — Сокодевер (Plaza de Zokodever), получившая свое название от рынка, существовавшего здесь в эпоху Арабского завоевания, должна была продемонстрировать нам тот самый «рыбий косяк, прущий на нерест». Так Дина Рубина писала о мостовой площади Сокодевер, которую она искала по всей Испании по велению голоса еврейской крови и нашла — в Толедо.
Крупной гальки, выложенной ребром, я не обнаружила, а в Худерии — еврейском квартале Толедо — такую мостовую встретить можно.
Главная площадь города заполнена народом и никакого очарования: " … ей (Ракели) очень нравилась пестрая суетливая толпа, дотемна заполнявшая город, особенно главную площадь Сокодевер, по-видимому, в старину бывшую рыночной. Шумели люди, ржали лошади, кричали ослы, все перли друг на друга …" (Лион Фейхтвангер).
Кое-что изменилось с тех пор.
Треугольник площади окружен симпатичными домами
В глаза бросаются вывески, рекламирующие марципан.
С площади же видна Арка Крови (Arco dela Sangre), мавританская постройка получившая название по имени церкви Христа на Крови, находящейся под ней.
Когда-то осужденные на смертную казнь каялись здесь прежде, чем отправиться на эшафот. Площадь не избежала участи главных испанских площадей: она знает, как происходит аутодафе.
Пройдя арку, упираешься в памятник Сервантесу, который никогда не остается без внимания.
Над аркой построено здание Ратуши.
Увидев стоящий на площади экскурсионный паровозик Zoco Trenс русскоговорящим аудиогидом, покупаем на него билетики по 4,5 евро.
Мне понравилась экскурсия с остановкой на смотровой площадке с шикарными видами на город и окрестности
Вид на старинный мост Алькантра
Альказар — Высокий холм — возвышающийся над городом
Величественный Кафедральный собор
Плоские крыши Толедо
Русскоговорящий аудиогид рассказывает о городе, его истории.
Экскурсионный паровозик провез нас и мимо разрушенной Галианы — поместья с замком и садом, названным именем принцессы Галианы.
Жаль только, что остановка была одна, хотя голос обещал две остановки для фотографирования.
От площади Сокодевер по лабиринту улочек, узких на столько, что по ним когда-то могли пройти лишь человек и его ослик, теперь непостижимым образом умудряются проскочить и отдельные экземпляры авто, отправляемся ходить-бродить, натыкаясь то на древнюю мечеть, то синагогу, то церковь
Но прежде мы направляемся к самому известному памятнику города -Толедскому Кафедральному собору — монументальному центру католической церкви и резиденции архиепископа Испанского.
Он буквально втиснут в узенькие улочки Толедо, и сфотографировать эту громаду сложно.
Но левая башня собора с тремя терновыми венцами, достигающая высоты 92 метра, видна из многих точек города
В часовне собора и по сию пору каждое утро проходит мосарабская месса. Зародившаяся во времена вестготов, она служится по особому разрешению Папы Римского.
Собор настолько замечателен и величественен, что все остальные, мною виденные, меркнут перед этим великолепием!
Он построен на месте, где находился вестготский храм, а затем мечеть (традиция, отрицающая веротерпимость). Внутреннее убранство собора ошеломляет.
В храме 9 органов и пять нефов!
От запредельной перегородки главного алтаря, сверкающей золотом, поражающей виртуозностью работы, трудно отвести взгляд.
На ней изображены сцены из жизни Христа.
Сам барочный алтарь. Если бы фотографии могли передать обрушивающийся на вас сплав художественной красоты и духовности!
В музее собора собраны картины выдающихся мастеров: Эль Греко, Гойи, Веласкеса, Тициана, Сурбарана.
В зале Сакристии собраны картины Эль Греко.
В зале Капитула потолки в стиле мудехар, покрытые сусальным золотом, зрелище весьма достойное!
Стены украшены фресками на библейские темы.
По нижнему ярусу расположены портреты всех архиепископов Толедо.
В хорах невольно обращаешь внимание на резные деревянные скамьи XV- XVIвв., которые можно рассматривать бесконечно, они изобилуют сюжетами, в том числе и озорными
Галерея внутреннего дворика — клуатра украшена фресками художников Байе и Маэлья, здесь тоже очень есть чем любоваться.
На осмотр собора стоит выделить больше времени, часа два, как минимум
Здесь состоялось знакомство с кухней Толедо. Атмосфера небольшого кафе со стеклянным полом над раскопанными остатками древних каменных стен и разными артефактами, используемыми в создании интерьера, почти рядом с собором, позволила почувствовать сопричастность к прошлым столетиям.
А кухня оказалась так себе, описывать не буду.
От Кафедрального собора мы держим путь к Еврейскому кварталу, пропуская церковь Santo Tome, где нам еще предстоит встреча со знаменитой картиной Эль Греко «Похороны графа Оргаса».
Худерия (Juderia) — квартал с «потрясающим ощущением, что ваши ноги ступают по тем же самым камням, по которым за тысячу лет до вас ходили обитатели этого места. Ваши руки касаются каменной кладки, помнящей возможно, прикосновение руки какого-нибудь принца крови… Ваши глаза видят в точности ту картину, которая каждый день открывалась взору великого Эль Греко, жившего там, неподалеку…»
Дом-музей Эль Греко, ранее принадлежавший синагоге дель Трансито
В Толедо сохранились две синагоги.
Одна из них — дель Трансито, построенная в 14 веке на средства Самуэля Леви, казначея короля Педро Жестокого
Переступив порог синагоги, попадаешь в мир, преисполненный символов иудаизма. Сейчас в здании расположен музей истории сефардов.
Молитвенный зал синагоги великолепно декорирован, стены украшены резьбой и библейскими надписями на древнееврейском языке.
Плетеный фриз с высоким кессонным потолком из кедрового дерева сочетает исламские, готические и иудейские узоры. Фотографировать строго запрещено.
Манускрипты, одежда, предметы культа, датируемые в основном временем изгнания евреев из Испании (XVвек, вторая половина).
Внутренний дворик синагоги. Покинув музей Сефардов, отправляемся к монастырю Сан-Хуан-де-лос-Рейос
Его найти проще всего: готические шпили над крышей видны издалека.
Иногда их сравнивают с заупокойными свечами, так как королевский монастырь строился как пантеон для католических королей по приказу Фердинанда и Изабеллы, однако эти монархи похоронены в Гранаде
Один из монастырских порталов
В монастыре совершенно очаровательный клуатр, самый красивый из тех, что мне доводилось видеть
Резные арки, изящная аркада, пальмы, цитрусовые и … голубые ели!
Внутреннее убранство монастыря традиционно сочетает мудехар и католические символы, присутствующие в изобилии.
Интересны кессонные потолки верхнего яруса с символами католических королей
Ретабло запредельная многоярусная композиция. Внутренняя отделка монастыря
Готовясь к встрече с Толедо, я, безусловно, видела фотографии, сделанные в синагоге Санта-Мария-ла-Бланка, построенной в XIII веке, самой старой и самой большой в Толедо, находящейся в самом центре Худерии и напоминающей о тех временах, когда Толедо был процветающим центром еврейской культуры.
Но изысканная красота и гармония, увиденная наяву, превзошла ожидания!
Санта-Мария-ла-Бланка не избежала печальной участи: в 1391 году здесь произошло массовое убийство евреев, а в 15 веке рыцари превратили ее в католическую церковь, затем была она преобразована в женскую монашескую общину для раскаявшихся проституток, служила казармой, складом.
В наши дни синагога радует великолепными отреставрированными изящными резными каменными капителями, похожими на сосновые шишки.
28 белых арок в виде подков (арабское влияние) и колонны смотрятся завораживающе!!!
Перегруженные впечатлениями, мы берем тайм-аут от всяких осмотров, идем прогуляться вдоль Тахо, полюбоваться на причудливые изгибы реки, взглянуть издалека на мост Святого Мартина, с которым связано множество легенд, пересказывать которые мне не хочется.
Замечательные виды на реку и мост открываются с площадки, расположенной рядом с музеем Victorio Macho
Нам ведь еще предстоит важная запланированная встреча с церковью Санто-Томе, бывшей мечети 14 века с ее великолепной башней в стиле мудехар, которая интересна в контексте присутствующего там шедевра кисти Эль Греко «Похороны графа Оргаса»
Являясь покровителем этой церкви, граф принял на себя большую часть расходов по постройке здания 14 века, дошедшего до наших дней.
Картина была заказана Эль Греко приходским священником в память о графе — меценате. Она изображает явление Святых Августина и Стефана, спустившихся, чтобы забрать душу графа на небеса.
(фото из интернета).
Картина, выставленная в приделе церкви, смотрится так, как будто нарисована совсем недавно, сохраняя яркость и сочность красок, а не несколько веков назад, не подвергаясь реставрации и никогда не покидая стен церкви.
Скажу я вам, ощущения испытываешь запредельные, рассматривая полотно 4,8×3,6 метров, которому более 400 лет. Фото категорически запрещено. Пожалуй, достаточно для первой встречи с Толедо. За один день посмотреть больше невозможно. Хотелось бы посетить Музей Эль Греко и музей Санта — Круз, но куда уж.
Возвращаемся на Сокодевер, в ее переулках полно различных магазинчиков
Что стоит привезти из Толедо?
Вкусности: овечий сыр Queso Manchego, вино La Manchaи Mentrida (качество обозначено на этикетке D.O.C), коробочку марципанов (и не одну), гусиный паштет. Все это мы попробовали и остались довольны.
А как вас замечательно обслужат, ласково побеседуют, спросят о впечатлениях (на английском говорят), очень старательно все упакуют — мне было жаль лишать содержимое пакетов высокохудожественной упаковки.
В Толедо не стоит забывать об изделиях из металла и керамики, которые будут напоминать вам об этом удивительном городе. Дамам, которые умеют носить металлические украшения, стоит приглядеться к изделиям, выполненным в технике «дамаскино», а мужчин обычно интересуют ножи.
Холодное оружие — «Клинки Толедо». Хотя ножи кухонные — привилегия, в основном, женщин.
Итак, прощание с Толедо неизбежно, нехотя мы покидаем сказочно красивый город, сохраненный в веках, провожая его восторженно-грустным взглядом!
Подводя итоги встрече с Толедо, историческим, культурным, туристическим центром, и оценивая ее по пятибальной шкале, я смело ставлю заслуженную 5 +!