Основная дорога Горного Бадахшана, построенная русскими пограничниками в начале 1930х годов, связывает киргизский Ош и таджикский Хорог, а затем вдоль правого берега Пянджа уходит на Душанбе. Трасса преимущественно грунтовая, проходит по шести перевалам высотой до 4650 м. и в зимний период завалена снегом, под которым прячется гололед.
8
Проехать по тракту зимой — задача нетривиальная. Во-первых, движение грузового коммерческого транспорта практически отсутствует и попытки прорваться через перевалы автостопом чреваты быстрым замерзанием. Во-вторых, киргизские перевозчики в Оше заламывают цены от 400 баксов за машину до Хорога и торговаться не особо желают. Таким образом, оптимальным способом пройти тракт зимой является таджикский джип типа УАЗик, отправляющийся с известной Алай-базы в городе Ош.
4
Очаровательный отель на автостанции Оша входит в пятерку самых аутентичных клоповников из тех, в которых приходилось бывать.
Заспанная дежурная попыталась пультом включить кондиционер на отопление — кондиционер упал со стены и развалился. Отличная подстава для гостей!
2
Через сутки в суперотеле ребята засуетились и нашли нам квартирку в центре города.
2
Забегаловка на Алай-базе. Пока ждем директора.
УАЗики едут исключительно до бывшего форпоста советских пограничников, г. Мургаба, откуда до столицы Горного Бадахшана Хорога еще 420 км. Цена вопроса — 1000 киргизских сом с человека. От Мургаба до Хорога также ходят попутки, берут порядка 800 сом или 80 сомони.
С погодой нам относительно повезло — снег нападал в новый год, и пока мы бродили по ущельям Иссык-Куля, дорогу немного расчистили и укатали. Но чистое небо над памирскими плато обернулось тридцатиградусными морозами и ледяным штормовым ветром, продувающим уазик насквозь.
Караван из нескольких машин стартует ближе к полуночи. Первые 80 км идет относительно ровный асфальт. Затем начинаются грунтовые перевалы. В каждой машине 7 пассажиров, наша троица на заднем сиденье пересчитала головой о потолок и стенки не один десяток ям. Водители выжимают из машин максимум, УАЗики заносит на завалах, подбрасывает и сносит к обрывам. По качеству адреналина киргизская часть тракта превосходит сплав по Белому Нилу и прыжки с тарзанки.
Утро встречаем на таджикской границе. Вопреки опасениям, пропуска в погранзону не потребовались. С нами слегка побеседовали, дали погулять по перевалу (4300, у большей части пассажиров началась горняжка), запретили поснимать приветственные надписи и выдали миграционные листки.
7
С выходом на памирское плато машина заледенела. Подышал на окошко — увидел Памир.
6
Лобовое стекло также не сильно отапливается. Дорогу постоянно заносит пурга.
11
Справа — ограждение погранзоны. За ним — Китай.
Через час доехали до поселка Кара-Куль на берегу одноименного озера. Кара-Куль — крупнейший водоем Памира, но вода в озере тяжелая, рыбы практически нет, береговая линия часто меняется. При тридцатиградусных морозах центральная часть акватории остается незамерзшей.
На выезде из Кара-Куля УАЗик взял и сломался. Вернулись в поселок и два дня прожили в чайхане, ожидая то ли ремонта, то ли попутного транспорта.
4
УАЗик на плато Кара-Куль. Дальше он уже не поедет — умер.
10
У нас появилось двое суток на знакомство с поселком и озером.
4
На улице где-то -35, плюс высота за 4000.
12
Берег Кара-Куля
14
В короткий зимний день горы практически постоянно сохраняют синеватый оттенок.
4
Летние Хоум-стеи для иностранцев очень распространены. Туристы предпочитают жить в домах и наблюдать за традиционным укладом жизни памирцев.
На второй день нашего вынужденно пребывания в Кара Куле в чайхану зашли местные пограничники. Познакомились. Обещали по окончании смены подбросить нас до Хорога. А пока — мы погуляем по поселку и зайдем в гости на погранзаставу.
3
Вход на погранзаставу.
4
Весь поселок — с погранвышки.
7
Тень от вышки и вид на Китай.
7
В поселке у нас уже масса знакомых. Все зовут в гости, хотя бы на часик.
Традиционно любят попозировать. Но только дома.
7
В домах Кара-Куля очень уютно. Даже забываешь, что на улице — суровая горная зима.
Прожив в каракульской чайхане почти двое суток, двинулись на Хорог с офицерами погранзаставы, возвращающимися со смены. По дороге поели тушеного архара, заехали на горячие источники, переночевали.
7
Всегда хотел поспать на бильярде. Получилось!
3
Советский бар в санатории при горячих источниках.
Источники, кстати, 60 градусов тепла — чувствуешь себя частью почти готового супчика.
А наши новые друзья везут нас в Хорог.
4
Дорога до Хорога на правильном джипе заняла 5 часов. Наши новые друзья разместили нас в свободной квартире, поводили по злачным местам.
В Хороге очень просто сделать афганскую визу — выдается всем желающим за 15 минут. Погранпереход в 4 км от центра города. Как-нибудь летом обязательно воспользуемся этой возможностью для освоения новых районов Афгана.