У Санкт-Петербургского метро есть музей. И, уверен, что даже коренным жителям мало что известно о нём, что уж говорить о туристах. До недавнего времени музей был закрыт для посетителей «со стороны», был, что называется, для служебного пользования. Даже сейчас, чтобы попасть в музей, нужно спросить разрешения по внутреннему телефону и выписать пропуск в отделе кадров. Находится музей на станции «Приморская» на Васильевском острове. Заведует им очень весёлый и увлечённый своим делом человек — Виктор Васильевич Червяков. Экскурсия была великолепна. Вот куда нужно было сразу ехать, а не в Кунсткамеру!
Я расскажу вам лишь небольшую часть того, что удалось узнать. Остальное — на месте. :-)
Рост населения Петербурга, ускорение темпа жизни в 19 веке стало требовать развития такой отрасли, как общественный транспорт. К тому же многие зажиточные люди того времени могли посетить Париж или Лондон, где, по ошибочному мнению некоторых, в 1861 году был открыт Андеграунд, когда в России ещё действовало крепостное право. Не-ет! Метро в Лондоне начало действовать только в 1863 году, так что Россия на-а-амного опередила Англию.
Развитие общественного транспорта началось в Петербурге с омнибуса, который позже, чтобы не скакать по ухабам, переставили на рельсы и нарекли конкой. Было организовано несколько маршрутов, но и они перестали удовлетворять потребности граждан к началу 20 века. Интересен действовавший тогда прейскурант на порчу имущества. За 3 рубля можно было купить корову.
С появлением электричества лошадей отправили на пенсию. Город тем временем расширялся, мостов через Неву не хватало. И тогда придумали зимой пускать трамвай по льду. Прокладывали временные пути, линии электропередач, и трамвай связывал два берега.
Решение о строительстве метро в Ленинграде было принято в 1941 году. Предписывалось начать работы в начале 41, а завершить в 4 квартале 1942 года. Менее, чем за два года необходимо было пройти под землёй 19 (!) километров! Такое неподсилу в наше время, но технологии сороковых это позволяли. Основными ускорителями были: приказ партии, лом, тележка и комсомольский задор. Кроме того, обратите внимание на пункт «з»: до утверждения смет и проектов, работы производить без смет и проектов! На глазок. Вот документ.
Но грянула война, и строительство метрополитена пришлось отложить. Первую линию открыли только в 1955 году. Многие ошибочно считают Питерский метрополитен самым глубоким. Это не так. Самое глубокое метро в Европе — в Киеве. Самое глубокое метро в мире — в Северной Корее.
В музее собраны многочисленные экспонаты из истории метро, многие из которых я узнал. А турникеты, бьющие по коленкам, используются у нас в Минске до сих пор.
Естественно, невозможно было не задать несколько животрепещущих вопросов, которые волнуют многих, кто пользуется услугами метрополитена.
Например. Почему поручень на эскалаторе всё время убегает вперёд?
Ответ прост. Чтобы пассажиры не уснули.
Шутка.
А вообще это обусловлено конструктивными особенностями эскалатора и допускается нормами.
Или: какая окупаемость у Петербургского метрополитена?
Оказывается, очень даже неплохая, учитывая, что во всём мире общественный транспорт дотируется государством. Примерно 90%. Ого! Но это объясняется тем, что ежедневно метро пользуется около 5 миллионов (!) человек. Билет стоит 28 рублей.
Так что будете в Санкт-Петербурге, обязательно посетите музей метро. Самостоятельное посещение бесплатно, с экскурсией — 300 руб. Девушки могут приобрести креативный сувенир — значок с надписью «Не прислоняться» :-)
Спасибо за внимание.
Путешествуйте с пользой и хорошим настроением!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм