Дело было вечером, делать было нечего, и я напряженно размышлял, как с минимальными затратами, но с максимальным удовольствием провести длинные новогодние праздники 2007г. Цены на зарубежные туры в это время года кусались, как никогда, поэтому родился план съездить на родину – в Крым. Маршрут на 4 дня выбрал небольшой, но содержательный: Симферополь-Ялта-Керчь. Через сутки прибыл в Симферополь, и сразу на троллейбус - Ялта ждет.
Давно не был в этих местах, изменилось очень многое, но самое примечательное – новенькие мечети и огромные площади, захваченные под застройку крымско-татарским населением. Далеко вдаль уходят ряды кособоких сараев из ракушечника, а на лучших местах уже красуются особняки. Вдоль трассы понастроили много кемпингов и ресторанов, и везде торчат рекламные щиты: продается недвижимость. Троллейбус все выше и выше забирается в горы, справа открывается великолепный вид на заснеженную горную вершину, поросшую соснами, припорошенными снегом. Невысокая гора, покрытая белоснежным покрывалом нетронутого снега, искрящегося в лучах скупого зимнего солнца, возвышается над трассой - красота, да и только. Картина настолько поражает, что одни начинают без перерыва щелкать фотиком, а другие просто застывают на своих местах, не в силах отвести глаз от чудесного творения природы.
На второй ялтинский день после утреннего кофе решил прогуляться вдоль пляжа: по воспоминаниям 40-летней давности, здесь в разгар сезона яблоку негде было упасть, топчаны лежали настолько плотно, что ногу между ними не поставишь. А сегодня благодать – таких ранних пташек, как я, единицы, но в отличие от меня, они не кутаются в куртку, а с видимым удовольствием купаются в январском море. Утреннюю идиллию нарушил дождь, он полтора часа долбил по навесу, чтобы не скучать я пил пиво. А когда небесные хляби наконец захлопнулись, отправился на гору Ай-Петри, туда проложена канатная дорога, нижняя станция которой находится в Мисхоре.
За стандартные 20 гр. пассажиров сажают в застекленную люльку и поднимают вверх. Под ногами проплывают могучие кедры, крыши строений и валуны, в живописном беспорядке раскиданные по склону; потом необходима пересадка на второй фуникулер, который тащит кабину все выше и выше. Внезапно, как по мановению волшебной палочки, картинка за окном исчезает: кабина попадает в облако и дальше плывет в густом молоке тумана. Вдруг сквозь плотную пелену проступает силуэт небольшой сосны, которая медленно проявляется в окне, как черно-белое фото в ванночке с проявителем. Деревце прилепилось к отвесному склону горы, цветов только два: черный и белый, остальные краски исчезли. Каждая веточка и даже каждая иголочка укутана пушистым инеем, а лапы устремлены в одну сторону, как будто мощный вентилятор долго обдувал дерево, а затем его мгновенно заморозили.
Выйдя из кабины, мы внезапно очутились в совершенно нереальном, сказочном мире, окутанном туманом: необыкновенно белый снег, покрывающий все вокруг, легкий морозец, щиплющий щеки, метель-завируха и необыкновенной красоты иней, которым было украшено все вокруг – деревья, домики и даже поручни. Контраст с осенней серостью у подножия горы был настолько велик, что настроение сразу поднялось на 200%, почему-то сразу захотелось дурачиться, валятся в снегу, на крайний случай поиграть в снежки. Уже потом внизу подумалось - может это высота сыграла со мной шутку, ведь за 15 минут канатка вознесла меня на километр в небо?
Туман чуть рассеялся, и удалось повнимательнее оглядеться вокруг - около верхней станции царит деловая суета: расторопные зазывалы предлагают развлечения на выбор, а можно и все сразу (если денег хватит) - снегоходы, лошади, верблюды, каждый из них готов подставить свое сиденье (спину, горб – нужное подчеркнуть) всего за 2 бакса (в минуту). Приставучие виночерпии тут же подносят чарку вина – халявный дринк из небольших бочек или из грязных пластиковых бутылок. Ледяной напиток ломит зубы, да и вкус на холоде почти не чувствуется, но продавец надеется, что ты оценишь его старание и купишь понравившееся вино. Торговцы, переминаясь от холода с ноги на ногу, предлагают шкуры животных, поделки из дерева и крымские масла.
Рядом располагаются ресторанчики с заснеженными крышами, в которые, теребя туриста за руку, навязчиво приглашают речистые ахметы, ренаты и керимы. Между ресторанчиками вьется неприметная тропа, ведущая на самый пик горы Ай-Петри – 1234 м. В хорошую погоду надо заплатить 5 гр., чтобы пройти по дорожке (уроки Остапа Бендера в Крыму усвоили на «отлично»), но сегодня непогода, потому это удовольствие бесплатно. Жаль, склон слишком крут, демисезонные туфли предательски скользят по снегу, который мгновенно набивается в обувь и налипает на джинсы. Падаю, встаю, опять падаю, но все-таки иду вперед и вверх, а там... Таких энтузиастов экстремального восхождения, как я, сегодня совсем мало, потому в одиночестве карабкаюсь по тропе, с трудом преодолевая последние метры.
С пика в хорошую погоду открывается исключительный вид на море, Ялту и побережье, но сейчас километровая бездна до краев заполнена туманом, лишь тонкие перила, покрытие сосульками, ограждают пропасть от неосторожного шага. Итак, вершина в очередной раз покорена, можно спускаться, хотя, вернее сказать, скатываться, ведь идти вниз практически невозможно, слишком крут склон, да и снежный наст весьма скользкий. Вдруг очередное густое облако налетает на вершину и видимость падает до 10 метров. Мелькает глупая мысль: а вдруг заблужусь? Возвращаюсь по своим следам, причем большую часть обратной дороги преодолеваю, скользя вниз на корточках и на «пятой точке», а скорость гашу, цепляясь за окружающие деревца. И ничего страшного, что промокли туфли, джинсы по колено обледенели, а рубашка, наоборот, взмокла от пота – это все мелочи.
После спуска я сразу отдался в руки зазывал, и меня усадили в ресторане поближе к жарко пылающему камину. Душа поет, вокруг меня сидят такие же восторженные туристы, нам хорошо и весело, жизнь удалась. Горячие лепешки, плов и стопка Немирова отлично восстанавливают силы после такого приключения. Возвращаться совсем не хочется, но надо, скоро уходит «последний рейс» к подножию, а ночевать на снегу не входит в мои планы. На обратном пути нижняя кромка облаков поднялась выше, и кабина вынырнула из облачного тумана на большой высоте, дружный возглас «Ох!» вырвался у пассажиров. Мгновение назад окна застилала густая молочная пелена, и вдруг она исчезла, и мы увидели, что кабинка, подвешенная на тонком тросе, болтается над глубокой пропастью, а земля, утыканная макушками кедров, запорошенными белым снегом, находится далеко-далеко внизу, в сотнях метрах под нашими ногами. С большой высоты деревья казались игрушечными елочками, посыпанными сахарной пудрой.
Далекая твердь медленно приближалась, деревья вырастали в размерах и вскоре мы плыли мимо огромных стволов, не веря, что минуты назад они выглядели как зубочистки. На нижней станции меня догнала Sms от дочки: «Папа, скорей уезжай из Ялты, в порту стоит зараженное судно с трупами и отравленной командой на борту». Естественно, я тут же рванул в порт, но он был так же пуст, как и вчера, лишь несколько прогулочных катеров зимовали на пирсе. Тревога оказалась напрасной: «зараженный» корабль действительно подошел к Ялте, но стоял он далеко от берега на рейде, и его быстро отправили в Керчь – по странному совпадению именно туда я и направлялся этой ночью. В жизни бывают странные совпадения: направляешься в родной город, а тебя сопровождает Летучий голландец…
Все фото взяты из интернета у замечательного фотографа ANDREI-STOLIAR исключтельно в качестве иллюстраций зимнего Ай-Петри. Моя камера именно в эти часы по неизвестным причинам накрылась медным тазом...