Широка страна наша, много в ней чего есть и большое все с Российским размахом, вот и у нас тут тоже есть интересные экземпляры… В лесах на севере Свердловской области притаилась вроде бы и не большая, но в то же время самая длинная в мире узкоколейная железная дорога…
История
Первая ветка была заложена аж в 1898 году и соединяла Алапаевск и Мугай. Своей максимальной длинны она достигла в 70-е годы и по разным оценкам составляла от 500 до 600 километров. Основным ее предназначением было возить лес. Но время шло, лесовозы заменили поезда и деревни, некогда бурлившие жизнью стали исчезать.
Вот, что по сути осталось от когда-то самой большой узкоколейной дороги.
Главная линия Алапаевск — Калач
Алапаевск-2. Главный вокзал дороги. Нынешняя станция открыта в 1999 году, после закрытия прежнего вокзала на улице III Интернационала и демонтажа линии к нему. Новый вокзал расположен рядом с депо. Путевое развитие на станции минимально. У тупика главного пути расположен пассажирский перрон.
Красная-2. Крупнейшая по путевому развитию станция дороги, начинается сразу за станцией Алапаевск-2 и выездом из депо. Пассажирских платформ нет.
Болотная. Станция полностью ликвидирована.
Советская (в настоящее время именуется пост 21 км). Бывшее примыкание ответвления на Зенковку (линия разобрана). Станционные пути разобраны, остановки нет.
Тимошино. Остановка по требованию в одноимённой деревне.
Синячиха. Станция в посёлке Верхняя Синячиха ликвидирована в 2000 году, действует остановочный пункт. Рядом с бывшей станцией — пересечение с ширококолейной линией на Верхнесинячихинский металлургический комбинат.
Больница. Остановочный пункт в Верхней Синячихе.
Угольная. Действующая станция, на вокзале действуют зал ожидания и билетная касса. После станции линия проходит по путепроводу над магистральной ширококолейной линией Алапаевск — Серов.
Осиновка. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Рублиха. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Ельничная. Действующая узловая станция — от неё начинается ответвление на Гаранинку. На станции работает депо, обслуживающее восточные ветви.
Строкинка. Станция ликвидирована, действует остановочный пункт. По состоянию на 2007 год, станция действовала, были стрелки и 2 пути ([1]).
Чернышовка. Действующая узловая станция — ответвление на Берёзовку. Одноимённый посёлок ликвидирован.
Паньшино. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Октябрь. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен. До начала 2000-х гг. станция действовала.
Подкур. Станция полностью ликвидирована, посёлок выселен.
Муратково. Действующая станция.
Санкино. Действующая станция, депо. Пересадка на поезд до станции Калач.
Переезд. Остановочный пункт в посёлке Санкино.
135 км. Разъезд. Населённых пунктов нет, поезда не останавливаются.
Шемейное. Разъезд у бывшего посёлка Шемейное, ликвидированного ещё в 1970-е гг.
Калач. Конечный пункт линии. Депо закрыто в 2007 г. За станцией пути продолжаются ещё на 1,5 км и заканчиваются у поселкового кладбища.
Действующие ответвления
Бобровка. Бывшая станция, в настоящее время — остановочный пункт.
Берёзовка. Действующая тупиковая станция.
Разобранные ответвления
Гаранинка. В начале 2013 года полностью демонтирована.
(Данные из wikipedia.org)
Ну, а теперь усядемся поудобнее, нальем себе чаю или что покрепче и расскажу я вам историю…
Путь наш начался с вокзала Екатеринбурга. Если честно, то электрон достался крайне не дружелюбный для велосипедистов, а по сему пришлось в тамбур загнать велосипеды и постоянно следить за ними. Приехав в Алапаевск было принято решение быстро уезжать в леса так как день клонился к вечеру и надо было найти место для стоянки. Отъехав километров 40 от города нашли уютный заезд в лес, а там и полянка нашлась.
Долго утомлять рассказом о пути до Верхней Синячихи не буду, а по сему начнем сразу с момента въезда в нее. Главной достопримечательностью городка можно назвать металлургический завод, стоит такой монстр и жаром пышет. Вообще было чувство что попали мы года этак в 80-е.
Выбравшись на идущую ЖД дорогу, вдоль нее рванули к началу нашего маршрута, станцию Алапаевск 2.
Время тут также как и в Синячихе остановилось, стоят на приколе маленькие поезда, да тележки. Но тут уже есть признаки появления самой АУЖД: почти в каждом дворе стоит дрезина, эдакий такой 4-рех колесный муравей. Дорога вдоль дороги хорошая утоптанная.
Летим дальше, но вот после станции советская тайга начинает брать свое, дорога портится и вот мы уже не едем, а идем спешившись. Печаль накатила- хотели доехать до Гаранинки, а тут до Ельничной бы добраться. Дойдя до небольшой опушки решили передохнуть. Стоим думаем эк место странное, не холм не болото, а деревьев нет. Как оказалось, это была давно уже исчезнувшая станция Осиновка. Мимо пролетел состав с 4-мя вагонами, один из которых был завален каким-то хламом. Лицо машиниста выражало крайнее удивление и жалость к двум безумцам решившись забраться в такую глушь на велосипедах. Смирившись со своей судьбой мы пошли дальше. Вдруг сзади раздался веселый треск, который быстро приближался. Меньше чем через пол минуты мимо нас с ветерком пролетело 3 дрезины две из которых были обвешаны народом как гроздь винограда, а на третьей ехал мужичек который остановился и улыбнувшись сказал:
— А чего это вы тут в глуши делаете? Да еще и с велосипедами?
— Да хотели пройти по узкоколейке, но похоже судьба пройти только по Ельничной, да и то фиг знаем когда доберемся.
— Так давайте я вас подброшу я как раз на Ельничной живу.
Счастью нашему не было предела, еще бы и до Ельничной доберемся и по узкоколейке на дрезине прокатимся…
Пока мы ехали то узнали, что спасителя нашего зовут Андрей и работает он пожарником в Синячихе, денег не много, но они по сути ему не особо нужны, так на горючие да запчасти для дрезины.
— Тайга же вокруг она и кормит. У меня несколько охотничьих домиков в лесу вот и хожу, а летом огород, грибы, ягоды и охота тоже, а большего мне то и не надо.
Удивительный он был человек, рядом с ним наши проблемы казались какими-то мелочными.
Приехав в Ельничную мы спрыгнули чтобы размяться.
— А так то куда путь держите?
— Мы хотели до Гаранинки дойти, но дорога такая что не проехать, так что мы сейчас наверное на дорогу и в Синячиху…
— А зачем дело встало? Давайте я вас до Гаранинки докину, дорогу покажу.
Сказать что наши лица просияли это не сказать ни чего, мы готовы были просто пищать от восторга.
Дрезина неслась по рельсам, некоторые из которых датировались еще царскими временами.
Вот из-под колес вылетел тетерев, чем дальше мы уезжали от цивилизации тем не пуганей был зверь. Встав на стояночку мы увидели слева бобровую плотину, тут же вынырнули два бобра и стали разглядывать нас, так мы глазели друг на друга минут 10, потом им это надоело или перерыв закончился и они нырнули под плотину.
— Тут зверь дикий, они знают людей, но как к врагам к ним не относятся, охотники которые тут ходят — зря не стреляют, только для своих нужд, а чужаков тут нет. Есть тут волк один, старый, он как охотников видит, подходит и чуть поодаль сидит — еду выпрашивает, тем и живет, кто хлеб кинет кто колбаску, кто потроха заячьи.
Так за рассказами мы долетели до Калача и тут меня Андрей добил окончательно…
— Андрей, может возьмете рублей 500 за бензин.
Андрей вздохнул и улыбнулся как-то снисходительно по отцовски:
— Что ж вы городские все на деньги меряете, у меня время было вот я и решил, прокатить, места показать. Тут правила другие — тайга, сегодня я тебе помог, завтра ты мне поможешь.
Тогда я решил презентовать фляжку коньяку, которая припасена была на всякий случай
— Да вы что у нас в деревне ни кто не пьет! Ну ее эту отраву.
Мы попрощались и еще долго смотрели в сторону путей откуда раздавался треск уезжающей дрезины ….
И теперь когда мне надоедает город, я вспоминаю Андрея, и абсолютно другой мир, который честнее, гораздо честнее.
И еще немного фото:
Это Гаранинка вернее то что от нее осталось.
Стоянка в тайге, а это по сути наш безумный дуэт, моя супруга Женечка ну и я собственно))
На обратном пути засекли пожар, позвонили куда надо сообщили координаты, честно стояли ждали 30 минут, так ни кто и не приехал. (((
Кстати в самом Алапаевске, есть музей АУЖД, обязательно его посетите, да и город сам достаточно историчен.