Континентальная часть Большого Азиатского от Сайгона до Куала-Лумпура появилась, собственно, из-за старого назревшего желания пройти от Вьетнама до Таиланда по воде.
План был следующий: доехать от Хошимина до любого города в дельте Меконга, найти лодку до Пномпеня, затем проехать по земле до Сиануквилля и сесть на катер в Таиланд.
Лет так 7–8 назад данный маршрут был одним из интереснейших в Азии. Искать торговые лодки в деревнях, где по-английски толком не понимают и видят белого человека несколько раз в год. Медленно подниматься по каналам до Великого Меконга. Потусить на самых бэкпекерских пляжах Сианука. Выбраться пыльными убитыми дорогами в Бангкок.
Реальность, увы, куда банальнее. Азия меняется, теряет аутентичность. Модернизируется и становится совсем однообразной.
Весь поход по Хошимину превратился в поиск хорошего вайфая для покупки билетов на финал путешествия. Город, несомненно, туристический, но с интернетом беда. В итоге нашли немного в убитом баре туристического района. Качество вайфая оказалось столь «шикарным», что к концу четырех часов бронирования неслабо накидались практически халявным пивом.
Потерянное время и приобретенное настроение ни разу не способствовали первоначальным планам скататься по-быстрому до тоннелей вьетконговцев. Погуляли по городу, полистали путеводитель — решили отведать истинно вьетнамской кухни в разрекламированном ресторане «Лемонграсс».
Ресторан, входящий в топ ЛП — это традиционная толпа евротуристов, завышенные цены и средней паршивости кормежка. На пафосной волне попросили хозяев вызвать такси, и через час дотряслись до автостанции. К поздней ночи выгрузились в самом приграничном городе дельты — Чау Док.
В паре сотен метров от автостанции нашли отель за 10 баксов с отличным вайфем и горячей водой. И расслабились — на сутки.
3
Деревня деревней, а набережная — как в лучших городах Азии.
1
Очень-очень напоминает набережную в Твери. Вот — совсем похожие скульптуры.
1
Вот — горсад и Волга-Волга.
Найти по-настоящему интересную лодку в Камбоджу непросто. Свой единственный шанс уплыть на торговой посудине мы упустили — ночью договорились с хозяином, но утром решили отдохнуть после марш-броска Лумпур-Джакарта-Сингапур-Хошимин и проспали старт. В итоге оказались в городе, пропитанном желанием заработать на классическом уже маршруте. Спасибо, опять же, путеводителям — любая строка популярного издания в Азии обрастает несколькими видами бизнеса, вырваться за рамки которых совсем не просто.
Времени на выбор не было — перелет из Лумпура в Коломбо уже был выкуплен, а сколько ехать по земле до столицы Малайзии я не представлял даже приблизительно. Поэтому сделали просто — прошлись по набережной, промониторили конторы и купили билеты на медленную лодку в Пномпень.
2
В городе две достопримечательности — маленький храм начала ХХ века постройки и рынок. Рынок живет круглосуточно. Днем здесь торгуют всем подряд, ночью проходят дискотеки.
Рынок в южном Вьетнаме — центр общественной жизни. Хотите купить ночью алкоголь, найти женщину сомнительной репутации, нарваться на неприятности — вам на рынок. В Хошимине попытались в банке поменять донги на баксы — все банковские служащие шепотом отсылали на рынок. На центральном рынке тут же попадаешь в руки русскоговорящих челноков — «Дыма», «Лоша» и прочие забавные визитки заполняют карманы, а доллары в кустарном обменнике посреди бесчисленных курток, кукол, посуды продаются по хорошему курсу «для друзей».
Отдохнув и выспавшись, на второе утро в Чау Доке прибыли на пирс. Билеты брали самые дешевые, на медленную лодку — привыкли к пунктуальности вьетнамцев, не свойственной иным народностям Азии.
С лодкой все оказалось немного сложнее. Нас оперативно загрузили в спидбот и отвезли на соседний пирс, где и пришлось подождать обещанную медленную лодку. Минут сорок, неплохо.
1
На этой лодке возят экскурсантов в Сайгон.
Дождались, поплыли. Лодка забита бэкпекерами под завязку. Медленно ползем по каналам.
Сетка каналов оплетает дельту. На каналах кипит жизнь.
От реки можно даже отгородиться забором.
Воздушные змеи — любимое развлечение детей. Не отпускают их ни на земле…
…ни на лодках.
1
Порой из берега возникают невероятные конструкции. Вот — тоннели в никуда. Учитывая, что именно на границе с Камбоджей сохранилась самая протяженная сеть подземелий вьетконговцев — интригует.
Сегодня уже не восстанавливают деревянные мосты — строят новые, бетонные.
Этот мотоциклетно-пешеходный — уже прошлое.
1
А вот — чисто пешеходный мост. Жердь для ног, перила для высоких, перила для низких.
Бойкая вьетнамская девушка пытается собрать по доллару за раздачу бесплатных камбоджийских анкет. Не ведитесь!
Замечательно — сняла туфельки на высоком каблуке, переправилась на другой берег — и на дискотеку!
Ближе к Великому Меконгу появляются плавучие заправочные станции.
На выходе в Меконг столпились грузовые лодки. Иногда две посудины с трудом расходятся в узком канале.
Здесь дома уже на сваях — видно, на сколько поднимается вода в сезон муссонов.
Крупный заправочный комплекс для серьезных судов в устье канала.
Рюкзаки на таможне. Вьетнамская таможня находится на воде, а вот камбоджийская — уже на берегу. На заднем плане — в фарватере Меконга намывают песок и сразу загружают им баржи.
Пока в паспортах появляются печати с якорьками, туристам втюхивают доширак и молочные коктейли по бешеным ценам.
А вот — камбоджийская визовая служба. Пива, мистер? Конечно! Приятно же пообщаться с визовым офицером, попивая ледяной «Ангкор», пусть и по доллару за банку. Где еще так пройдешь границу?
После границы река становится совсем монотонной. Пиво, припасенное предприимчивыми хозяевами лодки, разлетается по рукам. Час, два, четыре…
Местами Великий Меконг очень похож на Великую Волгу.
К концу дня лодка утомляет. Последние 60 километров проделываем на микроавтобусе. И вот он — ночной Пномпень. Город, превратившийся если не в азиатский мегаполис, то в типовой крупный город — точно.
2
Современный Пномпень — уже совсем цивильный город с дорогими ресторанами на набережной, активной ночной жизнью и полноценным комплексом туруслуг.
Пока ждали автобус в Сиануквилль, прогулялись по улицам столицы, попили пива на набережной, пообщались с местными.
Эх, испортил Камбоджу массовый туризм. Как же круто было в стране 6 лет назад!
Сегодня — сплошные хелперы, агентства, шоссейные дороги и деревенские вайфаи. Бесконечные полоски рекламы «Билайна».
Чтобы покушать лягушку-змеюшку теперь приходится забираться в самые трущобы, а чтобы долететь по новому шоссе от столицы до Таиланда, требуется 5–6 часов.
Понятно, что для страны и ее жителей все это — исключительно положительные сдвиги. Но настоящую Камбоджу теперь можно найти разве что в джунглях на границе с Лаосом. Катаясь в Азию раз в несколько лет, отчетливо понимаешь — наше поколение уже путешествует по миру штампов и клонов. Глобализация, блин.