MementoMori — красиво и изысканно. Музей под открытым небом, город мертвых, выставка достижений посмертной скульптуры — как только не называют миланское кладбище в различных путеводителях по одному из самых больших городов Италии, столице Ломбардии.
Будучи в Милане не в первый раз и несколько раз наткнувшись на почти назойливую рекламу кладбища Монументале в различных источниках, мы решили отдохнуть от шоппинга необычно.
Сначала отдыхать после супершоппинга в аутлетах под Миланом было решено в парке Семпионе, что недалеко от основного замка Милана — Кастелло. Однако хорошая погода выгнала на газончики Семпионе слишком много горожан и туристов, так что глаза сами стали бродить по карте Милана с целью найти что-то еще туристическое и интересное.
Тут-то и всплыло в голове — Монументале! Кладбище! Очень в тему оказалась и недавно прочитанная книга Бориса Акунина «Кладбищенские истории» — хотя там и ни слова не было о Миланском месте вечной скорби.
От Семпионе до Монументале ведет живописная дорога — через настоящий китайский квартал — где все вывески на китайском языке, кроме имен, а имена — наоборот — переведены на европейско-итальянский манер например так: Ванини Ксини или Хуао Зини. Китайские фонарики, китайские Prada, китайские салоны красоты, стильные китайские подростки и ворчливые китайские бабушки — гуляй, душа!
От Семпионе до Монументале через китайский квартал идти недолго — примерно 20 минут. Внушительный забор, охраняющий покой мертвых внутри, снаружи оккупирован автомобилями типа «хэтчбэк» и «универсал» все с теми же китайцами внутри, а также бесконечным китайским товаром. У нас сразу же возникла идея о том, что фамильные итальянские склепы могут быть использованы китайской мафией для передачи контрабандного товара или дорогостоящей информации на флешке
Но — пора бы войти внутрь, тем более что на часах пять, а уже в шесть часов главные ворота Монументале будут закрыты, и ночевать с покойниками, хоть и весьма элегантными и рафинированными в наши планы не входило.
Уже делая первые шаги по Монументале, понимаешь, что люди, нашедшие здесь свое последние пристанище, были людьми непростыми, знаменитыми, богатыми и — дальновидными. Утверждая эскиз семейного склепа, описывая свое видение похорон и оплачивая аренду участка из года в год, поневоле привыкаешь к мысли о загробной жизни и перестаешь ее бояться.