Лично для меня одним из самых любопытных фактов, связанных с этим островом, был именно русский след в его истории. Эта инфа взята из большой монографии Е. В. Тарле «Русский флот и внешняя политика Петра 1». А первым «наследил» никто иной, как наш Петр Первый (забавная тавтология!..), который усиленно искал новые морские пути в неведомые земли. Когда в 1723 году неофициальные источники информировали его о том, что, якобы, властелин мадагаскарский заводит какие-то сношения с европейскими державами, царь немедленно приказывает снарядить для похода к Мадагаскару 2 фрегата под командованием вице-адмирала Вильстера. На эту кампанию царская казна ассигновала «три тысячи червонных золотых для всяких приключающихся нужд, без чего обойтись будет невозможно».
Кроме того, Вильстеру давалось провианта на восемь месяцев, «ибо более того уместить не можно», пива — на два месяца, «а на прочие месяцы мукою и солодом на квас». Экспедиции были также даны подробные инструкции о тех предложениях, которыми надлежало соблазнить «высокопочтенного короля и владетеля славного острова Мадагаскарского», в том числе бесплатной туристической поездкой в Россию. Монография пишет, что «никакого „короля“ в то время на Мадагаскаре не было, а были флибустьеры, морские разбойники, грабившие западное побережье Мадагаскара. Именно они предпринимали полукоммерческие попытки в отношении Англии, Швеции и Франции». Эта информация, мягко говоря, далека от истины — короли были. Если говорить о XVIII веке, то на начало века монархию острова возглавлял король Андриамасинавалуна, конец века — его сын Андрианампуйнимерина (натощак и не выговоришь! О диком сплетении букв в исторических именах Мадагаскара я скажу позже…). Думаю, что дипломатические сложности связаны, как ни странно, с топографическими особенностями острова — пышные леса покрывают всю центральную часть, включая средние по высоте вулканические горы; глубокие горные расщелины и долины рек также утопают в тропической растительности — до владений королей, располагающихся в центральных районах, просто невозможно было добраться с побережья. Российский владыка так и не узнал об этих нюансах, поскольку экспедиционные корабли на выходе из Балтийского моря от случившегося шторма получили серьезные повреждения и были вынуждены вернуться в Ревель для ремонта. Повторных попыток, судя по всему, не было.
Но не это аутодафе можно считать русским следом в мадагаскарской истории — ведь бумажные намерения и следом-то назвать нельзя. Первыми русскими, увидевшими остров-континент, были бежавшие с Камчатки ссыльные Большерецкого острога, высадившиеся в 1774 в заливе Антонжиль (северо-восточная часть острова). В апреле 1771 г. они подняли бунт и бежали из России на захваченном гальоте «Святой Петр». Во главе бунтовщиков стоял Мориц Август Беневский, разорившийся венгерский дворянин, который воевал в польской армии против русских, был взят в плен, бежал из него, а после поимки отправлен в острог на Камчатку. О Беневском — как об активном участнике сопротивления местного населения французской оккупации, а также как об основателе торгового порта Луисбург — имеются сведения в официальных исторических архивах Мадагаскара. Похоронен он также на острове.
Но и на этом факте не заканчивается странная связь России с этим далеким островом у африканского континента. В апреле 1890 г. у о-ва Сент-Мари (ныне о-в Нуси-Бураха) в течение 17-ти дней стоял военный корабль клипер «Джигит», посланный российским правительством для осмотра островов в Индийском океане. А в декабре 1904 года недалеко от этого же острова, попав в океане в бурю, стала на якорь русская эскадра во главе с адмиралом Рожественским. Корабли направлялись на Дальний Восток, к Цусиме. Участник этого похода А. С. Новиков (впоследствии известный писатель Новиков-Прибой) позже описал о-в Сент-Мари в своем романе. В ожидании второй части эскадры, которая шла не вокруг Африки, а через Суэцкий канал, эскадра адмирала Рожественского сделала двухмесячную остановку на острове Нуси-Бе. Место стоянки этих кораблей на острове (команды их насчитывали более 12 тысяч моряков — для их обслуживания на острове впервые открылись почтовое отделение и кафешантан) до сих пор называют «Бухта русских».
География острова не менее удивительна, чем история. Когда-то (а если быть точным — около 200 млн. лет назад) остров был частью единого массива суши, занимавшего Южное полушарие Земли и расколовшегося на нынешние Евразию, Австралию, Южную Америку, Африку и Антарктиду. В составе Африки Мадагаскар пробыл «недолго» — «всего» около 35 млн. лет — после чего откололся и свободно «поплыл» на восток. Таким образом, естественно законсервированный животный и растительный мир острова получил развитие, не подверженное влиянию континентальных факторов. Кроме того, в момент «отплытия» от Африки на «борту» острова не было представителей агрессивных хищников (включая ядовитых пресмыкающихся, которые появились в ходе эволюции гораздо позже. Поэтому сейчас остров совершенно свободен от ядовитых змей…). Благодаря всем этим удивительным совпадениям биосфера Мадагаскара сегодня уникальна, из 200 тысяч видов растений и животных острова 150 тысяч не встречаются больше нигде в мире.
Знакомство с Мадагаскаром оставило у меня странное ощущение — неудовлетворенное любопытство, незавершенное действие… Как будто меня пригласили за пышно накрытый стол, долго рассказывали о представленных блюдах, а когда я, обливаясь слюнями, уселась за стол и успела едва пригубить волшебные яства, меня тут же из-за этого стола и выгнали. Я за столом сидела, но не насытилась. Так можно сказать и про Мадагаскар — я там была, но его не видела. Объясню почему… Одна из неприятных особенностей круизного путешествия заключается в том, что после высадки на берег пассажир должен вернуться на борт к строго определенному часу, ждать корабль никого не может по целому ряду причин. На покорение Мадагаскара было отпущено три дня, и каждый день из этих трех лайнер останавливался в разных портах — это означает, что на каждой остановке в запасе у природолюба было около 6 часов. Дорог в прямом смысле этого слова на острове почти нет — только на побережье. Чуть вглубь острова — непроходимые джунгли и проселочные тропы. Транспорт — в лучшем случае какой-нибудь «Пежо» конца 60-х годов прошлого века. При таких исходных очень трудно планировать поездки куда-либо, поскольку велика вероятность заехать и застрять там по какой-нибудь смешной причине — сломался мотор, кончился бензин, духи предков гневаются и требуют принести в жертву сколько-то долларовых купюр и т. д. Да, еще малагасийцы говорят ислючительно по-французски! Лично я не владею им даже на уровне Кисы Воробьянинова — тот хотя бы считать умел — что значительно осложняло и без того непростую ситуацию. Поэтому повторю — на Мадагаскаре мы были, но его не видели.
Первая наша остановка произошла у острова Носи-Бе (хотя правильнее Нуси-Бе), который расположен у северной оконечности острова (между ними всего 8 км) и считается одним из самых посещаемых туристами мест Мадагаскара. С малагасийского название острова переводится как «Большой остров», хотя его площадь составляет 312 кв.км. Из-за стратегического расположения Носи-Бе привлекал к себе разного рода захватчиков — и местных, и пришлых. Подробности я опущу — если кому интересно, думаю, инет удовлетворит любопытство любой степени.
Огромные плантации иланг-иланга обязательно входят в программу достопримечательностей острова. Внешний вид цветка лично у меня не вызывает приступ восторга, впрочем, внешняя красота ему и не нужна — ведь его опыляют ночные мотыльки, которые ночным зрением не обладают, зато имеют острый нюх. Именно запах является сердцем цветка иланг-иланг. Для производства духов цветы собираются ранним утром, на восходе солнца — когда их аромат наиболее интенсивен.
Цветочный концентрат Иланг-Иланг для парфюмерии получают методом дистилляции (вспомните «Парфюмера» Патрика Зюскинда…). В медном закрытом сосуде (который так напоминает кустарный самогонный аппарат…) 100 кг цветков Иланг-Иланг заливается 50 литрами воды. И через 14 часов процесса получается около 1–2 литров масла с наиболее интенсивным запахом, которое называется «Иланг-Иланг Экстра». Повторная дистилляция дает масло послабее («Иланг-Иланг Ойл») различных градаций концентрации аромата. Последняя дистилляция даёт масло «Кананга Ойл», которое используется для производства душистого мыла.
Ваниль — еще одна известная марка Мадагаскара. Эти вяленые стручки (и их начинка), наполняющие воздух вокруг одуряюще пряным ароматом, не идут ни в какое сравнение с химическим ванилином. Я привезла целые вязанки родственникам, друзьям, деловым партнерам-дамам, и себе, конечно, любимой.
Знаменитые мадагаскарские хамелеоны — на созерцание этого природного волшебства я бы истратила все 6 часов пребывания на Носи-Бе…
В центре Носи-Бе озера вулканического происхождения…
Кингфиш, а по-русски зимородок — очень красивая птичка, часто встречающаяся вблизи пресных водоемов Африки…
Вот такая халупка «импрессиониста» считается на острове почти дворцом…
Островитянский мейк-ап…
Такого волшебного по вкусу манго, как в Африке, больше нет нигде. Хотя здесь манго не выращивают как культуру, растет себе как сорное дерево. Вроде нашего дуба… Может, мы просто еще не распробовали желуди?
На первый взгляд кажется, что это роща из множества самостоятельных деревьев. На самом деле это одно-единственное дерево по имени фикус священный, который существует в форме баньяна. Для этой формы жизни растения характерно образование из ветвей дерева длинных воздушных корней, которые достигают земли, укореняются — так появляется молодое дерево, которое является одновременно и опорой для кроны материнского дерева. И одно дерево со временем образует целые рощи из «детей», «внуков» и «правнуков».