Великая Китайская Стена. Не потоптать ее ногами — значит, не побывать в Китае. Мы же, как обычно, проехав страну от Урумчей до Пекина и от Пекина до Монголии, так и не дотронулись до достопримечательности. Видели лишь бесчисленные могилы вдоль самых древних кусочков на границе Гоби, да пару термитникоподобных башен во Внутреней Монголии. Поэтому второй визит в Китай было решено начать именно со Стены.
Участки ВКС вокруг Пекина за последние 40 лет неплохо восстановили. Самый популярный кусок Стены, на 100% новострой — Бадалин, посещаемый основной массой туристов, приезжающих сюда экскурсиями — как локальными, так и включенными в организованные туры. Комплект Такси-Стена-Сувенирные лавки обходятся чуть ли не в сотню юаней, при этом туристы видят лишь восстановленное подобие Стены, без следа историчности. Ну, и толпы туристов приводят к ряду негативных последствий — от задранных цен до заполненных толпой фотоснимков.
В Пекин прилетели ранним утром. Замечательно переночевали в Т1 и сразу же поехали в Хуангхуа. Перво-наперво — стена, а остальные достопримечательности подождут.
Скан ЛП по Китаю пятилетней давности на сей раз не подвел — до стены доехали без блужданий и без сбоев. Метро-автобус и в конце недорогое такси.
В Хуанг Хуа есть смысл приезжать на день-два. Потрясающая, колоссальная, почти не восстановленная стенка и никого. Вообще никого.
А, и 2 юаня за вход.
— Ежик, а ты видел здесь кого-нибудь? -Нет. — И я нет. Давай, позовем!
— Лошаааадка!
-И-го-го! То есть, Э-ге-гей!
Участок Хуангхуа расположен в 60 км от Пекина. Чтобы добраться до стенки, нужно всего-то доехать на метро до станции Dongzhimen, найти нужный автобус (подскажут, Хуангхуа там на слуху) и высадиться по команде кондуктора. Дальше — дело небольшого торга с такси и полчаса горной дороги, напоминающей ни то предгорья Эльбурса в Иране, ни то задворки Ладакха.
Если оценивать Хуангхуа совсем объективно, стенка не так уж и нова.
Участок был построен во времена династии Мин (1368–1644). Но, в отличие от прочих участков, отреставрирован с максимальным использованием осыпавшихся кирпичей и с применением древних технологий. Руководил строительством стены отличавшийся крайней экстравагантностью губернатор Цай, умудрившийся отстроить большую часть участка в тайне от Императора, за что и был обезглавлен. Но качество строения, а также сложный горный ландшафт, по которому пролегла стена, настолько поразили современников, что губернатор был посмертно реабилитирован.
Излишне говорить, что ни ограждений, ни смотрителей, ни продавцов сувениров на этом участке вы не найдете.
Таксист предложил забрать нас на следующий день. — Нет, — возразили мы, — нам нужно всего пару часов. Но уже спустя полчаса на стенке поняли — если бы ни морозное январское утро, пробыли бы здесь очень долго и даже устроили бы поход по всем семи километрам безлюдного участка.
Больше часа просто сидели на краю, пили белый портвейн и наслаждались видом. Очень дзенское место.
По плотине тоже можно прогуляться, но для этого требуется спуститься к шоссе и снова подниматься к стенке. Та-ак лениво!
Хребет дракона с отломанными чешуйками.
По этой башне видно, где старый кусочек (желтый), а где — новый (серый).
Вблизи кажется, что стенка идет петлями.
На самом деле — просто подстраивается под рельеф.
Поход по стене — непростая задача. Некоторые участки настолько круты, что по ним страшно спускаться даже в цепких горных кроссовках.
Кажется, что ноги свисают в пропасть. А ведь это вполне пешеходный участок.
Видно, насколько крут профиль подъема.
Белый телевик и белый портвейн.
Ощущение полного повторения рельефа.
Далеко и круто.
И очень хорошо, что столь раскрученный туристический бренд может быть настолько простым, спокойным и проникновенным. Сидеть дома, пить шампанское и смотреть на снимки Хуангхуа — крайне умиротворяюще.
Теги:
Самостоятельные путешествия