Ла Гомера.
Ла Гомера.
Вот так мы его видели из номера гостиницы еще в прошлый приезд.
Поездка на этот необычный остров была запланирована дома. Нас влекли обещанные путеводителями реликтовые леса, необыкновенные виды и стремление ступить на еще один остров Канарского архипелага. Просмотрели маршруты, пароли-явки, а главное, мы имели с собой очень русскоговорящего гида (с приличной стопкой распечаток!), хорошо поставленным голосом и умением вдумчиво донести до нас ценную информацию. (Еще бы! Годы тренировок, как говорится, и многочисленные поездки, не прошли для жены даром! Плюс, попробуй что-то не услышь — останешься без сладкого на ужин!)
Уточнили, что между островами курсируют паромы двух компаний: «Навьера Армас» и «Фред Ольсен». Первый немного дешевле и медленней, а второй дороже и быстрее. Была информация в инете и о наличии третьего перевозчика, но в реальности, мы его следов не обнаружили. Может уже и не функционирует — бывает! С билетами на паром, у нас вышел небольшой казус. Поездка планировалась на машине и обязательная графа в заказе билетов — номер этой самой машины. К тому же, по прежнему опыту (Фуэртовентура-Лансароте), заказанный и оплаченный в интернете билет все равно надо было подтвердить в кассе.
«Экономи-пакет» (скидка у обоих компаний на покупку в интернете) туда и обратно на 4 человек и маленькую машину стоили у «Армас» 126 евро, а у «Ольсен» 152. Самый удобный день поездки, как мы решили, это воскресенье — обратные паромы с Гомеры идут позже в 19.00 и 19.30 соответственно. В будние дни и субботу в 18.00 и 18.30 — т. е. теряется час пребывания на острове. И это за такие деньги!
По прибытию, уже имея на руках номер пресловутой машины, поскольку мы предполагали вчетвером перемещаться по Гомере на одном авто, по какой-то причине нам билеты приобрести не удалось. Может бестолковые — не суть важно. Не купили, в общем. Ну, тогда, как положено, примчались в Лос-Кристианос, прямо в порт, к кассам «Навьера-Армас» (чтоб подешевле вышло!) в весьма урочное, по нашему мнению, обеденное время. Кстати, въезд туда закрыт соответствующим знаком, проезд возможен только тем, кто на паром, вдобавок стоит гордый полицейский и присматривает за обстановкой. Он оказался вполне себе доброжелательным (повсеместное явление — справедливости ради!) и на удивление англоязычным. «Вам только купить билет? И вы сразу же уедете?» Наши положительные ответы, причем, строго на правильном испанском — «Си!», произвели на него весьма благотворное впечатление и он величественно махнул нам рукой — располагайтесь где вам угодно. Мы и расположились. Но нас ждало глубокое разочарование. Кассы были закрыты. Люди, не забывайте, в Испании сиеста — время с 13, а порой и с 12 часов до 17 — это святое! Святее не бывает. Нормальный испанец в эти тяжелейшие часы своего суточного ритма безмятежно отдыхает от утренних трудов праведных… Пьет вино, пиво, чай или что-то еще, но, главное, совершенно честно, согласно исторически сложившихся, абсолютно законных основаниях валяет полного дурака. И работать категорически не будет. Такая их тяжелая испанская доля! Вот и касса чисто испанской великой флотоводческой компании «Навьера-Армас» была закрыта. Сорри — мы отдыхаем! В напротив расположенных окошках «Фред Ольсен» (чувствуется скандинавский стиль!) такие же испанские дамочки трудились не покладая рук и буйных головушек. (Вот что значит звериный оскал капитализма!) Но… «нам туда не надо»! На наши нескромные вопросы, мол, а как же ваши соседи по акватории, ответ был простой и короткий — не знаем! Хорошо хоть не спросили: «А кто это?».
Уехали, пообещав вернуться завтра к исходу рабочего дня часов к 7 вечера. Боже, мы были в 19.02 по моему самому точному в компании хронометру. Кассы оказались УЖЕ закрыты. Опоздали. Ну, не судьба, короче. Приняли решение быть в порту минут за 40 до отправления — и будь, что будет! Вечером интернет нас проинформировал, что обратного билета на «Армас» уже нет, а на «Ольсен» еще имеется. И еще одна особенность: на англоязычном варианте сайта «Армас» билеты со скидкой пропали на день раньше, чем на испаноязычном. (Во какие мы были дотошные!)
В 7.40 утра в воскресенье мы дисциплинированно прибыли в порт. Кассы «Армас» были на удивление открыты, а вот билетов обратно у них на самом деле не было. Один из нас тут же метнулся к «Ольсену» и узнал, что с ними обратно в этот день еще вполне можно было вернуться. Билеты туда и обратно были куплены почти в одну и ту же минуту. Да, может, мы немного громко перекрикивались в кассовом зале, может слегка травмировали своим поведением нежные души европейцев — это уже было вторично — задача была решена за 148 евро на всех. В кассах «Ольсена» еще и подтвердили, что посадочный талон, при покупке через интернет у них, можно распечатать самостоятельно.
Автобусные экскурсии на остров
обходятся в пределах 60–70 евро на человека. Не сказать, что мы круто выиграли в цене. Плюс, надо было бы уточнить в прокатной компании, распространяется ли страховка на машину и на о. Гомера. Говорят, что вроде бы нет. Может и так, мы по этому поводу не сильно переживали. Наверное, на автобусе будет проще и кому-то комфортней, будет гид, который расскажет о всех его красотах — опять-таки, надо решать самому, для нас же иных вариантов, кроме самостоятельной поездки — не существовало.
Погрузка на очень немаленький паром «Армаса» происходила быстро и организовано. Надо отдать должное.
Волнение на море неплохо ощущалось на борту парома, хотя погода в общем стояла солнечная. А уж на верхней палубе
ветерок был еще тот!
Пока шли к Гомере во всей красе открылся вид на Тейде.
Даже не ожидал, что вулкан имеет такой очень правильный конус!
Мы, конечно, как бывалые мореходы пытались уверенно передвигаться той самой походкой «вразвалочку», но как-то не очень успешно. Навыки не те. Поэтому предпочли спрятаться в помещении.
Порадовали интерьеры.
Вполне себе напоминает «Титаник»!
Сан-Себастьян-де-ла-Гомера — столица острова, с населением в 8 тысяч человек (на самом острове проживает 22 тыс.) встретил нас полным спокойствием и безмятежностью.
Выгрузка машин и пассажиров прошла т искакже лючительно организованно, но вот найти место для парковки возле порта оказалось как всегда проблемой. Мы хотели заскочить в туристический офис,
чтобы взять карту острова. Он оказался закрыт, впрочем, тут же имеется стенд с картой острова и информации на нем оказалось вполне достаточно.
По сведениям нашего штатного гида-экскурсовода, большинство экскурсий двигаются по острову по круговому маршруту против часовой стрелки. Мы же решили сразу направиться налево — по часовой стрелке. Не потому, что нам так привычно ходить «налево», а потому, что лучше сразу, в первой половине дня направиться в сторону Национального парка «Гараханай».
Именно там и располагаются те уникальные леса, красивые ущелья и неповторимые виды, ради чего мы, собственно и заявились на этот замечательный остров! Вот мы и держали курс на шоссе с поэтичным название «Хенераль дель Сур», плавно переходящее в трассу TF-713, прямо в направлении центра острова.
По дороге несколько раз вновь открывались захватывающие дух виды на Тенерифе,
над которым величественно возвышалась вершина Тейде.
Возле самой высокой точки острова — горы Гараханай имеется парковка, от которой расходится цепочка пеших маршрутов. Каждый маршрут помечен табличкой с указанием расстояния. Очень заботливо! Не сказать, что мы увидели очень много пеших туристов, но парковка была занята почти полностью и людей в характерной экипировке хватало.
В этой части острова бросаются в глаза следы прошлогодних пожаров, бушевавших не только на Гомере, но и на Тенерифе, Ла Пальме, других островах.
Уникальные леса Канарпонесли серьезный урон. Мне показалось, что запах гари чувствуется до сих пор.
Леса необычны.
Покрытые мхом стволы деревьев.
Как объясняют, в этих местах постоянна температура и высокий уровень влажности, микроклимат не менялся в течение тысячелетий, что позволило сохранится очень древним видам растений.
Например, этим одуванчикам,
которые на фоне наших, привычных, полевых цветочков можно именовать только — «одуванами» и никак иначе! Толстая ножка, как у кустарника, огромные листья и высота в метр! Может где-то в исторической памяти народа сохранилось понимание того, что цветок, который мы встречаем повсеместно, потому и «одуванЧИК», что существовали когда-то и настоящие одуваны?
Здесь же мы обнаружили те самые уникальные лавровые деревья, с которых тайком сорвали несколько листочков. Оправдывали себя тем, что ушицы из свежей рыбки уж очень хочется, а уха без лаврого листа — это уже не совсем правильная уха! Кстати, эти листочки высохли потом буквально за один день и придали блюду просто неповторимый аромат!
Погода на «верхних этажах» острова менялась прямо на глазах. Только что светило яркое солнышко,
а через считанные минуты уже все затянуто плотной облачностью.
Здесь же, по подсказке, стоявшего на дороге полицейского мы уточнили проезд к, вроде бы, административному центру Национального парка. Для этого нам пришлось немного вернуться от вершины, уйти налево (опять туда!) и снова повернуть налево в направлении Эль Седро. Может мы его не так поняли, но дорожка там была очень даже «мама-не горюй»! Однопутная, на бетонных плитах, вполне себе советская военная. (Попробую выложить видео, если получится). Ехать было, короче, весело! Но мы проехали и добрались до открытой площадки со столиками для пикника,
а выше располагался очень «вкусный» ресторанчик в деревенском стиле. Мы и там, и там перекусили чем, как говорится, бог послал.
Посмотрели на сельские пасторали,
как раз здесь, просто на обочине тропинки и росли калы, которые порой занимают центральное место в наших торжественных букетах.
Заметно повеселев двинулась дальше. Следующей точкой маршрута предстояло стать городку под названием Валье-Гран-Рей,
где мы должны были обязательно поплавать в океане. Увы, плану не суждено было сбыться. Мы остановились на мирадоре, созданном гением Манрике (после Лансароте это для меня особенный момент!),
где с высокой точки можно обозреть всю долину Гран-Рей. Выпили по чашечке кофе (ванну не принимали!), прогулялись, осмотрелись
и решением общего собрания определили, что спускаться вниз не будем. Уже поджимало время, поскольку «потехе» (обеду) посвятили куда больше часа.
Нас ждал Вальермосо, потом Агуло,
Санта-Каталина и дальше по TF-711 (правая дорога, по которой начинаются автобусные экскурсии) возвращение в Сан-Себастьян.
В этой части острова, особенно в предзакатные часы вновь привлекают виды Тенерифе.
Это именно там, в той части главного острова архипелага и располагаются отели, в которых мы остановились.
Сложно это назвать пляжем, удобным для купания, но вид очень красивый.
Здесь же, в районе Санта-Каталины мы смогли увидеть еще одну достопримечательность Гомеры — базальтовые колонны «Лос-Органос», их высота около 80 метров.
Потом дорога уходит опять в горы и очень скоро нас встречает столица Сан-Себастьян.
Времени до парома оставалось около полутора часов, коих с лихвой хватило на неспешную прогулку по центральной части городка.
Сохранившаяся с XV века Графская башня (Торре-дель-Конде).
Домик, в котором останавливался Христофор Колумб, чтобы подготовится к финальному броску на запад, к желанной ему Индии, а заодно и пережить амурные приключения с дочерью местного губернатора — Беатрис де Бобадилья. Колодец, «водой из которого крестили Америку». Церковь, в которой он молился за успех своей экспедиции.
Вот так и вышло наше время прогулки — пора было занимать очередь на паром!