Как обычно, в начале были билеты. Вынырнувшая из просторов интернета распродажа до Стамбула определила направление очередной поездки. Под распродажу и компания собралась. Правда, как оказалось, дальше Стамбула в рамках выходных дней 23 ферваля — 8 марта никто выбираться не собирался.
Я же в Турцию ехал раз так в пятый, и засиживаться в Стамбуле категорически не желал. Слишком большая и красивая страна и слишком в ней много неизвестных, непройденных мест.
Так потихонечку нарисовался маршрут с захватом Кипра и Ирака. Выкупили достаточно бюджетный перелет до Никосии турецкой авиакомпанией Anadolu Jet, рассчитывая вернуться в Турцию паромом и дальше пройти до Ирака по земле. Обратно — автобусами через Диарбакыр и Анкару.
Десятидневный маршрут, в таком случае, выглядел следующим образом:
День 1. Прилет в Стамбул, размещение, прогулки по городу.
День 2. Перелет на Кипр. Фамагуста.
День 3. Никосия, Паром в Турцию. Ночной автобус в Каппадокию.
Дни 4–5. Каппадокия, ночной автобус до иракской границы.
Дни 6–7. Ирак. Вечерний автобус до Диарбакыра.
День 8. Диарбакыр, в обед — автобус в Анкару.
День 9. Анкара.
День 10. Стамбул и вылет.
На случай непредвиденных задержек/опозданий альтернативным возвратом был перелет теми же бюджетниками Anadolu из Диарбакыра в Стамбул.
Возможность путешествовать по всей Турции комфортабельными ночными автобусами позволяет делать достаточно интенсивные и насыщенные маршруты. Самое удобное в путешествии — одновременно спать и перемещаться. Турция для подобного формата подходит как нельзя лучше.
Стамбул выходного дня выглядит абсолютно по-европейски. Толпы праздношатающихся, не сильно трезвых местных, еще больше — совсем не трезвых гостей. Вездесущий мусор. бездомные…разве что битых витрин не наблюдалось.
1
Один из центральных переходов города поздним вечером.
Стамбул фантастически удобен, атмосферен, вкусен и при должном подходе недорог. Плюс — у каждой уважающей себя гостиницы есть открытая веранда, на которую можно пройти просто попросив разрешения у хозяев. В низкий сезон бары на крышах закрыты, но никто же не помешает сходить в магазин и устроить пикничок самостоятельно.
Ночная жизнь сводится к клубам, ресторанам, хамамам и кальянным.
В кальянных помимо табака заправляют жесткие спайсы — случайно вдохнув, можно сильно уехать.
Фотографов в кальянных не сильно любят. Поснимать «кухню» изнутри получилось исключительно благодаря традиционной нетрезвой наглости.
1
Магазины работают до поздней ночи. В горячие недели, когда в России бушуют большие выходные, могут не закрываться круглосуточно.
Все интересности гигантского мегаполиса находятся буквально в шаговой доступности. Особенно интересно бродить ночью внутри крепостных стен, окружающих замок. Главное — не попадаться охране.
Недорогого жилья с видом на ключевые достопримечательности города — масса. Предварительное бронирование ни к чему — можно зайти в любой понравившийся отельчик и даже поторговаться. В итоге сторговали бесплатное проживание с условием покупки бутылки хорошего каппадокийского вина у хозяев.
Наутро плановый маршрут пришлось скорректировать. Слишком капитально загуляли на старте и в итоге попросту проспали ранний кипрский самолет.
Проспались, подумали — и развернули маршрут в другую сторону. Купили билеты Стамбул-Диарбакыр на следующее утро. Решили посмотреть город поплотнее, раз уж случай оставил нас на Босфоре. Тем более, что жена была здесь впервые.
Фактический «развернутый» маршрут выглядел так:
Плановую раскладку по дням не делали — во-первых, не было точной информации, откуда выходят паромы на Кипр. Во-вторых, решили посмотреть, сколько займет Ирак по факту и уже от данных временных затрат планировать возвращение — через Каппадокию, Немрут либо Конью.
4
Наше первое жилье, вид с крыши. Слева — голубая мечеть.
3
Справа — Айя София.
2
Каппадокийское вино. Понравилось, взяли еще — для хорошего старта.
Случайный дополнительный день Стамбула был посвящен гастрономическим изыскам. Далеко ходить не стали — попросту спустились на одну улицу к Босфору и приземлились в первом попавшемся ресторане.
Еда бывает безумно вкусной и безумно дорогой, либо безумно вкусной и дешевой. Сперва, конечно, шиканули.
5
Местные попрошайки. На снимке — четыре котэ))
Спустили какое-то фантастическое количество денег. Погуляли, короче.
На грядущий вечер выбрали бюджетный хостел с видами попроще. С одной стороны — дымка Босфора, с другой — минареты Голубой мечети. Зато под окнами — магазин с бюджетным вином.
1
Вид посомнительнее, зато крыша попросторнее.
На крыше оказался абсолютно пустой бар. Появившийся ближе к полуночи бармен не только не погнал нас за распитие своего вина, но и угостил половиной бутылки вискаря.
Проводили ребят на такси в аэропорт и еще немного прогулялись по центру ночного Царьграда.
1
Диарбакыр — город-паранойя. В воздухе — бесконечные пары Апачей. В центре — типичная ближневосточная дыра, в меру приставучее население, плохая еда и крайне труднодоступный старый город. Камеру даже не расчехлял.
Из Диарбакыра на три дня скатались в Ирак. Вернулись уже по югу Турции — прямо на анатолийское побережье. Кипр таки никто не отменял, нужно было найти паром.
Кое-как добрались до Селифке, откуда бали направлены в городок со сложночитаемым и труднозапоминаемым названием Ташуцу.
Ташуцу, Силифке и прочая анатолийская прибрежность. Прибежище европейцев-алкоголиков и редкостные дыры по сравнению в побережьем западным.
В Ташуцу поселились в сомнительный гестхаус без горячей воды за бешеные для зимнего времени 35 евро. Зато в паре сотен метров от паромной станции. Вечером пошли попить пива на пирс — познакомились с хозяином бара, были напоены пивом и ракией на халяву.
В ожидании парома на Кипр — завтракаем в баре, где половину ночи распивали местные вкусности.
Оказалось, что паром до Кипра от турецкого Ташуцу занимает всего два с половиной часа. Ну или три при условии жесткого волнения, в которое нам так повезло попасть по дороге «туда».
Киприоты слабы на желудок. В шторм паром превращается в свалку-блевалку. 300 человек лежат в проходах и на палубах и дружно…ну, вы поняли.
А мы сидели и пили пиво. Стюарды обалдевали.
Северный Кипр — страна маленьких «фишечек», хорошего автостопа и хреновой еды.
За сутки пребывания на острове хотелось посмотреть Фамагусту, Никосию и Гирне. Ну, и бесплатно переночевать под открытым небом.
Фамагуста — удивительный город. В удивительным городе есть закрытый квартал, занятый под военную базу — так называемый «Город-призрак». Мысль договориться с охраной и поснимать квартал в самых его старых частях умерла вместе с солнечным светом — лезть в неосвещенные развалины сильно бессмысленно. Но район действительно велик и шикарен.
Вароша, квартал, расселенный за 24 часа в 1974 м.
«Асфальт на улицах потрескался от солнечного жара, и посреди дороги растут кусты. Сейчас, в сентябре 1977, обеденные столы всё ещё накрыты, в прачечных всё ещё висит одежда, а лампы ещё горят. Фамагуста — город-призрак» (Я. О. Бенгтсон).
Сегодня легенды о накрытых обеденных столах еще бродят по закоулкам интернета, но на деле Вароша давно стала прибежищем бомжей и праздно шатающейся молодежи.
Старый город находится в мощных крепостных стенах. Крепость и ров сохранились весьма неплохо, как и все военные укрепления, к строительству которых приложили руку венецианцы.
1
15 башен и больше трех километров крепостной стены. Прямое свидетельство былого величия города.
А за стенами — сплошная красота. Мощные обстрелы турок 1571 года разрушили большую часть старых построек. Христианские храмы особо никто не стал восстанавливать.
По еще одной легенде, схема старого города была спроектирована Леонардо Да Винчи.
Самый впечатляющий собор города — собор святого Николая.
2
Турки снесли верхушку и надстроили маленький нелепый минаретик. В остальном осталась точная копия Реймского собора.
1
Купили в старом городе бутылку болгарского игристого, упаковку маслин и пачку чипсов. Вино оказалось прокисшим, маслины — заплесневевшими. Пожевали чипсы, пошли искать нормальную еду. Бесполезно.
2
Стены крепости — отличное место для пикника.
С крепости город смотрится темновато.
За час автостопом добрались до Никосии. Спать устроились прямо на крепостной стене — тихое место. Стены Никосии впечатляют — опять венецианское творчество. А какие там шикарные рвы…
1
Снимок с места ночевки.
И само место ночевки — под кустом, где рюкзаки.
В старом районе (арабский квартал) всю ночь напролет открыты удивительные по атмосферности мини-клубы, похожие то ли на лондонские пабы, то ли на кафешки старых городов Черногории. За ночь нас абсолютно никто не побеспокоил — разве что пришлось погонять камнями местных собак.
3
Старый город активно восстанавливается под эгидой ЮНЕСКО, но процент заброшенных и разрушающихся зданий крайне велик.
1
Архитектура старого города великолепна.
2
По окраинам Арабский квартал рассыпается, но в его центре кипит жизнь.
Неожиданно хороша туристическая навигация — здесь и карты, и история, и указатели.
2
Буквально каждое здание хочется смаковать. Тем более утром, когда нет вездесущих прохожих.
2
Иногда попадаются необычные объекты вроде старинных бань.
1
3
И опять собор святого Николая, переделанный в мечеть, но сильно аккуратнее, чем в Фамагусте.
Очень аккуратно подошли к переоформлению.
Итого — Северный Кипр оказался неожиданно интересным. Места, по которым хочется лазать с учебником истории. Люди, с которыми приятно общаться.
Единственная неприятность — приличный портовый сбор при посадке на паром. Существенно подточил нашу и без того негустую материальную базу.
До Вылета из Стамбула оставалась пара дней. Из-за дефицита времени решили не делать крюк на Немрут. Посмотрели Конью и Анкару.
Конья — временная столица государства Сельджуков. Город продает туристам танцующих дервишей и пару недоразрушенностей из серии сельджукской архитектуры. В остальном — гигантский городище абсолютно европейского типа, смахивающий на Копенгаген или Кельн.
Чтобы доехать от отогара до центра, пришлось найти интернет-кафе в ближайшем спальном районе, сориентироваться в маршрутах общественного транспорта и больше часа кружить по городу на трамвае.
Самый эксплуатируемый образ Коньи — танцующие дервиши. Они здесь буквально повсюду. Понятно, в угоду туристам.
Помимо дервишей, Конья известна как столица сельджукской Турции. Правда, памятников сельджукской культуры осталось совсем не много.
Остатки сельджукского храма на одной из центральных улиц.
В сравнении с современными мечетями сельджукские храмы и вовсе выглядят карликами.
Типичные для Турции военные базы посреди любого города. Конья — не исключение.
Ночным слиппером добрались до столицы страны.
Анкара. Серый индустриальный монстр. Город стоит на очень крутых холмах — иногда страшно спускаться по улице, создается ощущение, что поскользнешься и будешь кувыркаться до самого низа.
1
Легкий снег делает эти улицы похожими на горнолыжные спуски. Иногда действительно страшно спускаться.
Но несмотря на положение Города-в-котором-нечего-делать, Анкара остается до безобразия уютным европейским мегаполисом. Почему-то ее стоит посетить хотя бы на пару часов.
5
Вид на старые районы и крепость со смотровой площадки напротив главной мечети города.
Перед вылетом прогулялись по утреннему Стамбулу. Попытались заглянуть таки в Айя Софию — но, как назло, по понедельникам музей закрывается. Дошли до Голубой мечети, попили отличного кофе с пирожными и поплыли через Босфор к автобусу на аэропорт.
2
Уютная и огромная Голубая мечеть Стамбула — на прощание.
Финальная раскладка по дням:
День 1–2. Стамбул.
День 3. Диарбакыр, продвижение до иракской границы и ночное такси в Эрбиль.