В географическом плане столица Гвинеи занимает не самое удачное положение. Расположенный на узком десятикилометровом мысу Kaloum, Конакри не имеет возможностей для расширения иначе как вглубь континента. Поэтому пригороды столицы — Ratoma, Kipe, Taouyah называются suburbs скорее по традиции, нежели по факту — они уже давно стали частью большого Конакри.
Перенаселенный (в столице проживает больше трети населения не самой маленькой страны западной Африки), стоящий в одной перманентной пробке, душный и пыльный город, тем не менее, достаточно приятен для прогулок. Здесь белый путешественник не почувствует на себе никакого внимания со стороны местного населения, а для африканских столиц подобное явление — редкость. Единственное место, где налетают дети-попрошайки — двор соборной мечети, но и тамошние нищие абсолютно не назойливы.
1
Вполне себе центральная автострада, Route du Niger на границе района Сameroun.
Проживание на границе районов Bellevue и Miniere позволило мне прогуляться по Конакри без задействования транспорта. Одна из ключевых трасс, пронизывающих столичный полуостров от самых дальних пригородов до даунтауна, Route de Donka, пролегает в трех минутах ходьбы от отеля. Помимо простого и понятного пути до центра города эта дорога обладает дополнительным преимуществом – она проходит в максимальном отдалении от трущоб Мадины и Coleah, через университетский городок и Camp Boiro – район проживания военных. Таким образом, прогулка по Донке позволяет посмотреть самые «интеллигентные» районы столицы взамен подутомивших за первые сутки пребывания в городе южных трущоб.
1
Route de Donka в районе Bellevue.
Впрочем, гулять по Конакри не очень и просто.
Во-первых, тротуары как таковые присутствуют исключительно в маленьком центре Kaloum, или La Ville, как называют свой даунтаун гвинейцы. Полноценный десяток километров приходится проходить по пыльным обочинам, лавируя между такси, торговцами, зарослями кустарника и немногочисленными пешеходами.
1
Типовой тротуар гвинейской столицы.
Во-вторых, климат Конакри хоть и не столь по-азиатски душен, как раскаленный воздух Фритауна, все же далек по свежести и температуре от прохлады Гамбии и Казаманса. За пятичасовую прогулку выпил три литра минералки, и еще столько же употребил по возвращению в гостиницу, ощущая явное обезвоживание организма. Хорошо, что в стране нет устойчивых ограничений в плане одежды, шорты и майка несколько спасали положение. А гулять приходится в самое светлое время суток, поскольку с наступлением темноты город становится сильно опасным.
В-третьих, при желании сфотографировать что-либо надо очень внимательно осматриваться на предмет возможного попадания в кадр военных или ментов. Чем ближе к центру, тем сильнее заметно их присутствие. Снимать даунтаун практически невозможно — охрана и просто наряды на каждом углу, а в любом симпатичном здании обязательно находится госучреждение.
1
Нищие подтягиваются во двор соборной мечети перед пятничной молитвой.
2
Центральная мечеть города построена на средства Саудовской Аравии.
2
По периметру забора мечети — стихийный рынок.
2
А эта маленькая мечеть с типичными для Гвинеи минаретами стоит прямо напротив моего отеля. 19 век, между прочим.
2
Помимо трех крупных автотрасс по узкому полуострову проходит ветка железной дороги, до самого порта.
1
Самое узкое место полуострова — изначально насыпной участок. Год за годом перешеек расширяется за счет засыпки новых береговых участков под элитную жилую застройку.
1
Когда-то здесь, разумеется, будет новый цветущий квартал без пыли и мусора…
1
Даунтаун. Смотрится понаряднее трущоб, но в плане захламленности все печально.
2
Центральный собор и то толком не снимешь — набегают охранники из числа военных.
1
Устье ручья, через которое волны прилива смывают мусор в океан.
1
Огромные авторазборки в районе порта. По виду и ассортименту машин понятно, что гнать нормальные авто из Европы для продажи в Гвинее бессмысленно.
1
Одна из центральных площадей, площадь 2 октября, разрисованная краской — здесь обучают вождению местные автошколы.
Еда. Найти кафешку или тем более ресторан с хорошей едой не так просто, тем более, что большая часть интересных мест открывается ближе к темноте. В плане выбора приятно выделяется район Bellevue с огромным рестораном Boulevard. На границе Bullevue и Miniere, в глубине дворов спрятан фантастический для Конакри уголок Азии, Indochine. Цены кусаются, от 40 долларов за ужин, но еда и антураж приятно удивят. Отлично говорящий на английском молодой хозяин, похожий на юного Джеки Чана.
Из мест, открытых днем, можно отметить маленький и страшноватый снаружи, но крайне приятный внутри ресторанчик Baobab на самом въезде в даунтаун, на углу здания управления портом. После полудня можно постучаться в запертые до темноты двери лаунж-бара на новой авторазвязке в Cameroun, откроют и угостят холодным разливным пивом, что для города — явление не частое.
Уехать в Бисау. Найти в лабиринтах Мадины стоянку машин на Бисау без помощи местных не сможет и таксист. Такси в Конакри ходят по направлениям, набивая народ под завязку и развозя по заявленным точкам. Попасть точно на гараж Бисау таким народным такси не получится — нужно заловить абсолютно пустую машину и за 15–20 тысяч франков доехать до цели.
1
30 баксов, часа три ожидания — и народный автомобиль Пежо-406 начнет тридцатичасовой перегон до Бисау. При наличии семи пассажирских мест по африканским стандартам машина вмещает десять человек не считая водителя. Поэтому перегон Конакри-Бисау по пыльным дорогам без признаков асфальта стал самым запоминающимся дорожным приключением маршрута.