Очень яркий день, полный контрастов, эмоций и впечатлений. Он начался ранним утром в парке императорского дворца в Токио, где мы переночевали ветреной зимней ночью, а закончился под мостом шинкансена в Шин-Ямагучи. Самые насыщенные сутки в Японии.
Грозовой фронт, нагонявший нас с самого Хоккайдо, сбил расписание поездов. Под Хорошимой началась метель, шинкансен опоздал почти на полчаса. Освещение явно менялось не в пользу пейзажной съемки — решили сперва поехать на остров Миядзима, а затем снимать сам город и музей.
Миядзима — один из «трех великих пейзажей Японии», остров, известный огромными ториями, стоящими прямо в море, уникальным храмом, размещенным прямо в бухте, ручными оленями и устрицами.
3
Обладатели JR Rail Pass попадают на остров бесплатно — полчаса локального поезда и 10 минут парома, принадлежащего JR. Паром ходит каждые 15 минут, и почти всегда существенно заполнен — локальный туризм процветает. Вновь прибывших встречают олени — самые голодные дежурят прямо у пирса. Хотя кормить их вроде бы запрещено, не удержались — поделились сухариками.
2
Олени быстро подтягиваются.
4
Начинают толкаться и жевать одежду.
3
Лицо Миядзимы — шестнадцатиметровые тории, вид на которые сильно портит маячащий на горизонте город. По версии путеводителя, это уже семнадцатая версия ворот. По версии информации на пароме — восьмые.
2
Неплохой вид открывается с воды, но достать до ворот может только очень мощный объектив.
2
В прицеле ЮНЕСКО.Бухта между Миядзимой и Хонсю заставлена садками для устриц. Порция рамена с дюжиной устриц стоит здесь не дороже 1000 йен, а запеченные моллюски продаются на улице поштучно.
1
Вернулись в Хирошиму. Город оказался неожиданно большим — до парка мира от жд станции топали около часа. Едва успели к закату. Современная Хирошима — очень просторный и зеленый город. Если прочие крупные города страны похожи друг на друга как близнецы, то Хирошима отличается широкими бульварами, фонтанами и изящными мостами над прозрачными лентами рек.
6
2
Мост Аиои-Баси из-за своей необычной т-образной формы стал прицелом для американского бомбардировщика. Где-то над этим перекрестьем в 8.15 утра 6 августа 1945 года в полукилометре над землей взорвался «Малыш».
В сотне метров от моста — «Атомный купол», единственное сохранившееся со времен бомбардировки здание. Вообще, на момент взрыва было всего 5 каменных строений и 3 бетонных моста — отсюда масштабность разрушений и количество жертв. Деревянно-барачная Хирошима просто разлетелась на щепки и сгорела.
3
Атомный купол — бывший Зал содействия промышленности. Построенный в 1914 м, стал первым каменным строением города.
4
3
Напротив атомного купола много лет живут цапли, ставшие символом возрожденного города.
3
Даже окруженный новостройками, Атомный дом выглядит доминантой набережной.
Разрушения от ударной волны. От моста до музея дорога проходит по парку мира. Открывают парк мемориальные часы, установленные в 1964 м.
Затем дорожка упирается в памятник Сасаки Садако — двенадцатилетней девочке, заболевшей лейкемией и мастерившей маленьких журавликов из подручных кусочков бумаги, надеясь, что сможет излечиться, когда сделает 1000 птичек. Сасаки умерла, не успев доделать заветное число оригами. С момента установки памятника дети всего мира принесли к нему миллионы журавликов, из которых составлены масштабные композиции.
5
Памятник Сасаки, он же Детский монумент.
Композиции из журавликов. На музейной площади установлен Кенотаф — монумент, повторяющий древние японские обереги, под аркой которого как будто укрыт Атомный купол. Под Кенотафом — саркофаг с именами всех жертв бомбардировки.
5
Между Кенотафом и Атомным куполом — огонь мира. Он будет погашен в день, когда на Земле будет уничтожена последняя атомная бомба. Музей мира занимает два здания. Экспозиция состоит из более чем десяти залов и рассказывает как об истории города, так и о причинах бомбардировки. Посетители постепенно проходят от исторических очерков и снимков к инсталляциям, имитирующим горящий город. В финале экспозиции — залы с вещами жертв бомбардировки и элементами городских построек, пострадавших от взрыва.
1
Макет купола Атомного дома, масштаб порядка 70% от оригинала.
Проход в зал инсталляций.
Инсталляция, имитирующая первые часы после взрыва и людей с лучевыми ожогами.
Детальный макет города в момент взрыва. Две модели — до взрыва и после.
1
Самое большое впечатление производит собрание личных вещей.
И знаменитая «тень» — черный силуэт человека, сидевшего на каменных ступенях практически в эпицентре взрыва. Пепельный контур — все, что осталось.