Это рассказ о Троице-Сыпановском Пахомиево-Нерехтском монастыре (Похомиевой обители).
О его существовании я узнала совершенно случайно… Случилось это, когда планируя очередную поездку в Кострому на просторах Интернета я искала интересные и еще не изведанные нами места. И вот на одном из сайтов я нашла этот монастырь.
Да простит меня автор снимка за то, что использую его фотографию в своем рассказе (http://sobory.ru/article/?object=00157). Самим что-то подобное снять не удалось…
«Ах, какая красота!» — говорю я, и начинаю знакомиться с монастырем ближе. Ищу и нахожу статьи об истории монастыря. Судьба его наполнена героическими и трагическими событиями, временем процветания и поругания.
Итак, история монастыря началась в 14 веке, когда инок Пахомий (священник монастыря святого Алексия, что под Владимиром) в жажде подвига уединения ушел в костромские пределы чтобы основать там новую обитель. В окрестностях города Нерехты он нашел подходящее место. Место это у речки Гридевки, и как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново».
Возможно, именно с этого места все и началось.
1
Остановился усталый инок Пахомий отдохнуть на берегу речки, огляделся и почувствовал, что здесь-то и есть то самое место, которого жаждала его душа и которое он так долго искал.
И стал Пахомий строить деревянный храм в честь святой Троицы. Помогали ему местные жители. Узнав о подвижнике, в Сыпаново стали стекаться монахи.
По преданию для нового храма Пахомий сам написал икону Святой Троицы, а его молитвами, рядом с храмом появился святой источник…
Вот каким был преподобный Пахомий
Читала я историю Пахомиева монастыря, и вставали в воображении картины прошлого… Семидесятые годы 14-го века… Монахи и миряне, вдохновленные верой, не смотря на палящее солнце и проливной дождь, строят новый храм. На смятой траве лежат срубленные деревья, а сильные мужчины поднимают их и несут туда, где стучат топоры и молотки, туда, где все выше и выше поднимаются стены нового храма…
Решено! Мы едим в Пахомиев монастырь!
Выезжаем из Москвы ранним сентябрьским утром. Цель поездки Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь! Идет мелкий дождь. «Это к удаче» — думаю я. Путь не близкий. Есть время освежить в памяти все прочитанное.
«Пахомий был не только подвижником и иконописцем, он обладал еще и даром целительства. И скоро новый монастырь стал местом паломничества. Из ближних и дальних мест стекались к нему страждущие. Но век человека на земле не долог и в 1384 году преподобный Пахомий умер. Похоронили святого старца в построенном им Троицком храме…Вплоть до 17 века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один — посвященный Животворящей Троице, и другой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Во второй половине 17 века взамен деревянных построек возвели каменные. Кроме этого возвели ограду вокруг монастыря, построили колокольню, братские кельи и Святые ворота».
И вот наконец-то мы в селе Троицком! Удивительно, но мелкий дождь, сопровождавший нас всю дорогу, закончился. Ярко светит солнце, светит так, как-будто бы на улице лето. Спасибо тебе святое место, что встречаешь нас солнцем!
И вот перед нами сияющий на солнце Пахомиев монастырь. Вот они Святые ворота и колокольня
1
Купола Троицкого храма
1
Монастырская ограда
1
И башни монастырской стены
1
Все то, о чем я читала дома, теперь можно увидеть своими глазами.
И вновь вспоминается история монастыря…
«О месте захоронения святого Пахомия со временем люди забыли, но в 17 веке, при строительстве каменного фундамента на месте Троицкого храма, были обнаружены его мощи, икона с его изображением и остатки его можжевелового посоха.Над местом упокоения преподобного Пахомия возвели придел. Люди вспомнили, что при жизни Пахомий был целителем. И вновь в монастырь потянулся страждущий люд и, прикоснувшись к мощам святого, исцелялся».
1
Мы входим в монастырь через Святые ворота. Двор монастыря почти пустой. На территории, кроме нас, еще три-четыре человека…
Перед нами во всей красе стоит Троицкий храм. Величавый и гордый, сияющий в солнечных лучах, он как гимн православной вере, святой Троице и преподобному Пахомию!
2
1
Мы стоим завороженные пред храмом. В этот момент к нам подходит строгая женщина с грустными глазами и суровым голосом говорит, что служба закончилась и храм закрыт. Мы просим разрешения осмотреть территорию и пройти к источнику. Тем же суровым голосом женщина сообщает, что на это у нас не больше часа, т. к. монастырь скоро закроют… На контрасте с ликующим на солнце храмом суровость женщины выглядит особенно не приветливо. Но возможно ее строгость необходима, чтобы оградить обитель от «праздно шатающихся» и случайных любопытных, которым нет дела до святости этого места. Ведь на долю этого монастыря выпало много бед и страданий…
В памяти вновь всплывают страницы истории обители…
«После того как обитель была отстроена в камне ее благоденствие продлилось меньше века. В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель преподобного Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм. За ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобраны. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями».
Мы идем по территории. Она не большая. Возникает вопрос, где же на такой территории могли размещаться снесенные в 18 веке постройки. Думаю, что раньше территория монастыря была больше. Обходим Троицкий храм
и оказываемся на кладбище. Становиться очень грустно. Задерживаться здесь не хочется. Проходим мимо него вдоль стены храма. Наша цель — калитка, открывающая путь к святому источнику. Вот и она. Выходим за ограду монастыря. У нас совсем мало времени…
1
1
За оградой почти сразу начинается спуск с горы, точнее с холма, на котором стоит обитель.
1
От спуска к источнику ведет деревянный настил. Мы идем по нему. Доски слегка пружинят и поскрипывают. Удивительно, но на всем пути нет ни одной сгнившей или проломленной доски. Впереди деревянный мостик через речку.
2
Переходим речку и дальше по деревянному настилу подходим к источнику. Вот и он… С какой любовью здесь все сделано… А ведь в шестидесятых годах 20 века его хотели уничтожить…
1
1
Времени мало. Того и гляди строгая женщина из храма запрет калитку… Надо спешить… Но история этих мест снова всплывает в памяти и заставляет остановиться…
«Несмотря на упразднение обители в 1764 году, сыпановские прихожане и многочисленные паломники, притекавшие к мощам преподобного Пахомия, хранили ее древние традиции. С давних времен сохранился благочестивый обычай: богомольцы, посещая Сыпаново, трижды спускались и поднимались по монастырской горе — „святой горке“ — от обители к святому источнику, творя молитву преподобному».
И сегодня люди, приехавшие в обитель за исцелением, умываются в святом источнике и трижды босиком поднимаются на святую горку. Великое множество босых человеческих ног оставили свои следы на этой горке.
1
1
Ну вот и все… Надо торопиться. Времени осталось только на то, чтобы добежать до монастырской калитки и в последний раз поклониться Троицкому храму.
Мы покидаем обитель. Садимся в машину, и долго молчим… Моя память опять возвращает меня в прошлое Пахомиева монастыря…
«В 1935 году священником Троицкого храма стал отец Василий Разумов. После его назначения на службы в Троицкий храм стало ходить не бывало большое количество людей. В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с отцом Василием не дали совершиться этому преступлению. Священника арестовали и в сентябре 1937 года расстреляли. Церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё в одну из церквей города Нерехты большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины: ведь шла война, и до ее окончания оставался еще целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображен во весь рост, и казалось, что святой идет вместе с людьми. В послевоенное время церковное здание использовалось в качестве склада, затем склад вывели, и величавый храм постепенно превратился в руины…»
Но наступили другие времена и в 1993 г. Пахомиева обитель была передана Костромской епархии. Теперь это женский монастырь. К настоящему времени Троицкий храм восстановлен, построены новый сестринский корпус и богадельня. Монастырь имеет две территории, соединенные галерей. На одной территории мы побывали, а другая закрыта для посетителей. На закрытой территории находятся сестринский корпус и богадельня. Обитель возрадилась!
На этом я закончу свой рассказ. Прощай возрожденная обитель святого Пахомия. Не знаю, удастся ли когда-нибудь снова приехать и поклониться тебе. Но я буду вечно хранить тебя в своей памяти.