Удивительно, насколько мало информации о восхождении на зимнюю Фудзи в мировой сети. Отдельные репортажи отважных восходителей со всех концов планеты повествуют о невероятной сложности этой, казалось бы, простой вершины вне официального сезона.
Понятно, что год на год не приходится, и уровень снежной обстановки, ветер, облачность…короче, весь перечень зимних горных неприятностей меняется абсолютно непредсказуемо.
Будем считать, что нам повезло. Мы увидели Фудзи-сан почти без снега, прошли через легкие облака и почти не замерзли. В середине января, совсем вне восходительного сезона.
Шестичасовой переезд от Токио до Фудзи Ешиды-то еще испытание. Неоднократно, замерзая на очередном полустанке в ожидании смены поезда, думали вернуться на Синдзюку и провести последние сутки в Японии, изучая ночную жизнь столицы. Но любовь к горам пересилила.
Зайти со стороны Фудзи Ешиды нам подсказала элементарная логика — по карте, с учетом отсутствия автобусов от Кавагутико, расстояние до вершины от городской черты было порядка 25 км, против 30–32 км от Кавагутико. К тому же, резкий подъем в условиях зимы означает пониженный снежный покров и шанс на высокую лесную зону. Забегая вперед, скажу, что расчет оказался на сто процентов верным.
Приехав в Ешиду часов в 7 вечера, приступили к поиску жилья. Молодежный хостел оказался, как обычно, закрыт на зиму. Два часа наматывания кругов по городку показали — есть 2 работающие гостиницы и суперстарый рекан. В итоге сторговали гостиницу возле вокзала, объелись суши в конвеерном ресторане и завалились отсыпаться.
Отоспались — проспали подъем на 4 часа. Слегка позавтракав, захватили остатки вечернего виски, энергетик, пару шоколадок, накипятили воды и пошли искать заход на гору.
Заход нашелся просто, благо, навигация на треке выше всяких похвал. Через пару часов после старта шоссе закончилось, а дорожка стала существенно забирать в гору.
4
Долгая дорога по шоссе.
Параллельно шоссе идет трек, но идти по нему при наличии твердого покрытия несколько лениво.
1
Трек изобилует указателями, картами и заграждениями.
3
Легендарный Лес Висельников. Бесконечно атмосферное место.
На всем протяжении трека — развалины, могилы и памятные камни. Из 9 станций только три можно назвать полноценно действующими.
Вот эти заграждения мы восприняли как запрет на прохождение трека. А на самом деле, трек оказался сильно левее. Здесь же просто шли дорожные работы.
Благодаря случайному заходу на территорию дорожных работ, удалось путем недолгого карабканья по сыпухе выйти сразу к третьей станции подъема. Сэкономили минут сорок времени.
1
Неспешно допиваем виски на старте трека.
1
Солнце скрылось в тучах, начиналась зона устойчивого снежного покрова.
2
Вылезли с сыпухи — вот он, трек. Начинаются узенькие ступеньки.
1
Заброшенный храм. После открытия автобусной трассы на пятую станцию Кавугути, старые треки сильно пообветшали.
Через сугробы вытоптаны срезки — в новогодние праздники на Фудзи явно поднимается не один десяток энтузиастов.
1
Четвертую станцию не видели. На пятой — та же разруха. Здесь встретили серьезно экипированную пару европейцев.
3
Лесная зона поднимается очень высоко. Последние кусты доходят до 2700. Здесь нас настигли снежные облака.
2
Быстро проходим через облачность.
Наконец-то за облаками показалась вершина. Вернее, вершины, потому как с маршрута видно несколько возвышений на краю кратера, а самая-самая вершина находится чуть правее.
1
Самая обжитая станция — шестая. По высоте она равна пятой станции маршрута Кавагути. Мы как раз стоим на дороге, соединяющей две станции разных маршрутов. До пятой станции Кавагути здесь порядка получаса ходьбы.
2
На выходе из лестной зоны задул сильный ветер. Останавливаться стало сложно — быстро замерзали конечности. Сразу вспомнилось, как штурмовал в кроссовках Килиманджаро.
2
Между шестой и седьмой станциями — единственный на маршруте действующий храм. На зиму, разумеется, закрыт.
4
2
Небольшое лавовое плато, практически свободное от снега — его попросту сдувает. Какой-то знак, выложенный камнями.
3
Бывает, что на пару минут в туче практически пропадает видимость.
4
Вид на седьмую станцию. Кажется, от нее до вершины — совсем ничего. Но это только кажется.
4
Тень от вершины ложится на облака.
1
Седьмая! Здесь находится центр экстренной помощи.
Есть ощущение, что до кратера Фудзи можно проехать на машине. По крайней мере, до седьмой станции идет вполне накатанная дорога, которая затем уходит траверсом вверх за ближайший хребет. По объему строений гора напоминает начало трека где-нибудь в Гималаях — буквально нет места, где в глаза не бросятся ступеньки, каменные заграждения против оползней, фундаменты старых строений и вполне действующие постройки.
Беглый просмотр периметра кратера на Google Planet Earth показывает, как минимум, четыре группы строений по краю. А вот лестниц всего две, и обе — со стороны Фудзи Ешиды.
Здесь начинаются ступени — сначала это просто доски. придерживающие сыпуху. За восьмой станцией — уже каменные секции, внутри которых закреплены полноценные конструкции из арматуры и дерева.
1
Перед восьмой станцией ступени присыпаны снегом. Начинается обледенение. Здесь мы слегка покорячились, особенно на спуске.
1
Восьмая станция — комплекс каменных сооружений, направляющих потоки воды и удерживающих склоны от осыпания.
3
Оглядели долину с укреплений на восьмой станции.
Солнце зашло за кратер, по всем расчетам было время спускаться. До вершины оставался один перегон, но расстояние до девятой станции предполагало порядка полутора часов хорошей работы ногами. Ввиду позднего старта восхождения, полутора часов у нас не было.
Едва успели до темноты спуститься до первой станции — решили не срезать по опасной сыпухе и, наконец, увидели пропущенные на подъеме станции 1 и 2. Вот как должен выглядеть старт, если идти «по-правильному»:
3
Обезьяньи ворота — все, что осталось от когда-то процветающего храма. С 1929го по 1964й трассы от Фудзи Ешиды были основными для подъема на гору. До самого храма ходил рейсовый автобус. До 1929го путешественников довозили до храма на лошадях, поэтому стартовая площадка трека в переводе с японского называется «Разворот лошади».
После открытия линии Кавагути все строения трека пришли в упадок. Осталась полноценно действующая шестая станция, да и та живет за счет туристов, приходящих с автобусов Кавагути, чтобы переночевать и встретить рассвет на Фудзи, пройдя по простым ступеням вместо того, чтобы карабкаться по лавовой сыпухе самого массового маршрута.