Справочно: Гаргулья (от фр. gargouille; употребляются также формы написания горгулья, гаргуйль или гаргойль). В переводе с немецкого «gurgeln» — полоскать, старофранцузское Gargouille означает глотку, это все родственные слова, производные от общего латинского корня gurgulio, GARGULA («пищевод», «горло» и «глотать»), передающие бульканье воды (по-испански Гарганта -горло, а Gargola — горгульи). В итальянском Gronda sporgente в архитектуре скучно означает «выступающие желоба».
3
3
В Европе гаргульи появились в 12 веке, католическая церковь широко использовала их анимационную символику для дидактического запугивания неграмотного населения.
5
5
Многие чудища ведут свой род от драконов, и гаргульи — отнюдь не исключение. Некогда в реке Сене обитала Гаргулья — дракон, а точнее — водяной бескрылый змей. Нрава она была препакостного: топила лодки и даже корабли, пожирала рыбаков и просто подошедших к реке людей, а также порой набирала в пасть побольше воды — и окатывала берег, устраивая наводнение.
Конец бесчинствам Гаргульи положил святой Роман, бывший в ту пору архиепископом города Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане (как это похоже на историю с Тараском :)
Однако среди гаргулий, сохранившихся до наших дней, нелегко будет найти образ той самой водяной змеи. Дело в том, что с тех пор повадились делать гаргулий всех видов и мастей — людей, бесов, зверей, птиц… Чаще всего, однако, гаргулья принимает облик черта или, иногда, дракона.
4
9
6
Назначение гаргулий
Кроме чисто утилитарного назначения для водотведения дождевой воды от стен храма существует и ещёнесколько поверий:
— Гаргульи должны отводить от дома зло, сиречь демонов. То ли по принципу «проходите мимо, черти, у нас уже есть свои такие же!», то ли «вот что мы с вашей породой делаем, берегитесь!». Правда, по этой логике гаргульи должны украшать в основном жилые дома, а их больше всего как раз на церквях…
4
4
— Напоминание о судьбе грешных душ и о том, что бесы не дремлют. Гаргульи на соборах очень часто сидят на плечах грешников или изображающие сам грех.
5
2
3
— Контраст между уродством снаружи и прекрасным внутри церкви. Такая идея вполне реальна для средневековья; но, правда, не совсем понятно, почему гаргульи украшают и светские дома.
4
6
— Для язычников, еще не обратившихся к христианству, как напоминание об их родных божествах (очень сомнительная теория).
5
3
Достаточно обоснованными кажутся и те предположения, согласно которым гаргульи, следуя своему древнегреческому происхождению, выполняли обязанности по защите дома от злых духов.
8
4
Это может объяснить их редкостную уродливость — каменные истуканы либо отпугивали силы тьмы, либо заставляли их думать, что данное здание уже занято другими адскими тварями.
4
2
4
6
6
Кроме того, Фрэнсис Блай Бонд — английский архитектурный историк — высказывал мысль о том, что соборные гаргульи могли быть своеобразными «слугами» церкви — дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону.
4
4
Гаргулья — образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов гаргульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.
4
3
3
Существует легенда, что всякий раз, когда прихожанин согрешает, где-то на крыше появляется гаргулья или химера. В Лионе встретил изображение еретика, кричащего в небо.
8
Там же в Лионе встречается изображение дьявола, с хохотом мастурбирующеего на прохожих.
8
Близким родственником гаргульи считается химера. Это мифическое существо пришло к нам из древней Греции. Изначально она имела голову льва, туловище козы, хвост змеи, но позже внешне стала неотличима от гаргульи и получила название готическая химера.
А это, возможно, Neidköpfe (от старонемецкого «nid», слово «Neid» означало враждебность любого характера) — голова зависти. Это своеобразное каменное «зеркало» для отведения от дома ненависти, гнева, зависти и ревности. Почему-то чаще устанавливалось на западных фронтонах — оттуда приход демонов был вероятнее. Обычай приделывать черепа врагов под стреху идет еще от древних кельтов.
Есть старая берлинская легенда о том, как король Фридрих Вильгельм I ходил по улицам Берлина, чтобы получше узнать жизнь и деяния своих подданных. Однажды он посетил лачугу скромного ювелира Бергнера, который работал допоздна и готов был работать еще больше, но ему не хватало денег на сырье. Король подбросил ювелиру золотишка и остался доволен его работой. В следующее свое посещение Вильгельм заметил в окне дома напротив два женских лица, наблюдающие за работой ювелира с гримасами зависти и недовольства. Это были жена и дочь соседа, тоже ювелира. Вильгельм приказал построить на противоположной стороне улицы (Heiligegeistgasse, 38) дом для ювелира и установить над дверью голову зависти — лицо злой женщины с волосами змеи и высунутым языком, чтобы любопытные соседки любовались на свое «отражение»: бе-бе-бе!
5
3
3
2
Любопытен еще один способ, которым химеры исполняли свои обязанности. Если «чужаков» не пугала страшная внешность чудища, то они всем видом показывали, что место зла не вакантно и прибывшим «подобным» здесь на рады. Не случайно многие химеры имеют задумчивое лицо и скептичную позу, как бы рассуждая на тему качественных характеристик, осмелившегося приблизиться к ней. Также считается, что на зданиях, где они обитают, не будут гнездиться птицы и летучие мыши.
4
4
Как видите, большинство гаргулий как бы сидят на карнизе (стене) здания. Но вот встретил в интернете изображение одной из гаргулий Фрайбургского Мюнстера. Она наоборот, держится руками и ногами за стену, а вода выливается через её задний проход. Согласно местной легенде, во время строительства этого собора городской совет повысил требования к каменщикам без увеличения оплаты труда. Каменщики работу выполнили, но разместили эту испражняющуюся скульптуру прямо напротив окон городского совета… (фото из интернета)
остальные изображения выкладываю в виде слайд-шоу по городам, наслаждайтесь (если можно так выразиться:))
Нарбонна
1 из 20
4
Каркассон
1 из 18
1
Лион
1 из 19
Тараскон
1 из 8
1
Барселона (Каталония)
1 из 18
2
Еще Барселона
1 из 13
2
И последнее изображение с собора «Святое семейство» Антонио Гауди, хоть может оно и не совсем каноническое, но более всего подходящее под описание «Гаргулья — дракон, а точнее — водяной бескрылый змей»