Мексика. Загадки, были и легенды или конца света не будет. Часть 2. Музеи Троцкого и Фриды Кало
СОЧИМИЛКО
Конечно, три дня для Мехико — это почти ничего. Да на один Антропологический музей по-хорошему надо неделю. Однако, труба звала нас в путь, и утречком мы уже покидали столицу. Выезжали через юго-запад столицы, где находятся олимпийские объекты Мехико, однако, остановиться там не удалось. Днем на олимпийском стадионе ожидался футбол, но уже с самого утра все подъезды к стадиону были блокированы полицией — пешей, конной и моторизированной. Пару снимков стадиона на ходу и мы уже выезжаем из столицы.
Олимпийский стадион в Мехико
Совсем недалеко от Мехико есть «мексиканская Венеция», которая носит название «Сочимилко». У любого русского, мне кажется, при произношении этого названия возникает свой перевод — «молочный Сочи», хотя, конечно, никакого отношения наш Сочи к Сочимилко не имеет.
СОЧИМИЛКО
Читаю в справочнике: «Сочимилко славится искусственными островами чинампас. Сооружать их ацтеки придумали почти тысячу лет назад». Глупости, конечно. Самих ацтеков тысячу лет назад здесь еще не было. Но они подняли технологию создания плавучих садов-чинампас на невиданную высоту.
Сады Сочимилко
Создавали «чинампас», примерно так: сначала строилось нечто похожее на баржу, потом ее заполняли ветками, землей, илом, песком. Когда ил высыхал, высаживались растения, саженцы. Саженцы вырастали, пускали корни, которые прикреплялись ко дну и постепенно плавучие острова стали превращаться в обычные.
Каждая лодка имеет свое название
А озеро превратилось в целую сеть каналов, по которым каждый день сотни лодок катают туристов со всего света. Каждая лодка имеет свое название типа «Маргарита», Матильда» и пр. Лодки с тупыми носами и такой же кормой сделаны из грубых ярко раскрашенных досок и ничего общего с роскошными венецианскими гондолами не имеют.
Местные «гондольеры» одеты кое-как, управляют лодкой с помощью огромного шеста, но название «жердь» здесь будет точнее. Движение по каналам, как у нас на Садовом кольце!
Приставучие торговцы на каналах
Между лодок с туристами снуют лодки с приставучими торговцами всякой всячиной — кукурузой, лепешками, шляпами, покрывалами, пончо и пр., и конечно, музыканты — знаменитые ансамбли «мариячи».
«Беса ми мучо…»
Как правило, в состав ансамбля входит гитара, гитаррон (большая гитара), виола, скрипка, труба, реже — арфа и флейта. Часто используется аккордеон, не являющийся, однако, народным мексиканским инструментом. Есть еще лодки с музыкантами на огромных деревянных ксилофонах «маримба».
Маримба — деревянный ксилофон
Происхождение этого инструмента из Африки. Привезен он был рабами-африканцами, которых испанцы использовали для работы на плантациях. Они же привезли и маракасы, и клаве (две деревянные палочки, которыми стучат друг о друга — мне такие подарили несколько лет назад — из красного дерева!). Где-то я прочитал, что завезено в Мексику было свыше двухсот тысяч негров, однако живут их потомки в основном на юге страны. Там же где мы были, «афромексиканцы» не попадались.
Руссо туристо и мариачи в белом
Мариачи в желтом
Музыканты одеты в концертные расшитые ярких цветов костюмы (чарро), в сомбреро. Действуют они бесцеремонно — берут лодку с туристами на абордаж, перебираются на нее из своей и раскошеливайтесь, ребята, по десять песо с человека за одну песню. Деньги, в общем то, набольшие и пару песен, в том числе знаменитую «Беса ми мучо» они нам забабахали. Прикольно! Музыканты они потомственные и вся их жизнь проходит на этих каналах. Мы видели и совсем молоденьких музыкантов, и уже совсем престарелых. Мариачи — это не только ансамбль, но и некий стиль музыки, хотя на эту тему много споров, т. к. направлений, в которых работают музыканты таких ансамблей очень много. Согласно Википедии «Это и как халисьенсес (песни штата Халиско), корридос (песни на исторические темы), ранчерас (аналога североамериканской музыки кантри), уапангос (или уастекас, песен региона Уастека, включающего в себя штаты Веракрус, Идальго, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас, Керетаро и Пуэбло), болерос, а также мексиканские вальсы. Поэтому чаще всего всё это вместе называют «традиционной мексиканской музыкой». Приведу вам отрывок переведенной на русский (не мной!) песни мариачи:
ПЕСНЯ МАРИАЧИ
Я мужчина очень честный,
что мне нравится вполне.
Женщин мне хватает
И денег, и любви.
И в седле на лошади быстрой
я к горе на вершину скачу.
Звезды и луна говорят,
куда мне идти.
А-я-я-я-Й!
Ай, моя любовь.
Ай, брюнетка
моего сердца.
Кстати, одним из известных исполнителей в стиле мариачи является Кристиан Кастро — сын известной нашему зрителю актрисы Вероники Кастро. Да, да, «той самой Марии».
Воладор — молитва о дожде
После катания по каналам на площади перед пристанью посмотрели представление, когда пять индейцев в своих индейских нарядах с птичьими перьями залезают на высоченный метров в тридцать, а то и сорок столб с маленькой площадкой на самом верху. Ритуал этот называется «Воладор», а его участники — «воладорес». Индейцы бьют в барабаны, в бубны, дудят в дудки, исполняют ритуальный танец, связанный с молитвой о дожде, а затем четверо индейцев, привязанных веревкой за ноги, бросаются головой вниз и начинают вращаться вокруг столба. Это и символизирует падающий дождь. Пятый продолжает оставаться наверху и продолжает играть на флейте с еще большим усердием. По мере вращения веревки каким-то образом удлиняются и индейцы приближаются к земле, совершая при этом по 13 оборотов — в сумме 52! Цифра символическая — это своеобразный век по ацтекскому календарю. Достигнув земли, индейцы ловко вскакивают на ноги.
13 оборотов вниз головой
Действо это вокруг столба напомнило мне аттракцион из детства, который назывался «Гигантские шаги». В парке культуры и отдыха стояла вращающаяся высокая мачта, с вершины которой свисали четыре толстых каната, оканчивающиеся у земли петлей. В эту петлю человек продевал одну ногу, а руками держался за канат. Центробежная сила отталкивала его в сторону, но сила тяжести тянула к земле, которой он при вращении изредка касался, действительно совершая гигантские шаги. Никакого ритуала, ни о каком дожде никто не просил, просто смешно.
Однако путь наш лежал дальше на юг, и мы должны были торопиться с тем, чтобы успеть посмотреть интересный город Куэрнавака и еще успеть в пещеры Какауамильпа.
КУЭРНАВАКА
Куэрнавака — столица штата Морелос с населением свыше трехсот тысяч человек. Штат назван в честь национального героя Мексики, возглавившего национально-освободительное движение, и погибшего за свободу страны. Памятник Морелосу установлен на площади правее от дворца Кортеса. Название города — индейское, и в переводе с языка науатль означает «на опушке леса». Есть у города и прозвище — «город вечной весны». Относительно Мехико мы уже спустились пониже — до полутора тысяч метров, а эта высота уже комфортна для произрастания лесов, цветов.
Город — безусловно красив и здесь есть, что посмотреть. Один дворец Кортеса что стоит! Построен он был в 1533 году на разрушенных останках индейских пирамид (как и Кафедральный собор в Мехико) и прекрасно сохранился.
Напоминает даже больше крепость, а не дворец. Сейчас там музей, на который, к сожалению, времени у нас просто не было. В этом дворце Кортес жил со своей неофициальной женой-индианкой доньей Исабель де Монтесума — старшей дочерью последнего ацтекского императора Монтесумы II, от которой имел дочь Донью Леонор. А младшую дочь Монтесумы II Кортес удочерил, и она носила имя Донья Мария Кортес де Монтесума. Она тоже жила в этом дворце.
Среди достопримечательностей города два сада прямо в центре города — Морелос (название в честь героя) и сады Хуарез. Между ними расположен трехэтажный Дворец Правительства.
Да. Один прокол программы путешествия мне теперь виден — в Куэрнаваке надо было оставаться до утра!
ПЕЩЕРЫ КАКАУАМИЛЬПА
Но мы спешили к пещерам. Ехать до них прилично, а вход открыт до 17.00. Дорога идет серпантином, мы то поднимаемся, то опускаемся и всё-таки успеваем. Чтобы нашу группу пропустили без очереди и дали гида, пришлось слегка доплатить, но это того стоило.
Сам вход стоит 65 песо — грубо помножьте на 2,5 и получите рубли. Пещеры носят название Гроты Какауамильпа (Grutas de Cacahuamilpa), что в переводе с науатль означает «Арахисовое поле». Почему арахисовое и почему поле — не знаю. Пещерам этим — миллионы лет, но человечеству не хватило времени, чтобы их изучить досконально. Приведены они были в состояние, удобное для туристов, совсем недавно. Экскурсовод подчеркивал несколько раз, что это было сделано благодаря Президенту страны.
На протяжении двух с лишним километров в пещерах была проложена бетонная дорога шириной в 3–4 метра, подсвечиваемая фонариками. Есть мостики и там, где необходимо, перила. Своды пещер поднимаются до 70-ти метров. Минимальная высота — 15 метров. Экскурсовод, подводя группу к какому-нибудь интересному месту, пользуется мощным фонарем, служащим ему еще и указкой, а также включает дополнительное освещение, в свете которого мелькают тысячи летучих мышей. Мне доводилось быть в Кунгурской пещере в Пермском крае, в пещере Орануи в Новой Зеландии, но то, что создала природа в Мексике, превосходит любые ожидания. Теперь я могу с полным правом говорить, что побывал в самых больших и красивых пещерах мира. Представьте себе, что в пещерах есть даже концертный зал, вмещающий тысячи человек, в котором в разное время выступали знаменитые артисты, в т. ч. и российские — Балет Москвы. Я представляю, как здесь звучит симфонический оркестр, а такие оркестры здесь бывают регулярно. Правда в пещере очень большая влажность, что, конечно, плохо для инструментов и вряд ли вызывает восторг у музыкантов.
Пудель
Причудливость скал поражает! Это фишка экскурсовода и он с удовольствием включает наше воображение и заставляет увидеть в каком-нибудь нагромождении камней знакомый образ. Все, наконец, так увлекаются этой игрой, что и без него находят самые невероятные сходства. Животные, птицы, богатырь, горбун… Я, например, нашел каменного Карла Маркса, о котором не ведал и сам экскурсовод!
Летучая мышь
После двух с половиной часов в пещере устремляемся к свету, которого уже нет — стемнело. На небе половинка луны, но не как у нас — слева или справа, здесь половинки не хватает сверху, такая большая чашка для супа.
Лежачая луна
Ночью, на огромном автобусе по серпантину… Через минут сорок, наконец, выезжаем на шоссе. Нас ждёт город-сказка, город-сувенир, серебряный город Таско!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия