С мыса Нордкапп возвращаемся на трассу Е6. Дорога идёт практически по равнине, но при подъезде к г. Альта начинаются серпантины.
Дорога Е6 после Олдерфьорда:
С мыса Нордкапп возвращаемся на трассу Е6. Дорога идёт практически по равнине, но при подъезде к г. Альта начинаются серпантины.
Дорога Е6 после Олдерфьорда:
Альтафьорд:
Лангфьорд:
Видно, что природа оживает — вокруг сосновые леса, температура поднимается до +16. В районе Альта есть музей наскальных рисунков, которым около 12 тысяч лет. Мы едем дальше в поисках кемпинга и находим такой на берегу Лангфьорда в окружении гор со снежными вершинами.
Красиво! Фотоаппарат работает с полной нагрузкой.
Из-за отсутствия тёмного времени суток теряется чувство времени, поэтому, естественно, на кухне кемпинга в 12 часов ночи мы хозяйничаем в полном одиночестве. Здесь есть холодильник, плита, посуда, кофеварка, деревянные столы и лавки и завораживающий вид из окна на фьорд.
Также есть душ, но, в отличие от Финляндии, горячая вода здесь платная — 10 крон за 4 минуты. Бросаешь монетку в специальный прибор, который на определённое время включает воду. Но это немцы сначала бросают монетку, а потом открывают кран, а наш человек… Правильно, сначала крутит ручки и обнаруживает, что горячая вода течёт бесплатно! В дальнейшем такая ситуация повторялась ещё в нескольких кемпингах.
Утром едем по главной норвежской трассе Е6.
Так здесь разводят рыбу:
Поднимаемся на первый перевал. Высота — 600 метров над уровнем моря (далее — нум), а внизу открываются неописуемые виды на Квенангенфьорд. Приходится останавливаться буквально через 200–300 метров, чтобы запечатлеть эту красоту.
Зелёная вода Люнген-фьорда:
Вскоре за небольшим поселением Утерен, по совету предшественников, поворачиваем на 87 дорогу. Лучше бы мы этого не делали. Видно, что здесь проводятся работы по заготовке леса. Дорога разбита тяжёлыми машинами, образовалась колея, которая заполнена водой от проливного дождя. В одном месте образовалась промоина шириной на полдороги. НО! Во-первых, она была ограждена, а во-вторых, через пять минут нам навстречу пронеслись грузовики с песком, щебнем и асфальтом. Заехали на водопад Молсэльвфоссен. Особого впечатления он не произвел — так, большой и громкий порог. К тому же подход к нему оказался платным.
Но расстроились мы не из-за этого. Осмотрев машину, я обнаружил, что резина на передних колёсах с внутренней стороны стёрта почти до нуля, причём не равномерно, а кусками. Меня прошиб холодный пот. Было решено двигаться к месту запланированной ночёвки в г. Харстад, и искать сервис. И о, чудо, прямо рядом с кемпингом был фирменный сервис SAAB! Правда, в 17–00 он был уже закрыт.
Мост около Харстада:
Вокруг кемпинга были разбросаны дома местных жителей — небольшие, но аккуратные, как на картинке. В каждом дворе стоИт автомобиль (а то и два), трактор (для расчистки снега зимой), на берегу причал и моторный катер. Дополняют идиллию играющие дети и хорошая погода — солнце и +18.
Идиллия заканчивается утром, когда работающий на СТО норвежец, осмотрев машину, объясняет, что проблему устранить он может, но не сегодня. А т. к. завтра будет суббота, то на следующей неделе. На все наши объяснения и просьбы, норвежец подводил к компьютеру, показывая, что у них всё расписано на несколько дней вперёд, виновато улыбался и разводил руками. Хотя все ходили по станции руки в брюки, и кипящей работы я не заметил.
Не помог даже стандартный сувенирный набор русских туристов. Добившись от них адреса другой станции, мы поехали туда. На этом сервисе ситуация усугублялась ещё тем, что норвежец не знал абсолютно никакого языка, кроме родного. Но мы всё-таки упросили его поработать с нашей машиной в сверхурочное время, т. е. в 19–00. Чтобы скоротать день, мы решили ознакомиться с городом и посетить местные достопримечательности. Для начала зашли в туристинфо и набрали бесплатных(!) путеводителей на русском(!) языке и наконец-то обменяли доллары!!! Кассир в банке взяла у меня купюры, а взамен отсчитала кроны. Никаких прощупываний, осмотров через линзу, просвечиваний ультрафиолетом! Курс был такой: 1 $ = 6,43 кроны, минус 100 крон комиссия банка за обмен, независимо от суммы сделки.
В Харстаде:
Потом мы посетили церковь 12 века в Тронненесе, один из самых старых каменных храмов в Европе,
и поехали к базе… НАТО. На её территории находится самая большая пушка в мире — Адольфканонен с длиной ствола 21,5 м, дальностью стрельбы 59 км и снарядами весом 600кг. Норвежцы арендовали место, где стоит пушка, сделали музей и организуют экскурсии. Мощное орудие было построено во время Второй Мировой войны для уничтожения кораблей, доставляющих грузы из США и Великобритании в порт г. Мурманска.
В музее:
А так было 70 лет назад:
Вот такой вид открывается с холма, где стоит пушка:
А вот и сама пушка:
К вечеру мы проголодались и зашли в магазин, по которому долго катали тележку со своей нижней челюстью, а в голове на полную катушку работал калькулятор. Молоко 1,5% за 14 крон??? Почти 2€??? Да у нас оно 0, 3€ стОит!!! За 6 яиц 24 кроны??? За бутылку минералки 18 крон при цене у нас 0,4€??? Какое-то время мы держали всё внутри, но когда я увидел подгнившую картошку за 23 кроны, то не успел закрыть рот, и норвежцы (кто-то впервые) услышали отборный русский мат! Мы, конечно, изучали тему, но одно дело читать, а другое прочувствовать своим кошельком. Захотелось ещё раз сказать спасибо беларускому салу, тушёнке и каше, которые мы взяли в достатке с собой. Поужинали прямо возле СТО.
А затем нашей машиной занялся мастер. После диагностики на суперсовременном оборудовании выяснилось, что состояние подвески идеальное, допуски развала-схождения в норме. Почему же ест резину? На этот вопрос норвежец нам не ответил, правда и денег за работу не взял. В этот момент я был близок к тому, чтобы завершить наше путешествие и возвращаться домой. Но как же так? Столько готовиться, столько проехать! Ведь наверняка мы больше не сможем поехать в Норвегию, не увидим её красот! Нет, я не мог этого допустить! Нужно было искать какой-то компромисс. Я решил пожертвовать посещением Лофотенских островов, и ехать на юг по дороге Е6, на которой было больше шансов в случае чего получить помощь.
Ещё раньше мы обращали внимание на горы покрышек возле АЗС или СТО, а сейчас решили поинтересоваться, нужны ли они кому-нибудь. В моей голове созрел план: резину мы будем брать со свалки и менять по мере износа. Дико? ДА! Но другого выхода я пока не видел. Норвежец на одном из СТО ответил, что мы можем брать резину бесплатно, она плохая, никому не нужна. Ничего себе плохая! У нас на рынке пара от 150 $ стоит. . А тут как раз мой размерчик имелся. Погрузив в багажник две покрышки, мы уже более уверенно поехали дальше.
Заночевали на стоянке возле национального символа Норвегии — горы Стетинд, свернув с Е6 на 827 дорогу. Что интересно, под горой пробит тоннель.
На стоянке было ещё несколько машин, столики, туалет, справа уходил к океану Тюс-фьорд, слева шумел небольшой водопад с ледяной, прозрачной и вкусной водой. Утром мы должны были плыть на нашем первом пароме Хьёпсвик — Драг.
Вид на Хьёпсвик и приближающийся паром:
В наших поездках по Беларуси мы также видели паромы — на Западной Двине, Припяти. Так вот, наши паромы — это плоты, а норвежские — это настоящие корабли, перевозящие десятки машин, в том числе фуры. В них есть буфеты, каюты с телевизорами, туалеты.
Впечатлений от поездки на пароме у меня было масса. И если жена с сыном, спасаясь от мелкого дождя, расположились в уютной кают-кампании, то я, как заведённый, бегал с нижней палубы на верхнюю, с носа на корму и фотографировал, фотографировал, фотографировал. Паром рассекал воды фьорда, не замечая небольших волн и ветра. Никакой качки, как будто скользишь по гладкому стеклу, ощущалась лишь лёгкая вибрация работающего двигателя.
Итак, мы ехали по Е6 на юг, постоянно останавливаясь для фотографирования и проверки состояния колёс, которые, кстати, я поменял местами. Всё-таки, как ни дико это звучит, но прокол заднего колеса безопаснее прокола переднего.
Мы заезжали во все встречающиеся станции техобслуживания. В г. Фауске, например, объехали все существующие, потратили два часа, но нигде нам не помогли. Стандартный ответ — всё расписано на несколько дней вперёд. Посоветовали ехать в Будо — там есть фирменный центр. Успели к самому закрытию. Менеджер посчитал стоимость работ (около 1500€!!!) и попросил заехать недельки через две. Песня про белого бычка. Мы поблагодарили за внимание к нам и сказали, что обязательно заедем.
В тридцати километрах от Будо при отливах и приливах в узком Сальтфьорде образуется водоворот. В пиковые моменты воронка достигает 30 метров в диаметре. Канал «Дискавери» показывал фильм про это место.
С моста над водоворотом открываются красивейшие виды на горные цепи. Каждая гора здесь, да и везде в Норвегии, индивидуальна. Есть острые и круглые пики, симметричные и «горбатые» горы, трезубцы.
Совокупность прозрачной тёмно-синей воды фьорда, белого снега на вершинах и ясного голубого неба завораживает. Под ногами раскачивается узкий и высокий мост.
Купив здесь же в магазине филе мороженой рыбы, 3 (три) шампиньона и 3 (три) картофелины, сделали себе ужин прямо на оборудованной площадке с видом на мост и водоворот.
На Е6 возвращались по 812 дороге. Вот она запомнилась с лучшей стороны. Качественный асфальт, красивая природа, отсутствие машин, на крутых склонах пасутся яки.
После крутого 4-хкилометрового спуска выезжаем на Е6. На этом участке ничто не напоминает о горной Норвегии. Кажется, что едешь по родной Беларуси. Но это продолжается недолго. Опять начинаются спуски, подъёмы, крутые повороты и снова подъёмы и спуски. Закладывает уши. С одной стороны течёт горная река Сальтэльва, с другой, то ныряя в тоннель, то вплотную, идёт железнодорожная ветка. Эту дорогу во время Великой Отечественной войны строили военнопленные, в том числе советские. Условия были тяжелейшие, климат суровый, и большое число пленных погибло. Поэтому эту дорогу называют «дорогой смерти», а у комплекса на линии Северного Полярного круга, который мы пересекаем снова, стоит памятник погибшим.
На ночлег останавливаемся на стоянке возле города Мо-и-Рана.
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ, ИЛИ «ЭХ, ДОРОГИ!».
Проехать всю Норвегию с севера на юг и ничего не сказать о дорогах, будет неправильно. По моему мнению, они здесь чуть похуже, чем в Финляндии, но, в целом, хорошего качества. И это достигнуто на сложнейшем горном рельефе, при длинных полярных ночах. Иногда по готовой дороге проехать было страшно, а как тут работала строительная техника, люди, трудно представить. Дороги хорошие, но узкие. Второстепенные, да и некоторые основные дороги шириной всего на одну машину. Для разъезда со встречным транспортом сделаны специальные уширения. Разметка есть везде. Там, где дорогу сделать невозможно, в скалах пробиты тоннели. Сколько мы их проехали, я не считал. Тоннели также бывают разными: короткие и длинные, прямые и наклонные, освещённые и тёмные, даже спиральные! Мы годимся своим метрополитеном, прокопанном в песчаном грунте, а в Норвегии таких метрополитенов — тысячи! И ещё множество мостов, каждый из которых произведение искусства. Неотъемлемой частью Норвежских дорог являются паромы. Из-за небольшой ширины фьордов кажется, что вот он, противоположный берег, всего пару километров, а попасть туда можно лишь сделав большой крюк. Здесь вам поможет паромная переправа. На любых дорогах есть площадки для отдыха, оборудованные всем необходимым: столами, умывальниками с горячей водой и чистейшими туалетами с туалетной бумагой. Всё бесплатно!
Утром 3 июля мы продолжили движение по трассе Е6. Город Мо-и-Рана запомнился своим названием, Коргфьельтоннель — длиной (8,5 км).
В местечке Корген свернули на 806 дорогу — на своей карте я увидел обозначенный неподалёку водопад Стаббфоссен. Скажу сразу, мы его не нашли, хотя и шум слышали, и указатели на Саббфоссдален видели. Побродили по лесным дорожкам и поехали назад.
А вот на водопаде Лаксфоссен побывали. Его, находящегося прямо около Е6, не найти было бы трудно. Ну водопад так себе, но уже лучше, есть прогресс.
Сворачиваем на 76 дорогу, огибаем Тусенфьорд и через городок Брённейсунн приезжаем на стоянку у горы Торгхэттан (в переводе — шляпный базар). Это знаменитая гора с дыркой. Такая иголка с ушком огромных размеров. В пролом можно подняться по тропе за 20–30 минут. Наверху вас ждут впечатляющие виды как самой дыры, так и архипелага из мелких островов, разбросанных по глади Норвежского моря.
76 дорога и Тюсенфьорд:
Вид на Торгхэттан с 76 дороги, отсюда видно сквозное отверстие:
Тропа к пролому:
В самой дыре:
Вид на океан:
Здесь был Оскар II — король Норвегии, кстати, он был и на мысе Нордкапп, и на горе Стетинд, путешественник, однако, прямо, как мы. Правда, как он путешествовал в 19 веке, остаётся только догадываться.
Дорога 17 до парома в Веннесунд даёт немного отдохнуть от крутых подъёмов и резких поворотов.
Причал Веннесунд:
Виды с парома в Хольм:
За 20 минут и 119 крон переправляемся в Хольм и продолжаем движение по 17 дороге. Ныряем в тоннель, резко переходящий в мост Фолдабруа, останавливаемся, чтобы запечатлеть это чудо инженерной мысли. Я выхожу из машины и слышу лёгкое шипение. То, чего мы боялись, случилось, — заднее колесо не выдержало…
Ставлю докатку и со скоростью 50 км/ч, на радость жене, едем до первого кемпинга. А с ними, по закону подлости, в этом районе как-то туговато. Через километров 60, наконец, находим. Это Flat camping. Маленькая, 2 на 3 метра, кухонька, неразбериха с горячей водой, зато дёшево — всего 120 крон. Ещё здесь мы впервые «познакомились» с гнусом. Мелкие-мелкие мошки залазят в волосы, под одежду и кусают. Каждый укус — как укол иголкой, причём одновременно в нескольких местах. Ложимся спать. Гнус и начавшийся дождь не оставляют нам другого выбора.
На следующий день в местечке Hoylandet находим СТО, но, естественно, в воскресенье она не работает. Выбора нет, решаем задержаться до понедельника. Остаток дня и ночь проводим на берегу красивого озера Grongstadvatnet, из которого то и дело выпрыгивала какая-то крупная рыба, а из леса к нам вышел барсук. Первыми испугались мы и только потом зверь.
Занимались делами по хозяйству, фотографировали природу и даже немного позагорали!
Утром заменили съеденную резину на найденную на свалке. Стоило это удовольствие 488 крон! Но что делать! Кстати, должен сказать, что на этой резине я ездил ещё почти год, до момента продажи машины. После долгих размышлений о том, что подвеска в идеальном состоянии и выброшенная норвежцами резина служила нам столько времени, осталось одно слабое звено: покрышки, которые мне продал за несколько месяцев до поездки один родственник. Сделаны они были наверняка в Одессе, на Малой Арнаутской улице. Ну да ладно. За два дня мы проехали всего 500 км, поэтому нужно навёрстывать упущенное время.
С 17 дороги свернули на 715.
В Тронхейм заезжать не планировали и, чтобы избежать платных дорог, поехали по 710 дороге к парому Брекстад — Валсет (119 крон),
затем выехали на Е39. Ничего особенного, «обычные» виды.
Паром Хальса — Канестраум (119 крон) воспринимаем уже, как нечто обыденное.
Сегодня мы хотим попасть на Atlanterhavsvegen — Атлантическую дорогу. Но сначала мы «попадаем» на деньги — на пункте оплаты приходится заплатить аж 122 кроны.
Атлантическая дорога открылась в 1989 г. и является одной из самых живописных дорог в мире. Автомобильная трасса длиной в 8,2 км. проложена по многочисленным островам и островкам, которые соединяют 12 мостов и признана победителем 2005 года в конкурсе «Строение века».
Самой главной достопримечательностью является «горбатый мост» оригинальной формы, правда, с какого ракурса на него смотреть.
Здесь были и волны, и ветер, и температура 12 градусов, но, как и везде в Норвегии, казалось, что на самом деле намного теплее.
Возвращались назад по 64 дороге, успели на последний паром Солворн — Афарнес (104 кроны), с которого открывались впечатляющие виды на Ландсфьорд.
На ночлег остановились в Saltkjelsnes camping. Во фьорде купались дети!!! Кемпинг поразил нас своими размерами. Это был такой маленький город с коттеджами, заасфальтированными улицами, огромной кухней с плазменной панелью. И мы с удовольствием воспользовались всеми благами цивилизации, причём бесплатно. В 11 часов вечера на рецепшене было только объявление: «свободны коттеджи такие то, берите ключи, заселяйтесь. Буду в 8–30.». Но так как мы вставали рано, по-нашему в 7–00, а в Норвегии было всего 6–00, то 8–30 мы, конечно, не дождались. Не специально, просто так получилось. В общем, хозяин кемпинга сам виноват. Например в следующий кемпинг мы приехали вообще в первом часу ночи, но буквально через 5 минут на старом, года 70-го выпуска Фольксваген-Поло подкатил хозяин и взял свои денежки.