До того, как начать рассказ, хочу выразить признательность Маргарите за ее заметки об индийских дорогах, которые вдохновили меня поделиться собственными наблюдениями.
До того, как начать рассказ, хочу выразить признательность Маргарите за ее заметки об индийских дорогах, которые вдохновили меня поделиться собственными наблюдениями.
Если вы побывали в Индии и ни разу при этом не прокатились на поезде или на обычном рейсовом автобусе (не для европейцев), то считайте, что страну вы так и не посмотрели.
— Что ж там смотреть, в этой дорожной пыли, в хаосе, где вперемешку и люди и самосвалы, мопеды и коровы, обезьяны и собаки, крысы и велосипеды… делят одно узкое пространство, в котором всё течет по каким-то неписаным правилам под оглушающие «фа-фааа» и «бип-бииип»!
Так может возразить возмущенный читатель, ужаснувшийся однажды видом описанной выше картиной. Что ж, я не стану доказывать, что индийская дорога — это верх эстетического наслаждения, а просто попытаюсь посмотреть на нее, как в зеркало, чтобы увидеть там отражение самой индийской ментальности.
Итак, первое, на что обращается внимание — это мирное соседство всех видов транспорта и живых существ размером меньше слона на одной проезжей части, притом, без всяких разделительных полос, тротуаров и прочих формальностей…
И дело тут не в том, что, видишь ли, корова для индуса — священное животное, и он не осмелится её прогнать с дороги. Такое благоговение, если и существовало когда то, то сегодня уже не в моде у большинства населения. А руководствуется индийский участник дорожного движения главным принципом — «не заморачивайся!». Поэтому он не станет связываться с буренкой, а просто обойдет ее стороной, если та стала на пути.
Ведь какая разница — корова или мотоцикл — это всего лишь препятствие. И словно река, мирно обтекающая большой валун, упавший в воду со скалы, дорожный поток приспосабливается ко всем медленным или неподвижным объектам, затрудняющим движение. Он течет, как сама жизнь в Индии — неторопливо… Хоть и медленно, зато почти без остановок — заметим, у них редко возникают «мертвые», «стоячие» заторы на дороге. Почему?
Может, от того, что светофоров нет, а быть может, благодаря поразительной способности индусов договариваться между собой, отчего при почти полном отсутствии гаишников саморазруливаемость дорожных пробок там гораздо выше, чем у нас.
Это только на первый взгляд кажется, что никаких правил движения по дорогам Индии не существует. Их на самом деле, как минимум два.
Первое. Когда едешь или идешь по трассе — держись левой стороны (желательно).
Второе. Все, кроме пешеходов, собак, обезьян и павлинов, участники дорожного движения должны сигналить при любом маневре (обгоне, повороте, смене полосы или просто так) — Это обязательно!
Похоже, что индийцы, двигаясь в потоке машин, ориентируются главным образом не визуально, а на слух — поэтому если ты не подаешь никаких звуковых сигналов-то для других участников движения ты как бы и не существуешь вовсе.
При этом семантика индийского «фа-фааа» и «бип-бииип» отличается от нашей, российской и уж тем более от европейской, где за такое дело и оштрафовать могут. У нас человек, яростно жмущий на клаксон, хочет сказать соседу из правого ряда что-то вроде: «эй ты, придурок, ну куда ты прёшь, хотя бы поворот включил …». На языке индийских дорог за подобным сигналом нет никакого упрека, он просто имеет ввиду: «эй чувааак, аттеншн плиз… я еду…».
Способность не париться ни по какому поводу, в вопросах собственной безопасности полагаться на высшую волю, обтекать любые препятствия с наименьшими затратами сил, денег и нервов, фантастическая непритязательность к размерам личного пространства — это то, что позволяет индусам спокойно преодолевать бессчетные мили по их дорогам — пешком ли или на машине, на велосипеде или на крыше переполненного автобуса, на коленках у водителя рикши или на подножке самосвала…
Чтобы как-то проиллюстрировать эти наблюдения, предлагаю вашему вниманию рейтинг выдающихся достижений индийской инжинерной мысли, запечатленных мною примерно год назад на севере страны.
5 место
Асфальтоукладчики. Этот огредышащий дракон — куча гравия, который нужно разогреть перед тем, как смешать его с гудроном и уложить в асфальт. Чего проще — засунуть туда трубы и развести костерок. Гениально.
4 место
Логисты — эквилибристы. Ну как еще можно доставить такую клетищу, если у тебя в наличии только мотоцикл. Пришлось соседа позвать, чтобы за руль сел — не носом же управлять. Что? какие завязки, какой багажник. В руках держать — надежнее будет, того и гляди, стырят товар.
3 место
Чудо-велик
Потрясающая функциональность! Хошь, клубнику транспортируй (тут же можно и взвесить и продать), хошь растопленный гудрон. Можно, наверное, и под такси приспособить…
2 место
Лежачий полицейский. Был наивно положен на тротуаре, чтобы снижать скорость двухколесных транспортных средств. Это ли преграда веселым и находчивым?! Была бы только ночка, да ночка потемней, да желательно, отбойный молоток или хотя бы ломик — опа, и сгладили недоразуменье. PS. Тоже самое произошло и с остальными леж. пол. на всей протяженности дорожки вдоль Ганги в Ришикеше.
1 место
Асфальтоукладчики — the best. Чем каждому мучиться с лопатой, ребята решили обойтись одной на двоих для переброса кучи песка вправо на 3 метра. Один держит лопату, другой с веревкой привязанной у основания шуфеля удваиваивает силу броска товарища.