Амритсар священный город сикхов, расположен в индийском штате Пенджаб. В городе, на берегу одноимённого озера, воздвигнут знаменитый Золотой храм, Хари Мандир, самая главная святыня сикхов.
Амритсар священный город сикхов, расположен в индийском штате Пенджаб. В городе, на берегу одноимённого озера, воздвигнут знаменитый Золотой храм, Хари Мандир, самая главная святыня сикхов.
Как гласят легенды, ещё в давние, старинные времена, на берегах этого озера(тогда окружённого дремучим лесом) собирались мудрецы отшельники, что бы медитировать. И, даже(!!!!),на этом берегу побывал сам Будда, проведший несколько дней в размышлениях и созерцании! Спустя два тысячелетия у озера поселился другой святой учитель, гуру Нанак, основатель сикхской религии. По распространённости сикхизм на пятом месте в мире, с более чем 25 миллионами верующих.
Чем отличаются сикхизм от индуизма? Всем. Это совершенно иная религия. Бог един, непознаваем, не имеющий имени или облика, он во всём. Приблизиться к пониманию Бога можно лишь через медитацию. В сикхизме нет никаких перерождений душ, нет ада и рая, нет загробной жизни. После смерти человек растворяется в окружающем Космосе. Поэтому у каждого есть лишь один шанс на правильную жизнь и Просветление. Религия держится на учении мудрецов, гуру. Первый гуру, создатель сикхизма в 15 веке, написал Книгу. С тех пор у сикхов было 10 гуру и каждый добавлял в Книгу как нужно жить. Сикхов вполне можно назвать «народом Книги» (обычно так называют иудеев).
Узнать настоящего сикха легко по неизменному тюрбану и бороде. Конечно, не все строго следуют законам религии, но для тех, кто следует существует пять «предметов веры», которые должен иметь каждый сикх. Это длинные волосы (сикхам запрещено стричься или бриться); деревянный гребешок, всегда вставленный в волосы — обычно он скрыт под тюрбаном; железный браслет на руке, как напоминание того, что всё что делают руки должно быть в соответствии со словами гуру; качера — что-то среднее между шортами и семейными трусами, как знак одновременно мгновенной готовности к бою и целомудрия; и короткий кинжал, чтобы защищать тех, кто в беде. После смерти Нанака, место, где он жил, стало святыней сикхов.
При четвёртом гуру Дассе, на берегах озера образовался маленький посёлок и стали появляться первые сикхские молельни, а при пятом гуру Арджане(шестнадцатый век) началось строительство Хари Мандира-«Храма Богов».Поселение, выросшее вокруг храма, позже превратившееся в большой город, стало именоваться Амритсаром.
Сначала семнадцатого века и до середины восемнадцатого, сикхи вели непрерывную борьбу с мусульманскими армиями. Хари Мандира неоднократно разрушался мусульманами, но каждый раз сикхи восстанавливали его вновь и вновь, и раз от раза храм становился всё красивей и величественней. К 1767 году сикхи достаточно сильно окрепли в военном отношении и набеги на Амритсар прекратились.
Во времена правления Ранджита Сингха(1780–1839) храм украсили мраморными скульптурами, купол покрыли листом золота(весом около 400 кг) и после этого храм получил название Золотого храма, и так он называется и по сей день.
С Золотым храмом связана и недавняя история. В 70-80-х годах прошлого столетия в Пенджабе зрела идея отделения сикхов в отдельное государство. Сикхи-экстремисты в течении нескольких лет использовали храм как базу террористов. Храм укреплён достаточно сильно и обезвредить террористов было проблематично. Индира Ганди в 1984 году отдала приказ атаковать храм. Операция по штурму храма получила название «Голубая звезда». 3 июня 1984 года во время большого сикхского праздника танки атаковали храм, в результате этой атаки погибло полторы тысячи человек, как оппозиционеров, так и простых людей, паломников, оказавшихся в этот момент в храме. Для Индиры Ганди этот приказ оказался роковым! 1 октября 1984 года она была убита собственными телохранителями-сикхами.
Путь к храму проходит пешком по очень узкой и экзотичной улице.
Непосредственно у храма мы купили косынки для покрытия головы, иначе вход в храм будет не доступен.
Второе условие для того, что бы пройти в святыню- нужно входить босиком, обязательно пройдя через ёмкость с водой, своеобразный обряд очищения души.
Я обратила внимание, что при входе в храмовый комплекс многие люди опускаются на колени и касаются лбом пола, так же и при выходе, воздают молитвы и кланяются.
Экскурсия по храму начинается с кругового обхода озера по часовой стрелке.
По пути следования находятся четыре шатра, в которых сикхи останавливаются для чтения священной книги «Гуру Грантх Сахиб».
Внутри храмового комплекса огромное квадратный озеро-пруд, а в самом центре- Храм. Омовение в пруду очищает душу и избавляет от недугов.
Храм соединён с берегом узкой дорожкой.
которая плотно забита очередью из желающих попасть во внутрь. Очередь большая, часа на 2–3,так нам объяснил нам наш провожатый. К большому сожалению, таким количеством времени мы не располагали.