Как и многим нашим людям, мне нравятся истории Михаила Задорнова, особенно в той их части, которая касается курьезных ситуации с нашими людьми за границей. Я хохочу вместе со всеми, поскольку это, и правда, смешно. Но все же меня не покидает какое-то неуловимое чувство неловкости. Наверное, так чувствовал себя Пятачок рядом с другом Вини Пухом, застрявшим в кроличьей норе.
Где-то в глубине души маленький противный червячок нашёптывает тоненьким голоском: «Смеётесь? А сами то …».
Обидно, что курьезы связаны в основном с мелкими бытовыми подробностями. Согласитесь есть разница между незнанием периода полураспада урана 238 и незнанием как открыть дверь в поезде: с первым незнанием вы можете счастливо прожить всю жизнь, а второе незнание будет портить вам эту жизнь каждые полчаса.
Сейчас, имея уже некий туристический опыт, я реже попадаюсь, но рассказы начинающих убеждают в том, что все, так или иначе, наступают на одни и те же грабли. Предлагаю вам освежить свои впечатления и сравнить их с моими, ведь вам тоже наверняка есть что вспомнить….
А со мной это было так.
Поезд дальше не идет! Просьба освободить вагоны…
Поезд Москва-Кельн весело пыхтел по немецкой земле. Вернее, это даже не поезд, а вагон, который как бедного родственника цепляют то к одному, то к другому поезду и он таким образом где-то за двое суток добирается из Москвы в далекий голландский Амстердам. По дороге он делает остановку в Кельне. Это теоретически. Практически он туда ехать не собирался. Но мы с подругой об этом узнали случайно.
В очередной раз, перебирая список тех туристических дел, которые предстояло совершить по приезду в Кельн, мы, не торопясь, паковали вещички. Проходя мимо открытой двери проводник задумчиво посмотрел на наши веселые физиономии и поинтересовался: А я вам уже говорил, что поезд в Кельн не идет?
Такой подлянки от немецких жд мы никак не ожидали. Оказалось, что поезд Москва-Прага, к которому цепляют наш вагончик на обратной дороге на родину, изволил опоздать, и теперь чтобы успеть к месту встречи время в пути до Амстердама и обратно нужно срочно сократить. А как? Правильно, пустить вагон по другому, короткому пути. А там как раз есть остановка со сложным немецким названием, откуда электричка идет прямиком в Кельн.
«Электричка через 10 минут. Ваш билет действителен.« — проводник помахал нам рукой, и поезд отправился дальше без нас. Паники не было. Был ужас. Потому что именно в этот момент, я поняла, что на поезд Кельн — Брюссель, билет на который был предусмотрительно куплен заранее, мы тоже не успеваем. Но горевать об этом следовало в Кельне, а до него еще надо доехать. Беглый осмотр места, в котором мы так некстати оказались, привел к неутешительному выводу: четыре платформы, 8 путей, все надписи на немецком и минимум людей в ранний утренний час.
Но видимо кто-то там наверху решил, что пока потрясений достаточно и послал нам на подмогу двух ангелов. Один из них жил в Антверпене, второй ехал в командировку в Париж. Для обоих русский язык был родным. Совместными усилиями мы определили куда приедет наш новый поезд. И он не заставил себя ждать.
Там, за рубежами, иногда бывают моменты, когда меня охватывает грусть и отчаяние, когда обида за свою страну, за ее нелепое устройство становится нестерпимой.
Сейчас был именно такой момент.
Заскочив в поезд и переведя наконец дух, мы обнаружили контролера, который на правильном немецком поинтересовался нашими билетами. Узрев непонимающие круглые глаза, он без запинки повторил свою просьбу по-английски. Вы можете представить себе нашего контролера в электричке Москва-Петушки, говорящего на английском языке? Можете? О, батенька, да у вас богатое воображение!
Разглядев наши билеты, контролер улыбнулся и сочувственно произнес:
— Так вы с того поезда, который в Кельн не пошел? Вы можете доехать до Кельна быстрее, если через остановку пересядете на другой поезд. Номер поезда и платформу я могу вам назвать прямо сейчас.
Это было уже слишком. Ангелы решили выйти на следующей остановке и ехать дальше на такси. Наш поезд на Брюссель уже готовился отправиться в путь из далекого Кельна, так что нам спешить все равно было некуда. Мы тепло распрощались с ангелами, получив в качестве безвозмездного подарка 2 билета на парижское метро.
Время шло и поезд незаметно прибыл на конечную остановку. Выйдя на платформу, мы с нервным смешком и уже без всякого удивления обнаружили, что это не центральный вокзал Кельна. Центральный вокзал легко узнать: он большой, расположен в историческом здании и рядом с ним находится Кёльнский собор. Так было написано в путеводителе, так оказалось и в действительности. Только все это мы разглядели подробно на обратной дороге, а сейчас мы стояли просто на какой-то станции. На платформе были только мы и спортивного вида мальчик лет десяти, с рюкзачком.
Подошедший очередной поезд был пуст. Мы продолжали бурное обсуждение, стоя у открывшейся двери и не решаясь войти.
— Да заходите вы уже! — строго сказал мальчик на понятном с детства языке.- А то следующая электричка будет через 40 минут, а вам ехать то всего одну остановку!
В кассе вокзала мы мужественно собирали английские слова в английские же предложения, пытаясь объяснить, что нам нужен билет до Брюсселя, потому что ….
Фраза так и осталась несобранной, потому что мы опять послышалось знакомое
— Так это вы с того поезда, который в Кельн не пошел?
На наш брюссельский билет был поставлен таинственный штамп, и через 20 минут мы уже как заправские путешественники давились в толпе ожидающих поезд Кельн-Брюссель. Это направление оказалось весьма популярно, и, как и следовало ожидать, свободных мест в поезде не было.
— Вы кто? — удивился очередной контролер, когда мы заняли чужое место. Но увидев волшебный штамп понимающе закивал:
— Ах да, Вы с того поезда, который в Кельн не пошел!
Ну что ж, ехать, сидя на чемодане, в тамбуре скоростного поезда Кельн-Брюссель — что может быть романтичнее?
6
6
8
8
7
7
7
3
4
Где же у него кнопка?
Городок Калелла подобно другим каталонским курортам устроен очень просто: здесь есть пляж, железная дорога, отели и центральная улица с магазинами. Когда вам надоест купание и шопинг можно прогуляться в Барселону. Как? На электричке, конечно. Правда, нам удалось уехать только на третьем поезде.
И это при том, что мы без труда купили билет, заучив волшебную фразу по-испански «Барселона, Ида и уэльта» (Барселона, туда и обратно).
И это при том что, на платформе кроме нас никого не было. Поезд приехал, остановился, но двери не открыл. Народ внутри поезда продолжал заниматься своими делами, никто на этой остановке выходить не собирался. Постояв пару-тройку минут, поезд тронулся и направился в сторону Барселоны, а мы остались стоять на платформе с разинутым ртом.
«Странный поезд» — решили мы — «но, может быть, он остановился тут случайно?». Однако это теория тут же была опровергнута следующим поездом, который сделал то же самое. Нашему удивлению не было предела. И в тот момент, когда мозги уже были готовы взорваться от напряжения, на платформу выбежала местная Кармен, торопившаяся на встречу к своему барселонскому Хосе.
Третий поезд остановился вместе с нашими сердцами, потому что мы увидели, как Кармен нажала какую-то кнопку на двери вагона, дверь открылась и красотка проникла внутрь. За ней, запыхавшись, вскочили и мы.
Эта волшебная кнопка на дверях электричек, поездов, трамваев и метро — одно из самых первых и запоминающихся туристических открытий.
Из этой же серии отельные лифты, проехаться на которых можно только в том случае если вы постоялец отеля, а значит, имеете карточку, которая и дверь номера откроет и приведет в движение лифт. Без такой карточки можно долго нажимать на кнопки, двери закроются, но лифт так никуда и не уедет.
Иногда в общественных местах (например, в магазинах или в купальнях) есть камеры хранения, которые закрываются на ключ. Чтобы повернуть ключ и закрыть ячейку обычно требуется бросить небольшую монетку. Опыт общения с камерами хранения на вокзалах нашей родины учит нас, что эта монетка есть ничто иное как плата за хранение. Но это не всегда так! Иногда эта монетка падает в специальную нишу после открытия ячейки, и вам остается только достать ее оттуда и вернуть обратно в кошелек.
Будучи в чужой стране невозможно все время ходить пешком, а значит общение с транспортной системой страны пребывания неизбежно. К сожалению (или к счастью?) у меня нет личного опыта в вождении автомобиля по иностранным дорогам, но не сфотографировать бензозаправку чужой страны совесть отечественного автовладельца мне не позволит никогда.
5
3
Вообще пользование общественным транспортом — это неисчерпаемый источник нелепых поступков и пикантных ситуаций.
Парижские жд вокзалы не поражают размерами или неясностью организации, однако на вокзале Монтпарнас мы полчаса искали камеру хранения следуя двум указателям, которые как в известном фильме про чародеев показывали строго в разные стороны.
При посадке на поезд надо компостировать билет в специальном компостере. Это небольшой ящичек желтого цвета, который обычно расположен при входе на платформу. Если этого не сделать, то считаетесь зайцем даже при наличии билета. Мы с непривычки прокомпостировали билет целых два раза, с двух сторон, однако эта старательность осталась и незамеченной и ненаказанной.
Барселонское метро сводит с ума своей духотой в переходах и автоматами по продаже билетов. Автоматы разнообразны: большинство принимает мелочь, кое-то карточки, кое-кто купюры. Причем если на автомате написано что он принимает купюры, скажем, 3 номиналов, то это вовсе не значит, что любая ваша купюра из предложенного диапазона будет ему симпатична. Самая распространённая купюра в 20 евро почему-то редко принимается автоматами. Очень скоро такая ситуация начинает раздражать, а для пущего эффекта практически нигде нет живых кассиров, у которых можно купить билет или хотя бы разменять деньги. Так что если у тебя нет денег, симпатичных именно этому автомату, то иди-ка ты пешком до следующей станции, придурок!
1
Автобусный парк Лиссабона состоит из шикарных новых автобусов с кондиционерами и информационными табло. Эти автобусы движутся по определенным городским маршрутам, на каждой остановке висит расписание и номера маршрутов. Однако вы можете сколь угодно долго стоять на остановке, а эти красавчики будут спокойно ехать мимо, и все потому, что вы не махнули им рукой.
Об этой особенности мы к счастью знали заранее, зато как смешно было наблюдать за теми, кто не знал. Практически так же, как слушать Задорнова!
Поезд Ирун-Лиссабон мягко катил среди невысоких гор, покрытых настоящими эвкалиптовыми лесами. В нашем купе зазвонил телефон. Вернее это потом мы поняли, что это телефон, а сначала был звук, просто знакомый звук. Чтобы определить, что за вещь, находящаяся в купе, издает этот звук, нам потребовалось несколько минут. А все оказалось так просто! Проводник приглашал нас на завтрак в вагон-ресторан!
Прекрасное начало дня, вы не находите?
Мы сидели вдвоем в пустом вагоне-ресторане, смотрели в окно и никогда еще жареный тост с маслом и мармеладом, запитый апельсиновым соком не был таким категорически вкусным. Тем более что это входило в стоимость нашего дорогущего билета. Тем более, что впереди нас ждала Португалия, к которой мы пробирались на поездах аж из самой Москвы. Это ли не романтика?
5
4
3
4
2
3
5
Туалетная рапсодия
Наверное, самая странная, но и согласитесь, самая животрепещущая тема это общественные туалеты. То есть то, чего у НАС нет в принципе. А у них есть, и много, и не только много, но и разных. Весь Интернет пестрит историями о парижских автоматических туалетах, хотя лично мне испытать это чудо на себе не довелось. Честно сказать, я и не расстроена. Зато мое знакомство с немецкими туалетами закончилось немалыми финансовыми тратами, а уж моральный ущерб я даже оценивать не берусь.
Несколько лет назад я купила себе дорогую игрушку — фотоаппарат Pentax. Мне давно хотелось такую вещь, а мечты все-таки сбываются не только у Газпрома. Можно себе представить, как я сдувала с него пылинки и ни на секунду не выпускала из рук.
В тот же год я отправилась в автобусный тур с романтическим названием Альпийский вояж. Специфика автобусных туров такова, что довольно много времени вы проводите в дороге. Эффектные швейцарские горы можно целый день рассматривать в окно и это не надоедает. А вот немецкий автобан с точки зрения пассажира автобуса — это прескучное место, хотя он является мечтой любого безбашенного автомобилиста, поскольку там нет ограничения скорости.
Автобус изредка останавливается на так называемые санитарные остановки. Обычно это небольшой комплекс с заправкой, кафешкой и туалетом. Так было и в этот раз. Еще выходя из автобуса, я обратила внимание, что на заправке висит множество плакатов с изображением зеленого листочка. Если учесть что в Германии слово ЭКОЛОГИЯ не пустой звук, то было понятно, что мы попали в самое экологичное место среди всех экологичных мест. Этот листочек был повсюду: на плакатах, на маленьких наклейках на дверях магазина, на бензиновых колонках и даже …на туалетных бачках. Такое засилье экологии слегка удивило, но удивление было мимолетным и забылось уже через несколько минут. А зря!!!!
Поскольку остановка была санитарной, то после посещения магазина все естественно отправились в туалет. Чисто внешне ничто в кабинке не выдавало ее особую экологичность, только на бачке унитаза красовался тот самый зеленый листочек.
Моя самая дорогая игрушка висела на ремешке тут же в кабинке, потому что оставить ее в автобусе я побоялась, мало ли что?
Унитаз был вполне знакомых очертаний, кнопка спуска воды не вызывала никаких сомнений в своей функциональности, поэтому и была незамедлительно нажата.
Однако знакомый звук спускаемой воды был дополнен каким-то странным урчанием, отдаленно напоминавшим звук шредера, жующего бумагу. Я огляделась в поисках источника, но вокруг были чистые белые стены и никаких иных устройств кроме унитаза. И в тот момент как я обратила свое внимание непосредственно на него, урчание усилилось и из недр бачка выдвинулось некое подобие щеточки, видимо пропитанной дезинфицирующим составом. Эта штука чем-то отдаленно напоминала руку с губкой, прижатой к сидению унитаза. Тембр звука изменился, сидение начало медленно вращаться по кругу, а импровизированная рука, прижимая губку, протирала его поверхность. После того как был совершен полный оборот, щеточка вернулась в недра санфаянса, и унитаз снова принял свой привычный облик.
Никогда до и никогда после я не видела ничего подобного! Надо ли говорить, что это произвело на меня такое незабываемое впечатление, что об отсутствии в руках дорогой игрушки я вспомнила только после того, как автобус уже минут 15 ехал по автобану?
Сопровождающая группы неплохо знала немецкий язык, у одного из туристов нашелся магазинный чек, на котором указан телефон. Звонок был сделан, поиск в туалете осуществлен, но дорогая моему сердцу и кошельку вещь исчезла навсегда!!!
Сказать, что мне было не жаль денег — значит сказать неправду, но сожаление по поводу пропавших денег не идет ни в какое сравнение с печалью по поводу пропавших документальных впечатлений: и тех которые остались в прошлом, и тех которые еще только ждали меня в Швейцарии!