Галопом по ЕВРОПЕ. Автобусный тур: Москва – Эрфурт – (Реймс) - Париж – Шамони (французские Альпы)- Вюрцбург– Москва. 28 декабря 2008 г. -10 января 2009 г. Туроператор БВЛ – Блестящий вояж. Сопровождающий группу Леонид Милонов.
БЕЛАРУСЬ. Запомнился, пожалуй - что, рекламный слоган Самторской (?) птицефабрики «Ваша сила в наших яйцах» да ещё пятизначные или даже шестизначные цены во фришопе – это в белорусских рублях. Чтобы получить цены в российских рублях, то надо было делить примерно на 80. Во фришопе был значительный ассортимент уже забытых грузинских вин. Выбираю «Киндзмараули» то, что в своё время любил попивать Иосиф Виссарионович, соскучился по грузинским винам.
Прежде чем вырваться на европейский оперативный простор 3 часа стоим на белорусско-польской границе. Только в поезде узнал, что в Польшу нельзя ввозить продукты и в частности колбасу, на таможне иногда выборочно проверяют багаж. Взрослых можно поймать только с поличным. Если найдут, то … просто придётся расстаться с этим ценным продуктом. Но все вещи ведь проверять не будут, так что шанс провести колбасу в Евросоюз имеются, правда у меня её собственно и нет.
Леонид сказал, что одна хитрая таможенница, если видит, что в автобусе едут дети, обращается сразу к ним: Дети, а у вас есть колбаса? Дети конечно, обманывать взрослых у нас в России не приучены, и с энтузиазмом отвечают «Есть!». Ну, тогда давайте – заканчивает свой хитрый ход таможенница, оставляя, таким образом, родителей без столь любимой колбасы. Вот таким простым способом осуществляется отъём колбасных изделий у россиян на польской границе. Как ни странно, но наш автобус на таможне встретила та самая пани, выбрала для просмотра две больших сумки. Но, колбаса либо была спрятана очень надёжно, либо её там не было вовсе.
Вопрос, обращённый к детям, а они у нас в автобусе были, повис без ответа, вероятно, родители успели шепнуть детишкам, что для пользы дела иногда можно и обмануть. Вот таким образом, Польша на этот раз осталась без российской колбасы. Итак, таможня дала «Добро» и мы уже в Евросоюзе, где при наличии т. н. шенгенской визы, можно свободно передвигаться практически по всем странам Европы. ПОЛЬША. В Польше прохладно, снега не очень много, но минус 5 есть. Целый день едем на запад, сначала через Варшаву, потом через Вроцлав.
По пути пообедали в отеле Gorsky. Порции – просто чудо, огромные, половину того, что заказывали, пришлось взять с собой. Вкусен оказался суп «Жулек» и огромная, на всю тарелку свиная отбивная. А ещё нам очень понравились печёные пирожки с начинкой (печень?). В 2001 году мы с Ларисой тоже путешествовали по Европе и тоже проезжали Польшу примерно по тому же маршруту. Сейчас видны существенные изменения к лучшему. Гораздо лучше стали дороги и всё остальное. Это радует. Вечером прибыли в г. Легница.
Отель называется «Qubus Hotel» ****. Очень приличный отель, номер правда маленький, но чистый и комфортный. Про то, что на свете существует г. Легница до сегодняшнего дня я даже и не подозревал. По прибытии решили прогуляться по предновогоднему городу (на дворе 29 декабря). На улицах ни души, точнее попадаются, конечно, одинокие прохожие и только. А мы между тем были просто очарованы архитектурным комплексом города, просто таки огромные храмы или костёлы, достойные украсить стольный град.
До второй мировой войны Легница входила в состав Германии называлась Legnitz, а сейчас это Польша, а эти внушительные культовые сооружения были когда-то построены немцами, а когда и зачем неизвестно. Не туристический это объект. Завтра предстоит транзит по Германии с последующей ночёвкой уже во Франции.30 декабря. Утро, лёгкий морозец и при этом светит солнышко, день чудесный. (Мороз и солнце – день чудесный как написал однажды великий поэт).
ГЕРМАНИЯ. Германия встретила нас ветряками (ветродвигатель) и блоками солнечных батарей – так немцы используют энергию ветра и энергию солнечного излучения для получения электроэнергии. Между тем перед нашим автобусом откуда-то взялась полицейская машина с надписью – следуй за мной - и завезла нас на паркинг. Полицейские решили показать, что на зря едят свой хлеб и устроили проверку паспортов. Только сегодня поутру я поинтересовался у Леонида по поводу необходимости иметь загранпаспорт «под рукой», он сказал, что загранпаспорт больше не потребуется и я убрал его в чемодан, а себе оставил ксерокопию.
Однако ксерокопия полицию не удовлетворила, и пришлось достать паспорт из багажного отделения. На хлеб с маслом т. е. на бутерброд немецкие полицаи таким образом заработали. Эрфурт. Первый туристический объект на пути нашего следования – немецкий город Эрфурт. О том, что такой город существует в природе, я знал и раньше, но не более того. Город оказался очень интересным. У нас состоялась пешеходная экскурсия по старому городу.
Очень нам пришёлся по вкусу мост через речку Гера, который представляет собой в сущности торговую улицу, некий аналог флорентийского Понте Веккио, только здесь в качестве реки вместо солидной Арно, маленькая Гера. Посидели с Ларисой в кафешке на этом самом мосту, выпили по чашке глинтвейна, который с морозца очень стимулирует прекрасное настроение. Послушали уличного менестреля и вот уже надо спешить к автобусу, время пролетело как один миг. Затем был долгий 700 – километровый автопробег по Германии и Франции и предстояла ночёвка уже во Франции в г. Мец.
ФРАНЦИЯ. В г. Мец приехали довольно поздно, но всё же решили прогуляться по городу немного, для общего развития. Мец, расположен на реке Мозель и как таковой, не является для нас объектом туристическим и можно было бы просто отдохнуть в номере, но решено было прогуляться и мы пошли. Между тем оказалось, что в Меце находится совершенно потрясающий кафедральный собор, к которому мы небольшим коллективом и добрались, изредка справляясь у редких встречных, правильно ли мы идём, выяснилось наконец, что правильно.
При этом моросил мелкий дождик (или просто изморозь). Обратный путь до отеля потребовал от нашего маленького исследовательского коллектива хорошего владения своим вестибулярным аппаратом. Тот самый мелкий дождик вдруг на всём пути нашего следования превратился в тонкую ледяную корку, по которой можно было разве что скользить. Лариса вообще раздобыла где-то палочку-выручалочку, которая помогала ей не упасть. Если учесть и то, что обратную дорогу к отелю мы нашли не сразу, то станет ясно, что эта чудо – прогулка по ночному Мецу, благодаря внезапно возникшему «ледниковому периоду» запомнится нам надолго.
Отель, кстати, в Меце под названием «Modern Metz» **, оказался вполне приличным, номер раза в 2 больше, чем в предыдущем, балкончик, новенький ТВ, всё работает. Утро 31 декабря, последний день високосного года под № 2008, о котором многие будут вспоминать весьма негативно. День обещал быть чрезвычайно насыщенным, каковым и оказался. Что касается погоды, то слышно, как за окном (в Меце) шумит дождь. Хотел ведь взять зонт, но забыл, придётся купить. Дорога в Реймс. Справа и слева сплошное молоко.
Не видно ровным счётом ничего. Придорожные знаки, правда, свидетельствуют о том, что это всё же Франция и мы движемся в направлении Парижа. По пути в ПАРИЖ Леонид просветил нас по поводу «табели о рангах» французских вин. Наиболее ординарные из них маркируются как Vin de Table, т. е. столовое вино. Вино это натуральное, но качество его никто не контролирует и не гарантирует. Вино Vin de Pays – местное вино из определённого региона – некоторую гарантию даёт уже сама принадлежность к региону.
Если на этикетке есть такие слова как, Appelation Controlle, то качество этого вина гарантировано производителем соответствующего региона. Перед употреблением вино, для того, чтобы раскрылся его букет должно постоять в фужере минут 20 при контакте с воздухом. По пути в Париж мы сделали набольшую остановку в Реймсе. Достаточно того, чтобы сказать, что Реймс является главным городом региона Шампань, только, здесь то, самое горячо любимое Шампанское имеет право называться Шампанским.
В Реймсе туман, но грандиозный реймский собор проступает из тумана во всей своей красе. Конечно, собор грандиозен, но ещё более того - грандиозно знаменит. Знаменит, прежде всего, тем, что в нём короновались 25 французских королей, в том числе и Карл VII в присутствии национальной героини Франции – Жанны д Арк. А начало процессу коронаций положил первый король франков – Хлодвиг. Хлодвига крестил здесь в конце V века христианский епископ. Этот собор конечно тогда ещё не существовал и Реймс стал таким образом своеобразной колыбелью христианской Франции.
Реймский собор был построен только в XIII веке. На площади перед собором – конная статуя орлеанской девы. Если взлететь и посмотреть на собор сверху, то можно увидеть, что собор имеет форму креста. Примечательно, что в соборе некоторые витражи выполнении по эскизам Марка Шагала. На мой взгляд, они здесь не совсем уместны, но это только на мой взгляд. Опять ныряем в молочный туман, до Парижа всего 150 км., а до Нового года всего 10 часов. Париж. Итак, Париж. Приятно, что в честь нашего прибытия в Париж даже выглянуло солнышко, правда, ненадолго.
Своё общение с Парижем начали с общепита. Всё узнаваемо вот Лувр а вот и Тюильри, всё на месте, как и в 2001 году. Еда так себе, порции, правда, большие и все по 8,99 евро, но то что мы взяли было невкусно. Но … дело сделано и то, что было заказано, было съедено и запито французским вином. Потом был небольшой шопинг, Лариса приобрела легендарный Шанель № 5 (не шутка) и ещё массу всякой дребедени. И вот уже экскурсия по предновогоднему Парижу (автобусная).
Гид Лена, очень интересно познакомила нас с тем, что находилось справа и слева по ходу автобуса. Нам действительно понравилась эта экскурсия. Но время неумолимо приближалось к тому моменту когда «часы двенадцать бъют», а мы ещё и не думали ехать в отель. Предусмотрена была ещё часовая экскурсия по Сене. Мы её не планировали, когда то у нас такая экскурсия уже была, но потом всё же решили поучаствовать и, вообщем, не пожалели об этом. Мне удалось сделать несколько интересных снимков предновогодней Эйфелевой башни, которую когда на ней начинали мигать огоньки, можно было принять за самую большую модерновую ёлку Европы.
По окончании экскурсии быстро, быстро едем в отель, чтобы заселиться, умыться и переодеться. Отель «Campanile Fresne **» находится в ближнем пригороде Парижа – Fresne. Уже в автобусе по пути в отель Леонид выставил насколько бутылок шампанского и празднование Нового года, в сущности, уже началось и получилось это очень трогательно. В Москве как раз наши родные и близкие уже звенели бокалами (разница во времени Москва-Париж 2 часа). Час на размещение, принятие душа и переодевание и вот уже мы опять несёмся в Париж в ресторан La Harpe.
Ресторан находится в Латинском квартале, в самом центре Парижа, где-то рядом остров Сите и Нотр Дам. Поначалу было скучновато. Потом при совершенно пустом столе принесло по коктейлю под названием «королевский кир» (шампанское с со смородиновым ликёром). Стало немного веселее, правда, опять же при пустом столе. Собственно этот ресторан конечно забегаловка, но со своим собственным лицом. Официанты-мужчины дурачились от души.
За 5 минут до Нового года принесли на душу населения по бутылочке красного вина и по малюсенькому сэндвичу 4х4 см. (привет от шеф-повара) и всё, у нас в России таких тощих новогодних столов я не припомню. Тем и отметили начало Нового 2009-го. Ну а потом уже была и еда и танцы. В итоге оказалось, что всего хватило, и было достаточно весело. Нам понравилось. В 2 часа ночи пора разъезжаться по домам-гостиницам. Возникла альтернатива, либо RER (электричка) что бесплатно, либо автобус, но по 12 евро с персоны.
Выбрали автобус и очень даже правильно, а то бы добирались до отеля всю ночь. В отеле мы с Ларисой с удовольствием посмотрели концерт Шарля Азнавура. Каких-то праздничных шоу, подобных российским мы не видели, возможно, они уже закончились ко времени нашего приезда в отель, не знаю. А Шарля Азнавура было послушать очень приятно. Утро 1 января 2009 г. Согласно предложенной БВЛ программе, наша группа при наличии 15 энтузиастов могла бы совершить марш-бросок к Атлантическому океану, но желающих не нашлось. И это понятно.
Нас пытались разбудить на завтрак в 9 утра, но мы не откликнулись на приглашение и проспали до 11, всё таки, свободный день. После пробуждения решили продолжить отдых в парижском аквапарке – «Аквабульваре» (Aquaboulevard). Пришлось близко познакомиться с парижским общественным транспортом. Сначала был RER – электричка, сообщающаяся со станциями метро. Можно сделать с линии RER только одну пересадку, а билет действителен только на час с момента приобретения. Цена на билет в метро - 1,6 евро, а если путешествовать на RER, то там стоимость билета зависит от зоны.
Метро в Париже, просто обхохочешся. Описать все прелести пересадок просто невозможно, через это надо пройти самому, к тому же все пересадки со своим акцентом. То куда-то нужно трюхать по каким-то жутким туннелям, то куда-то спускаться на лифте. Добрались до «Аквабульвара», билет – 20 евро, без ограничения времени пребывания. В час дня 1-го января народу совсем немного. Отсыпаются, по-видимому, парижане. Испробовали для начала различные варианты спусков, они здесь на любой вкус.
Есть для самых маленьких и для совсем больших. Например, тобоган, где двухместный баллон разгоняется ну очень, очень. Часть маршрута проходит на морозном зимнем воздухе, это бодрит, после чего хочется посидеть в бурлящем тёплом джакузи. Джакузи есть как в основном помещении, так и за его пределами, прямо на морозце, на свежем воздухе. Есть в Аквабульваре и сауна, но она оказалась за отдельную плату 9 евро за 10 или 20 минут (если я точно не помню). Это явно перебор, и мы оставили сауну другим любителям острых ощущений.
В бассейне время от времени поднимаются волны как на море и дети, несмотря, на весьма пасмурный денёк визжат от восторга. Посидели под настоящими пальмами и бананами, накатались на различных горках, и трудно было сказать себе - хватит. Но, у нас ещё предстояла прогулка по вечернему новогоднему Парижу с осмотром ряда достопримечательностей, так что всё же собираемся и уходим. Парижане всё же отоспались и потянулись в Аквабульвар.
У нас для начала планировалось посетить Нотр Дам, но, к сожалению, мы опоздали минут на 20 и визит придётся отложить до следующего заезда в Париж. Поужинали в индийском ресторане, не понравилось. Потом решили погулять по Парижу и дойти до Елисейских полей. До Елисейских полей мы дошли, мимо Лувра, через Вандомскую площадь, площадь Согласия, где некогда активно рубили головы и даже немного поработали гидами (рассказали туристам из Британии, как пройти на Вандомскую площадь).
Итак, Елисейские поля мы нашли и почти прошли. Впечатления? Из автобуса они кажутся грандиознее и ухоженнее. А когда отмеряешь их своими шагами, то видишь множество дефектов и дефектиков, казалось бы недопустимых для главной улицы города. Но это субъективный взгляд. Елисейские поля конечно хороши и вполне заслуживают восхищения Джо Дасена. Потом нырнули в метро и поехали в свой пригород Парижа – Fresne. Сначала метро, потом пересадка на RER.
Оказалось, что мы уже сносно ориентируемся в этом хитросплетении маршрутов. И добрались до отеля сравнительно быстро. А там ванная, бутылочка Шампанского, заслуженный отдых. А завтра поутру отъезд в Альпы, в Шамони (Chamonix)Утро 2 января. Из Парижа на юг, к снежным вершинам Альп, в Шамони. В Париже тоже поутру появился снежок, зима всё же. На пути в Альпы – Бургундия. Дегустируем бургундское и вспоминаем добрым словом королевских мушкетёров. Затем департамент Рона-Альпы, где тоже занимаются виноделием, а затем уже Савойя (где тоже есть своё вино).
Савойя вошла в состав Франции сравнительно недавно, в середине 19 века. Пейзаж изменился, появились горы, а как говаривал Шатобриан – Нет красивых пейзажей без гор на горизонте. А здесь они есть. Видимость, правда, неважная. В отель «La Fontaine» ** прибыли ближе к вечеру. Решено было немного передохнуть и съездить в Шамони. Отель находится как бы особняком от Шамони (6 км) и Ле Уш (Les Houches) (4 км). Номер просторный (ну, наконец-то) с балконом с раздельным санузлом. Всё очень даже здорово.
В отеле для гостей есть бассейн, сауна и турецкая баня «хамам». Просто супер. Шамони – родина альпинизма, горных лыж и зимних олимпийских игр (1924 г). Город – легенда. В Шамони первым делом посетили туристический центр, там есть русский отдел. Мне дали талон, по которому можно со скидкой 20% взять снаряжение в магазине «Intersport», прогулялись по главной улице, зашли в супермаркет «U». Слегка морозит, идёт снежок, существует некоторая неопределённость в структуре завтрашнего дня. Как поступить с прокатом снаряжения, где начнём знакомство со склонами.
Вечером по поводу прибытия в столицу горнолыжного спорта состоялся маленький, но очень приятный фуршет.3 января. После сытного и разнообразного завтрака едем в регион катания Ле Тур (Les Tour). В Шамони нужно взять напрокат лыжи и ботинки. Снаряжение взяли в магазине «Intersport» действительно со скидкой в 20% на каждого. И не потребовали никаких документов и никакого залога. Наш автобус уехал без нас, и мы добирались до Ле Тур в переполненном скибусе. Остановка скибуса (или скабаса) оказалась рядом, а автобусы идут с интервалом в 30 минут.
Наличие лыж даёт право на бесплатный проезд по всей долине, в гостинице нам кроме того выдали карту гостя, она нам пригодилась позже, во время поездки на поезде. Погода прекрасная, голубое небо, вовсю светит солнце, а вокруг фантастические вершины Альп во главе с Монбланом (Mont Blanc). Итак, Ле Тур. Покупаем скипас на 4 часа (это примерно по 30 евро) и поднимаемся в кабине канатной дороги наверх. Там пересадка на кресельный подъёмник всё выше и выше. Качество снега отменное. Трассы в Ле Тур в основном «синие».
По стандартам Андорры некоторые из них скорее были бы «красными». Катание очень комфортно, трассы широкие и ухоженные. Пару раз съехал вниз по «красной» трассе и получил определённый заряд бодрости. 4 часа катания для первого дня вполне достаточно. Тем более, что в 16.00 сбор у нашего автобуса и трансфер в обратном направлении в Шамони и в отель. После некоторых дебатов решили на 2 часа сделать остановку в Шамони, а потом уже ехать в отель. Мы с Ларисой как-то быстро прибились к ресторану.
Рядом за столиком сидели соотечественники (россиян в Шамони довольно много) и они посоветовали нам заказать такое интересное блюдо как раклет (raclette), за что мы им были чрезвычайно признательны. Еду эту нужно готовить самим (заказ минимум на 2 персоны примерно 40 евро на двоих). Смысл заключается в следующем. Официант приносит довольно большой кусок сыра (около килограмма), отварной картофель и мясное ассорти. Сыр фиксируется между двух электонагревателей, плавится и стекает в подставленные тарелки.
Расплавленный сыр едят с отварным картофелем и мясопродуктами – мясом и колбасой разных видов, что входит в набор ассорти. Вообще-то здорово, ты в ресторане, готовишь себе сам, запиваешь всё это чудесным французким вином и обмениваешься впечатлениями об альпийском катании. Наелись до упаду. Думали, что есть не захочется ещё дня три. Потом уже в спешном порядке посетили супермаркет «U». Приехали в отель примерно в 7 вечера и успели ещё посидеть в сауне, хамаме и поплавать в бассейне. Ну, прямо незатухающий праздник жизни.
4 января. День обещает быть прекрасным, морозец и солнце. Сегодня едем в регион катания Флежер (La Flegere). Телекабина поднимает нас из долины Шамони на высоту более 1000 метров. Вид отсюда фантастический. Монблан находится теперь на другой стороне долины. Памятуя о том, что «синие» трассы должны быть не очень уж сложными, едем на кресельном подъёмнике на самый верх, откуда берёт начало «синяя» трасса под названием Index. Поначалу было приемлемо, но где-то в середине трассы выехали с Ларисой на такой крутяк, – ну точно «красная» трасса и некуда свернуть, только вниз.
Лариса встала, испугалась, конечно, такой крутизны, я тоже испугался за неё, испугался за её травмированное некогда колено. Падать ей ну никак нельзя. И что тут предпринять? Не побежишь же жаловаться на то, что трасса эта никак не «синяя». Советую Ларисе снять лыжи и спуститься вниз по снегу, по целяку. Но она не захотела и начала медленно соскальзывать по склону. Но потом всё же въехала в глубокий снег и упала. Пришлось всё ж таки отстегнуть лыжи и последние метров 40-50 она проделала методом плавного соскальзывания на 5–й точке.
Потом опять можно было встать на лыжи и опять вниз. У меня вся спина была мокрая после этой «синей» трассы ну и Лариса натерпелась. Нашли по указателю «зелёные» трассы, опробовали и решили, что это то, что нужно для Ларисы. Я же опять поднялся наверх и с удовольствием покатался по «красным» трассам, время от времени навещая «зелёную», где каталась Лариса. Время пролетело быстро, и после своего последнего заезда узнал, что Ларису всё же сбила какая-то лыжница. Неприятное известие.
Я уже и прежде думал, что тот выкат с трассы, где это случилось, сделан неудачно и велика вероятность того, что в тебя кто-то врежется. В том же месте по задникам моих лыж тоже пролетел сноубордист. В 16.00 спускаемся с горы на той же телекабине. Потом прогулка по Шамони, нашли «крем от травм», будем лечиться. Потом решили сегодня поужинать у себя в отеле, купили ароматный сыр и Савойское игристое, которое ну совсем как Шампанское, но Шампанским его называть никак нельзя. В отеле сразу посетили сауну, хамам и бассейн. А потом заслуженно отдохнули. Ведь завтра опять в горы.
5 января. Сегодня будем осваивать новый регион катания «Les Grands Montets». Телекабина забросила наверх. Ещё выше идут кабинки на 6 персон на станцию «Bochard 2765». Внизу минус 8, а здесь наверху минус 16, довольно холодно, ветерок, а солнышко сегодня в основном отдыхает. Трассы отсюда сверху только «красная» и «чёрная». «Красная» оказалась вполне доступной, только снег жесковат, прямо наст. Видимость тоже неважная, сплошная белая пелена без акцентов и полутеней. Вид со скал у станции «Bochard 2765» впечатляющий.
Вчера мы катались на другой стороне долины во Флежере и лицезрели Les Grands Montets, а сейчас можем полюбоваться Флежером и Бревентом. Кроме того отсюда хорошо видна белая долина и т. н. море льда (ледниковая река) и Монблан впридачу. Прокатился по всем (или почти всем) «красным» трассам и даже спустился по трассе в Шамони. После чего мы с Ларисой поднялись на станцию «Bochard 2765», чтобы с высоты 2765 метров полюбоваться Альпами. А потом я решил протестировать и «чёрную» трассу.
Она оказалась не сложнее «красных», только что иногда поуже. Накатался вволю. Завтра православное рождество. Сегодня собирались подольше задержаться в Шамони, но не получилось. Что-то неприятное случилось с автобусом, не подзаряжается аккумулятор и ту самую деталь, от которой это зависит должны завтра прислать в Женеву из Польши (!). Таким образом, поездка в Курмайор (Courmayeur) в Италию отменяется. Что делать завтра, посмотрим. Вот такой получился форс-мажорчик.6 января. Хмурое утро. Прямо как у Ал. Толстого.
Сходил на завтрак, узнал, что на сегодня у всех в программе «свободный полёт», т. е. кто куда хочет, тот туда и летит – своим ходом. Мы с Ларисой решили посетить Ле Уш. До Ле Уш можно добраться поездом. Станция находится примерно в километре от отеля. Лыжи и ботинки на плечо и вперёд. Идти с таким грузом по скользкой тропе не подарок. Но … дошли, сели в поезд и вышли на станции Les Houches. От станции ещё пришлось топать до подъёмника ещё минут 20. Всё вверх и вверх, я прямо весь взмок. Скипас здесь немного дешевле, чем в долине Шамони, регион катания Ле Уш автономен.
Поднимаемся на телекабине на высоту 1800 м. ушки при этом заметно закладывает. Катание происходит на склонах того самого Монблана, до вершины которого, правда, ещё 3 километра ввысь. Вопрос, где кататься. «Зелёная» трасса здесь ну уж очень проста. Едем по «синей», поначалу вроде бы и нормально. Но потом появился уклончик ближе к «красной», но всё же на такой как Index. Соскальзыванием её Лариса успешно преодолела. Потом вылетаем на проезжую дорогу. Где продолжение «синей» трассы непонятно. Вниз смотрит только «красная».
Снимаем лыжи и топаем по дороге в надежде найти «синюю». Наконец что-то находим, но до трассы нужно ещё добраться, бросаем лыжи с горки вниз и на 5-й точке за ними по глубокому снегу. Выбираемся на трассу, пристёгиваем лыжи и вниз, туда, где нижняя станция канатной дороги. Потом опять наверх. Оставляю Ларису всё же на «зелёной» трассе и вниз уже на всех парусах, чтобы ощутить пъянящее ощущение скорости. Потом поднимаюсь опять наверх, Лариса уже сидит в баре с потрясающе вкусным десертом из натуральных ягод, мне достался с малиной (откуда зимой в горах спелая малина?). Ну, очень вкусно. Между тем пора вниз, сегодня рождество и мы хотели съездить в Шамони.
Внизу узнали, что скибус идёт до станции Les Bossom. Приезжаем в Les Bossom, поезд в нашу сторону будет только через час, в посёлке тоска, ничего нет даже элементарного магазинчика. Сил ехать в Шамони, чувствуем, уже нет. Пока доберёмся до отеля, пока переоденемся, пока, пока …. Решили остаться в отеле. В отеле сходили в сауну, поплавали в бассейне и решили поужинать в ресторане. Ужин удался на славу, вся наша группа праздновала Рождество Христово. Посидели в ресторане очень даже хорошо, камин, ёлка, всё было здорово.
Завтра, 7 января мы уже покидаем Шамони и отправляемся в обратный путь. В первой половине дня ещё можно будет покататься на лыжах или погулять по Шамони и совершить шопинг. Кому что.7 января. Покидаем гостеприимную гостиницу и едем с вещами в Шамони. До 16.00 у всех свободное время. Лариса решила остаться на шопинг, а я решил посвятить это время освоению трасс Бревента (Brevent). Во - первых, этот регион катания был мною не охвачен, а во-вторых до подъёмника на Бревент можно было дойти за 10 минут от места нашей высадки в Шамони.
Итак, опять кабина подъёмника, и наверх. Коллеги по катанию сказали мне, что есть спуск сверху до нижней станции Бревент, но трасса узкая и каменистая, некомфортная. Я решил, что не поеду по этой трассе. Но меня ненароком на неё всё же занесло. Не изучил я схему катания и вот несусь вниз по той самой некомфортной трассе. Перепад высот где-то 1000 метров. Спускался я в гордом одиночестве, больше таких умников-экстемалов на горе не нашлось. Кроме камней на трассе большое количество следов парнокопытных, любят они эту трассу.
Ну, потом опять наверх и катание по другим трассам. Впервые увидел на горных лыжах группу негров, очень удивился. Для катания погода, вообщем, неплохая. Хотя солнца пока нет, но нет и дождя, сильного ветра и прочих негативов. Сильный ветер только на перевале, когда поднимаешься на кресельнике. Поначалу не было солнца и вся снежная белизна сливалась в одно белое пятно, но потом всё же солнце стало временами появляться и вместе с ним появился и долгожданный рельеф местности, и катание сразу стало комфортным.
«Красные» трассы – творческие, они действительно требуют определённой подготовки. А «синие» здесь удобны для катания, на них можно расслабиться и вволю насладиться скоростью, хотя в Андорре бы они скорее вошли в категорию «красных». Скипас я взял на 4 часа, но решил спуститься в Шамони немного пораньше, мне сегодня ещё нужно найти свой «Intersport» и сдать оборудование. Ну а потом хоть часок побродить по Шамони и прикупить сувенирчиков. Как только сдал лыжи и ботинка ощутил такую лёгкость в движениях, как будто за спиной появились крылышки.
Время до отъезда пролетело быстро, и вот уже мы едем обратно в Россию. Часть пути проходит по территории Швейцарии, она недавно вошла в Шенген. В Швейцарии у нас была одна остановка, швейцарские сувениры, как правило, украшены наиболее почитаемым здесь животным – коровой. От неё всё же больше пользы, чем от орлов и львов. Всё же молоко и сыр – голодным не останешься. Так и хочется, глядя на неё запеть народную гавайскую песенку (ту, что некогда с блеском исполнил капитан Х. Б. Врунгель) – Сидела птичка на лугу, к ней подкралась корова, Ухватила за ногу, птичка будь здорова…Ночёвка у нас в Страсбурге, во Франции.
Отель «Campanile **». Вход в номер прямо с улицы. Номер похож на тот, что был у нас в Париже в отеле «Campanile Fresne **». 8 января. Подъём как обычно в 8.00, завтрак и в Германию. Вообще-то на улице довольно холодно минус 10. Переехали помосту через Рейн и вот мы уже в Германии. Река довольно широкая, примерно как Нева. Вокруг заснеженные поля, светит солнышко. Путь наш лежит в город Вюрцбург. В Вюрцбурге у нас будет экскурсия по городу и немного свободного времени.
Город находится на реке Майн. По европейским меркам река не маленькая. Примерно как Москва-река. Вюрцбург знаменит прежде всего своим университетом, где преподавал знаменитый Рентген и где он получил свой первый рентгеновский снимок (снимок кисти своей супруги). Ещё город знаменит своим вином, которое ценил и любил Гёте. Украшение города – старый мост через Майн, на котором установлены статуи всех франконских епископов (Вюрцбург был центром области – Франкония и вотчиной франконских епископов).
На холме возвышается крепость – Мариенберг, а за мостом на другом берегу Майна находятся городская ратуша и собор. Интересна барочная архитектура города. Зашли в сувенирный магазин и я наконец-то немного поговорил по-немецки. Потом решили пообедать, цены в Германии ниже, чем во Франции. Во Франции скромный обед на двоих обходился примерно в 50 евро, а в Германии в 20 – 25, а в Польше, кстати, в 10 - 12. В городе большие распродажи, но заниматься шопингом времени, да и желания нет.
Три часа, отведенные на Вюрцбург пролетели быстро и мы полные вюрцбургских впечатлений несёмся по автобану к польской границе. Пот наконец и Польша, г. Згоржелец, отель «Pod Orlеm» ***». В этом отеле мы с Ларисой уже однажды останавливались в 2001 году. Не слишком радушный персонал. Номера, ну прямо супер-совок с мебелью, которой место давно на помойке, а такой экземпляр TV теперь можно увидеть только в археологическом музее. Разбитая раковина и … больше вспоминать не хочется.
Вышли перед сном немного прогуляться по городу. На улице холодно, а в воздухе характерный угольный аромат, как будто стоишь у паровоза. Так что с прогулкой как-то не очень получилось. Единственное утешение – горячая ванна и долгожданная кровать.9 января. Подъём, зарядка сборы и …. Пытаюсь открыть дверь, чтобы выйти из номера, а ключ проворачивается в замке и дверь не открывается. Вот это сюрприз. Представил себе как придётся ломать дверь но … не пришлось, с какой то попытки дверь всё же удалось открыть.
Завтрак достаточно плотный, а после завтрака в автобус и транзитом по Польше в Брест. Чем ближе к границе, тем хуже магазины и туалеты. Персонал неулыбчивый и не слишком дружелюбный. На польско-белорусской границе – вереница автобусов, россияне возвращаются из Евросоюза. На границе стоим часа 1.5 или 2. Потом ещё столько – нас обслуживают белорусы. Но, наконец, путь до вокзала свободен. Посадка в поезд в 5 утра с минутами и превратилась она в настоящий кошмар, почище чёрных трасс Шамони.
Огромная толпа руссо-туристо с огромной поклажей – чемоданами, лыжами, баулами медленно спускается в преисподнюю переходного туннеля. Чтобы подняться из него на волю не у всех хватает физических возможностей и сноровка. Одна женщина остановилась, перекрыла и без того узенький ручеёк отъезжающих. Ну, не каждый человек в силах преодолеть такое. Помог женщине, кроме того на выходе из туннеля оказалась намертво закрыта вторая створка двери. Ну, всё, прямо, как и ранее во имя человека и во благо человека. Раннее утро, вышел из купе, прохожу мимо купе проводницы.
И она спрашивает – Не холодно ли было? Нет, - ответил я – было тепло. И на душе тоже потеплело. Резюме. Когда я в ноябре в Интернете наткнулся на этот тур, то первым делом подумал, что места уж давно забронированы. Позвонил в БВЛ, говорят, приезжайте, бронируйте. Еду, бронирую, потом всё же решил посмотреть на форумах, что же пишут про турфирму и организацию туров граждане туристы. И тут я такого начитался, что впору не теряя ни минуты ехать и забирать деньги. Но, поразмыслив, решил почитать, что пишут туристы про т/ф «Старый город».
Дело в том, что в 2001 г. мы ездили со «Старым городом» в тур по Европе и получили массу ярких, положительных впечатлений. И что-же, в основном опять один негатив, всё плохо или очень плохо. И тогда я успокоился. Судя по предлагаемому маршруту, тур обещал быть очень интересным с выраженной спортивной окраской. Всё-таки 5 дней катания на горнолыжных трассах легендарного Шамони – это стоит многого. Тур, на мой взгляд, продуман очень грамотно.
После трёх дней пути, почти два дня отдыха в Париже, встреча Нового года в ресторанчике в Латинском квартале, рядом с Сите и Нотр Дамом, а потом 5 дней катания на горных лыжах по склонам французских Альп а в конце знакомство с прекрасным Вюрцбургом. Группа … Было очевидно, что все мы разные по всем параметрам и по возрасту и по интересам, но глобальные вопросы, касательно того, куда нам ехать, а куда не ехать мы решали коллегиально.
Был вариант поездки в Нормандию, решили не ездить (хотя, если бы набралась группа из 15 человек, то поездка бы состоялась, но не набралась), то же самое и с поездкой в Швейцарию, большинство решило провести время на склонах Шамони, Женева с озером подождут, а вот в Реймс заехали и были очень довольны. Склоны Шамони. Наиболее комфортны для новичков склоны Ле Тур –длинные и широкие и не слишком крутые. Немного сложнее склоны в Ле Уш. (с аналогичной маркировкой). Склоны в регионах катания Флежер, Бревент и Грандс Монтетс требуют хорошей горнолыжной подготовки, хотя на Флежере и есть удобные для начинающих «зелёные» трассы.
Длительные переезды, конечно, утомляют, но в них есть и рациональное зерно, можно неспешно поразмышлять, подремать, посмотреть в окно, можно даже почитать и посмотреть предлагаемый кинофильм. Что касается последнего, то на всех не угодишь - беспроигрышный вариант, казалось бы, хорошо зарекомендовавшая себя т. н. «классика» - «Замороженный» или «Особенности национальных охоты или …рыбалки», сага про Анжелику и пр. Но смотреть это в который уже раз скучновато.
Я, например, получил большое удовольствие от просмотра фильма «Иллюзионист», который смотрел впервые. Все оргвопросы, связанные с жизнеобеспечением группы, наш сопровождающий Леонид Милонов решал грамотно, без лишних эмоций. С таким сопровождающим ездить одно удовольствие.