Эта история произошла летом 1995 года. Следуя модным трендам того времени, я решил съездить в Прибалтику за автомобилем. Нашёл объявление в газете, позвонил. Приехал в фирму где-то на Петроградке, оформил 4-дневную туристическую поездку в Литву. Подписав договор, я отдал загранпаспорт и расплатился. Через неделю получил документ с визой, позволявшей находиться на территории суверенной Литвы 4 дня, а так же ж/д билет на поезд Санкт-Петербург - Вильнюс. В один, как говорится, конец…
В день и час, указанные на билете, разместился в вагоне поезда. И сразу же начались мои приключения.
Пока убирал в портмоне билет, надорванный миниатюрной проводницей с бюстом Верки Сердючки, мне вдруг стало холодно… В тот довольно тёплый летний день похолодел я от ужаса: среди документов и денег не оказалось водительского удостоверения! Поезд набирал ход, я ехал за границу покупать автомобиль, а «ксивы» на его управление у меня не было. Лучше бы я дома голову забыл! Вышел в тамбур, нервно закурил и в очередной раз тщательно исследовал содержимое карманов и бумажника. Два паспорта, договор с турфирмой, карманный атлас автомобильных дорог СССР, какая-то мелочь… Нет, ну, точно: я — идиот! Настроение — ниже плинтуса, хоть на ходу с поезда прыгай. Куда я, блин, вообще еду? На это ещё можно было ответить вразумительно. Но как ответить на вопрос "зачем"?...
День первый
Со мной в купе ехали исключительно перегонщики. Люди серьёзные, занимающиеся частным автобизнесом не первый год. Подобных брутальных мужиков, добродушных и хамоватых одновременно, можно в изобилии встретить на любом российском авторынке. Если бы я сказал им, что забыл дома "права", то слово "лох" вошло бы в наш повседневный лексикон намного раньше. Слушая байки профессионалов, перенимал чужой опыт, параллельно размышляя над своей проблемой. Подъезжая к Вильнюсу, я уже точно знал, что на местном рынке делать нечего, и что надо двигать дальше, к морю. В Каунас или — ещё лучше - в Клайпеду. Мне, припёршемуся в Литву с целью покупки авто и забывшему дома "права", маршрут в сторону моря казался самым правильным: самое время - утопиться…
Но я всё же придумал, как мне выкрутиться! Отвязавшись от вагонной компании, приглашавшей меня сразу с вокзала поехать с ними на такси в Каунас, я побежал искать переговорный пункт. Позвонил домой и рассказал папе о своей беде. Слёзно умолял его передать моё водительское с проводником ближайшего поезда, благо ходили они ежедневно. Договорились, что я ещё раз позвоню вечером: папа скажет мне, как и с кем приедут мои "права". Чтобы как-то убить целые сутки, съездил — исключительно с экскурсионными целями — на авторынок Вильнюса. Машин было много, но смотреть — совершенно не на что. Либо ржавеющие представители советского автопрома, либо дорогущие иномарки. Я планировал уложиться в полторы тысячи баксов, приобретя недорогую иномарку в хорошем состоянии. Мужики в вагоне сориентировали меня правильно: вперёд, на Запад!
Разместился в гостинице, рядом с вокзалом. Ужинал в ресторане, о котором много слышал, но ещё ни разу не видел. Ресторан назывался "Макдональдс". Кажется, этих точек заокеанского общепита в Питере тогда ещё не было. Только в Москве. Заказал то, что было знакомо по американским фильмам: Биг Мак, картошку-фри и Спрайт. Первое впечатление — вкусно. По мнению многих, подобная еда — "мусорная". И, тем не менее, загляните в любой «Макдональдс» — постоянные аншлаги...
Вечером позвонил домой, получил у папы заветный шифр от сейфа, в котором спряталось моё счастье: утренний из Питера, 4-й вагон, проводник Саша.
День второй
Утром отправился на вокзал. Дождавшись прибытия "скорого" из Санкт-Петербурга и подойдя к платформе, я оторопел: выход к вагонам поезда был перекрыт турникетом и парой грозных пограничников с автоматами. Как же я, шляпа, не заметил их вчера?! Прибалты — удивительные люди. Всего несколько лет назад перестав быть частью СССР, они уже делают вид, что совершенно не понимают по-русски, и лишь иногда снисходительно отвечают с чудовищным акцентом:
- Зоона тааможенново кантрооля, пастароуним вхот васпрещёон...
Ну, и что мне теперь делать? А если проводник Саша из 4-го вагона не подойдёт к турникету? Ему-то зачем искать хозяина документа, переданного из Питера? Пребывая в состоянии, близком к панике, я начал давить на жалость угрюмых пограничников — бравых военных в чёрной форме со множеством карманов и короткими автоматами (точно — не советские "АК") на ремнях. Так, мол, и так, пропадаю, братцы, выручайте. Литовцы и русские — братья навек, пролетарии всех стран… Ну, и так далее. Один из стражей суверенного государства вызвал кого-то по рации, и, оставив подошедшего вместо себя, ушёл в сторону поезда.
Это были самые мучительные десять минут неизвестности в моей жизни. Подошёл этот гад (как впоследствии оказалось), и пригласил меня пройти за турникет. Кивком головы он позвал с собой напарника. Я, не чувствуя подвоха, устремился за ними. Мы вышли на совершенно пустую платформу. Совсем не ту, где стоял питерский поезд! Эти двое шли впереди, я плёлся сзади. Дальнейший диалог происходил в движении. Не поворачивая головы, старший сказал мне:
— Это запрещено закооном. Никкакие доккумеенты с проводником перетдавать нельзяа. Я запрал ваше вотдиительское уддостовереение. Сейчаас мы атправляаемся в польлицейский уччаасток и пудем офформляать изъяатие.
— Мужики, ну, вы чё? А как же дружба народов и всё такое? Может, договоримся?
— Это невозмоожна. Запрещеноо.
Мы продолжаем идти по платформе. Я быстро ориентируюсь, шаря в карманах. Выуживаю 20 долларов США, и просовываю купюру между ними:
— Может, вот так?
Старший, не останавливаясь и не оборачиваясь, принимает деньги, после чего изрекает:
— Нас двоое…
Теперь понятно, почему он взял с собой напарника! Радуюсь, что с нами не увязалось всё отделение, в полном составе. Тяжело вздыхая, протягиваю ещё одну двадцатку. Оба, как по команде, останавливаются, поворачиваясь ко мне. Старший протягивает мне "вотдиительское уддостовереение", говорит "да свидаанияа", и они оба уходят. Я остаюсь один, размышляя о том, что 40 долларов, в общем-то — не слишком большая цена моей глупости.
С вокзала позвонил папе, подтвердил получение документа. О взятке местным стражам границы умолчал, чтобы не расстраивать родителей. Вышел на площадь, тут же сел в такси, и, немного поторговавшись с русским водителем — деньги надо экономить, мало ли что ещё приключится — поехал в Клайпеду.
Между Вильнюсом и Клайпедой — хорошая широкополосная автомагистраль. Примерно посередине — единственный крупный город, Каунас. Хотя ехали очень быстро, в Клайпеду попали только к вечеру. Я попросил высадить меня у гостиницы. Надо срочно отдыхать, завтрашний день обещал быть тяжёлым.
День третий
Проснувшись пораньше, умылся-побрился, собрал вещи и выскочил на улицу. В кафешке, где ужинал накануне, наспех выпил чашку кофе с какой-то плюшкой. На частнике добрался до авторынка.
Местный рынок подержанных авто по полощади и содержанию - намного больше вильнюсского. Вот тут уже были интересные варианты! Тем не менее, я потратил добрых 3 часа на то, чтобы пройти по всем (ну, или почти всем) торговым рядам. Наконец я увидел её, свою будущую "ласточку". Очень симпатичная машинка, Опель Кадет вишнёвого цвета, 1986 года выпуска. Чистенькая и ухоженная. На лобовом стекле располагалась бумажка с устраивавшей меня ценой: 1300 условных американских единиц. Продавец — совершенно русский на вид парень, говоривший без акцента, с нерусским именем Андреас. Я поначалу даже прилагал усилия, чтобы не обратиться к нему по имени "Андрей". Видимо, моего нового знакомого так и звали до начала "парада независимостей". Из разговора выяснилось, что он — непрофессиональный автобарыга. Работал в какой-то строительной фирме, которая, помимо основной деятельности, занималась так же импортом подержанных тачек из Германии. Автостроительные "бизнезмеи" оформляли машины на своих сотрудников в приказном порядке, а потом выгоняли их на рынок, где бедолагам приходилось торчать по несколько дней, пока не появится очередной "за-автО-турист" из России. Естественно, каждого потенциального покупателя Андреас любил, как родного брата, пришедшего освободить его от барского оброка. Машина мне понравилась, но я, договорившись с хозяином и оставив символический залог, потратил ещё один час, чтобы обойти оставшуюся часть рынка. Да, этот Опель — оптимальный для меня вариант. Вернулся к Андреасу, и мы ударили по рукам. Его радости не было предела. Отныне я — его брат! Оказывается, надо было проехать тысячу вёрст, чтобы встретить брата…
Сразу с рынка мы поехали в комиссионный, где знакомая Андреаса оформила купчую. Измученная рабочим днём крашенная блондинка "очень далеко за 40" натужно улыбалась, резко контрастируя с жизнерадостным Андреасом. Потом мы, невзирая на мои возражения, отправились к нему домой. Радушный хозяин познакомил меня со своим семейством. Супруга и двое его детей — девочка 12-ти лет и совсем маленький парень — так же были искренне рады моему появлению. Пока Андреас демонстрировал мне свой большой дом, жена готовила обед. Их жилище располагалось в новом коттеджном посёлке. Одноэтажное строение было рассчитано на две семьи. В подвале дома — общая бойлерная и маленькая прачечная.
За ужином, естественно, обмывали покупку. Предварительно Андреас изложил свой план: я остаюсь ночевать у него, утром мы все вместе отправляемся на ежегодное авиационное шоу, а к полудню я буду отпущен. Не более пяти часов до границы, и к вечеру я уже покину территорию гостеприимной Латвии. Предложение Андреаса было подкреплено литром настоящей (а не польской подделки, продававшейся тогда в Питере) водки "Абсолют Курант". Конечно, я - согласился.
После ужина договорились с дочерью хозяина обменяться почтовыми адресами, и писать друг другу письма на английском языке. Девочка изучала его в школе, и дополнительная практика была бы весьма кстати. Я не мог отказать, поскольку эти люди были действительно милыми.
День четвёртый
В 9 часов утра мы уже были на аэродроме в окрестностях Клайпеды. Зевак собралось предостаточно. Собственно шоу, которое мы ожидали целый час, закончилось быстро. Несколько спортивных самолетов продемонстрировали фигуры высшего пилотажа в небе над полем. Затем было что-то наподобие выездной ярмарки. Продавали сувениры, вымпелы выступавших аэроклубов, разливное пиво и закуски. Неподалеку выстроилась внушительная очередь желающих прокатиться на "кукурузнике". Андреас попросил меня составить компанию его детям. Очередь продвигалась довольно быстро. В каждый рейс на борт принимали человек по 20–25 взрослых и детей, а маршрут ограничивался большим кругом над побережьем Балтийского моря. Собственно поэтому полёт и не оставил серьёзного следа в моих воспоминаниях. Взлёт, пять минут до моря, разворот, посадка. И всё это сопровождалось диким рёвом мотора. Прикольно было лишь то, что всю дорогу я стоял, держась за кресло и глазея в большие иллюминаторы.
Затем мы стали прощаться. Андреас в очередной раз приглашал без стеснений приезжать к нему в гости, я опять пообещал его дочке писать по-английски. Мои новые знакомые остались на аэродроме, я же, получив инструкцию о том, как выехать к магистрали, поехал домой. Спасибо тебе, Андрюха, за радушный приём! Ты и твоя семья — замечательные люди, я искренне желаю вам удачи. Однако мы вряд ли снова когда-нибудь увидимся. Размышляя об этом, я вырулил на трассу Клайпеда - Вильнюс. Последующие события показали, что я сильно ошибался...
Автомагистраль была совершенно безлюдной. То есть, "безмашинной". Я шёл 110 км/ч, в среднем ряду. Никаких попутных и встречных авто. Не было и населённых пунктов. На каком-то участке пути, когда опускавшееся солнце слепило в зеркала заднего вида, я на секунду отвлёкся от дороги, стряхивая пепел. В этот момент слева от меня что-то просвистело. Сразу поднял глаза, но ни номера, ни даже марки болида разглядеть уже не успел. Учитывая собственную скорость, я предположил, что гонщик летел примерно 250 км/ч. С такой скоростью можно торопиться только на собственные похороны.
Солнце вплотную подобралось к горизонту, когда я оказался на контрольно-пропускном пункте, где меня ожидал сюрприз. Предстал он в образе военнослужащего погранотряда Литовской республики, молодого пареня с абсолютно непроницаемым лицом. С таким же сильным, как и у тех пограничников на вокзале, акцентом он зачитал мне приговор. Ещё не постигая смысла произносимых им слов, я успел подумать, что всех погранцов в Литве, родившихся и выросших в Союзе, видимо специально обучают имитировать незнание русского.
А смысл слов пограничника был таким: он не может оформить мой выезд с территории страны, поскольку документ на автомобиль — справка-счёт из комиссионного магазина — оформлен неправильно. Купчая на транспортное средство является государственным документом, и она должна быть заполнена исключительно на государственном языке, коим русский — первое проявления эмоций на лице пограничника в виде гримасы пренебрежения — НЕ ЯВ-ЛЯ-ЕТ-СЯ! Что делать? Отправляться в магазин, где были оформлены документы, и переделывать их...
Картина маслом! На часах — 8 вечера, в полночь моя туристическая виза превратится "в тыкву". За 4 часа я должен смотаться в Клайпеду - 800 км туда и обратно - и переделать эту чёртову купчую... План нереален от слова "совсем"! Раздавленный тяжестью неожиданно свалившейся на меня проблемы, я сел в машину и поехал обратно в Вильнюс.
Из холла гостиницы позвонил Андреасу и рассказал о своей катастрофе. Точнее — о двух: о купчей на автомобиль, и о том, что вот-вот закончится моё легальное пребывание в Литве. Андрюха, добрая душа, обещал помочь. С документами на авто — легко, с визой — обещал что-нибудь придумать. Не услышав в его голосе уверенности, я немного сник. Отчётливо представились наручники, решётка и нары, суровый вердикт присяжных, позорное выдворение (в лучшем случае)…
Я пообещал своему единственному другу в этой стране быть у его с утра пораньше. Израсходовав на оформление номера последние силы и очередную сумму подходивших к концу денег, я без сил рухнул на кровать.
День пятый
Новый день только вступал в права, когда я на всех парах уже мчался в направлении Клайпеды. Состояние было в высшей степени нервозное. Я — нелегал! Любой представитель власти, обнаружив просроченную визу в моём паспорте, примет самые строгие меры и на корню пресечёт вторую русскую оккупацию, отправив меня под арест... Благо, мне повезло - до Андреаса я добрался без остановок. Мой новый друг запрыгнул в Опель, и мы рванули в комиссионный. Выражение лица женщины, которая позавчера оформляла документы, не изменилось ни капельки. Будто бы она вовсе не уходила домой, а продолжала третьи сутки заполнять все эти справки. Я поинтересовался: разве раньше ничего подобного не случалось? В ответ она разразилась цензурной бранью в адрес литовских властей, которые периодически сходят с ума на почве национальной исключительности и жажды независимости (от России, разумеется). Короче, националистический шовинизм. Я стоял рядом и молча кивал: да, да, я страдаю по национальному признаку…
Следующий шаг на пути моего вызволения из тюрьмы - ещё не случившегося, но вполне возможного - продление визы. План Андреаса был прост. Сперва мы должны получить медицинскую справку о моей временной недееспособности. Типа, по состоянию здоровья я не мог выехать за пределы страны до окончания визы. Потом с этой справкой — в миграционную службу…
Мы приехали в какую-то больницу. Для правдоподобности придуманной легенды я обмотал горло старым шарфом Андреаса. В нём было жарко: лицо раскраснелось, на лбу выступила испарина. Именно то, что нужно!
Долго плутали по коридорам, пока не нашли нужный нам кабинет. Постучались. В дальнем углу, у окна, сидела молодая женщина, весьма симпатичная. После небольшого вступления мои 50 баксов перекочевали из кармана Андреаса в её сумочку, и женщина принялась оформлять справку.
Я стоял у входной двери, покашливая в шарф, обмотанный вокруг шеи и частично закрывавший подбородок. Врач заполняла бланк и негромко переговаривалась с Андреасом, изредка косясь на меня. Я старался как можно дольше не моргать, отчего глаза стали слезиться. Надеялся, что это будет дополнительным подтверждением правдивости придуманной нами истории. Однако мои театральные упражнения оказались напрасными: документ, отмазывавший меня от литовской тюрьмы для нелегалов, был проплачен и это - главное.
Справка на бланке, с подписью и печатью, была составлена на непонятном мне языке. Андреас перевёл: предъявитель документа три дня назад обратился в лечебное учреждение. Диагноз - вирусная инфекция, сопровождавшаяся резким повышением температуры. Мой друг и спаситель заметил, как я усиленно изображал больного, чудом избежавшего смерти, и посоветовал приберечь сценическое мастерство для миграционной службы. Впрочем, и этого могло не понадобиться: знакомый госчиновник, с которым Андреас договорился по телефону накануне, уже ждал меня... вместе с моими 50-ю долларами.
В здании государственного учреждения всё прошло ещё быстрее. Андреас сам вошёл с моим паспортом в кабинет чиновника, который предварительно выглянул в коридор, удостоверившись, что я — реальный человек, попавший в затруднительное положение. Буквально через три минуты Андреас вышел, довольно улыбаясь и протягивая мне паспорт. На одном из листов появился штамп, и что-то вписанное от руки. Смысла я опять же не понял, но главное, что теперь я не должен ни о чём беспокоиться - заветного штампа было достаточно для беспрепятственного выезда из страны до полуночи завтрашнего дня.
Во второй — и, я надеялся, уже последний — раз мы попрощались с Андреасом у здания миграционной службы. Ему надо было ехать на работу, а мне — в сторону границы. И без того оскудевшие сбережения я уменьшил еще на сотню американских денег, и после короткого препирательства всучил купюру Андреасу. Спасибо за всё!
Уже смеркалось, когда я добрался до Вильнюса. Ни о какой попытке пересечения границы даже и не думал. Намотав на спидометре за один день без малого тысячу километров, я просто не рискнул двигаться дальше. Ехать уставшим, ночью, по территории Белоруссии… Мужики в вагоне рассказывали, что от границы с Литвой до России надо пролетать на одном дыхании, нигде не останавливаясь и не реагируя на провокации. Бывалые люди разъяснили, что братья-славяне тоже имеют свой «автомобильный» бизнес, облагая российских перегонщиков оброком за право проезда по их территории. Короче говоря, белорусские бандюки грабят наших честных автотуристов. Поэтому я в очередной раз заселился в привокзальную гостиницу, поставив будильник на 5 часов утра…
День шестой
На пограничном переходе я был единственным желающим покинуть территорию Литвы. Мне это показалось странным, учитывая произошедшее со мной за последние пять дней. В окошке, куда я подал документы, сидел инспектор, похожий на того, который позавчера "отфутболил" меня. Та же форма, то же непроницаемое лицо. Посмотрев штамп о продлении визы, государев человек отложил мой паспорт и принялся изучать документы на машину. Я облегчённо вздохнул. Как оказалось — преждевременно:
— Вы сейчаас возвращааетесь… Апратна… В Вильнюус…
— Зачем?
— Путите пакупаать утюк…
— ???
— Даккумеэнты на ваш автомобииль в плохоом состояании… Очеэнь МЯАТТЫЕ… Надо глаадить…
Моя натянутая улыбка трансформируется в гримасу ненависти. Какой, к чертям собачьим, утюг?! Он что, издевается надо мной? Уже не в первый раз за последние несколько дней меня прошибает холодный пот…
Таможенник, насладившись произведённым эффектом и моим потерянным видом, с ленцой начал оформление… Буквально через пять минут я на бешеной скорости уже удалялся от границы, обещая всем богам и всем ангелам-хранителям, что больше никогда в жизни не впишусь в подобную аферу!
Как и наставляли меня "старшие товарищи", без остановок пролетел весь маршрут по белорусской территории до российской границы. Ехал с максимально разрешённой скоростью, внимательно следя за придорожными кустами. На мою удачу обошлось без эксцессов.
Около 10-ти утра подъехал к КПП на белорусско-российской границе. Шлагбаум открыт, никого рядом нет. Заглушил двигатель, стал ждать. Через пять минут вышел, стал прохаживаться взад-вперед. Из постройки, расположенной рядом, высунулась заспанная... эээ… лицо:
— Вы что-то хотели?
— Я пересекаю границу. Мне необходимо оформлять какие-либо документы?
Заспанное должностное лицо скривилось и махнуло рукой в сторону России. Я воспринял этот жест, как совет убираться с глаз долой и не отвлекать занятых людей. Прыгнул в машину и поехал домой, в Петербург...
На этом, собственно, и закончились мои авто-литовские приключения... )))