Кирилло-Белозерский монастырь — место историческое.
Кирилло-Белозерский монастырь — место историческое.
И как у каждого монастыря в нашей стране, история эта — захватывающая, никем еще во всей полноте, не написанная книга, отразившая бурные события минувших лет.
Монастырь основали последователь Сергия Радонежского монах Кирилл Белозерский и Ферапонт Белозерский.
Еще в 1397 году! К концу XV в. Обитель стала одним из важнейших книжных центров России — уже тогда здесь хранилось 210 рукописей.
В 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Рождение сына — будущего царя Ивана Грозного, долгое время связывалось с той молитвой и заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Грозный на протяжении всей своей жизни испытывал к монастырю особые чувства, видимо считая, что этому святому месту, где была услышана молитва его родителей, он обязан своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал схтмником именно Кирилло-Белозерского монастыря.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня, хотя кельи и некоторые другие постройки были деревянными.
1612–1613 монастырь выдержал осаду и отбил нападения польских и литовских войск. Когда видишь эти стены — проникаешься уважением к силе наших предков.
Монахов благословляли воевать за землю Русскую, но впоследствии они 3 года не допускались до Святого Причастия, ибо даже убийство врагов, посягнувших, вероломно напавших, оставалось личной духовной трагедией тех, кто воевал.
В XVII веке монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
Сюда наведывался и царь Петр I.
Указ Екатерины II 1764 года, лишавший монастыри многих привилегий сказался и на жизни Кирилло-Белозерской обители.
Монастырь был лишён крестьян, угодий. В 1776 году монастырская слобода превратилась в маленький город Кириллов, а в крепостной стене разместилась уездная тюрьма.
С этого времени начинается постепенное угасание монастыря, которое было довершено в революцию.
В сентябре 1918 года большевиками был расстрелян настоятель монастыря епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев).
Однако от разрушения и запустения монастырь спасло то, что с 1924 года он стал Историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Сюда были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей (церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница (XIX век) из деревни Щёлково).
Возрождение обители началось в 90-е годы.
В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории вновь была передана Вологодскому Епархиальному управлению.
В 1998 году была зарегистрирована Православная община и Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области, вновь вошел в состав Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Решением Священного синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён игумен Игнатий (Молчанов).
Сегодня монастырь посещает очень много туристов, в том числе и иностранных гостей, поэтому «дух музея» ощущается в большей степени, нежели «дух монастыря».
Колоритный архитектурный профиль комплекса, является манящим «фоном» для многих кинематографистов. Достаточно вспомнить лишь такие известные фильмы, которые здесь были сняты как «Достояние республики», «Крестьянский сын», «Грешная любовь», «Студенческий роман», «Раскол», «Апостол».
Одна из главных дорожек монастыря была вымощена, как мне показалось надгробными плитами, с именами монахов. Я старалась обойти эту дорожку, чтобы не наступать на камни. Известно, что кладбища монахов разоряли и часто могильный гранит использовался затем безбожной властью в бытовых постройках (так было на Валааме, например).
Однако, мне объяснили, что сами монахи завещали класть свои поминальные камни с именами под ноги людей, чтобы так вот «смиренно служить» и после земной кончины.
Монахи монастыря не показываются туристам, они молятся, обустраивают свою территорию, и не участвуют в суете, которая ежедневно наполняет монастырские стены, вместе с посетителями.
Было понятно, что нечто важное и может быть, главное, за короткое время пребывания и поверхностного знакомства с внешним обликом монастыря, нам не открылось.
Но великая мощь не столько архитектурная, сколько духовная — ощущалась, запомнилась, и потом еще долго звала читать и узнавать об этой обители как можно больше.
https://elenarossi.tourister.ru/videos/3115 а здесь эти фотографии можно "оживить"!