Совсем рядышком от Москвы — в 16 км от МКАД — на окраине города Подольск есть уникальная, фантастически красивая церковь, не похожая на привычные нашему глазу церкви с «луковичными» куполами, поскольку венчает ее узорчатая, золотая корона. Да и по своему общему облику — необычайное богатство и пышность декоративного убранства — церковь эта ближе к постройкам европейского Ренессанса.
Усадьба Дубовицы, в которой и находится интересующая нас церковь, ведет свою историю с 1627 года. Ее владельцами были бояре Морозовы, князья Голицыны и Потемкины, графья Дмитриевы-Мамоновы (как подарок от Екатирины II своему очередному фавориту).
Мы ехали в Дубовицы целенаправленно. Прочитали в интернете и запланировали поездку. Тогда церковь главным образом стояла закрытой и двери храма открывали на несколько часов всего два дня в неделю — в субботу и в воскресенье.
Храм Знаения Богороицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение».
Строительство церкви шло с 1690 (22 июня) по 1704(22 февраля) гг. Что послужило причиной строительства? Никто точно не знает. Тогдашний хозяин — князь Голицын, в 1689 году подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение. То ли этот факт, то ли в память о возведении Б. А. Голицына в начале 1690 года в боярское достоинство, но, так или иначе, какое-то из этих событий и послужило причиной создания этого архитектурного шедевра.
Я читала, что на открытии и освящении храма — 11 февраля (22 февраля) 1704 года — присутствовал сам Петр I. С этим событием связана еще одна версия возникновения храма: что идея его создания принадлежит совместно царю Петру I и его воспитателю — Борису Алексеевичу Голицыну. «…Строительством храма 18-летний государь благодарил Господа за помазание на царство».
6
3
Храм сложен из белого камня и выполнен с редким художественным мастерством в стиле барокко. Представляет собой ярусную колонну и очень пышно украшен — по всей его высоте на стенах буквально нет свободного места от объемных скульптур, барельефов, великолепной резьбы и узоров: декорирован белокаменным кружевом из цветов, фруктов, кистей и т. д. Созданием этой красоты занимались иноземные мастера, специально выписанные князем Голицыным — «числом около ста», а также русские умельцы. Однако, по сегодняшний день имена мастеров и архитекторов этого строения подлинно не известны.
У основания храма также расставлены скульптуры, изображающие святых: у основания восьмерика — скульптуры апостолов, во внутренних углах цокольной части — четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и Матфей.
Вся красота эта со временем разрушалась, и к моменту нашего посещения выглядела очень и очень плачевно: все сыпАлось, отваливалось. А нижние скульптуры пострадали более всего, ведь над ними поработали не только время и бесхозяйственное отношение, но и сказался фактор доступности — когда смотришь на подобные деяния рук человеческих, то невольно вспоминаются слова не из своего привычного лексикона…
Но вернемся к храму.
В храм ведет высокая и широкая, полукруглая лестница,
7
на самом верху ее — по обеим сторонам от входа -на высоких постаментах стоят статуи, как бы приветствуя посетителей, входящих в храм. С левой стороны — Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.
По своей красоте внутренняя часть храма не уступает внешней: интерьер Знаменской церкви украшают горельефы, выполненные на различные библейские сюжеты — по стенам всех ярусов, окрашенных в нежно голубой цвет (символ неба?), рассажены белоснежные статуи святых, херувимы… и все это в окружении чудесных растений.
В храме мы были перед самым его закрытием. Народа почти не было и мне разрешили сделать несколько снимков и маленькое видео (видео смотри в моем разделе «ВИДЕО»).
3
Библейские сюжеты сопровождаются стихами, помещенными в изящные картуши. Такие же надписи имеются и под ангелами с орудиями страстей Христовых.
Я читала, что надписи в храме изначально были на латыни, только позднее — в XIX в. — их заменили на кириллицу, а в 2004 году латинские стихотворные надписи были восстановлены.
Особое восхищение вызывают ажурные деревянные золоченые балкончики — двухъярусные резные хоры (в 1704 г. во время освящения храма здесь молился царь Петр I со своим сыном царевичем Алексеем) и четырехъярусный иконостас.
Лучше всего храм можно рассмотреть со смотровой площадки на высоком холме.
1
5
Здесь открывается и живописный вид на окрестности — село расположено у места впадения Десны в Пахру.
В прошлый раз, из-за того, что скульптуры находились в плачевном состоянии, я не делала детальных снимков. Сфотографировала с этой площадки только отдельные части храма
6
1
Думаю, что в следующую мою поездку (планирую, что она состоится будущей весной) я проведу там немало времени, детально изучая не только скульптуры, но и каждый завиток пышных узоров, покрывающих стены храма.
В интернете я прочитала, что в конце 1989 года местная религиозная община стала добиваться возвращения храма Церкви. В начале 1990 года Подольский райисполком вынес положительное решение по этому ходатайству, первое богослужение состоялось спустя полгода вне стен храма, на улице. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.
Архитектурный комплекс усадьбы, помимо восхитительного храма Знамения, включает в себя трехэтажный княжеский дом с балконами, террасами и крытыми галереями (розоватое здание видно на заднем плане).
3
5
Крыльцо здания украшают белокаменные мраморные львы. Кроме того, здесь сохранен конный двор с готическими воротами и тремя флигелями.
На момент нашего посещения, в главном здании усадьбы одновременно были расположены — ЗАГС, Совет ветеранов и НИИ.
О том, что мы находимя рядышком с ЗАГСом, свидетельствовали множественные тематические украшения, разбросанные рядышком на тротуаре
1
2
Сохранён здесь и липовый парк,
3
отделяющий дворцовую зону от комплекса служебных построек. Парк, который помнит всех своих прежних хозяев: бояр Морозовых, князей Голицыных и Потемкиных, графа Мамонова.