С самого детства питал особую тягу к рассматриванию карт. Мог часами разглядывать карту полезных ископаемых Камбоджи, схему речных маршрутов пассажирского транспорта Дуная или карту-схему какого-нибудь регионального природного парка. И конечно у меня на стене висела большая карта России. Особое внимание всегда уделял изучению и рассматриванию горных массивов, потому что эти помятые места на карте очень уж бросаются в глаза.
Конечно, я много путешествовал и особенно по горным районам. Бывал много раз на Кавказе, Алтае, исходил весь Урал с самого юга до Севера и дальше, бывал в Бурятии, на Байкале, в Альпы несколько раз заносило, да и план по дальнейшему посещению горных районов мира расписан уже на 20 лет вперёд. Конечно, возвращаясь из очередного путешествия, мой взгляд снова падает на карту, а мозг судорожно пытается спланировать новый маршрут. И очень часто взор мой падал на часть карты рядом с наименованием Норильск.
Смотрели фильм Территория? Я пересмотрел раза 4 и несколько раз перечитывал статьи из Википедии о фильме, о городе, о Плато Путорана. И вот в 2024 году исполнил свою давнюю мечту и побывал на загадочном и труднодоступном Плато.
На самом деле, идея этого путешествия возникла пару лет назад, когда мы накатывали снегоходный маршрут по Полярному Уралу к горе Пайер и вокруг. Один из местных жителей Харпа — Павел, который помогал нам с размещением и снабжением, рассказал как группа снегоходчиков из Салехарда ездила до Норильска на снегоходах. На тот момент, наша компания не особо верила в эту затею, но идеей загорелись все. И можно сказать, что март 2022 года стал началом подготовки к путешествию на плато Путорана на снегоходах.
Изначально планировали поездку на март—апрель 2023. Для верности, сделали разведку. В августе 2022 сгоняли на сплав на Плато с вертолётной заброской на 5 дней, 3 из которых просидели в Норильске в ожидании лётной погоды. Рекогносцировка провалилась. Отложили поездку ещё на год.
К подобным путешествиям требуется долгая подготовка не только людей, но и техники. Прилететь в Норильск и арендовать не пойми какие снегоходы, — не наш вариант. О том что едем на своей технике даже не было никаких обсуждений. За полгода начали изучать треки, искать отчёты о районе. Связывались с ребятами из Омска, которые несколько раз ездили на Путорана на снегоходах, общались с местными, чьи контакты дали нам ребята из Омска. Ездили в Ижевск, чтобы лично пообщаться с другими снегоходчиками, кто гонял на Путорана годом ранее. После проработки всех вариантов, смогли набросать свой план по маршруту. До Тазовского добираемся своим ходом, туда же привозим снегоходы и снаряжение. Оттуда выдвигаемся на снегоходах по зимникам и тундре в сторону Дудинки, далее в Норильск, ну, а там до плато Путорана каких-то 100–150 км. Плёвое дело.
Пока в гараже активно кипела работа, обслуживалась техника, проверялось снаряжение, фасовались продукты и дорабатывались всевозможные туристические девайсы, я выстраивал всю логистику. Одно дело ездить совсем небольшой компанией. Нас же набралось 9 человек, плюс мы ждали несколько гостей уже в Норильске. Состав опытный и, безусловно, заслуживающий знакомства, ведь эти мужчины настоящие герои, как покажет время)
Сергей Геннадич — руководитель коллектива
Андрей Евгенич — заведующий хозяйством
Виктор Петрович — специалист по такелажу и построению бивака
Василий Рефович — специалист по кухне и питанию
Алексей «Слабоумие и Отвага» — главный механик
Дима — боец и ассистент навигатора
Иван — специалист по бане и генератор идей
Глеб — специалист по безопасному сопровождению грузов
Станислав — навигатор и автор сего текста
В нашем распоряжении оказалось 12 снегоходов и 8 саней-волокуш разного типа. При этом 3 снегохода ехали на волокушах, ибо перспектива ехать на горном снегоходе по забетонированной снегом тундре не сулила ничего позитивного, ввиду непредназначенности данного типа снегоходов к езде по подобному покрытию. Расчётный вес волокуш на каждый снегоход составлял от 350 до 500 кг. При этом навигаторский снегоход ехал налегке, чтобы быть манёвренным и делать разведку в поисках наиболее оптимальной траектории движения группы. Из снаряжения с собой большая зимняя палатка, 2 дизельных печки, 1 печка для дров, кухня, инструменты, немного запчастей и очень много топлива. Чтобы наши семьи и друзья были за нас спокойны, взяли в этот раз с собой спутниковый трекер iridium, который в автономном режиме отправляет геолокацию каждые 15 минут и позволяет обмениваться сообщениями.
Старт путешествия был намечен на 15 марта. Поезд из Перми до Екатеринбурга, затем Самолёт в Новый Уренгой, оттуда трансфер на авто до посёлка Тазовский. Грузовики с техникой и снаряжением отправили туда ещё 11 марта. В Тазовском мы заранее договорились с руководством лыжной базы и они любезно предоставили нам площадку для разгрузки техники и подготовки к старту. Грузовики приехали к вечеру 16 марта, и привезли довольно мерзкую погодку. Ветер пронизывал всё до костей и если хоть какая-то часть тела была не закрыта, мороз и ветер точечно били туда. Желания задерживаться на улице ни у кого особо не было, поэтому разгрузились за рекордные 1.5 часа.
Смысла комплектовать волокуши в темноте и на таком ветру не было, поэтому отложили дела на утро и отправились в гостиницу. Старт снегоходной части наметили на 14–00 местного времени.
Утром ветер немного стих и мы смогли спокойно скомплектовать все волокуши, заправить снегоходы и канистры топливом в дорогу. Впереди 600 км по тундре до Норильска, которые мы планировали проехать за 4–5 дней. Скажу честно, я нервничал, ведь мне предстояло вести нашу банду в абсолютную неизвестность. Хотя у меня был и трек, и точки, и направления. Но это одно, а ориентироваться на месте — совершенно другое. Даже не могу представить что творилось на душе у всех остальных, ведь кроме точки старта и названия точки финиша, они вообще не представляли куда и как едут.
17 марта, 14–30 выехали! Первые километры едем по реке Таз. Все привыкают к снегоходам и волокушам. На выезде на Зимник остановились, проверили сани, чокнулись чаем и двинулись дальше. Зимник ведёт от Тазовского на различные газонефтяные месторождения, коих на Ямале не счесть. Движение довольно интенсивное, туда-сюда гоняют Камазы, Уазы, Треколы. Сам зимник очень активно наморожен, дорожное покрытие — сплошной лёд. Мы держались снежной обочины справа, на льду гружёные снегоходы заносит и есть проблемы с троганием с места. Да и мы ещё только привыкаем к движению и технике, несколько раз пришлось останавливаться и вытаскивать снегоходы из снежно-ледовых ловушек.
Спустя 40–50 км задул ветерок, вскоре стемнело и повалил снег. К этому моменту мы добрались до балкОв (или же вагончиков) — небольшого временного поселения дорожников, обслуживающих зимник. Там узнали, что погода портится и зимник закрыт. Дела так себе, видимость падает, а мы совсем ничего не проехали, можно сказать. Вариант остаться в балках у дорожников отпал, мест у них нет. Но через 50 км есть ещё одни балкИ, там есть гостевой вагончик и баня. Это сообщение замотивировало банду. Ставить палатку в тундре в пургу не хотелось никому.
До балков с нами увязался Трекол, но даже его яркие фонари едва пробивали ямальскую пургу. Мы выстроили снегоходы в шахматном порядке и со скоростью 20–30 км/ч двигались к своей цели. Пару раз теряли дорогу. Возвращаясь по следам, я не мог их найти, настолько сильно мело. Вот же, только что здесь ехал, а следа и след простыл. Один раз смог найти нужную дорогу по звуку: лыжа шкрябнула по льду и я понял, что подо мной зимник. Езда в такую метель очень медитативна. На определённой скорости всё вокруг замирает и ты как будто бы в космосе, голова начинает кружиться, глазки слипаются. Очень легко совершить ошибку и съехать в овраг или промоину так, что придётся потом долго выковыривать технику. Спустя 2 часа очень резко из снежной темноты возникли балки. Дальше как в тумане. Ужин, чай, кровать, батарея, свист ветра за окном. За день прошли 112 км.
Утром увидели последствия вчерашней метели. Снегоходы наполовину замело, Зимник замело, зато небо ясное, погода морозная, ветер. Отблагодарив дорожников за приют, отправились дальше. И тут интересный момент. При всей предварительной проработке маршрута и наличия треков, понял, что от ижевского трека мы отклонились значительно. А значит нам придётся проложить свой собственный путь. 35 километров по зимнику проскочили за 40 минут и свернули. Дальше предстояло ехать напрямик по тундре, по азимуту
Спрогнозировать среднюю скорость было довольно проблематично. Изначально планировали проходить 120–150 км в день, но одного желания мало, погода и условия должны соответствовать. В Тундре сразу же столкнулись с неприятностью в виде многочисленных снежных застругов. Глупо было полагать что поверхность будет гладкой и ровной. Без прицепа по застругам можно ехать 35–40 км/ч. Но с волокушами средняя скорость не превышала 20 км/ч, ведь нужно беречь себя, технику и груз. Поломка посреди безжизненной тундры могла стоить очень и очень дорого и сулила бы большие неприятности. На наше счастье, погода в этот день стояла хорошая, видимость отличная, ветра практически не было. На подъезде к реке Нядаяха встретились первые обитатели местных земель — большое стадо северных оленей. Мы остановились на небольшой обед и наблюдали за ними. Где-то на горизонте неожиданно раздался гул и в небо повалил густой чёрный дым — очевидно нефтянники завели какую-то большую технику на одном из кустов Месояхского месторождения. Отобедав прекрасным сырным супом из термосов, мы отправились пересекать реку. Удивительно, но снег здесь был помягче, не такой бетонный и песчаного цвета. Остановившись в русле, обнаружили, что едем не по снегу, а скорее по песку, чуть припорошенному снегом — речному дну. Воды и льда здесь совершенно не было.
Чем дальше мы уезжали от нефтянников тем более белой и плоской становилась тундра. Растительность совершенно пропала. Мозгу было очень трудно осознать себя в пространстве, а глазу было совершенно не за что зацепиться. Глядя в навигатор, мы ехали по озёрам, болотам, пересекали реки. По факту, ехали по белой пустыне со сложночитаемым рельефом, со скрипом преодолевая заструги. В таком темпе, растянулась наша банда из девяти снегоходов примерно на 2–3 километра, но ехали все в зоне видимости. Останавливались каждые 30 минут, чтобы подтянуть такелаж. На одной из остановок почувствовали запах бензина, из саней. Пришлось отвязывать весь груз, распаковывать сани. Одна из канистр протёрлась о металлический болт, который открутился от полозьев из-за тряски. Теперь на дне саней была каша из снега и сорока литров бензина, именно столько не досчитались в канистре. Пришлось прямо в тундре на ветру в сумерках разгружать сани, переворачивать и чистить от этой каши. Перевернули и обнаружили, что на застругах сани пробились насквозь и теперь как рубанком снег набирается в сани со дна. Приняли решение искать место под палатку и вставать на ночлег. Через 20 км, в кромешной тьме смогли найти «угол» на крутом берегу реки. Место классное, идеально под нашу габаритную палатку и с 3 сторон закрыто склоном. Раскатали площадку, поставили палатку, поужинали и спать. Ночью на улице было градусов 25 мороза, но в палатке нас спасали 2 дизельных печки, не давая температуре внутри опуститься ниже +5. За день прошли 130 км.
Утром к нам в лагерь заявились гости. Большое стадо северных оленей, голов, наверное 500. Самые смелые топтались прямо между снегоходов, в 5 метрах от входа в палатку. Олени с большим удовольствием зачистили наш бивак от продуктов жизнедеятельности, если вы понимаете о чём я. Минут 20 пытались отогнать их подальше, чтобы начать собираться. Помимо стандартных процедур по увязыванию волокуш и заправке снегоходов нас ждал ещё и ремонт прохудившихся саней. При помощи шуруповёрта и верёвки смогли стянуть треснувшие сани, проложили швы кусками вспененного полиэтилена, загрузились и поехали. Километров через 40 пейзаж стал постепенно меняться. Появился рельеф, стало больше растительности. (Примерно 3 куста на квадратный километр). Судя по карте мы приближались к границе Ямала и Красноярского края. Ещё через 10 км мы торжественно въехали в Красноярский край и перевели часы на +2. Здесь уже появились и крутые склоны и ложбины, но это по прежнему была бесконечная тундра, не такая плоская, чему глаз и мозг радовались безумно. Ещё километров через 10 вышли на свежий снегоходный след. Пошли по нему и выехали к ненецкому чуму. Местные обитатели встретили нас с большим интересом, рассказали как лучше выехать в Дудинку и указали ориентиры и направление. Мы решили последовать их совету и выехали на зимник. Всё-таки по дороге ехать быстрее и проще, чем скакать по тундре в поисках нужного направления. К тому же рельеф и обильное количество лиственницы не располагали к движению по азимуту. На зимнике впервые за 2 дня позволили себе давануть на гашетку и пошли с невиданной до этого скоростью в 60 км/ч. Правда через 15 км характер зимника изменился, пришлось постоянно пересекать глубокую снежную колею и снова ползти 15–20 км/ч. К вечеру на горизонте замаячили вышки Сузунского месторождения. Мы изначально не планировали «светиться» на месторождениях. Это охраняемые места, у нас нет разрешений на посещение, и встречи с охраной месторождения нам лучше избежать. Поэтому решили пробиваться в сторону нужного нам зимника не по дорогам месторождения, а напрямик. Спустились в разлив реки Большая Хета. Здесь был глубокий рыхлый снег, мне как навигатору пришлось сильно попотеть, чтобы найти верный путь и убедиться что никто не застрянет. Здесь впервые пришлось копаться самому, вызволяя снегоход из снега, но Иван мне активно помогал. Вместе мы нашли классное место под палатку на высоком берегу реки в лиственницах, с видом на месторождение и ковром из можжевельника под ногами. А ещё на этой стоянке была мобильная связь и быстрый интернет (спасибо нефтянникам), а ближе к ночи на протяжении двух часов в небе наблюдали северное сияние. Вот такой отель пять звёзд. За день прошли примерно 120 км.
Утром — стандартные процедуры. Сбор, упаковка, увязка, заправка, завтрак и в путь. Сегодня нужно навёрстывать отставание от графика. Пересекли реку и решили проскочить по дорогам через нефтянников, но через 5 км наткнулись на охрану. Потеряли примерно час на проверке документов. Они благодушно сопроводили нас в объезд месторождения на зимник и предупредили чтобы мы не совались на КПП, а старались объехать, там проверка будет с большим пристрастием. По Зимнику до Дудинки оставалось около 160 км, мы дали газу и расстояние стало таять стремительно. Зимник довольно загруженный, техники по нему идёт очень много. Через 110 км замаячило КПП, которое мы объехали по лесу (да, здесь уже появился лес). И вышли на финишную прямую до Дудинки. Неожиданно на Димином снегоходе загорелся датчик давления масла и мы остановились, чтобы выяснить причину. Откинув защиту, обнаружили, что внутри много масляных следов. Умелыми руками неисправность была устранена в течение часа, несмотря на сильный ветер и мороз, и мы продолжили движение. За 25 км до Дудинки стали свидетелями эвакуации Камаза съехавшего в кювет на крутом спуске. На улице уже была тьма кромешная, часы показывали за 21 час вечера. А мы упорно откладывали поиск места для ночлега, в надежде на тёплый вариант. Выехали на берег Енисея. Широченная река, наверное. В темноте не видно, как вы понимаете. Но огни Дудинки на противоположном берегу словно убедили нас, что ночёвка тёплая всё же состоится. Достали телефон и позвонили нашему координатору в Пермь, он нашёл нам гостиницу в городе, забили точку и отправились пересекать Енисей. Через 30 минут мы всей бандой заехали в центр Дудинки прямо на снегоходах и запарковались на центральной улицы у гостиницы. Цены кусачие, но на что только не пойдёшь ради мягкой постели и тёплого душа. За день прошли 180 км
Чистые и красивые, встали в 7 утра, собрались и отправились в путь. Решили заправиться на выезде из Дудинки, а не разливать остатки топлива из канстр. Но к неудаче, заправка прямо перед носом закрылась на приём топлива и нам пришлось цедить остатки по бакам и рассчитывать на езду в экорежиме без приключений — сегодня нас ждёт 120 км до Норильска. По асфальту от Дудинки до Норильска около 100 км и 2 часа пути. Мы же планировали объезжать промзону и заезжать в Норильск с севера через озеро Пясино и реку Норильская. Выехали на реку Дудинка, затем свернули в реку Косая. Здесь нас встретил очень пухлый и глубокий снег. Я шёл первым и меня мгновенно воткнуло в пухляк. Дима, ехал за мной, не успел оттормозиться и влетел мне в зад. Хорошо, что на снегоходах предусмотрена защита от подобных столкновений, иначе для диминого снегохода путешествие было бы закончено, а так пострадала только защита, димины штаны и голосовые связки Сергея Генадича, который очень эмоционально пожурил Диму за несоблюдение дистанции. Дальше пересекли ЖД и автодорогу под мостами и вышли на безжизненную, даже слегка депрессивную тундру. Из растительности, только редкие кусты, но рельеф очень изрезан, с крутыми заросшими склонами в руслах рек. Мы двигались по направлению к озеру Пясино через бесконечные заструги, погода немного портилась, небо было затянуто, а сильный боковой ветер не давал скучать. Термометр показывал -28 градусов. В таких условиях скакать по открытой тундре не хотелось. Вскоре выехали в исток реки Вологочан. В русле был мягкий снег и не было ветра — ехать гораздо комфортнее. Посмотрев карту, приняли решение двигаться по руслу. Река очень извилистая, каждый поворот — практически петля на 180 градусов, километраж намотали значительно, но это того стоило. Ближе к устью, река разливается в множество русел. Решили срезать и проскочить через лесотундру напрямик на озеро. Остановились и стали ждать хвост группы. Спустя 15 минут собрались все, кроме Сергей Геннадича, он появился ещё через 10 минут. Оказывается на одном из поворотов в пылу азарта не удержал волокуши и опрокинул их. На его волокушах ехал горный снегоход, палатка и пустые канистры. Общий вес около 400кг. Я подозреваю, что одной лишь хитростью и смекалкой он смог самостоятельно перевернуть их и закрепить к снегоходу.
В рыбацкой избе на озере перекусили и поскакали дальше по застругам в сторону реки Норильская. Ехать тяжело, очень жёсткий снег, местами открытый коричневый лёд, двигались осторожно, берегли технику. В русле держались правого берега, поскольку погодные условия совершенно не позволяли читать рельеф и неровности. Спустя полчаса появились здания по обоим берегам реки Норильская, ещё через полчаса мы достигли посёлка Оганер и базы МЧС. С руководителем спасотряда Олегом мы договорились заранее о размещении. Спасатели радушно предоставили в наше распоряжение спортзал и кухню где мы и разместились. За день прошли 120 км. Всего путь от Тазовского до Норильска занял у нас 5 дней и 660 км.
Утром ударил мороз за 30 и очень неприятный ветер. У нас день отдыха. Решили посетить музей Норильска и прогуляться по городу. В музее взяли экскурсовода, который довольно живо и интересно рассказал нам об истории Норильска и коренных народов Таймыра. В музее есть интерактивные экспозиции. При помощи VR-очков можно оказаться в разных уголках Таймыра.
Вернувшись на базу, договорились со спасателями о предоставлении нам тёплого гаража для обслуживания техники. Перегнали туда снегоходы и утащили волокуши. На следующий день принялись за дело. Алексей с Димой обслуживали снегоходы, Иван, Глеб и Виктор Петрович вместе со спасателями на их машине с прицепом уехали на заправку заполнять канистры, Андрей Евгенич с Васей пополняли запасы провизии, в том числе местными деликатесами, Сергей Геннадич комплектовал волокуши и проверял снаряжение. А затем он смотался в магазин и прикупил нам тёплых вещей: несколько плащей, варежки, маски. Я рассматривал карты спасателей и общался с ними касательно наиболее оптимального маршрута по плато Путорана, выведывал координаты рыбных мест и запоминал информацию о возможных опасностях на маршруте.
В результате, наш маршрут претерпел значительные изменения. Изначально мы планировали проехать всё озеро Лама, выйти на плато, через него уйти к озеру Аян, а затем по рекам выйти к озеру Кутарамакан, затем озеро Кета и вернуться в Норильск. Такой маршрут мы отмели ввиду сложности прохода по плато и больших дневных перегонов. Было принято решение двигаться на Кету через озёра Глубокое, Собачье и Накомякен с прохождением перевала в сторону реки Токингда. Обратный путь запанировали по Кете и далее через реку Рыбная в Норильск. На этот маршрут отвели 5 дней. Горные снегоходы сняли с волокуш, водрузив на их место канистры с бензином и часть снаряжения оставили у спасателей. Сани, которые не пережили ямальскую тундру приняли решение не брать вовсе — они своё отходили. Вечером старт пришлось снова отложить на сутки. Спасатели предупредили о неблагоприятной погоде. Мороз ладно, но ветер был просто адский. Мы получили ещё один день отдыха. Читали, играли в пинг-понг и бильярд, грелись в сауне. Восстанавливали моральные и физические кондиции в преддверии путешествия к давней мечте.
25 марта в 8 утра Стартуем. На улице очень бодрящие -34. Мы все упакованы как младенцы во всех тёплых вещах, на лице балаклавы и маски, чтобы ни единой части кожи мороз не достиг. В такой мороз нужно особенно осторожно ехать — материалы на морозе становятся довольно хрупкими и не такими износостойкими, так что двигались с особой осторожностью. Когда управляешь снегоходом не бывает холодно, физическая нагрузка для управления присутствует. Мёрзнуть начинаешь во время остановок. За час проскочили реку Норильская и территорию заброшенного НорЛага вышли на озеро Мелкое. На горизонте показались знаменитые столовые горы — Плато Путорана. Столбик термометра чуть поднялся до -30, скорее всего почувствовал что на душе стало теплее и пополз вверх. Через 4 часа и 100 км доехали до базы на озере Глубокое. Там нас принял местный смотритель Виталий, напоил чаем, накормил строганиной, налил нам по 50 грамм за знакомство и благословил на путь дальнейший. Связку до озера Собачье проходили по горельнику. Здесь появился первый пухлый снег, значит мы уже всё дальше в горах. Снег очень пушистый, лёгкий — снегоходу не доставляет труда его пробивать и двигаться вперёд. К тому же теперь мы тропим втроём: я иду первым, за мной Дима расширяет, а следом Иван трамбует. Так нашим грузовозам проще идти по накатанной и ниже расход топлива. Ближе к озеру Собачье выскочили на берег реки Муксунки. Русло открытое, слева справа густой лес, двигаться можно по самой кромке берега. Но здесь накатано, видно, что местные часто ездят на рыбалку. В начале озера, на правом берегу Муксунки мелькнула крыша — летний домик рыбаков и баня. Решили остановиться здесь на ночлег, чтобы иметь возможность засветло насладиться красотами вокруг. Прибрались в доме, прикинули, что мест на всех не хватит. Алексей и Виктор Петрович отправились обустраиваться в баню. Вообще, на озёрах плато Путорана довольно много домов. И летом и зимой норильчане ездят сюда на рыбалку и иногда возят туристов. Закрывать дома здесь не принято, может и сгореть «случайно». Как объяснил нам один из местных рыбаков, в любую непогоду дом — спасение. Но у каждого дома есть свои хозяева — те, кто вложил силы в строительство. А это, в местных условиях, очень трудозатратный и недешёвый процесс. Также на озёрах есть много туристических баз. На них, как правило, круглый год дежурит смотритель или сторож.
Пока было светло, мы проехали по Собачьему ещё на 10–15 км, благо двигаться здесь можно 100+ км/ч, условия позволяют. Местные горы выглядят однообразно, но от этого не менее впечатляюще. Берега через 15–20 метров резко взлетают под крутым углом ввысь, сбрасывают с себя лес и всяческую растительность через 400–500 метров и соединяются с плоскими горизонтальными вершинами практически под прямым углом. В небольших распадках блестит голубой лёд — многочисленные замёрзшие водопады. Зрелище очень необычное, учитывая что между этих гор зажато длинное и узкое озеро.
Ночью в спальнике было немного прохладно, хотя на полную работала дизельный обогреватель и активно подбрасывались дрова в стационарную печь. Утром термометр показывал -45. Забавно, но на улице не ощущалось. Попытались завести снегоходы из 9 завелось только 5. Остальным пришлось немного помочь. На этой стоянке было решено закопать 300 литров бензина и заготовить дрова. Было ощущение, что мы сюда вернёмся в ближайшие пару недель, когда поедем на второй круг. К 9 утра термометр показывал уверенные -32, вот это распогодилось! Мы отправились на озеро Накомякен, сегодня предстояло пробивать перевал от реки Ланги в реку Токингда — кратчайший путь к озеру Кета. Проскочили Собачье и связку до Накомякена за час, свернули в сторону Ланги. Здесь уже тишь, да гладь и никого постороннего. В устье Ланги обнаружились снегоходные следы примерно 2-х недельной давности. Спасатели говорили, что кто-то из их знакомых ездил сюда на рыбалку и советовали этот вариант маршрута как наиболее оптимальный. Я резво унёсся на разведку, остальная группа неспешно двинулась в мой свежий след. Через 3 км я уткнулся в непроходимые заросли. Еле развернувшись, вернулся к основной группе, которая встала на небольшой опушке. Дима с Ваней отцепили волокуши и отправились со мной в лес, пробовать пробиться свежим следом. Полчаса наших мытаний по лесу не принесли никакого результата. Мы постоянно упирались в непроходимые заросли, пробиваться через которые было совершенно бесперспективно. Приняли решение выйти обратно на озеро и поискать другой след. В 500 метрах от озера заметил в лесу заметённый след, уходивший в русло Ланги. Вышли с Димой на него, проехали 2 км и уткнулись в открытое русло. Группа тем временем ждала нас на озере, оглядывая местные красоты. Вернувшись ни с чем, приняли решение не бить перевал, а двигаться в обход. Крюк добавлял нам примерно 100 км к перегону, а время поджимало. 40 км по озеру Накомякен пролетели совершенно незаметно, мы от души давили на газ, и шли не меньше 70 км/ч. На озере местами была наледь, это чувствовалось когда снегоход немного проваливался под снег. Но на такой скорости и при таком морозе наледь не представляла особой опасности, но этот момент мы пометили (Наледь на Накомякене доставила нам немало забот несколько дней спустя). В устье реки Тоннель устроили себе обед. Василий Рефович в очередной раз удивил нас разлив по термосам вкуснейшие щи с олениной. Тоннель — очень извилистая река с крутыми берегами. Двигаться решили по руслу и в дальнейшем выскакивать в лес и уходить в сторону озера Кета через болота и озёра. Через 10 км русло значительно сузилось и появились промоины и провалившийся лёд. Двигаться дальше было невозможно. Я нашёл удобный участок берега и смог выскочить из русла, и начал ломиться через кусты по берегу в объезд открытой воды. В рацию сообщил, чтобы ждали, пока я не найду оптимальный путь. Через пару км выскочил на реку, сверился с навигатором и дал ожидающей банде зелёный свет в рацию. При этом не стал их дожидаться, дурачок. Уехал дальше. Мой след тут единственный и они не запутаются. Ещё через пару км выскочил с реки и поднялся на возвышенность. Здесь был интересный рельеф, очень много коротких крутых подъёмов и спусков. Выбирал оптимальную траекторию, накатывал подъём для грузовозов и ехал дальше. Неожиданно уткнулся в крутой обрыв на спуске. Пришлось тормозить и уходить вверх по склону. Снегоход судорожно рыл снег, пока из-под гусянки не полетела крупа и она окончательно не перестала двигать мой скандик вперёд. Я понял что попал в наддув. Ситуация стрёмная, но не безнадёжная. Брякнул в рацию что «встрял», отвязал лопату и принялся обкапывать снегоход. Снег решительно не заканчивался и я погружался всё глубже. Вот уже мои плечи на уровне подножки. Я протоптал 5 метров вперёд, завёл снегоход и попытался тронуться. Проехал буквально полметра и снегоход провалился ещё глубже. Следующий час я повторял операцию 3–4 раза, но прогресса не достиг. К тому же загорелась лампочка, предупреждающая о низком уровне топлива. Я ещё раз буркнул в рацию решительное «помогитеспасите» и улёгся на сидушку снегохода, любоваться оранжевым закатом. Они точно меня спасут, они не могут проехать мимо, там нет других следов. А если Дима повёл их не туда? Если он сбился с траектории, решил срезать? Нет, он вернётся на след и отыщет его. Небо из оранжевого постепенно краснело и теряло яркость. Через полчаса будет уже совсем темно. Я прикинул, что у меня с собой есть тёплый коврик, спальник, пуховик, чай в термосе и пару шоколадок. Копну под снегоходом берлогу и в принципе холодную ночь переживу, на термометре всего-то минус 29. От дурных мыслей меня отвлёк шум мотора, и свет прожектора. Сверху выкатывался Иван. Я резко вскочил и замахал руками, чтобы не ехал ко мне. Он, оценив ситуацию и посмотрев на ветровое стекло, торчащее из ямы, всё понял, отцепил волокуши, накатал себе тропу, подъехал ко мне и бросил трос. К этому моменту подтянулась оставшаяся часть группы. Оказывается они все эти полтора часа тренировались в коллективном затаскивании снегоходов с тяжёлыми волокушами в крутые косогоры, по которым я пробил тропу. В некоторые смогли заехать далеко не с первого раза. Меня выдернул из наддува, заправили и отправили тропить дальше. Решили держаться чуть плотнее, поскольку уже окончательно стемнело и рельеф читался не очень хорошо. До Кеты пробивались ещё час, но уже все вместе. В крутые подъёмы накатывали тропу, крутые спуски преодолевали по очереди, без суеты. Даже немного вспотели. На Кете, испытали огромное облегчение. До базы, на которую мы целились оставалось ещё 65 км. Держались левого берега, искали след. Он здесь должен быть, на базу недавно уехали 3 рыбака, о чём мы знали из разговора с Василием, хозяином базы, когда договаривались о ночёвке. Спустя 10 км мы вышли на след и с крейсерской скоростью 40 км/ч продолжили движение. Я шёл впереди, 400 метров за мной Дима, Иван, Глеб и Алексей, остальные дальше. Тьма кромешная, дорога однообразная, день длинный и уже клонило в сон. Глаза закрывались прямо на ходу. Подняв голову, обнаружил яркое свечение и остановился.
Всё небо было залито ярко-зелёным светом — северное сияние! ЗДесь на Путорана оно выглядело по особенному. Мы заглушили технику, достали телефоны и пытались поймать лучший кадр. Трудно описать словами увиденное. Переливы были отчётливые и очень разнообразные. Свечение было ярким, освещая наши лица. Спустя 20 минут нас догнал хвост группы, и мы двинулись дальше. Усталость ощущалась уже очень сильно, всем хотелось поскорее добраться до домика. К 2 часам ночи мы добрались до базы, разбудили ошарашенных рыбаков, которые помогли нам найти нужный домик, включили генератор, чтобы дать свет и показали что где находится. В этот момент Иван обнаружил пропажу своего телефона. Никак не мог его найти. Очевидно, он выпал где-то по пути, либо там, где мы смотрели северное сияние. Не самое приятное завершение самого длинного на тот момент дня. За день преодолели почти 180 км.
Утром Иван разбудил меня, попросил поставить точку в навигаторе, где мы, предположительно, фотографировали северное сияние, и вместе с Сергеем Генадичем уехал на поиски телефона. Мы еще подремали, позавтракали и принялись осматривать базу. 4 домика, 2 гостевых один хозяйский и одна баня, на берегу озера сарай в котором хранятся лодки и бензин, установлены генератор и спутниковая тарелка. Рыбаки чуть свет уехали удить рыбу. К 10 парни вернулись ни с чем. Мы приняли решение сегодня налегке пробить перевал Ланга — Токингда с обратной стороны, от Кеты до Накомякена. Всё-таки этот путь нам очень нужен. Отправились шутрмовой группой в 5 снегоходов. Иван, Глеб, Виктор Петрович и Василий Рефович остались на базе заниматься хозяйством. Планировали вернуться до темноты, но как говорится расскажи богу о своих планах…
Первые 15 км по Токингде шли спокойно, гарцевали. Все кафйовали что наконец-то нет сзади тяжёлых волокуш. Мы с Димой резво пробивали дорогу, остальные раскатывали. Затем свернули в лес и стали пробиваться по нему. Лес оказался на удивление густым, пришлось очень активно маневрировать между деревьями. Я часто застревал, Дима помогал мне выбраться и спрямлял траекторию. По опыту знаю, что с каждого перевала течёт река или ручей, поэтому искал русло — по нему проще двигаться, поскольку понятен уклон и нет растительности, а с текущим уровнем снега движение по руслу представлялось беспроблемным. Русло ручья оказалось очень узким — метров 5 в ширину и с огромными валунами. Я застревал через каждые 20–25 метров. Сначала Дима с Алексеем вытаскивали меня, затем мы постепенно начали менять лидера, чтобы сэкономить время и силы.
Спустя час пробились всего на 2 км. Несколько раз засаживали снегоходы по самое стекло и толпой выковыривали из снежного плена. Через пару часов мы уже изрядно умотались, но практически достигли перевала. Вышли из русла, проскочили по участку леса и нашли русло на спуск. Сначала двигались по нему, но оно начало уходить в узкое ущелье, куда вряд ли поместится даже снегоход. Пришлось искать объезд через лес и крутой подъём. Раскатав разгонную площадку я отправился на штурм, но встал через 100 метров в глубоком снегу. Через 15 секунд мимо меня на полном ходу пронёсся Дима, словно казак на лихом коне с боевым кличем. Это нереально зарядило нас всех. Конечно, Дима встал через 50 метров, упёршись мордой в дерево, но в тот момент мы поняли, что, даже обессиленные, сможем пробиться к Накомякену. Наверху нас ждал не самый приятный сюрприз. Спуск в русло был очень крутым и невозможным для обратного подъёма. Проехав вдоль склона, мы смогли найти оптимальную траекторию и бухнулись на снегоходах в узкое ущелье, предварительно расчистив его от препятствий в виде деревьев. Выехав в ручей, я услышал сильный треск, по опыту знаю, что в такие моменты газ лучше давить сильнее. Обернувшись увидел большой провал — плита 2*5 метров по которой я только что проехал ушла вниз на метр.
Дальше мы двигались с большей дистанцией, чтобы не попасть в ловушку. Через 8 км выехали к слиянию нескольких ручьев. Судя по навигатору, вчера мы были в 500 метрах от этого места, но не смогли пробиться через кусты. Присмотревшись, поняли что не сможем пробиться и здесь. Двинулись дальше по ручью, постоянно теряя контроль над снегоходами и заваливаясь на бока в глубоком снегу. Через 20 минут пробились к промоине, которая остановила нас вчера, взяли чуть правее и через кусты вышли на свой след. Победа! Мы пробили этот перевал за 7 часов. И хорошо что вчера поехали в объезд. Гружёными и всем обозом мы бы точно заночевали в лесу. Отметив успех чаем, поехали обратно и по накатанному следу вернулись на базу за 2 часа. За день проехали 85 км. Вечером Василий Рефович накормил нас вкусным ужином, а потом была долгожданная баня! Обессиленные, полные ярких впечатлений и эмоций мы заканчивали этот день травя байки и вспоминая яркие и героические моменты из наших путешествий.
Новый день встретил нас ярким солнцем и абсолютным безветрием. При этом потеплело аж до — 18 градусов. Я запросил погоду через Иридиум. Прогноз говорил об ухудшении погоды через 2 дня. Кстати, Иридиум присылает довольно точные прогнозы, в связи с чем не доверять им смысла не было. Мы решили сделать разведку к озеру Кутарамакан и на следующий день возвращаться в Норильск по реке Рыбная. Сергей Геннадич и Виктор Петрович благословили нас в путь и отправились на рыбалку, мы в 6 снегоходов поехали пробивать перевал Орокан и связку озеро Кета — озеро Кутарамакан. Виды по дороге открывались просто невероятные. Здесь, в отличие от озера Собачье, склоны были ещё более крутыми и высокими и ещё более изрезанными. Слева и справа на высоте 1200 метров на солнце ярко голубым светом сияли многочисленные ледопады, переходящие в извилистые крутые русла. На горизонте маячили столовые горы с лысыми склонами и снежными верхушками. На подъезде к Орокану снег немного изменился. Стал очень мягким, пушистым и глубоким. Снегоход зарывался в него по самое стекло, но продолжал ехать не теряя скорости. Подо мной чётко ощущался чей-то накатанный, но запорошенный след, едва съезжая с которого, приходилось активно ловить собственным весом неуправляемы снегоход. Подъём на перевал не составил никаких трудностей. На самом перевале мы вдоволь накатались, укладывая тяжёлые утилитарные снегоходы практически на бок, но при этом они не теряли сцепление с покрытием и продолжали двигаться. Шик блеск, да и только. Ради такого удовольствия стоило скакать сотни километров по бетонным застругам. Спуск с перевала оказался довольно крутым. Тут же на дереве висела верёвка, которую повесил сюда кто-то из частых обитателей этих мест. Налегке мы спустились без особых проблем, но приметили, что спуск и подъём с волокушами будет испытанием. На озере Кутарамакан находится большая база. Её хозяин — Олег Беглецов, бывший госинспектор заповедника Таймырский. База находится на границе заповедника, а земля под ней является собственностью Беглецова. Удивительный факт для здешних мест. Сама база оказалась закрытой на замок, но на вид очень ухоженной и приличной. Видно, что гости здесь редки и явно не в это время года. Мы выехали на озеро и ахнули от окруживших нас видов. Величественная гора Чаякит, совершенно не похожая на то что мы видели до этого забрала на себя всё наше внимание. Крутые лысые склоны возвышались над маленькими человеками стоявшими у подножья. Вдали переливами сияли плоские горы Плато Путорана. Мы молча стояли и озирались вокруг, впитывая энергетику места. Я много видел гор и красоты, но этот вид не сравнится ни с чем.
Первая мысль пришедшая в голову нам всем одновременно совпала абсолютно. Мы прыгнули на снегоходы и помчались вглубь долины по озеру Кутарамакан, желая прикоснуться рукой к манящей красоте Плато Путорана. Если бы однажды мне выпала возможность прожить в горах жизнь, я бы без раздумий отправился в это место и наслаждался бы красотой и монументальностью здешней природы каждое мгновение. Немного протрезвев от одухотворения, мы двинулись обратно. Нам нужно было проверить проходимость перевала Орокан в обратную сторону. Подъём налегке оказался простым, но только при строгом соблюдении рекомендаций по режиму двигателя, передаче и давлению на гашетку. К обеду вернулись на базу. За день прокатились на 75 км. На базе ждал улов. А значит на ужин будет свежая рыба. Иван вызвался жарить стейки. Хороший был день, прекрасный был ужин. Иван уже забыл что потерял телефон пару дней назад, и перестал расстраиваться по этому поводу. Даже немного грустно, что завтра уезжать в Норильск. Но сердце было уверенно, что мы ещё вернёмся на Кутарамакан и поделимся этой красотой с друзьями.
Утренний ритуал по сборам пролетел незаметно. Заправились под крышечки, взяли с собой 100 литров на обратную дорогу, а остальное топливо убрали в сарай. Мы сюда вернёмся через несколько дней и оно нам пригодится. Рыбаки также засобирались в дорогу и стартанули на час раньше нас. Мы прибрались на базе и выдвинулись им вслед. На улице потеплело до минус 15. Погода менялась, если потепление, значит скоро придёт непогода и плохая видимость, нужно выбираться отсюда. Проскочили Кету довольно быстро. Следы местами задуло, но путь читался хорошо. Через 30 км я обратил внимание на чёрную точку посреди снега. Подъехав ближе, обнаружил что это телефон Ивана! Блестящий и чистый ярко светился на солнышке. Описать словами радость Ивана трудно, но рёбра он мне встряхнул знатно. Телефон лежал на 8–10 см выше снега на небольшой возвышенности и судя по всему, его чёрный корпус нагревался и вокруг всё немного вытаяло, обнажив его. До истока Рыбной ехали в хорошем настроении. Дальше несколько км по реке, и ушли в тундру. За спиной осталось плато Путорана, а перед глазами была безжизненная голая таймырская тундра. Примерно за 50 км до Норильска на снегоходе Ивана загорелся датчик давления масла. Он сразу же остановился и мы смогли оперативно устранить неисправность. К вечеру добрались до базы МЧС, загнали снегоходы в тёплый гараж и отправились отдыхать в спортзал. За день преодолели 160 км.
30 марта погода чуть испортилась, задул ветерок, потеплело до минус 12. Мы пополнили запасы провизии и топлива, в очередной раз пересобрали сани-волокуши и взяли у местных в аренду сани на высоких полозьях — местные снегоходчики и коренные жители Таймыра и Ямала используют только их. Мы с Димой отправились в Норильск на покупку местных сувениров и поиск необходимых запчастей для снегоходов. Нас любезно покатал по городу Ваня — один из рыбаков с Базы на Кете. В Норильске подавляющее большинство жителей трудится на предприятиях Норильского Никеля — градообразующего предприятия. Ваня один из них. Рассказал нам, что сам родом из Норильска, где работали родители, но большую часть детства провёл в Тверской области, а после университета вернулся в Норильск и устроился на одно из автотранспортных предприятий. У него есть жена и дети, квартира и контракт на 10 лет, по которому осталось ещё 4 года. После чего он планирует вернуться в Тверскую область, но признаёт, что ему очень трудно будет расстаться с красотой местной природы (полагаю что речь о плато Путорана, а не о депрессивной таймырской тундре). Оставшуюся часть дня мы обслуживали снегоходы, в том числе горники. Завтра приезжают наши друзья и горники отправятся на плато вместе с нами.
Старт наметили на 13–00 31 марта. Друзья прибыли к этому времени, мы пообедали, оседлали снегоходы и двинулись в путь. Маршрут знакомый, но с небольшими изменениями и дополнениями. На базе оставили Глеба — он травмировал руку и мы решили поберечь его здоровье для обратной дороги. Он остался у спасателей координировать нашу группу, поскольку к нам присоединился Матвей, делавший это ранее. К 14–00 небо затянуло серостью, солнце пропало из виду. За этот день, мы добрались до Озера Кета и разбили палаточный лагерь в 2 км от озера. Для «новичков» получился отличный разминочный день, для опытной банды день выдался рабочим, общая усталость, уже ощущалась. Утром выехали на Кету и очень бодрым темпом отправились в сторону знакомой Базы. Через 2 часа мы там, вот так скорость! А несколько дней назад этот путь казался очень и очень долгим. Конечно часто останавливались и делились с друзьями любимыми местами, уже примеченными нами. По дороге на озере встретили Василия (хозяина той базы) на воздушной подушке. Он поехал в Норильск за своими туристами. Василий предупредил нас что на озере местами вышла наледь и порекомендовал пути объезда. К 16–00 мы подъехали к перевалу Орокан и принялись забираться. След, накатанный нами 4 дня назад был местами переметён, но читался. В одном месте мы с Димой свалились с тропы и протаранили довольно толстую ель. Отделавшись небольшим испугом и помятым пластиком, достигли перевала через 20 минут. На перевале все отцепили волокуши и принялись раскатывать пухляк. Выглядело со стороны как дети резвятся в песочнице, но ради этого мы здесь. Снегоходчики мечтают о таком снеге.
На спуске с перевала решили подстраховывать волокуши висевшей на дереве верёвкой, чтобы сани не стащило по склону. Закрепили верёвку сзади к волокушам и аккуратно придерживали, не допуская скатывания. Все волокуши благополучно спустили за полчаса и отправились на базу. С хозяином базы, Олегом Беглецовым, мы договорились по телефону в Норильске. За определённую сумму (ну как без этого) он указал нам где взять ключи и как открыть дом и баню. Для общих посиделок было решено поставить большую палатку, там и организовали кают-компанию. День был насыщенный, длинный и полный различных активностей. На Кутарамакане, месте, где все ахали и охали от красоты мы решили остаться на 2 ночи. На следующий день был запланирован выезд к Иркингдинскому водопаду — сердцу Путорана и одной из самых знаменитых его достопримечательностей.
Утром всё небо затянуло облаками, повалил снег. Термометр показывал -5 градусов, вот так жара! Видимость не превышала 500 метров. Чаякит скрылся в белой мгле. Без его массивного вида в пространстве стало немного пусто. Часть компании отправилась на рыбалку, остальные герои налегке двинулись в сторону Иркингдинского Водопада. Пересекли озеро и заехали русло Иркингды. Русло делилось на несколько рукавов, а через 5 км стало единым. Появилось очень много голубого льда и наледи, конечно. Снегоходы проскакивали по ней оставляя за собой множество брызг из воды и ледяной крошки. Перед входом в Иркингдинское ущелье забрались на лесистый берег (левый по течению реки, правый относительно нашего движения). И двигались по сильно овражистой местности ещё минут 30. Несколько км спустя перед нами раскинулась скальная стена замёрзшего Иркингдинского водопада. Мы уже бывали здесь летом пару лет назад на вертолёте, но зимой само по себе ощущение того, что ты добрался сюда по земле впечатляло.
Мы оглядели водопад с высоты, прогулялись вдоль обрывистых склонов и устроили перекус. Решили двигаться на базу по маршруту подъезда. При развороте я не очень грамотно оценил рельеф местности и опрокинул снегоход вверх тормашками. Дима с Иваном оперативно пришли мне на помощь, серьёзных повреждений техника не получила, но чтобы поставить снегоход на гусянку, пришлось попотеть.
Обратный путь занял меньше часа. Отобедав, возникла идея пробиться к водопаду снизу. И мы вернулись в Иркингду знакомым путём, но в этот раз поехали прямо в каньон. Через 500 метров русло сузилось, достигнув ширины 10–15 метров. Оба берега стали скальными высотой по 20–30 метров. Ещё через 800 метров мы уперлись в каскад водопадов, дальнейшее движение на снегоходах не представлялось возможным. Мы бросили технику, нашли не сильно крутой подъём, обошли каскад по берегу и отправились к водопаду пешком. Снизу он выглядел ещё более представительным. Мы словно оказались во дворе-колодце 15 этажного здания. В такие моменты поражаешься воде, которая своей силой способна пробивать камень, создавая подобные чудеса. Мы сидели у подножья водопада и любовались видами.
По пути обратно мы с Димой обратили внимание что наледи стало значительно больше и с каждым снегоходом проезд по ней был всё затруднительнее. В лагере я запросил погоду через Иридиум. Прогноз обещал потепление до 0 и практически нулевую видимость. Не самая приятная новость, учитывая наши дальнейшие планы по маршруту. Дурные мысли отогнал вкуснейший ужин, включавший сашими из свежевыловленной рыбы и жаркая баня перед сном. От дома до бани каких-то 150 метров, но мы ездили в баню на снегоходе. Алексей с ухмылкой называл нас буржуями, а Иван тонко подмечал, что нужно экономить силы. И был очень даже прав
Утром, неожиданно, раздуло небо. Чаякит вновь засиял своей первозданной красотой и монументальностью. Сборы прошли под звуки дрона, запущенного Матвеем. Наконец-то он смог сделать удачные кадры при чистом небе. Настроение после вчерашних подвигов на Иркингде было приподнятым. Сегодня мы планировали уехать на озеро Собачье через пробитый несколькими днями ранее перевал.
Ко времени выезда в 11–00 погода снова начала портиться. Небо опять затянуло, но видимость была приемлемой. Мы с Димой всё утро раскатывали запорошенный перевал. Сразу подготовили длинную верёвку, чтобы помогать грузовозам шутрмовать крутой подъём и не терять при это время. Горников, известных своим бензопильным нравом, ломающим тропу на высоких оборотах, отправили штурмовать перевал альтернативным маршрутом, для них это дополнительное развлечение, пока мы поднимаем грузы. В два снегохода оперативно забрались на перевал, раскинули трос и стали удить добычу. Первым пустили самых тяжёлых. Не позволяя на подъёме буксовать, сразу цепляли снегоход с волокушами и вытягивали его наверх. На всю банду управились за полчаса. Практически рекорд. Вот что значит опыт и расчёт. Выехали на Кету и чем дальше двигались, тем хуже становилась погода.
Видимость упала до 50 метров, мы подтянулись и шли плотнее. В такую погоду ориентироваться можно только по навигатору, след не читается совсем. Через час подъехали к базе Василия, забрали топливо и разлили всем под крышечку. Оставшиеся от былых богатств 100 литров оставили Василию в качестве благодарности за приют. Заехали в русло Токингды. Здесь что-то поменялось с нашего последнего визита. Появилось больше промоин, снег стал чуть тяжелее, двигаться приходилось быстро, но осторожно, выдерживая необходимую дистанцию в 50 метров. Мы с Димой проскочили неприятное место — часть тонкого льда с малым количество снега, очевидно что проскочили по лезвию ножа. За нами образовался длинный 20-метровый провал с открытой водой. Шедший за нами на горнике Матвей, дал газу, но не доезжая 2 метров до твёрдой земли его снегоход неожиданно встал в свечку и исчез из виду. Парни бросились помогать. Матвей стоял по грудь в воде и держался за снегоход, от которого над водой торчала только часть морды, кончики лыж и левая рукоять руля. Мы достали Матвея из воды, зацепили снегоход тросом и аккуратно вытащили на твёрдое. На всё действие ушло не больше трёх минут. Матвей не пострадал, промочил ноги, но выше пояса всё осталось сухим. Помог новый комбенизон, который он купил для поездки. Он переодел штаны, получил запасные йети и пару ободряющих фраз, общий смысл которых без мата звучит примерно как «вот это да как тебе повезло». Снегоход реанимировали и отправились на штурм перевала. По лесу обоз двигался медленно. Перевал пробивали налегке, а снегоходы с волокушами значительно менее манёвренные. Приходилось подтягивать сани руками. Русло ручья также село. Но мы с Димой оперативно накатывали объезды провалов. На самом перевале снег повалил крупными хлопьями, а термометр показывал +2 градуса. Очень неприятная новость учитывая, что впереди нас ждёт Накомякен, на котором наледь была замечена и при минус 30. На перевале началась суета. Снег резко потяжелел и снегоход просто зарывался и отказывался ехать. Пришлось пробиваться методом два метра назад — метр вперёд, постепенно пробивая путь. Все по очереди заваливались и копались, выглядело как поле боя. Нужно было поскорее уходить с перевала в ручей, там снег должен быть полегче. На 500 метров у нас ушло примерно 40 минут, чтобы протащить все снегоходы.
Ещё спустя час мы выехали к озеру Накомякен. Следов недельной давности видно не было совершенно, всё замело. Видимость нулевая. Нам нужно пересечь озеро и не попасть в открытое русло. Ориентироваться можно только по навигатору. Я накрутил минимальный масштаб в надежде что по приборам смогу найти след. Мы условились быть в зоне видимости, идти плотно и не сбавлять газ в случае наледи. Всё что произошло дальше, объяснить трудно. Но несогласованность действий стоила нам очень большой потери времени, сил и нервов. Итак, 9 снегоходов начинают движение след в след. Горники идут параллельно. Их дури в случае чего хватит, чтобы выбраться из наледи. Мы с Димой идём впереди, время от времени теряя след, который визуально не видно, только чувствуется задницей. С него нас постоянно выбрасывает, ехать сложно. В какой-то момент я чувствую наледь, даю больше газа, мы проскакиваем. Но пробиваться в целину всё сложнее. Я прошу в рацию ребят на горниках ехать перед нами строго по прямой максимально плотно друг к другу, чтобы разбивать целину. Ехать становиться проще. Мы с Димой раскатываем, остальные держатся за нами. В какой-то момент, мы видим чёткий след, идущий перпендикулярно и сворачиваем в него, через 2 минуты выезжаем к нужному выходу с озера. Обернувшись, я понимаю, что из 12 снегоходов цели достигли только 7. В периоды когда раздувает, на противоположном берегу мы видим ещё 4 фонаря, затем к ним присоединяется пятый. В рации звучит истошное «Наледь». Мы понимаем, что придётся ждать и фонарями указываем нужное направление. Наледь — это жутко неприятная штука. Она вылазит, когда лёд своей массой давит на воду, в результате чего в нём образуются трещины, через которые выходит вода и смешивается со снегом, образуя очень плотную снежную кашу. Когда ты проваливаешься в наледь, эта каша тут же забивает ходовую часть и снегоход совершенно не двигается. И даже если отчистить гусянку от наледи, тронуться с места проблематично, потому что снегоход шлифует лёд и не может подняться на твёрдую поверхность снега, ломая наледь перед собой. Сверху наледь обнаружить непросто, она припорошена снежком. На Накомякене толщина слоя наледи составляла примерно 40 см. Достаточно для того, чтобы провести на озере примерно дохрена времени.
Через 30 минут ветер усиливается и становится горизонтальным. Видимость переменчива. Мы то видим, то не видим застрявшие в 800 метрах от нас снегоходы. В рации звучит слово наледь и фраза мы сами, не надо к нам ехать (ибо вытаскивать 5 снегоходов гораздо проще чем 12). Иван с Матвеем светят фонарём как маяк. В какой-то момент Иван всё же решается отправится на помощь, совершенно забыв что тащит тяжеленные волокуши, на которые вдобавок налипло много сырого снега. Через 100 метров Иван со своими санями намертво садится в наледь. Матвей на своём горнике садится рядышком и два брата пытаются выковырять свою технику. Я сцепляю два верёвки, закрепляю их к фаркопу и медленно спешу на помощь. Проезжая мимо Ивана, бросаю ему конец верёвки, прошу прицепить к саням. Динамики веревки хватило чтобы сдвинуть тяжеленные сани на 7 метров. Сам я благополучно сел в наледь в 30 метрах от парней. Чтож, нас ждёт весёлая ночка. Первым делом мы отлепили из наледи горник Матвея и отправили его за Димой. Затем с Иваном по очереди начали вытягивать снегоходы. Сначала мой, поскольку он стоял ближе к намёрзшей и твёрдой тропе. Мы обкапывали снегоход вокруг, выгребая снежную кашу, а затем на малом газу поднимали заднюю часть и пытались вытолкнуть агрегат вперёд и вверх. Спустя 10 минут выбились из сил. Иван начал падать духом. Погода испортилась окончательно, в какие-то моменты мы теряли из виду снегоход Ивана, застрявший в 30 метрах. Иван сел задницей в наледь, чтобы передохнуть, а я продолжал незамудрёные действия. Обкопать, приподнять, нажать на газ. И у меня получалось! За пару подходов я продвинулся на 5–6 метров. Иван, приободрился, оценил ситуацию и направился к своему снегоходу, выковыривать его самостоятельно. К этому моменту Матвей привёз Диму и они вместе помогли добраться до твёрдого сначала мне, а потом Ивану.
На спасение двух снегоходов ушло около часа. Когда оба снегохода оказались на твёрдой поверхности, Иван достал заначку, и мы отметили наш маленький успех. Но в наледи оставались тяжеленные сани, которые не могут ехать самостоятельно. 50 метров до снегоходов мы тарабанили эти полутонные сани вчетвером около полутора часов. Что нами двигало — загадка, но мы упорно как муравьи тащили то, что тяжелее нас вместе взятых, к снегоходам. Затем на двойной сцепке еле вытащили их к ожидающей нас компании. Вот так непредусмотрительность стоила нам сил и 2.5 часов времени.
Когда выбрались с озера, обнаружили, что из застрявших 5 снегоходов выбраться из наледи сумел только один. Андрей Евгенич привёз свои тяжеленные нарты, бросил их и отправился в наледь, выручать товарищей. Ещё через полчаса нами было принято решение двигаться на озеро Собачье к летнему домику, до которого оставалось примерно 25 км, большая часть из которых по лесу. Согласовав принятое нами решение по рации и оставив Матвея работать маяком, мы двинулись. По лесу проскочили быстро, выехали на Собачье, которое в темноте и непогоде было не узнать. Как назло в этот момент у меня сдохла батарейка в навигаторе, а зарядка не шла, как выяснилось потом, из-за перетёртого провода. Совершенно обессиленные мы двигались как слепые котята в кромешной темноте и под сильным ветром. Дима достал телефон и открыл карту, мы сориентировались по ней. Нам нужно было достичь противоположного берега, оттуда я и без навигатора смогу вывести нас к избе. Но озеро в этом месте широкое, а скорость наша низкая. Ветер дул просто неистово. В какой-то момент, я поднял голову и удивился. Как при таком ветре и метели я могу видеть звёздное небо?! Мы попали в сильную низовую метель, такое явление я видел впервые. Через 10 минут слева засветился огонёк. Я подумал вот он дом. И взял курс на него. Но огонёк двигался. Через 5 минут мы поравнялись. Это был Сергей Генадич. Мы взаимно охренели от такой встречи. Оказалось что в условиях плохой видимости мы тупо развернулись и поехали по озеру в обратном направлении. Я перепрыгнул на его снегоход, навигатор на нём работал без сбоев. И через 10 минут мы добрались до летнего домика. Сергей Геннадич дал указания по обустройству лагеря и поехал обратно на Накомякен, где продолжалась битва с наледью.
В зоне леса, где находился домик, ветер был более щадящий, но с частыми порывами. Мы принялись устанавливать палатки, поскольку большой толпой в доме точно не поместиться. На часах было далеко за полночь, сил не оставалось совершенно, все действия выполнялись на автомате и морально-волевых. Через полчаса удалось развести печь в доме. Ещё через 15 минут смогли наконец поставить кают-компанию и запихнуть туда часть вещей, чтобы их не замело. Затем принялись ставить ещё одну палатку. Ноги и руки еле слушались, мы постоянно проваливались в глубокий снег, не могли удержать растяжки и привязать их к колышкам и деревьям. Все силы остались в наледи. Мы с Иваном и Димой уехали за дровами. Найти подходящие сушины в тёмном лесу оказалось задачей трудной. Нашли несколько обломанных стволов, напилили и вернулись к домику. в 2 часа ночи на озере засветилось 5 огоньков — значит все снегоходы сумели выбраться из наледи. Внешний вид героев напоминал стаю йети, вся одежда была в ледяной корке, с усов, бровей и ушей свисали внушительного вида сосульки, лица были обветрены. Все были невероятно уставшими, но очень счастливыми, что трудности остались позади. Мы отужинали на сворую руку приготовленным бульоном, выпили чаю с водкой и принялись укладываться. спать. Утром ранний подъём и к 16–00 нужно быть в Норильске. Тут выяснилось, что одни сани так и остались посреди Накомякена в наледи. Сил на них у застрявших не хватило. В этих санях были наш с Димой баул с вещами. Мы вдвоем остались без спальников и сухой одежды. Ситуация неприятная, но не критичная. Сил и эмоций переживать по этому поводу у нас не осталось совершенно. Этот день нас вымотал по полной.
Утром погода была ясная и безветренная. О вчерашней метели напоминали только многочисленные снежные наддувы и заметённый след. Чуть свет Андрей Евгенич с Алексеем взяли бензопилу и на двух снегоходах поехали вызволять сани из наледи. Вернулись с победой. Ночью подморозило и туда-обратно они смотались без проблем. Мы откопали топливо, спрятанное у домика несколькими днями ранее, разлили по снегоходам, собрались и отправились в Норильск. По плану путь должен занять 6 часов. Связку до озера Глубокое мы с Димой проскочили за час. От накатанного следа ничего не осталось, поэтому тропили по новой. Я упорно отказывался останавливаться, чувствовал что можем застрять. Мы выскочили на Глубокое и принялись ждать группу. Спустя 40 минут никто не появился. Лишних сил ехать на помощь у нас не было, поэтому мы просто сидели на снегу и смотрели на горы в полной тишине — сегодня мы с ними прощаемся. А в это время основная банда боролась с пухляком, резвилась в горельнике. Уже уставшие, они совершали банальные ошибки и застревали в не самых сложных местах, копались и ехали дальше. Горники не справившись с управлением врезались в торчащие из снега стволы и застревали. Спустя час с лишним все благополучно, но не без повреждений выбрались из снежного плена на озеро. Глубокое мы проскочили за пару часов. Чем ближе мы подъезжали к Норильску, тем грубее и утрамбованнее становился снег. На озере Мелком нас ждали знакомые заструги. Последние километры мы двигались в разном темпе и уже не особо обращали внимание на то что происходит по сторонам. К 16–00 вернулись на базу МЧС, попрощались с друзьями и отправили их в аэропорт, а сами без сил развалились в родном уже спортзале. Мы с Димой наконец скинули с себя комбенизоны в которых провели больше 36 часов. Вечер прошёл спокойно. Мы отъедались, восстанавливали силы и не подходили к снегоходам ближе чем на 100 метров. На очередной круг по Путорана с 31 марта по 4 апреля у нас вышло почти 700 км. Общий пробег с начала путешествия по моему подсчёту составлял уже 2300 км.
5 апреля до обеда отсыпались. Погода за окном была мерзкая. Дул сильный ветер и мело. Выходить на улицу желания не было никакого. Если бы не желание поскорее очутиться дома, валялись бы мы ещё пару дней точно. А домой хотелось всем уже очень. 3 недели путешествия пролетели как один день. В тёплом гараже мы в очередной раз скомплектовали все сани-волокуши, закрепили горники на сцепку, заправились и обслужили технику. После наледи гусянки на всех снегоходах были забиты льдом, поэтому ночь в тёплом гараже упростила нам задачу по отчистке ходовой части. Приняли решение заправляться в Дудинке, поэтому разлили по бакам остатки топлива, закрепили канистры и отправились отсыпаться перед финальным марш-броском до Тазовского.
6 апреля в 7 утра прыгнули на снегоходы и отправились в Дудинку. Решили переночевать в той же гостинице. Шли тем же треком, но немного спрямляя. Погода была отвратительная. В этот день спасатели дали по Таймыру штормовое предупреждение, местами ветер превышал 50 метров в секунду. В тундре нас очень сильно сдувало. Тяжёлые сани некоторые места проходили буквально боком. Диму несколько раз буквально сдувало со снегохода. В таких условиях добраться до точки назначения хотелось как можно скорее. Через 6 часов мы заезжали на заправку на въезде в Дудинку. Заправиться с вечера — отличная идея, не нужно будет тратить на это время утром и можно поспать лишний час. В гостинице я принялся смотреть погодную карту на следующий день. Прогноз не сулил ничего хорошего. Тот же ветер, та же скорость.
Мы всерьёз задумались остаться в Дудинке ещё на один день, но после прогулки по городу и общего собрания решили утром ехать дальше. В 8 утра оседлали снегоходы и поехали пересекать Енисей. Перед КПП на Зимник увидели длинную очередь из большегрузов — Зимник был закрыт из-за непогоды. Поэтому мы смело летели прямо по середине проезжей части по запорошенной дороге и уже через 6 часов подъезжали к Сузунскому месторождению. Встречаться с охраной мы желанием не горели, так что свернули с дороги в целину и принялись объезжать постройки слева. Кстати, до Тазовского решили идти другим путём, пытаясь держаться зимника. Скакать по тундре не очень хотелось, поэтому держались, загруженного в навигаторе, ижевского трека. Через 15 км выехали к ненецкому чуму. Глава семьи сказал что лучший путь до Тазовского — напрямик, всего 350 км. Он вернулся оттуда несколько дней назад. Только нам трудно будет найти его след, поскольку за 2 ветреных дня перемело всю тундру. Мы поблагодарили за совет и решили ему последовать. Я смог выйти на заметённый след и пошёл по нему. Он едва читался и постоянно пропадал. Через 10 км уже в сумерках, потерял его окончательно. Мы решили разбивать лагерь и вставать на ночёвку. Нашли безветренное место в ложбине, раскатали площадку и начали устанавливать палатку. Мы с Димой решили отправиться на разведку до реки Большая Хета, чтобы попробовать найти подъём на крутой левый берег. В долине реки снег был рыхлым и очень глубоким. Мы минут 20 пробивались до основного русла через многочисленные рукава реки. Оглядев крутой, местами обрывистый левый берег, попробовали найти подходящую траекторию. Сунулись в ручей, но через 50 метров поняли, что здесь нам не пробиться. Задним ходом выехать из узкого оврага было невозможно. Мы потратили кучу времени на разворот снегоходов на пятиметровом пятачке, вдоволь накопавшись.
Вернувшись в русло, поискали ещё варианты, и попробовали пробиться через кусты, но через 200 метров двигаться стало совершенно невозможно, приняли решение возвращаться в лагерь. Всю ночь стены палатки содрогались от ветра, сны снились очень странные, даже немного жуткие. Ощущалась сильная усталость. Утром до завтрака я решил ещё раз сгонять на Большую Хету, чтобы при свете дня найти траекторию подъёма. Буквально в 100 метрах левее оврага, в котором мы с Димой проковырялись вечером больше часа был подходящий подъём. Я накатал первый взлёт и вернулся в лагерь собираться. Сегодня нам нужно во что бы то ни стало пройти почти 200 км до балков дорожников на зимнике. Собрались, настроились, зарядили друг друга боевым кличем и понеслись покорять крутой берег Большой Хеты. Выстроились перед подъёмом и начали штурм. Сам подъём был разделён на 2 участка: сначала крутой тридцатиметровый взлёт под 45 градусов с большой пологой площадкой наверху. Затем менее крутой тягун с плавным правым поворотом длинной метров 200. Выглядело вполне проходимо. Первый снегоход с волокушами не доехал до пологой площадки метров 5 и встал на крутом склоне. Мы размотали трос и не без труда вытянули его вверх. Пошло дело. Постепенно по такому принципу первый этап подъёма прошли все снегоходы. Мы с Димой параллельно накатывали второй подъём. Делать это нужно было очень аккуратно, ни в коем случае не буксовать, чтобы не накопать ям. Затем я взял Диму с волокушами на трос и двойной сцепкой мы спокойно поднялись наверх.
Выглядело довольно просто. Но тут, как водится, началась суета. Следом за нами на подъёме довольно качественно засели Андрей Евегнич с Глебом, также шедшие двойной сцепкой. Оба снегохода выкопали под собой по метровой яме. Мы освободили Глеба от волокуш, расцепили снегоходы и руками вытолкали их из ям. Сани вручную спустили к началу подъёма. Накатанный путик был испорчен. Мы принялись делать новый, но и он при первой же попытке подъёма с санями был испорчен. За 2 часа мы не продвинулись ни на метр. Иван долго ругался и решил взять всё в свои руки. Мы отцепили волокуши от всех снегоходов и выстроили их в очередь. Иван цеплял сани к себе, Дима на короткий трос цеплял Ивана, а я на длинный Диму. Получилась тройная сцепка — паравозик. Мы быстро сработались и один за одним подняли все волокуши наверх за 20 минут. Левый берег был взят! После небольшого перекуса отправились дальше, нужно было навёрстывать упущенной время. В следующие 20 км рельеф был овражистым с крутыми спусками и подъёмами. Мы, не теряя времени, сцепляли снегоходы и оперативно помогали друг другу подняться. Постепенно овраги и растительность закончились и мы выехали на ровную белую поверхность снежной пустыни, а значит и пересекли границу Красноярского края и Ямала. Следующие 7 часов тянулись вечность, мы скакали по бесконечным застругам в абсолютно безликом и пустом пространстве. Уже в темноте выехали к Месояхскому месторождению и я в темноте увидел свой след почти месячной давности. Удивительно! Далее нам нужно было пересечь дорогу, ведущую на один из кустов, но вдоль неё выросла высокая стена из снежных валунов, за которой работал огромный бульдозер, чистивший дорогу. Увидев наши огни и поняв, что мы не можем проехать, он просто вынес своим гигантским отвалом часть стены, дав нам возможность пересечь дорогу. Выехав на знакомый зимник мы поддали газу и через 30 минут были у балков. Начальник участка был очень удивлён нашему появлению сопроводив его фразой «А мы думали вы сгинули». Он тут же организовал нам горячий чай, баню и разместил в гостевом вагончике. Спали как убитые, а как иначе после такого длинного перегона.
9 апреля, попрощались с дорожниками, поблагодарили их за тёплый приём вышли на зимник и уже через 4 часа были в Тазовском. Но времени на отдых не было. Нужно было загрузить все снегоходы и вещи в грузовики, которые ждали нашего появления в посёлке уже несколько дней. Из последних сил, управились со всем часов за 6. А уже в 2 часа ночи нас ждал трансфер в аэропорт Нового Уренгоя, самолёт до Тюмени, а затем поезд до Перми.
В Перми снега не было. И в Перми проявилось очень сильное послепоходное похмелье. Хотя тело физически находилось в городе, душа и мысли упорно не хотели покидать тундру и плато Путорана.
Мой одометр намотал 3055 км за 26 дней путешествия на снегоходе. По тундре, по рекам и лесам, по бесконечно красивым долинам на Плато Путорана. Мы вышли другими из этого путешествия. Мы намотали не только кучу километров, просидели много часов на снегоходах, мы видели невероятную природную красоту. Мы сражались со стихией, решали сложные навигационные задачки, искали нестандартные решения для продвижения в сложных ситуациях. Мы бились друг за друга, помогали даже когда не было сил просто встать со снегохода, мы ругались друг на друга, обижались, спорили. Но мы бесконечно шутили и улыбались. Мы не отчаивались даже в самых безвыходных ситуациях. Мы прошли этот путь вместе, плечом к плечу и разделили все радости и трудности на всех поровну. Даже сейчас, спустя несколько месяцев, каждый из нас чувствует что сердце бьётся по другому.