После недельного пребывания в Пскове мы отправились в Великий Новгород — город, который считается не только колыбелью российской государственности, но и крупнейшим центром просвещения.
После недельного пребывания в Пскове мы отправились в Великий Новгород — город, который считается не только колыбелью российской государственности, но и крупнейшим центром просвещения.
Многое повидал на своём веку Господин Великий Новгород. И свое пафосное название носил неспроста. Слово «великий», указывало, скорее всего, на размеры подчиненных городу земель. Границы Новгородской республики простирались от Белого моря на севере до верховья Западной Двины и Волги на юге, от Балтийского моря на западе и до Уральских гор на востоке. Это было самое большое и самое богатое русское государство. А эпитет «господин» противопоставлял боярскую республику соседним государствам Руси, в названиях которых присутствовало слово «княжество».
Современный Великий Новгород — административный центр Новгородской области. Прежний и заслуженный эпитет «Великий» городу возвратили сравнительно недавно.
К моменту присоединения Новгорода к московским владениям Ивана III Софийская сторона состояла из Неревского, Людина и Загородского концов (районов). Раньше всех остальных, с 1067 года, упоминается в летописях Неревской конец. Предполагают, что его название произошло по имени финно-угорского племени нерева. По другой версии, название связано с праиндоевропейским словом «вода» и каким-то образом перекликается с «нереидами».
В древности средоточием общественной и политической жизни Неревского конца была церковь Сорока Севастийских мучеников (утрачена), заложенная в 1199-м при участии Прокши Малышевича. До XIV века на площади перед церковью собрались на кончанское вече для обсуждения насущных проблем. Вече имело право заключать мир или идти против другого конца — и это не фигуральное выражение. Каждый новгородский район имел свою печать, казну, своё боевое знамя и свой вооружённый отряд с собственным воеводой.
Административно конец делился на две сотни, а сотни — на улицы, представляющие собой общину, которой управляли уличанские старосты, избираемые исключительно из боярских фамилий. Несмотря на свободолюбивый дух Новгород был в большей степени боярской олигархией, нежели республикой. Вся полнота государственной власти находилась в руках привилегированной части купечества и бояр — лучших, «вячших» мужах.
С Неревским кварталом связаны имена многих известных личностей. В здешней церкви Св. Якова служил Герман Воята, систематически пополняющий Новгородскую владычную летопись. В Козьмодемьянском храме на Холопьей улице работал священником будущий архиепископ Новгородский и Псковский Василий Калика (в миру Григорий).
На Дослане улице родился и провёл детские годы преподобный Варлаам Хутынский, основатель Хутынского монастыря. На том самом месте, где, по преданию, стоял родительский дом Варлаама, братией монастыря в 1645 году была возведена деревянная часовня. Поначалу она была приписана к Дмитриевской церкви, а с 1841 года — к церкви великомученика Пантелеймона.
Блаженный Николай умер 27 июля 1392 года. Дата его смерти совпала с днём памяти святого Пантелеймона. По завещанию Николай был похоронен на краю кладбища, расположенного вокруг существовавшего тогда Иаковского собора. В 1554 году над могилой был выстроен каменный храм, освящённый во имя целителя Пантелеймона. Жители именовали его Николо-Кочановским.
После революции храм был закрыт, лишен главы и колокольни и приспособлен под морг, который позже сменила санэпидемстанция. Лишь в 2013 году церквушка была передана митрополии.
В начале XIX на территории Неревского конца обосновались военные. Между валом и Мининской (нынешней Яковлевой) улицей вырос военный городок для двух эскадронов Лейб-Гвардии Драгунского полка: казармы, конюшни на 500 лошадей и манеж для тренировок в верховой езде. Впоследствии кавалеристов сменили стрелки 22-й артиллерийской бригады, квартировавшие в новгородских казармах вплоть до революции. Благодаря им в 1912-м здесь появилось довольно необычное для Новгорода здание в стиле модерн — Офицерское собрание — долгожданная мечта служивых, желавших иметь своего рода клуб с библиотекой, столовой, бильярдом и другими помещениями для досуга.
Рядом вытянулся длинный корпус бывших «Красных казарм», построенный в XIX столетии из красного кирпича. После революции здесь размещалась лечебница, созданная по инициативе врача М. Ф. Рабиновича. В дальнейшем название менялось не раз, пока мед. учреждение не вошло в состав Центральной городской клинической больницы, став клиникой № 2.
В конце XIX столетия по инициативе командира Новгородского гарнизонного батальона на перекрёстке Козьмодемьянской и Тихвинской улиц была построена церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. В 1913-м её передали 85-му пехотному Выборгскому полку, и она стала полковой. В бурные революционные годы офицеры тайно прятали в алтаре церкви полковое Георгиевское юбилейное знамя (без древка и навершия).
В 1930 году церковь была закрыта и приспособлена под мукомольную мельницу. В годы ВОВ храм получил значительные повреждения при бомбардировке. В конце 1940-х был восстановлен, но уже без колокольни, апсид и купола. В настоящее время в здании размещается Территориальное управление Федеральной Службы Финансово-Бюджетного Надзора.
На углу улиц Стратилатовской и Новолучанской находится церковь Св. Феодора Стратилата (на Щиркове) — единственная из всех древних храмов Неревского конца, дошедшая до наших дней.
Каменная церковь была построена при князе Мстиславе Владимировиче в 1115 году неким Воигостом. Посвящение храма святому Феодору, покровителю князя Мстислава, следует рассматривать как жест уважения князю, с которым Воигост, богатый и влиятельный горожанин, сотрудничал, осваивая Софийскую сторону.
В старину мимо Стратилатовского храма шли две древние улицы — Щиркова (не сохранилась) и существующая поныне Розважа, ведущая к пристани, к развозу. Первое упоминание «Розважей» улицы относится ко второй половине XIII века и встречается в берестяной грамоте.
Первая полностью сохранившаяся берестяная грамота, ставшая настоящей сенсацией в мире науки и истории, была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе (между улицами Розважа, Великая, Козьмодемьянская и Тихвинская). Обнаружила грамоту в культурном слое XIV–XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова.
Сейчас число обнаруженных берестяных грамот превысило тысячу. Самые древние из них датированы XI веком. Среди записок — челобитные и любовные письма, купчие, завещания, долговые расписки и даже диеты.
Особую известность получила находка 1956 года — 12 берестяных грамот, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке.
Археологические изыскания на территории неревского конца ведутся уже на протяжении полувека. Специалисты раскрыли целые древние кварталы с усадьбами горожан, частоколами и древними мостовыми. Самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются 930-ми годами! В то время мостовых не было ни в одной столице Западной Европы.
Большой удачей последнего времени ученые называют остатки крепостной стены Окольного города и деревянной Досланьской проездной башни, обнаруженные в 2020 году на Софийской набережной. К XIII веку Окольный город (земляной вал) опоясывал разраставшийся город по обе стороны Волхова. А чтобы обеспечить защиту со стороны реки, в XVI веке были построены деревянные стены с башнями по линии берега на Софийской и Торговой сторонах. Потом стены обветшали и при Петре I были разобраны.
Археологические исследования на Софийской набережной шли одновременно с масштабными работами по благоустройству, которые были закончены не так давно. Теперь у нас есть прекрасная возможность увидеть обновленный променад во всей красе.
Прогулочная зона тянется от моста Александра Невского до гостиницы «Интурист» на 1,5 километра. В рамках регионального проекта здесь выполнили берегоукрепление, проложили пешеходные дорожки, создали детские площадки, спортивный городок, установили освещение.
За фонтаном высится громада Академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского. Инопланетный проект создал в конце 1970-х Архитектор Владимир Сомов. Строительство, растянувшееся почти на десятилетие, худо-бедно, но до конца довели. Однако содержать огромное театральное царство оказалось не по силам. Здание постепенно пришло в упадок и сейчас нынешние градостроители ломают голову над тем, как адаптировать бетонный объект к современным потребностям.
Справа от театра ведутся работы по реконструкции бывшего мёдопивоваренного завода «Богемия». Он был построен на берегу Волхова в 1878 году по проекту Василия Федоровича фон Геккера и состоял из целого ряда построек — солодовни, медоварни, ледника, бондарного цеха, упаковочного и других отделений. В 1973 году был запущен второй современный пивзавод, возведенный на северо-западной окраине города и производство на «Богемии» стало сокращаться, а потом и вовсе сошло на нет. В 1990 году завод был закрыт, цеха подверглись разорению и пришли в запустение.
Улица Великая выведет нас к северным границам Неревского конца, где за пределами земляного города жили когда-то разного рода кустари, работавшие с кожей: скорняки-меховщики, кожевенники, сыромятники. Район так и назывался — Кожевники. В 1406 г. на средства уличан здесь вырос один из самых красивых новгородских храмов — церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Зданию крепко досталось в годы ВОВ, но уже в 1950-х годах оно было восстановлено архитекторами Григорием Штендером и Любовью Шуляк. Это единственная новгородская постройка, воссозданная в первоначальных формах.
Безукоризненный по форме и пропорциям храм отлично вписывается в окружающий ландшафт. Особенно красиво здесь весной, когда зеленеет трава и цветут весёлые жёлтые одуванчики.
В средние века в окрестностях Кожевников стояли друг возле друга четыре монастыря — Духов, Зверин, Николо-Бельский и Лазаревский.
О монастыре святого праведного Лазаря напоминает лишь информационный щит.
Зверин женский монастырь был построен рядом с заповедным лесом — Зверинцем, где охотились новгородские князья. О существовании монастыря летопись впервые упоминает в связи с пожаром в 1148 году, когда от удара молнии сгорел деревянный храм Покрова Богородицы. На его месте в 1339-м возвели каменную церковь, торжественное освящение которой состоялось на Покров Богородицы. Ровно через 600 лет к древней церкви вплотную пристроили большой пятиглавый Покровский собор (ныне действующий).
В непосредственной близости находится миниатюрная церковь Симеона Богоприимца. Она была построена в 1468 г. вместо деревянной, срубленной по обету во избавление от «мора» — эпидемии чумы, унесшей жизни около 50 000 горожан.
По преданию, чтобы остановить страшную напасть, святитель Иона 1 октября 1467 года совершил крестный ход из Софийского собора в Зверин монастырь и там, преклонив колена, молился перед иконой Симеона Богоприимца — так ему было сказано в видении. Во время молебна народ принялся лес рубить и на плечах бревна носить. Так, за один день появилась «обыденная» Симеоновская церковь. Ровно через год её заменили каменной, той самой, что мы видим сегодня.
Некоторое время близ Зверина монастыря базировались войсковые части 85-го пехотного Выборгского полка, сформированного ещё в 1700 году из уроженцев новгородских и тверских земель. Меняя свое название, Выборгский полк принял участие почти во всех крупных военных компаниях XVIII века — русско-турецких войнах, Семилетней войне, в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова, Отечественной войне 1812 года.
Буквально в двух шагах находились казармы, обустроенные в корпусах бывшей Парусной фабрики. В XVIII веке она была крупнейшим предприятием Новгорода, снабжавшим парусиной Балтийскую флотилию. Фабричные механизмы приводились в действие от водяных мельниц, стоявших на реке Гзени. Этой небольшой речки давным-давно нет — в 72-м её «упаковали» в подземную трубу. А имя реки увековечили в названии сквера и Набережной реки Гзень.
За проросшим прудом виднеются очертания церквей, принадлежащих Свято-Духову монастырю.
По свидетельству I Новгородской летописи он существовал уже в XII веке. Долгие годы все монастырские постройки были деревянными. В 1357 г. владыка Моисей поставил в обители первую каменную церковь — в честь сошествия Святого Духа.
Мало-помалу обитель возродилась. В 20-х годах XVI века построили каменные трапезные палаты, а в 1557-м, по заказу игумена Ионы, возвели церковь Троицы Живоначальной.
В XVIII столетии по указу императрицы Екатерины II Духов монастырь преобразовали в женский. Братию выселили на Валаам, а в здешних кельях поселили монахинь из двух упраздненных монастырей — Михалицкого и Евфимиевского. Под управлением женщин-игумений монастырь преобразился, расцвел и неоднократно удостаивался посещения высочайших особ. В 1825 г. в монастыре побывал Александр I. В 1826 — великая княгиня Елена Павловна с княжнами Марией, Елизаветой и Екатериной Михайловнами. В 1832 г. — императрица Александра Федоровна с вел. князем Константином Николаевичем и вел. княжной Александрой Николаевной. В 1837 г. в обитель приезжал великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Всё что можно растащили по кирпичику, и в итоге на подворье остались разрозненные руины сестринского и настоятельского корпусов, церковь святой Троицы и собор Сошествия Святого Духа.
Даже в полуразрушенном состоянии церкви вызывают восхищение. Особенно красива Троицкая церковь с куполами и апсидами, покрытыми городчатым лемехом.
Большая Санкт-Петербургская улица служит сегодня парадной магистралью Софийской стороны. Из довоенной жилой застройки практически ничего не осталось, а если что и уцелело, то было перестроено. Среди стандартных «сталинок» и «хрущевок» выделяется римско-католическая церковь Святых Апостолов Петра и Павла — единственный действующий католический храм Великого Новгорода и Новгородской области. Монументальное здание в псевдобарочном стиле возведено в 1893 году на месте старой деревянной предшественницы, уничтоженной пожаром.
В начале ХХ века приход костёла насчитывал до 3,5 тысячи человек. В 1933 году общину распустили, колокола сняли, а храм приспособили под кинотеатр «Родина». Только в 1993 году католический костел возобновил свою деятельность и сегодня здесь регулярно проходят службы, а также проводятся концерты органной и хоровой музыки.
Возле костела установлен арт-объект «Я люблю Великий Новгород», дарующий возможность каждому желающему признаться в любви к этому замечательному городу.