Среди замков Луары непросто выбрать самый-самый, каждый уникален по-своему. Однако, Шамбор стоит особняком даже в этом ряду блестящих собратьев.
Среди замков Луары непросто выбрать самый-самый, каждый уникален по-своему. Однако, Шамбор стоит особняком даже в этом ряду блестящих собратьев.
По воле короля Франциска I монументальная ренессансная феерия выросла в самом сердце Солоньских болот.
Королевский «охотничий домик» начали строить в 1519 году. Король также повелел окружить близлежащие обширные охотничьи угодья стеной длиной в 32 км, чтобы потенциальная добыча не разбегалась по лесам.
Франциск не успел закончить начатое, ему довелось провести в замке только около двух месяцев. Эстафету перенял Людовик XIV, при котором строительство было наконец завершено.
Шамбор стал первым замком, который мы посетили. Электричка из Тура в Блуа идёт 37 минут. Выйдя из здания вокзала следует повернуть налево и дойти до автобусной остановки. До замков идёт шаттл «Châteaux Rémi», расписание есть и на остановке, и в интернете. Первый рейс в 9:15. Зазевавшись чуть не уехали в зоопарк, но вовремя разобрались.
На осмотр замка у нас было около 2-х часов, что не так уж много учитывая, что в нём более 400 комнат, около 300 каминов и 84 лестницы. Более 60-ти комнат открыто для туристов.
Оленьи рога на стенах замка напоминают о его первоначальном предназначении.
На дубовых дверях вырезаны символы основателя Шамбора — Франциска I.
Картины рассказывают о самых примечательных эпизодах его правления. Копия с картины Винсента Вольпа 1545 года — «Встреча Генриха VIII и Франциска I на Поле золотой парчи в июне 1520 года».
В 1519 году король находился в бедственном положении. Он наделал долгов пытаясь получить пост главы Священной Римской империи, однако должность досталась Карлу Габсбургу, ставшим Карлом V. Чтобы укрепить своё положение Франциск решил заключить союз с королем Англии Генрихом VIII. Именно с этой целью он организовал встречу на Поле золотой парчи между Кале и Булонью.
В течении трех недель юные правители, Франциску I было 25, а Генриху VIII 28 лет, стремились демонстрировать роскошь и власть устраивая пышные вечеринки и поединки. Торжества закончились дипломатическим провалом. Всего через две недели после объятий на Поле золотой парчи Генрих VIII встретился с Карлом V и подписал с ним тайный договор против короля Франции.
Охотничий зал украшен тематическими картинами и скульптурами.
«Кабан, схваченный за уши», Луи-Годфруа Жаден 1841 г.
Одна из четырех картин, заказанных для замка Тюильри в 1840 году герцогом Орлеанским, старшим сыном короля Луи-Филиппа. Сцена изображает момент охоты, когда гончие пытаются удержать кабана, вцепившись в его уши.
Портретная галерея выдающихся персонажей французской истории.
«Представление Герцога Анжуйского как короля Испании», Франсуа Жерар 1824 г.
В окружении придворных Людовик XIV представляет коленопреклоненным испанским послам своего внука Филиппа де Франса, герцога Анжуйского, как будущего короля Испании Филиппа V. Будущий король остановился в Шамборе в декабре 1700 года по пути в Мадрид на коронацию. Картина была заказана Людовиком XVIII для его Большого кабинета в замке Тюильри.
В зале Бурбонов представлена серия картин изображающих членов семьи Бурбонов, семь из которых правили Францией в период с 1589 по 1830 год.
«Рождение герцога Бордо», Клод-Мари Дюбюфф 1824 г.
29 сентября 1820 года герцогиня Берри родила «чудо-ребенка», последнего наследника мужского пола старшей ветви Бурбонов, родившегося через несколько месяцев после убийства его отца. После петиций, поданных его сторонниками-роялистами по всей стране, наследник получил поместье Шамбор и титул Генрих де Шамбор. На картине, приобретенной его двоюродным дедушкой Людовиком XVIII в. 1824 году, изображен полный состав королевской семьи, а также сам Людовик XVIII, объявляющий двору о счастливом событии.
Людовик Великий Дофин — единственный законный наследник Людовика XIV.
Театр Мольера. Одно из выдающихся событий в истории Шамбора, премьера знаменитого комедийного балета «Мещанин во дворянстве», сыгранного перед Людовиком XIV труппой Пале-Рояля 14 октября 1670 года.
Частные апартаменты. Спальня одной из фавориток.
Поначалу охотничий замок не был пышно меблирован. Только в XVIII веке начались работы по обустройству и украшению интерьера замка.
К печке стоит присмотреться поближе.
На каждом изразце своя картинка.
Кабинет. На стене лицом к лицу портреты будущих супругов в год свадьбы. Луи де Франс, Дофин (1729–1765) 16-ти лет старший сын Людовика XV изображен величественно стоящим в расшитом золотом костюме с голубой лентой Ордена Святого Духа на груди. Мария Тереза Рафаэла Испанская, Дофин (1726–1746) 19-ти лет одета в роскошное придворное платье и мантию на подкладке из горностая.
Парадная спальня. Спальня была самой важной комнатой в королевских апартаментах. Кровать Людовика XIV как личное пространство государя располагалось за балюстрадой, а остальная часть комнаты была доступна для семьи и придворных, присутствие которых было разрешено для церемоний «вставания и отхода ко сну».
В 18 веке Станислав Лещинский, а впоследствии граф Саксонский, также использовал эту комнату. Именно здесь граф умер 30 ноября 1750 года, простудившись после охоты.
В замке представлено около 4500 предметов искусства — мебель, китайские вазы, старинные часы.
Шамбор обладает одной из лучших коллекций гобеленов во Франции. Ковёр с гербом Людовика XIV. Людовик XIV выбрал своей личной эмблемой солнце — символ Аполлона, бога мира и искусств, а также звезда, которая дает жизнь всему сущему, всходя и заходя с неизменной регулярностью.
Гобелен из серии «История Артемисии» — «Солдаты несущие башни и трофеи», 1610 г.
Гобелен (Gobelin) — фамилия фламандских красильщиков шерсти и ткачей, а также название парижской мастерской основанной в 1601 году, когда король Франции Генрих IV арендовал у Гобеленов фабрику для своей Королевской мануфактуры. «История Артемисии» одна из первых серий шпалер сотканных в мастерской.
Гобелен из серии «История Артемисии» — «Презентация книги и меча», 1610—1620 гг.
В Шамборе представлены четыре голбелена из восьми в серии «История Артемисии». Гобелен был изготовлен для Марии Медичи. Артемисия была образцом царствующей вдовы древности. По аналогии, гобелены прославляли Екатерину, а затем Марию Медичи как вдов и королев-регентш. В этой сцене Артемисия представляет своего внука Лигдамида ученым, философам и военачальникам, символизируя образование, сочетающее в себе изучение военного дела, гуманитарных и естественных наук.
Гобелен из серии «История Артемисии» — «Дети на лошади», 1610—1620 гг.
Двое детей верхом на лошади несут скипетр, корону и триумфальную пальмовую ветвь как дань уважения погибшему царю Мавсолу.
Гобелен из серии «История Сципиона» — «Триумфальный марш к Капитолию», Брюссельская мастерская 1660 г.
Набор из 24 гобеленов, посвященных подвигам римского военачальника Публия Корнелия Сципиона Африканского, был самым большим из когда-либо сотканных во Фландрии. Серия была изготовлена по заказу Франциска I в. 1532 году.
Гобелен из серии «История Сципиона» — «Быки и слоны», Брюссельская мастерская 1660 г.
После победы над Карфагеном в 202 г. до н. э. Сципион вернулся в Рим как полководец-завоеватель. Войско прошествовало по улицам столицы парадным маршем. Белых быков вели в храм Юпитера для принесения в жертву, слоны и дромадеры несли богатую добычу, захваченную в Африке.
Гобелен в одном из коридоров вызвал стойкую ассоциацию со стихами из мультфильма «Картина» — «Мальчик квадратный ковёр выбивает». На переднем плане слева кукушка и петух, хотя Крылов к тому времени скорее всего ещё не родился. Другие персонажи: слуга с вазой, обезьяна с виноградом, грифон с добычей остались не понятны. Может не все басни Лафонтена были адаптированы Крыловым? Ковёр явно соткали уже после окончания строительства замка. На горизонте сам замок к которому направляется кавалькада королевской охоты.
В центре замка находится пожалуй самая впечатляющая архитектурная деталь — двойная спиральная лестница. Два непересекающихся пандуса закручены вокруг одного полого столба. Лестница обслуживает основные этажи здания вплоть до террас на крыше.
На втором этаже посетителей ждёт сюрприз — крестообразная комната с дугообразным сводом украшенным гербами Франциска I: монограммой «F» и саламандрами.
Одни саламандры выплевывают воду для тушения «плохого» огня, а другие поглощают «хороший» огонь.
Замок никогда не предназначался для защиты от врагов, стены, башни и заполненный водой ров носят декоративный характер. Некоторые элементы архитектуры — открытые окна, лоджии и обширная открытая площадка наверху заимствованные из архитектуры итальянского Возрождения менее практичны в холодном и влажном климате севера Франции.
По лестнице поднялись на искусно украшенную крышу. Чего тут только не было: разной формы башни, башенки, дымоходы. Всего 11 видов башенок, три типа дымоходов, обрамленные четырьмя монументальными угловыми башнями.
Когда Франциск I заказывал строительство Шамбора, он хотел, чтобы силуэт замка выглядел как очертания Константинополя.
Центральная лантерная башня увенчана королевской лилией.
Благодаря крестовой планировке четыре жилых помещения на каждом этаже крепости совершенно одинаковы. Только два противоположных крыла — королевское крыло на востоке и крыло часовни на западе — отличаются друг от друга. В эти две секции можно попасть со двора по открытым винтовым лестницам.
Конечно же не преминули воспользоваться шансом подняться, тем более других желающих не было.
Лестницу королевского крыла построили при Франциске I в. 1545 году, а в крыле часовни строительство заканчивали во время правления Генриха II.
Орнамент лестницы отражает темп работ: на первом и втором этажах на карнизах и капителях вырезаны саламандры, а выше уже видна буква «H» и полумесяцы в честь Генриха II.
Два часа пролетели как один миг. Успели ещё прогуляться по дорожкам парка, а потом поспешили на остановку шаттла.
По пути встретили полицейских на лошадках. Когда-то в Шамборе были конюшни на 1200 лошадей, видимо традиция продолжается.