Город Барановичи (райцентр на северо-востоке Брестской области) входит в топ-8 белорусских городов по численности населения (больше только в столице, областных центрах и в Бобруйске). При этом он, по историческим меркам, молод. Кстати, так вышло (точнее, приехало), что история самого города чётче истории района.
Барановичский район (так же, как Кореличский и Несвижский) находится на стыке трех областей (Брестской, Гродненской и Минской). И если, скажем, жители современного Полоцкого района знают, что «корни» их малой родины в древнем Полоцком княжестве, жители столицы и пристоличья знают про выделившееся из Полоцкого Минское княжество, гродненцы — про Городенское княжество, жители Турова — про Турово-Пинское, то про околобарановичские места так однозначно не скажешь, они и в древности были «на стыке» (разве что не областей, а феодальных удельных княжеств). Понятно, что на территории нынешнего Барановичского района люди жили и культура их была еще во времена Древней Руси. Но, пожалуй, было бы некорректно взять и «уверенно» отнести местоположение города Барановичи конкретно к бывшему Минскому княжеству (оно, возможно, за Нёман заходило до Мира, но никак не сюда), Турово-Пинскому, Городенскому или какому-то из еще более мелких удельных. Да и надо ли? Сейчас это Беларусь. Причем урок(и) последствий феодальной раздробленности здешних древних княжеств, знаете, кто в нынешнее время захотел понять — тот понял. Не было бы излишней раздробленности — не подчинились бы балто-литовским князьям… Кстати, про времена ВКЛ. Из краткой информации на карте, про один из поселков Барановичского района: «По мнению историков возле современного городского поселка Городище в XIII веке находился замок Варута — единственная известная из летописей резиденция великого князя литовского Миндовга." И ладно бы. Но, думаю, что-то такое я уже встречала… якобы про Мир. Про Мир я ведь многое читала, и ответственно-объективное, и от фанатичной части авторов-«литвинистов». Вот, нашла. «По мнению историка Н. Е., на мирских землях между Слонимом и Кореличами располагалась историческая, летописная Литва. Здесь находилась легендарная Ворута (Варута) — город, где около 1252 года сражался Миндовг.». Ой. Ну, насчет «историка» и «историков» — отдельная история, не сейчас. О «мнениях». Во-первых, мирские земли (даже если иметь ввиду не только сам поселок Мир с Мирским замком, но и окрестности) не располагаются «между Слонимом и Кореличами». Хоть и относятся к Кореличскому району. Но они не «между» Кореличами и Слонимом. Достаточно посмотреть карту. Во-вторых, историческая Литва изначально располагалась там же, где Литва современная — ближе к Балтике. В-третьих (даже во-первых), исторически, изначально (до вхождения в ВКЛ) мирские земли не были литовскими. Там была культура, основанная на православии. В-четвертых, мини-«расследование» насчет расположения В(а)оруты показало наличие еще версии про Кореличский район (но рядом с Новогрудским) и еще вариантов 15, среди которых и литовские места, и белорусские. …Знаете, я не стану искать в барановичских краях следы литовца Миндовга. Был он там или не был — «это науке не известно», а вот то, что люди жили там и до XIII века — это точно. Здешние.
С удовольствием возвращаюсь к самому городу Барановичи с его молодой, зато хорошо известной историей. Когда строилась Московско-Брестская железная дорога, в ноябре 1871 года была открыта станция Барановичи (получившая название от одной из ближайших деревень). Сейчас это станция Барановичи-Центральные, первая, хоть уже не единственная и не самая большая станция города. Однако начало городу Барановичи в 1871 году положила она.
Современникам, избалованным самолетами и «интернетами», такая история появления города может показаться «прозаической». Зато даже через три десятилетия после 1871-го будущий народный поэт и писатель Якуб Колас к роли «железки» в жизни народа относился весьма душевно. Что чувствуется, например, в следующих отрывках из трилогии «На росстанях».
«- Давно вы приехали в Тельшино? — спросил Лобановича отец Кирилл.
— Да вот уже скоро неделя будет, отец Кирилл.
— Что, не думали, верно, попасть в такую глушь? — снова спросил священник и громко засмеялся.
— А вы знаете, отец Кирилл,- сказал Соханюк,- коллега находит, что у нас здесь бОльшая глушь, чем Тельшино.
— И правду говорит, чистую правду! — убежденно промолвил отец Кирилл. — Тут у нас такая яма, такая, извините, помойка, что другой такой на свете нет.
— Когда я говорил, что у вас, коллега, большая глушь, то имел ввиду, что вы живете дальше от железной дороги. Какая бы ни была сама по себе глушь, но когда ты слышишь гудок паровоза, стук вагонных колес и видишь эти ровные либо красиво закругленные полосы железа на шпалах, то не так тоскливо ощущаешь оторванность от людей и культуры, железная дорога является как бы живым образом неразрывной связи с людьми.»
«Коротко и отрывисто прогудел паровоз на разъезде, тихонько вздрогнули рельсы, легкий, еле слышный шорох пробежал по ним, будто они о чем-то переговаривались между собой. …Было что-то величественное, могучее и захватывающее в стремительном беге поезда. Невольно хотелось склонить голову перед гением человеческого ума, одержавшего верх над бесконечными пространствами. Поезд промчался, как змей… охватывая за минуту целую версту.»
…Здание станции находится между железнодорожными путями (само собой) и улицей Вильчковского. На улице Вильчковского под номером 94 сохранилось (хоть и в требующем наметившейся реконструкции состоянии) первое кирпичное здание в Барановичах. Как вы уже догадались, построено оно было в 1871 году. Изначально это был доходный (заезжий) дом, принадлежавший Иосифу Королевскому, то ли «просто» богатому мещанину, то ли начальнику местной железной дороги.
Уважив «раритет», я вернулась на станцию, прошла по пешеходному мостику над железнодорожными путями и вышла на улицу Калинина.
К центру можно пойти, свернув налево на какую-то из улиц, перпендикулярных улице Калинина, то есть по улице Брестской, Горького, Пионерской или (догадайтесь?) по Комсомольской. К Комсомольской я и прошла три «с копейками» квартала.
На углу улиц Комсомольской и Калинина стоит здание местного водоканала, а по обе стороны от него — разные тематически-«водные» уличные приколы. Ближе к перекрестку — композиция «Колодец». Сейчас еще добавилась предновогодняя иллюминация, но включается она, видимо, вечером. Через дорогу находится парк имени 60-летия СССР, или, как его называют, «старый парк». А это как бы «Колодец».
Как по мне, интереснее боковой дворик, который по другую сторону от здания водоканала. Там есть местный водопроводчик, а в глубине дворика — кран-фонтан, то бишь зависший в воздухе кран, который фонтан (правда, зимой он не работает). А в раннедекабрьское предновогодье пришел еще олень с санями.
На другой стороне улицы Комсомольской установлен небольшой памятный знак в честь графов Разводовских. С 1881 года граф Разводовский (Развадовский, Розвадовский) внёс большой вклад в планирование данных кварталов и городскую застройку. Встречаются разные варианты написания фамилии. Я выбрала тот вариант написания их фамилии, с которым в наше время в Кореличском (соседнем) районе проживают некоторые однофамильцы (а, может, потомки или дальние родственники) графа — Разводовские.
Оттуда по улицам Минина и Пожарского, Пионерской и Куйбышева прошла несколько кварталов к Покровской церкви. Кстати, она хорошо заметна с мостика на станции.
Движение к «центру» (впрочем, и здесь уже центр) можно было бы продолжить отсюда. Но я по улице Куйбышева перешла вновь к улице Комсомольской и затем… за улицу Комсомольскую, на параллельную ей улицу Царюка. Зачем? Я намечала некоторые дела в Барановичах на 14 декабря, а еще 13-14-го в городе был «Марафон единства». Дело отменилось, то есть перенеслось, я съездила в Барановичи немного раньше. А сопутствующие мысли про «марафон» в сознании успели «отложиться». А, как по мне, то один из символов народного единства на «пятачке» Кореличи-Мир-Столбцы-Несвиж-Барановичи — личность Героя Советского Союза Владимира Царюка. Так сложилось, что Владимир Царюк (1899–1957) на территории нынешнего Кореличского района родился (20 декабря 1899 года в деревне Большая Обрина), Столбцовским районом и Барановичами ему доводилось руководить, а еще во время Великой Отечественной войны он был командиром Столбцовско-Мирского партизанского соединения и одним из руководителей партизанского движения на территории Барановичской области. Кстати, лично возглавлял такие операции, как разгром фашистского гарнизона в поселке Мир и захват (в другом месте) штаба карателя Оскара Дирлевангера.
Это не описка, насчет Барановичской области. Действительно, раньше была Барановичская область (с 4 апреля 1940 года по 26 апреля 1954 года). В разные времена она включала от 12 до 26 районов, в том числе Кореличский, Мирский, Столбцовский, Несвижский… В 1954 году Барановичская область была упразднена в ходе процесса укрупнения областей, а районы вошли в состав Брестской, Гродненской, Минской…
Что касается Владимира Царюка, с апреля 1947 года он был заместителем председателя Барановичского облисполкома, а с ноября 1951 года — председателем Барановичского горисполкома. …Сейчас в Кореличах, Столбцах и Барановичах есть улицы Царюка. И это правильно.
Повстречалась информация, что здание СДЮШОР на улице Царюка — это бывшая иешива. Может быть. Если так — то здание, можно сказать, осталось школьным, только теперь это школа спортивная. Кстати, в Барановичах и университет есть (основан в 2004 году), но его корпуса в других районах города.
Около СДЮШОР на заборе стадиона (или, точнее, на стене, которая не то отделяет, не то является общей для стадиона и дворовых гаражей или похожих строений) в 2021 году появилось такое граффити: «Мы адзiныя 1871 150 Барановичи 2021 Мы адзiныя» В смысле, в 2021 году Барановичам исполнилось 150 лет. А еще в 2021 году в Беларуси стали отмечать День народного единства (17 сентября), хоть это и не выходной. …Символично, что такое граффити на стадиончике, который на улице Царюка. 17 сентября 1926 года польские власти арестовали Владимира Царюка и затем приговорили к пожизненному заключению, а 17 сентября 1939 года вернуло его к активной жизни и новым перспективам.
В остальном же, если идти по ней к центру, улица Царюка — туристически не распиаренная симпатичная улочка со среднеэтажной застройкой, магазинчиками и привычной жизнью обычных людей. В Барановичах работает хлебозавод (филиал брестского «Берестейского пекаря»), и на улице Царюка есть пара фирменных магазинов, где можно купить пироженку, хлеб с орешками, чипсы из лаваша или что-то еще, в том числе молочное, мясное… Один называется тематически — «Хлебный».
Второй, «Гасцiнец» — на углу, где улица Царюка упирается в Советскую (вход со стороны улицы Советской).
А на другой стороне улицы Царюка на доме № 1 прикреплена мемориальная доска с информацией о том, в честь кого названа улица.
Кстати, в этом доме находится филиал (выставочный зал) местного районного краеведческого музея.
Улица Царюка «упирается» в Советскую там, где за совой расположен магазин «Книги».
Кроме книжно-культурного шоппинга рядом возможен и шоппинг физкультурный — справа, в следующем доме есть фирменный магазин пинской casual-спортивной одежды Format. Раз уж я вас «завела» к началу улицы имени почти земляка из Кореличского района.
…А если, выйдя из продуктового магазина «Гасцiнец», повернуть налево, то буквально через квартальчик выйдете на главную площадь города — площадь Ленина. У горисполкома установили новогоднюю ёлку, но в тот день она еще была не наряжена.
По площади прогуляться стоит, но все-таки вернусь квартала на полтора назад по Комсомольской, чтобы пройти по парку имени 30-летия ВЛКСМ и по пешеходному бульварчику Штоккерау.
У главного входа в парк стоит памятник лётчику-асу, Герою Советского Союза Сергею Грицевцу.
Парк этот, как и большинство парков, гораздо красивее и живее выглядит в мае—сентябре, чем в почти бесснежную часть декабря, но… неожиданно порадовалась за предновогодне-иллюминационного пса. За то, что он там появился, хоть он не Змея и не Дед Мороз.
В парке заинтересовали некоторые тренажерчики, но было еще «планов громадье» и, главное, погода, брр, как-то не располагала.
От восточного входа-выхода из парка легко перейти на бульвар Штоккерау.
Бульвар назван так в честь австрийского города-побратима Штоккерау. Сейчас, возможно, побратимство ни в чем не проявляется, но название бульвара сохранилось.
На бульваре есть фонарь-«сердечко», на который «приземлился» один из символов города Барановичи — воробей.
А еще на бульваре Штоккерау продаются фирменные барановичские «лодочки» с сосисками и не только.
Само собой, кроме окошка, где можно заказать «лодочку», есть и кафе более привычного формата.
Бульвар вновь вывел на улицу Советскую, но уже на ее небольшой пешеходный отрезок от площади до улицы Горького. Прохладненько, поэтому скамейки свободны. А двухэтажное здание с ретро-муралом на боковой стороне — районный краеведческий музей (тот самый, выставочный филиал которого уже «попался» на углу Советской и Царюка).
Что ж, надо уже и на площадь вернуться.
Перед гостиницей «Горизонт», как в прошлом перед каждым уважающим себя постоялым двором, пасётся конь.
Около фотостудии в жилом доме предлагают свои услуги фотограф и кот.
На другой стороне площади, сбоку от кинотеатра (в здании которого есть и пара магазинов) присел и очередной барановичский воробей.
А еще есть паровозик серии Л.
За стоящими на площади и в начале улицы Ленина зданиями советской эпохи открывается соседство старинного и современного на улице Димитрова.
От площади Ленина с остановки у кинотеатра достаточно легко доехать ко второй железнодорожной станции города (Барановичи-Полесские) или хотя бы в ее сторону. Но я решила поехать на том автобусе (№ 20), который идет не просто в ту сторону, но и затем, петляя, привозит на улицу Фестивальную. Где недалеко, между домами 2Б и 2Г во дворе по улице Розы Люксембург, находится небольшой мемориал в память о Героях Беларуси летчиках Андрее Ничипорчике и Никите Куконенко. 19 мая 2021 года во время учебно-тренировочного полета их ЯК-130 потерпел крушение. Ребята могли бы успеть катапультироваться, но, стараясь увести теряющий управление падающий самолет от города, смогли направить его в относительно большое свободное пространство между домами. Андрей (33 года) и Никита (22) погибли. Но в городе обошлось без жертв. В больницу попал только один мужчина из дома 2Г с переломом руки (ударной волной его сбило с ног в квартире) и порезами от оконного стекла. Он потом говорил, что его собака как будто что-то предчувствовала, пыталась не пускать хозяина на кухню. …На мемориале два улетающих журавлика. «Навсегда в мирном небе».
…Однако, надо показать вам вторую станцию, автовокзал и кое-что в их районе. Начинало смеркаться.
Около моста-путепровода (который над железнодорожными путями) сохранилась старинная аптека.
Примерно через дорогу (по пути на автовокзал и так далее) находится менее везучее строение с давней кладкой и подозрительно-«древним» балконом, которое, правда, уже обнесено строительно-защитной сеткой.
Зато около автовокзала вновь повеяло жизнью и даже предновогодьем.
От автовокзала уже и железнодорожная станция Барановичи-Полесские близко. Правда, здание железнодорожного вокзала я сфотографировала не сразу, а после того, как пристроила там последствия городского шоппинга, включая произведенный местным предприятием комплект постельного белья (очень расцветка приглянулась, в Минске именно такая не попадалась). …Станция Барановичи-Полесские побольше, чем Барановичи-Центральные.
Теперь можно продолжить прогулку. Около станции, параллельно железнодорожным путям, расположен местный музей железнодорожной техники. По пути к входу на его территорию надо «нырнуть» под мост. Через дорогу справа можно заметить (даже в темное время суток) необычное здание «из прошлого» — в давние времена это было здание акцизного управления. Не удивляйтесь ракурсу — я сфотографировала его несколько позже, с моста.
…В музее железнодорожной техники я сделала бы несколько фотокадров и в вечерней темноте, но оказалось, что он работал все же не до 18.00, а до 17.00. Уже был закрыт. Что ж, паровозик напротив калитки все равно поздравлял с Новым годом.
А часть музея, которая между станцией и мостом, я все-таки сфотографировала, сверху с моста.
Кстати! Музей железнодорожной техники под открытым небом — это не единственный музей с железнодорожной тематикой на этой станции. В самом здании вокзала на втором этаже есть музей истории (!) железной дороги. Правда, он работает только по утрам (с 8.00 до, кажется, 11.00) и по предварительной записи.
Но и это еще не всё! На том же втором этаже, но напротив упомянутого музея истории ЖД, есть верхний зал ожидания. В нем (помимо сидений, телеэкрана и места для зарядки телефонов) по периметру висят старые фотографии города, а внизу расположены макеты многих достопримечательностей.
Само собой, на станции не только «пища духовная». На первом этаже, среди прочего, есть скромненькое мини-кафе (но как вкусна бывает тепленькая сосиска в открытой булочке после вечерней ходьбы по мостам!) и круглосуточный продуктовый магазин. А вот такой забавный новогодний ретро-уголок сбоку от входа в магазин вообще стал неожиданностью.
Снаружи на привокзальной площади к 17 сентября 2024 года открыли памятный знак в виде макета паровоза серии «В» образца 1871 года. Именно такой впервые прошел через Барановичи по Московско-Брестской железной дороге. А для основания памятного знака-паровозика использовали настоящую брусчатку конца XIX — начала ХХ веков, которую обнаружили еще в 2018 году во время реставрации данной привокзальной площади.
В кадре справа — ухоженно-симпатичный старинный домик. Через дорогу (улицу Фроленкова) — советской постройки жилая трехэтажечка с аптекой и магазином одной из торговых сетей. Чего так ласково? Просто люблю, когда рядом с «привокзальем» ощущается обычная человеческая жизнь. От этого как-то уютнее, и ранние зимние сумерки не «давят». А, справа от трехэтажки есть еще фирменный магазин волковысского мясокомбината. Впрочем, и помимо мини-«шоппинга» на станции и вблизи нее есть чем заняться или на что обратить внимание.
Утром приехала на одну станцию города, вечером уехала с другой станции. Такие Барановичи — железнодорожные.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия