Наступает конец года, и хочется если хотя бы не подвести итоги, но немного вспомнить, а куда я собственно ездил. И первой поездкой в этом году был именно Нижний, куда я отправился впервые. Впервые же я снимал только на телефон, так как брал с собой лишь рюкзак, и фотоаппарат бы не влез вместе с другими вещами.
Вот такими депрессивными видами встретил меня Нижний, это буквлаьно в 10 метрах от вокзальной площади. Все-таки город у вокзала должен быть красив создавая первое впечатление. Конечно Нижний по итогу мне понравился, но первое впечатление было смазанным. А еще — все время что я был в городе лил дождь, без конца, я такого даже в Питере не помню.
Город начинается с метро. А станция Московская самая красивая станция Нижегородского метрополитена. Строительство станции было начато в 1977 году. «Московская» строилась открытым способом, из-за чего было перекрыто множество дорог и привокзальная площадь. Станция сразу же строилась под перспективные две линии. Помимо самой станции была сооружена разветвлённая сеть пешеходных тоннелей на подходе к ней. Часть из них соединила станцию метро с Московским вокзалом и Московским шоссе. Последний такой тоннель был построен в 2018 году и соединил станцию с Центральным универмагом. Станция была открыта 20 ноября 1985 года в составе первого пускового участка Нижегородского метрополитена»«Московская» — «Пролетарская»».
С 1985 по 1993 год она была конечной для тогда единственной Автозаводской линии. После открытия первого участка Сормовской линии «Московская» — «Канавинская» — «Бурнаковская» она стала конечной и на станции было организовано вилочное движение поезда «разворачивались» на станции.
А вот это Горьковская станция метро, пока единственная в Нагорной (исторической) части города. Открытие станции состоялось 4 ноября 2012 года в составе четвёртого пускового участка Автозаводской линии Нижегородского метрополитена «Московская — Горьковская». Своё название получила по одноимённым площади и улице в честь русского писателя, уроженца Нижнего Новгорода Максима Горького (1868–1936). По проектам 1977 года станция имела название «Площадь Горького».
Поднвшись с Горьковской я пошел на Большую Покровскую улицу, местный Арбат. Как и Арбат она пешеходная, с множеством достопримечательностей выходящих на улицу, музеев и театров. Разумеется здесь много магазинов сувениров как съедобных так и не очень. Но как и в большинстве городов России улица архитектурно это дичайшая смесь разных стилей и эпох.
Когда рядом с деревянной избушкой модерновый особняк, за ним выступает 9тиэтажка, а напротив модернистское здание. Хорошо что все более или менее приведено в порядок.
На улице огромное количество современных памятников, иногда это памятник ради памятника, чисто бессмысленно и беспощадно, все ради «любимых туристов».
Шикарнейшее здание Государственного банка, построенное в 1913 году к 300 летию династии Романовых. Говорят что часы в башне сбоку были возведены чтобы закрыть окно одного из купцов антимонархистов, дабы не смущать непристойностями царскую семью.
Внутрь Банка тоже можно попасть, но по предварительной записи и пару раз в год.
Первый в России трамвай поехал по этим рельсам в 1896 году. По факту самая старая трамвайная сеть России находится в Калининграде, но на момент 1896 года он был Прусским. И вдвойне жалко что Нижегородский трамвай сейчас умирает. Постоянно видел заброшенные трамвайные пути. Тут же сделали импровизированную инсталляцию в духе старого трамвая, хотя на мой взгляд могли бы притащить настоящий вагон и сделать из него кафе как например в Выборге.
Еще немного кадров Большой Покровской.
Дмитриевская башня Нижегородского Кремля, которая получила текущий облик в начале ХХ века. Были достроен ярус с машикулями и треугольная крыша. Это и сыграло злую шутку — в советское время башню хотели снести так как она считалась «новоделом». Помешала Война. А уже после неё она стала частью Кремля и её историей.
Учитывая непрекращающийся дождь сразу зайдя внутрь Кремля я сразу пошел в музеи.
Внутри Дмитриевской башни организован музей истории Нижнего Новгорода, от основания до конца 19 века. Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем был основан Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления. Первая попытка замены деревянной крепости́цы на каменный кремль относится к 1374 году. В это время князь Дмитрий Константинович заложил белокаменный кремль. Однако, из-за финансовых и политических проблем была построена только одна башня — Дмитриевская, которая не сохранилась до наших дней. Современная Дмитриевская башня была построена на полтора века позже вместе со всем Кремлём. При Иване III Нижний Новгород играет роль пограничного города, имея постоянное войско, и служит местом военного сбора при действиях Москвы против Казани. В целях усиления обороны города вновь были начаты работы над устройством крепостных стен. Началом строительства каменного Нижегородского кремля стала закладка в 1508–1509 годах в верхней части города Тверской (ныне Кладовая) башни. Работа была прервана набегом орды хана Мухаммед-Амина в 1505 году. Возобновлено строительство было в 1508 году. При этом сохранявшийся старый дубовый кремль был уничтожен в сильном пожаре 1513 года. Завершено строительство, как предполагают, где-то после 1516 года. Основные работы по сооружению кремля осуществлялись под руководством присланного из Москвы архитектора Пьетро Франческо.
В экспозиции представлены все этапы развития и жизни Нижнего Новгорода, особый упор сделан на 19 век, особенно поразили чемоданы. Вспоминается стихотворение Маршака.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Собаченки нет, а все остальное представлено в инсталляции.
По моему Нижний единственный город в котором можно обойти по стене весь Кремль. Где то стены разрушены, а где то просто закрыто. Стену Нижнего, вместе с Зачатской башней, обвалившуюся из-за оползня еще в 18 веке восстановили к 2012 году.
Что касается прогулки по стене то тут два маршрута — зимний укороченный и летний чуть более 2 км, кажется что не много, но нужно будет спуститься и подняться на высоту 12 этажного дома!
Со стены открывается отличный вид на военную технику и памятники. Все-таки Горький не просто так считается кузницей Победы — тут производились как легендарные ГАЗ АА «Полуторки», так и Катюши, танки Т-70, Т-34, самоходки Су-76 и многое другое. Да и город не просто так носит название «Город трудовой славы» о чем объявляют сразу по прибытии на вокзал.
Выставка «Град на усть Оки» про историю Нижнего расположенная в Никольской башне.
А вот это Почаинский овраг. Раньше там протекала река Почаина, которую в 19 веке как и нашу Неглинку убрали в трубу. Интересно что все считают что Нижний появился на слиянии Оки и Волги, хотя это не так — до Оки от Нижегородского Кремля еще пару километров.
Вид на Започаинье и Стрелку с вершины Тайницкой башни.
А вот это чуть дальше вид на Посад — район занимавший место от стен Кремля до Волги. Если неприятель подходил близко к стенам то весь посад сжигали, так как деревянные строения могли быть использованы для строитества осадных орудий. Сейчас понятно там богатые каменные строения, но даже в начале 19 века он выглядел не очень.
А вот основание Тайницкой башни выглядит плачевно.
Обратите внимание на перепад высот! 80 метров вниз в вверх. А кроме того этого участка стены не было и 15 лет назад! Зачатская башня и часть стены около неё были разрушены оползнем в конце 18 века и с тех пор никто не восстанавливал, так как Нижний уже не был дальним форпостом на пути в Казань. Зато сейчас можно пройти по стене целиком.
Внутри Кремля, где я так и не походил, а лишь посмотрел со стены, ну в целом можно до следующего раза отложить.
Чкаловская лестница с высоты Георгиевской башни.
А это вдалеке виднеется канатная дорога.
Памятник Чкалову и Кремлевский Бульвар.
Сильная композиция Горьковчане — фронту (посмотрите видео, там подробно показано) из чего сделана данная мозаика.
После прохода по кругу стены я не рискнул в ливень выходить гулять по самому Кремлю, и, пройдя буквально пару метров, сел на автобус, который довез меня до станции метро Московская, где я пересел на метро и направился к Музею ГАЗа, о котором я еще в апреле подготовил отдельный рассказ.