О пользе путешествия в одиночку
Ищи спутника прежде дороги, а соседа прежде дома (мудрость народов Марокко)
Не скажу, что я интроверт, а скорее даже наоборот: открыт внешнему миру, получаю удовольствие от общения с людьми и оттого социально активен. Но при этом с радостью провожу время один или в узком кругу наиболее близких, да и при принятии решений, как правило, не ищу одобрения других, а предпочитаю действовать на свой страх и риск. Получается смешанный психотип личности, что, впрочем, характерно для многих.
Вот и в путешествиях легко соглашаюсь на вояж в тёплой компании, а выпадет странствовать в одиночку, готов и на это.
В соло-путешествиях есть свой резон, ибо тратишь время и усилия исключительно по своему разумению, не подстраиваясь под потребности прочих.
Нет риска не оправдать чьих-то надежд и ожиданий, как и разочароваться в собственных.
Время, самый ценный человеческий ресурс, у одинокого странствующего тратиться максимально эффективно, ибо потребляется исключительно на него одного. Как решил, так и будет. Сам хозяин себе в своих планах и действиях.
Если ли минусы в соло-трипах? Конечно, и самый главный из них такой: нет возможности разделись с товарищами радость новых открытий.
Хотя, и в этом случае решение есть: соберись с силами, найди время и расскажи о своём путешествии всему миру.
Что касается конкретно путешествия в Марокко, то получилось так. Я давно посматривал в сторону этой североафриканской страны, но все расклады выходили неоправданно дороги. Время сейчас непростое, надо экономить.
Сразу отбросил групповые экскурсионные туры и даже авторские программы частных гидов.
На последние я периодически решаюсь ради сложных маршрутов, кои самостоятельно преодолеть очень сложно.
Отчего-то предложения на поездки в Марокко, обозначенные в валюте, за последнее время заметно подросли в цене, а с учетом некомфортного курса рубля, для российского потребителя выглядят просто пугающими.
Решение тут простое, надо ехать самостоятельно, сам себе гид, сам себе принимающая сторона, тут уж без вариантов. Эту задачку решил, другая нарисовалась.
Несколько лет назад перелёты в Марокко были доступными по цене, во всяком случае, можно было подобрать приемлемые варианты, но сейчас… Ну, очень дорого, неоправданно для столь небольшого расстояния и опять же, сравнивая с тем, что было.
Одна надежда на специальные предложения авиакомпаний, на устраиваемые ими распродажи. Ждал, лениво отслеживал, и вот удача, впрочем, вполне ожидаемая. Pegasus Airlines, турецкий лоукостер, устроил сеанс неслыханной щедрости, длившийся недолго, всего один день. За четыре перелёта по маршруту Тбилиси-Стамбул-Касабланка и обратно, предлагалось заплатить всего 15000 рублей, а желаешь взять с собой багаж до 20 кг, тогда плати 19 800 рублей. И до, и после того «счастливого дня» данное предложение стоило уже в три раза дороже.
Вот, собственно говоря, и всё. Так определилось направление и формат моего нового путешествия: в Марокко, в последние две недели ноября, самостоятельное исполнение в гордом одиночестве.
Резоны выбора Марокко, как направления путешествия
Эй, разукрашенный снаружи, что у тебя внутри? (мудрость народов Марокко)
Повторюсь, времена сейчас непростые, особенно для путешествующего люда. Слишком много ограничений и дополнительных проблем. В этом плане Марокко весьма привлекательное направление и сейчас расскажу почему. Те, кто был в этой стране, подтвердите или парируйте, те кто не был, прислушайтесь к мнениям бывалых людей.
Резон № 1. Виза. А если быть точнее, её отсутствие (для граждан РФ точно, для иных, уточняйте сами). Никаких телодвижения в этом плане предпринимать необходимости нет и, тем более, за это платить. Для африканской страны такая либеральная визовая политика что-то невероятное, ведь большинство стран континента устанавливают серьёзные ограничения на въезд.
Мало того, что виза в ту или иную страну черного континента стоит дорого, так ещё попробуй её получи, иной раз приходится пройти «семь кругов ада» тотальной и вездесущей африканской коррупции. Знаю это не понаслышке, до сих пор с ужасом вспоминаю визовые службы Либерии или Гвинеи Конакри.
Король Марокко, очевидно, мудрый правитель. Ведь максимально облегчённое попадание в страну «возвращается сторицей» за счёт роста туристического потока.
Неужели такая простая мысль не приходит в голову руководителям иных государств.
Резон № 2. Безопасность. Если вести себя разумно, то и в Либерии, и в Бразилии, и в Гондурасе риск быть ограбленным или убитым не такой уж и большой, во всяком случае, так свидетельствует мой личный опыт.
Что касается Марокко, то это максимально безопасная страна особенно на фоне прочих африканских стран, да и не только. Понятное дело, что турист привлекательный объект для разного рода проходимцев и злодеев в любом месте, и Марокко тому не исключение, а потому соблюдение элементарных правил безопасности обязательно.
Но всё же вряд ли турист в Марокко подвергнется разбойному нападению, да и карманные кражи там редки. Для этой страны характерны попытки развода туристов на деньги со стороны местных, с этим в Марокко столкнёшься обязательно. Об этом надо знать, а если предупреждён, значит вооружён.
Речь идёт о навязывании своих услуг под различными предлогами, как эти схемы работают проиллюстрирую на своём личном примере. Приехал я на поезде в Фес, от железнодорожного вокзала до медины этого города, где я снял комнату в одном из риадов, примерно 4 км.
Задачка на сообразительность: найти вот эту дверь
Дело было под вечер, идти пешком, как поступал я по обыкновению, не стал, а решил ехать на такси.
При выходе из вокзала меня окружает толпа таксистов, называю адрес, все как один 50 дирхамов (500 рублей), и меньше никак невозможно. Прохожу метров 200, сворачиваю за угол, там сговариваюсь уже за 20 дирхам (200 рублей). Мелочь, а приятно, но это ещё не развод, а проза жизни.
Подвозит такси к нужным воротам медины, дальше безумный хаос строений, улочек и переулков старого города, что возводились не менее тысячи лет.
Идти только пешком до нужной двери риада.
До информационной эры несведущему человеку найти нужный адрес без проводника было невозможно. Всегда находились лоцманы-помогайки и этим ремеслом кормились многие местные, из поколения в поколение.
Но сейчас у каждого туриста, если он, конечно, не совсем тёмный, есть смартфон и GPS-координаты нужного объекта. Обычно навигатор гарантировано приводит до места назначения даже в средневековой медине.
Но местным то кушать хочется по-прежнему, быть помогайками заложено у них уже на генетическом уровне, а тут современные технологии. Вот и приходится идти на уловки.
Увидев меня, с поклажей, свеженького, только попавшего в цепкие объятия медины, сразу подбегает услужливый и вроде как приветливый первый со своими извечными вопросами: «How are you?» и «Where are you from?». На самом деле ему по барабану, кто я и откуда, ему нужны мои деньги.
Что делать?
Ни в коем случае не представлять себя вежливым и воспитанным человеком и не вступать с ним в разговор. Скажешь: «I am from Russia (или что угодно), всё пропал, от тебя уже не отстанут. Будет идти, изображать прожатого, чтобы в итоге любым способом выманить вознаграждение.
Вести себя агрессивно нельзя ни в коем случае, агрессия вызывает ответную агрессию, к тому же ты на чужой территории.
Мой способ такой, проверено не раз, работает безотказно.
Я отвечал также приветливо и дружелюбно, но быстро и долго … на русском языке. Через минуту тот первый офигел и отвалил. За следующим поворотом подкатывает второй, вопросы те же, но немного нагнетает обстановку, что-то там «closed». Моя тактика остаётся прежней и опять работает безотказно.
Вот такие примеры попыток развода и возможной реакции на них. Кто-то скажет, ну это напряг, лучше поеду с гидом и таких проблем у меня не будет. Может и так, а мне нормально, я так погружаюсь в местную жизнь.
Резон № 3. Аутентичность. Согласитесь, весьма ценный повод для поездки в нашем глобальном, теряющем индивидуальность мире.
Марокко во многом удалось сохранить традиционный уклад жизни, и, что особенно важно, не на потеху заезжим туристам, хотя местами и не без этого, а потому, что они так привыкли и им так удобно.
Понятное дело, что Королевство Марокко полноправная часть глобального мира с характерной для него унификацией, стандартизацией и всеобщей похожестью. Но есть и медина, старая часть марокканского города, того же Феса или Марракеша, где экзотика самая, что ни на есть настоящая.
Почти во всех городах по своему маршруту, кроме Эль-Джадиды и Танжера, я селился именно в мединах, часто выбирая риады, традиционные марокканские дома.
Хотел экзотики местной жизни, такой манящей и одновременно пугающей, и я её получал.
Не скажу, что всегда чувствовал себя комфортно, погружаясь в гущу марокканского колорита, тем более постоянно ожидая обмана или подвоха со стороны местных.
Очень быстро эмоционально, да и физически, уставал от суеты и гама старого города, время от времени сбегая в цивилизацию или в уединённость своего временного жилища.
Но в любом случае, экзотики было много и мне удалось её прочувствовать, опустившись в самое её нутро.
Резон № 3. Цивилизованность. Экзотика и колорит местной марокканской жизни тем хороши и даже прекрасны, что всегда есть возможность от них сбежать.
Марокко, даром что африканская страна, по своим цивилизационным благам, она мало чем отличается от той же Европы, до коей, к слову, уж очень близко.
Что я понимаю под цивилизацией? Да, например, способы перемещения по стране. Многие города соединяет железная дорога, современный и, наверное, самый удобный вид общественного транспорта.
Маршрут свой я спланировал заранее и неукоснительно его соблюдал. Но билеты покупал уже на месте, обычно заранее, чтобы знать время отправления наверняка.
Кстати, жд билеты брал в вагоны только первого класса, игнорируя более дешевый второй.
Позволял себе поездки с большим комфортом, тем более что иногда они занимали длительное время. Так поезд из Марракеша в Фес шел шесть с половиной часов.
Между иными городами только на автобусе, но и здесь имеется более комфортный вариант. Есть автобусное сообщение, рассчитанное только на местных, но помимо имеются предложения таких перевозчиков, как CTM и Supratous.
У них и автобусы более комфортные, и даже часто свои маленькие автовокзалы. Услугами этих перевозчиков пользуются не только иностранные туристы, но и местные, конечно, но более приличные на вид.
Был у меня переезд и обычным рейсовым автобусом, из Феса в Шефшауэн, километров 200. Там в салон набился народ разночинный, и молодежь, и местные потные бодипозитивные тётки, и пахнущие махоркой мужики. Как раз тот контингент, что ездит в поездах вторым классом, а я от них прятался в первом. Но и в этом случае, ничего экстраординарного, так путешествовать вполне возможно, также могу рекомендовать.
Тут уместно вспомнить наше путешествие по странам Западной Африки, что было до марокканского за три года как. Тогда мы вчетвером рисковали по полной, такого самостоятельного трипа рекомендовать я не буду, если вы, конечно, не с пулей в голове. А кататься по Марокко сплошное удовольствие, никаких проблем.
Ну, что резонов поехать в Марокко по самостоятельной программе наберу ещё много, тут и чудная марокканская кухня, и возможность избежать цинги с рахитом, в огромных количествах потребляя свежевыжатый апельсиновый и гранатовый сок.
Это мой первый рассказ из Марокко, обзорный, но, надеюсь, будет ещё возможность подробнее всё изложить.
А окончу этот раздел информацией о количестве потраченных денег. Знаете, ради эксперимента записывал все траты. Так вот, был я там ровно две недели. Траты на проживание (одноместные номера с собственной ванной, включая завтрак), переезды (поезда, автобусы, такси) и входные билеты на культурно-исторические объекты по всему маршруту составили 675 евро.
Расходы на питание и сувениры (хотя я особо ничего такого не покупал) в указанную сумму не вошли. Питаюсь я и дома, но важно другое: сравнить мои траты со стоимостью услуг туристических агентств и частных гидов. Питание и сувениры они, как правило, тоже не включают в итоговую сумму.
Так вот, посмотрите, ради интереса, сколько стоят двухнедельные туры в Марокко. Вот и я про это. А сэкономленные в этом путешествии деньги я потрачу на новое. И это мой главный резон.
Маршрут поездки
Язык — один, уха — два; один раз скажи, два раза послушай (мудрость народов Марокко)
Маршрут составлял и исполнял я лично, но на особую оригинальность не претендую. Однако, некий опыт накопил, возможно он кому-то будет интересен, а потому позволю себе пространно поделиться им. Частично в этом рассказе, но более подробно, конечно, в последующих.
Вот схема моего маршрута, рассчитанного ровно на две недели.
Началось всё в Касабланке, там же путешествие и завершилось.
Экономическую столицу Марокко принято игнорировать при прокладывании туристических троп, ну или, на крайний случай, уделить Касе буквально несколько часов. Странный подход на мой взгляд, я там провёл два полноценных дня с весьма насыщенной программой.
Жить рекомендую в медине, старом городе, который, как оказалось не такой уж и старый.
Средневекового антуража медины Марракеша или Феса там нет и в помине, улочки и строения невзрачны и не очень чисты, но это реальная жизнь местных. Уж какая есть, для первого знакомства со страной самое то.
А ещё это самый центр города, откуда до всех городских достопримечательностей вполне возможно дойти пешком.
Логично в первый день смотреть саму медину, двигаясь по направлению к мечети Хасана II, чтобы зависнуть внутри неё и рядом с ней на несколько часов.
Будучи там, желательно заглянуть в Rick’s cafe, а любителям голливудского ретро следует сделать это обязательном порядке.
Далее логично двигаться в сторону парка Лиги арабских государств и белоснежного собора Святого Сердца, чтобы в итоге завершить маршрут дня, ну, скажем, возле модерновой Нотр-Дам-де-Лурд.
Второй день в Касе рекомендую посвятить кварталу Хаббус, так называемой новой медине, что проектировали и строили французы в первой половине 20-го века.
В том районе королевский дворец, куда вас гарантировано не пустят, и две современные мечети — Мулай Юсеф и Муххамади, также спроектированные французами и оттого удачно вписавшиеся в эстетику этого района города.
Из Касабланки на электропоезде я отправился на юг, в Эль-Джадидду, небольшой городок на берегу атлантического океана. Не самое тривиальное решение, но я им горжусь.
Провести там неполной день и ночь, чтобы увидеть старинную португальскую крепость и откушать рыбное ассорти из свежевыловленной рыбы, оказалось оправданным.
Переезд на автобусе далее на юг в Эс-Сувейру выглядит вполне ожидаемым.
Этот город, оккупированный в своё время хипарями и ростаманами, имеет романтическую славу с криминальной подоплёкой. Селиться в Эс-Сувейре надо непременно в медине в каком-нибудь хипстерском отельчике, и не менее чем на две ночи.
Собственно говоря, это я свой опыт описываю, а как поступить вам, решайте сами. Но, знайте, городок этот с особой атмосферой.
С утра пораньше, прямо совсем рано, надо отправиться на рыбный порт Эс-Сувейры и, непременно вернуться туда ближе к обеду.
Разница невероятная, томное одиночество неожиданно меняется местами со столпотворением.
В этом городе ещё и крепость есть, а медина живописная, но простая и понятная, как пять копеек.
Куда дальше из Эс-Сувейры? Да много куда, а я отправился в Марракеш, саму квинтэссенцию страны, по которой путешествовал. Ехал на автобусе Supratous не долго, около трёх часов.
Почему Марракеш, думаю, пояснять особой необходимости нет. Быть в Марокко, и не видеть Марракеш было бы непонятной глупостью.
Бродил я по его путанной-перепутанной медине совершенно один, и, представьте, уцелел, местные бармалеи меня не съели.
Ровно так же и в Фесе, куда я направился прямиком из Марракеша после двух дней пребывания в последнем, чтобы и в Фесе провести не меньше.
Как я отбивался в Фесе от тамошних помогаек я уже разъяснил, но будут и иные воспоминания, не премину поделиться.
Шефшауэн, он же Шавен, город голубой, в самом прямом и безобидном значении этого определения. Прямо из Феса я уехал в Шавен с целью разоблачения его столь откровенной голубизны, в том смысле, отчего он такой.
Неполных два дня ходил по его голубым улочкам меж голубых домов, прикрываемых сверху не менее голубым небосклоном. Пытаясь решить голубую тайну Шавена, много пил, смешивая оранжевое настроение апельсинового сока с пурпурно-красным наслаждением гранатового.
Как-то в отчаянии рванул на километр резко вверх, к так называемой испанской мечети.
Голубые оттенки Шавена с высоты оценил, но тайны, увы, так и не разведал.
Далее маршрут мой был проложен в Танжер, европейский город на африканском континенте. Медина в Танжере, конечно, имеется, но поселится изволил я в многоэтажном доме современного городского микрорайона в апартаментах площадью не менее 100 кв. метра. Не сильно бюджетно и не очень разумно, но иного более оптимального варианта размещения обнаружено не было.
Жил в Танжере рядом с жд вокзалом, великолепной в моём случае локации, ибо все дальнейшие перемещения были исключительно на поездах.
В Танжере долго гулял вдоль Гибралтарского пролива рассматривая в оптику и невооружённым взглядом столь близкий испанский берег.
Пять лет назад во время схожего по формату двухнедельного соло-путешествия по Андалузии и Португалии я заезжал в страну-город Гибралтар, чтобы увидеть с его высоты противоположный африканский берег. Ныне пришлось увидеть уже европейский континент со стороны Африки.
Достопримечательности в Танжере имеются, но одного дня для краткого с ними знакомства будет вполне достаточно. А посему на следующий день совершил радиальную вылазку на электричке в Асиллу, белоснежную сестрицу голубого Шавена.
Сорок пять минут туда и столько же обратно, и несколько чудных часов в медине Асиллы, схожей с музеем под открытым небом или антикварным магазином.
Вот и весь маршрут по Марокко, последний день которого пришелся на переезд на поезде из Танжера прямо в аэропорт, со сменой поездов в Касе.
На этом презентацию двухнедельного соло-трипа по Марокко завершаю, но в дальнейшем обязательно отдам должное подробностям и деталям.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия