…То, что снег будет — было ясно еще за неделю до выезда из сводок новостей.
«Снежные заносы высотой до 2,5 метров образовались 7 февраля (на севере Крыма, в Запорожской и Херсонской областях). Скорость ветра достигала 30 метров в секунду. Некоторым водителям пришлось провести ночь на среду в занесенных снегом машинах. Многие из них были вынуждены израсходовать все горючее на обогрев транспортных средств…« — РИА Новости
Однако ехать было надо, поэтому оставалось только надеяться на то, что дорогу успеют расчистить. Таким образом, 15 февраля 2012 года, вооружившись лопатой, цепями на колеса, пуховым альп-шмотишком и пуховым же спальником, а также газовой горелкой с парой баллончиков, водой, чаем и макаронами, мы с доблестным Средством Передвижения оказались на трассе М2/Е105. Расчистить — успели. Более того, расчистили просто превосходно — ехала по сухой дороге. Однако остатки переметов высотой с метр и протяженностью пару километров — или, как вариант, коротких, но высоты невероятной — в сочетании с хмурым небом и сильным ветром впечатлили настолько, что все мысли насчет «подрыхнуть пару часов где-нибудь под Мелитополем» из головы вымело напрочь.
То, что снега будет много, стало ясно уже за Симферополем, в долине Салгира. Вдоль дороги стояли фуры, которые ГАИ-шники не пускали на Перевал, легковые машины собирали в колонны и под предводительством «мигалки» вели наверх. Не зря — дорога и обочина слились в нечто однообразно белое, огромные хлопья снега лепили в стекло — единственным способом видеть хоть что-то оказалось выключить все освещение и включить «противотуманки». Дальше оказалось еще веселее — так как большинство нормальных крымчан знать не хочет, что такое зимняя резина, на подъеме (а особенно на спуске в Алушту!) у некоторых коллег начались проблемы…
Впрочем, хватит страшилок.
…ПП Нехотеевка-Гоптивка. «Куда едем?» — «Крым, Ялта». «А это у вас что?» — «Чехол с лыжами». Таможенник несколько удивился…
8
«Ялта у большинства людей ассоциируется с пляжами, теплым морем и горячим солнцем. Словом, с летом. Любители зимнего отдыха, представляя себя в полной лыжной экипировке, чаще всего задумываются о Карпатах, даже не предполагая, что солнечная Ялта вполне может подарить полноценный зимний отдых. Ведь в Ялте есть уникальное место, давно облюбованное ценителями горнолыжного спорта — плато Ай-Петри. Высота его над уровнем моря — в пределах 1100–1300 м над уровнем моря, это одно из немногих мест в Крыму, где почти всю зиму не тает снег. Плато Ай-Петри — самая снежная точка Крыма. 60% осадков на Ай-Петри выпадает в виде снега, устойчивый снежный покров держится с середины декабря до марта, а иногда и до середины апреля (в среднем 89 дней в году), а толщина снежного покрова достигает метра…« — Ski.ru
4
7
10
«Есть ли дорога на Ай-Петри?» — «Есть, но фиговая. Транспортер (Фольксваген) на цепях поднимался, но с матом». Поднимался? Да мое Средство Передвижения — такой же переднеприводный Фольксваген, и просвет всего на сантиметр меньше, резина однозначно лучше, цепи — есть, лопата — есть, копать — да запросто, опыта практического меньше — зато в теории сильна, самое время стать практиком, короче, если проехал он — проеду и я! И проехала. И пока было хоть какое-то подобие дороги, продолжала проезжать, ни разу не засев «серьезно», удивляя местных «зубров», которые, правда, больше удивлялись номерам — когда всем знакомая физиономия водителя высовывалась наружу, удивления становилось немного меньше…
3
6
На плато Ай-Петри есть несколько древних бугельных подъемников «с зацепками» (старые горнолыжники — поймут!), установленных на склонах протяженностью от 300 м до километра. Просто замечательно для раскатки. Потому что главное действо, собственно то, ради чего все затевалось — впереди! Южный склон…
3
на этот самый южный склон снег ложится довольно редко. Еще реже снег «спускается» до 200–300 метров (над уровнем моря). Так что год случился — во всех отношениях выдающийся! Естественно, что любители снежной целины и диких склонов «отрывались» по полной…
4
5
3
Причем не только на Ай-Петри, но и на Чатыр-Даге. К сожалению, нам за все время выбраться туда так и не удалось.
…Снег продолжал идти.
4
Вскоре дорога стала проезжей только для высоких полноприводных машин. А потом между вторым и третьим верхними поворотами сошла лавина, и движение прекратилось совсем.
4
Однако настоящих придурков… ой, извините, героев… это обстоятельство не смутило. Несмотря ни на что, они поднимались наверх пешком — ради того самого единственного спуска по свежему снегу…
3
7
6
3
3
*Катание по неподготовленным склонам может быть опасно для жизни!
…Кое-как дорогу на Ай-Петри расчистили только к 8 марта.
Ну, а когда погода на горе была совсем плохой или дела не позволяли смыться с самого утра, устраивались какие-нибудь «посмотрелки». Конечно, при стаже работы экскурсоводом 17 лет, удивиться чему-нибудь уже сложно. Но лето — это одно, а вот собственного транспорта и возможности ездить зимой раньше не было. Да и зима настолько снежная выдается редко.
Поэтому кроме лыжных развлекушек удалось еще:
Съездить в Форосскую церковь
11
8
6
Проехать через перевал Байдарские ворота
4
6
4
Покататься по Предгорью — «Краю Пещерных городов». На снимке Мангуп, наверх не поднимались из-за короткого светового дня
6
Добраться до Большого каньона, правда, для посещения выбрали «другую сторону» — водопад Серебряные струи. Уж очень хотелось посмотреть, во что он превращается зимой.
11
6
6
3
Просто погулять по сосновому лесу
7
И по парку графа Воронцова в Алупке
4
6
8
8
8
Ну и конечно — главное зимнее развлечение — поехать в Ялту, пройтись по почти пустой Набережной и покормить лебедей, уток и прочую водоплавающую братию, которая в холодные зимы всегда прилетает в Ялту (и в Севастопольские бухты).