Базилика святого Кастора вместе с церковью Богоматери и церковью святого Флорина формируют силуэт старого города Кобленца, поэтому своё повествование о Кобленце начну с рассказа о его церквях.
Не позднее середины IX века Кобленц стал позиционировать себя, как город церквей. В многочисленных сакральных зданиях не только совершались церковные службы, но и писалась история Германии. Посетить все церкви города не удалось, да и не планировалось, но о тех, что попали в поле зрения во время наших прогулок по городу расскажу в этом отчёте. А поскольку, добравшись до Кобленца, мы изрядно подустали от впечатлений, то и церквей набралось немного.
Первой, в нашем маршруте, стала Базилика Святого Кастора (Die Basilika St. Kastor).
Базилика Святого Кастора — старейшая сохранившаяся церковь Кобленца. Соборная церковь, освященная в 836 году, стала ареной важных исторических событий. Монастырь Святого Кастора был местом встречи и суда императоров, королей и их потомков. Переговоры между сыновьями императора Людовика Благочестивого проходили в романской церкви в 842 году, что привело к разделу Франкской империи по Верденскому договору в следующем году.
Здание в его нынешнем виде в основном датируется серединой 12 века. 30 июля 1991 года Папа Иоанн Павел II возвел церковь Кастора в малую базилику.
Внутрь я заглянула ненадолго, сделала несколько фотографий.
Главный алтарь с превосходным бронзовым распятием, отлитым в 1685 г.
Богато украшенная кафедра 1625 года, возможно, работы Питера Керна из Кобленца, с рельефами четырех евангелистов и изображениями Доброго пастыря и четырех отцов церкви в полный рост с кованными перилами.
Купель из красноватого мрамора с латунной крышкой, XVIII века и мраморное распятие 1709 года.
Крестильная купель (Taufbecken).
Две мраморные скульптуры последней трети XVIII века: св. Анна и св. Иоаким (heilige Joachim) — мать и отец Богородицы.
Две картины: Св. Кастор и св. Гоар, написанные около 1780 года.
Святой Кастор (Hl. Kastor).
Патрон церкви — св. Кастора родом из Аквитании — местности на территории современной южной Франции. Во времена Кастора Аквитания была римской провинцией. Она простиралась от Пиренейских гор до реки Луары. Столицей провинции был Бордо (в римские времена город назывался Бодигала).
Кастор жил в четвертом веке нашей эры. Как на самом деле говорил Кастор? По-немецки, по-французски? — Нет. Он говорил на латыни. Тогда это был мировой язык. Греческий тоже был важным языком. Вполне возможно, что Кастор мог говорить и по-гречески. Кастор — имя латинское и означает бобер. Кастор, вероятно, был молодым человеком, когда покинул свой дом в Аквитании и отправился в Трир — один из важнейших городов, существовавших в то время. Трир был космополитическим городом и даже столицей, откуда римский император управлял своей огромной империей. Римляне называли Трир Августа Треверорум. Император Августин основал город на земле Тревери, важного кельтского племени.
Кастор отправился к епископу Максимину. Он рукоположил его в священники. Кстати, епископ Максимин тоже родом из Аквитании, как и Кастор.
Кастор не остался в Августе Тревероруме, его целью была Кардена, небольшая деревня на Мозеле, где, как и во многих мозельских городах, жили рыбаки, виноделы и фермеры — язычники, которых Кастор обратить в христианство. Мы мало что знаем о его жизни в Кардене, где он оставался на протяжении всей своей жизни.
По старой традиции Кастор не жил в доме. Говорят, что его жилищем была одинокая пещера. Кастор умер в Кардене около 400 года. Его череп хранится справа в раке Риццы. Череп самой Риццы, находится слева.
Рака Риццы (Rizzaschrein).
Деревянная рака Риццы была изготовлена плотником из Кобленца Мейером. Картины святыни были написаны монахами монастыря Марии Лаах в 1906 году. Сегодняшний алтарный стол датируется 1893 годом и был спроектирован мастером-строителем Меклером. В 2024 году алтарь и рака Риццы были реставрированы приходом при любезной поддержке Общества друзей Святого Кастора.
На центральном изображении святыни Блаженная идет через Рейн, чтобы отслужить мессу в Санкт-Касторе. Согласно легенде, однажды на Рейне разразился шторм, и Рицца, прежде чем ступить в воду, вооружилась шестом виноградаря, но в пути она чуть не утонула. Только когда она доверилась воле божьей и выбросила шест, она наконец достигла спасительного берега.
В этой — вероятно, выдуманной — легенде Рицца близка Христу, перешедшему через Галилейское море. Это должно было показать верующим, что Рицца является хорошим примером для подражания в их жизни.
В 1265/66 году город Кобленц обратился к Папе с просьбой канонизировать эту женщину, похороненную в церкви Кастора. Она происходила из императорского или княжеского рода — по легенде она дочь Людовика Благочестивого — и завещала свое состояние Христу. Она также уделяла большое внимание аббатству Святого Кастора. Она также творила чудеса. Благодаря заступничеству Риццы женщина, которая была парализована с детства, исцелилась. В 1275 году папа поручил архиепископу устроить Рицце почетную могилу. Это придало ей культовую оценку.
Кроме раки Риццы в базиике хранится древний образ Девы Марии — Брижитская Мадонна (Brigitten-Madonna).
История образа запутанна: на обороте работы имеется примечание о предполагаемой истории происхождения. Историки искусства установили, что произведение было создано в Богемии между 1350 и 1410 годами. Лишь в 1849 году эта картина попала в собственность церкви и выставляется здесь.
Шестнадцать поясных изображений на дереве Двенадцати Апостолов, Христа, Божией Матери, св. Кастора и Блаженной Риццы, около 1480 г.
Картины на дереве (Tafelbilder).
Многочисленные могилы и надгробия 15–18 веков, в т. ч. двойное надгробие кобленцкого советника Фридриха фон Заксенхаузена (ум. 1411), эпитафия декана Матернуса Гилленфельда (ум. 1607) и прочие.
Саркофаг архиепископа Куно фон Фалькенштейна (Kuno von Falkenstein), работы мастера Вильгельма из Кёльна (Wilhelm von Köln). / Саркофаг трирского курфюрста Вернера фон Фалькенштейна (Werner von Falkenstein).
В церкви много реликвий и есть на что посмотреть, т.ч. не жалейте времени при посещении.
Следующей в нашем списке стала Городская церковь (бывшая иезуитская церковь) (Citykirche (ehem. Jesuitenkirche)).
Городская церковь (бывшая иезуитская церковь) сегодня находится под присмотром Деканата Кобленца и предлагает помещения для собраний в центре города. В 1613–17 здание церкви было построено по приказу иезуитов как часть нового здания монастыря. В 1638–48 годах церковь была перестроена в стиле барокко, но после ее разрушения в 1944 году от нее остался только западный фасад, обращенный на площадь Иезуитов, с круглым окном (розой) и впечатляющим ренессансным порталом.
Новое здание было построено в 1958–59 годах Готфридом Бёмом (Gottfried Böhm), как элегантный зал, простой формы из бетона и натурального камня и тщательно встроенный в существующее пространство.
Тогда же, в 1959 году, была обновлена ажурная роза над порталом, а слева от нее разместили каменное распятие XVI века.
Окна с витражами работы Якоба Шварцкопфа и розовая беседка Эверта Хофакера для Пьеты были созданы в 1962 году.
Алтарь с розовой беседкой для с Пьеты размещён почти в центре зала. Сама Пьета датируется XV веком.
Третьей в списке стала церковь Богоматери (Liebfrauenkirche).
Её луковичные купола формируют городской пейзаж Кобленца, но если честно, то если бы не фотографии в смартфоне, я бы о ней не вспомнила, уж больно много впечатлений в плотном графике речного круиза. Но раз фотографии есть, значит я там была;).
Церковь Богоматери, построенная на самой высокой точке города, была главной приходской церковью Кобленца с позднего средневековья до Французской революции. Её начало восходит к V веку, когда франки построили церковь на месте предыдущего римского здания. Его несколько раз перестраивали и расширяли на прежнем фундаменте.
Луковичные купола, построенные в 17 веке, разрушенные в 1944 году и восстановленные в 1955 году, хорошо видны уже с Рейна в силуэте старого города Кобленца.
В Либфрауэнкирхе хранятся алтарные устройства и принадлежности XVI–XVIII веков
и ряд важных экспонатов периода 15–18 веков.
Пожалуй, самый интересный находится в южном приделе — мраморный алтарь с изображением св. Николая 1680 года, работы Сильвестра Баумана (Silvester Baumann).
На алтаре Св. Николая изображен старинный вид города Кобленца. Часовня Святого Николая в Либфрауэнкирхе упоминается еще в 1479 году. На картине показан лишь фрагмент алтарной росписи, расположенный в южной боковой части притвора.
Под благословляющей рукой святителя ангел держит развернутый свиток с перспективным изображением древнего города. Бывшие остроконечные готические башни Либфрауэнкирхе все еще можно увидеть. Они были разрушены во время осады города в 1688 году вместе со многими другими городскими постройками и жилыми домами и затем заменены сегодняшними луковичными куполами. На заднем плане виден Филипсбург у реки и комплекс курфюршего замка на Эренбрайтштайне. Подпись художника и дата создания находятся слева внизу: «Silvester Baumann fecit 1680».
Это единственное изображение города в церкви Кобленца. Он напоминает самый известный и самый старый вид Кобленца, который был создан около 1520 года в церкви Богоматери в Обервезеле (к сожалению в ту церковь мы видели только снаружи).
Рядом с алтарём св. Николая, тоже из мрамора, в нише стоит бюст спонсора и императорского эмиссара Иоганна Крамриха фон Кронефельда из Кобленца (ум. 1693) работы голландского скульптора Яна Бломмедаэля (Jan Blommedael), жившего в Гааге.
В северном боковом хоре: распятие, середина XIV века; Рельеф «Поклонение пастухов» (по Рубенсу), середина 17 века; отреставрированный витраж с распятием, около 1460/1470 гг.
В южном боковом хоре изображение Богоматери, примерно середина XVIII века и св. Иосиф, около 1760
В вестибюле находятся три надгробия семьи Кобленц фон дем Бургторн с полнофигурными изображениями Райнхарда фон Бургторна (ум. 1517), его жены Гуты, урожденной Бланкертс (ум. 1533) и его сына. Отто Иоахима (ум. 1546).
А вот церковь Святого Сердца (Die Herz-Jesu-Kirche), одно из самых важных сакральных зданий в неороманском стиле в Германии, — запомнилась.
Церковь построили в начале 20 века, с 1900 по 1903 год по проекту более позднего строителя Майнцского собора Людвига Беккера (Ludwig Becker). Церковь Святого Сердца освятили 19 мая 1904 года. Во время авианалета на Кобленц в 1944 году она сильно пострадала и полностью сгорела. После Второй мировой войны её перестраивали с 1950 по 1953 год. В 2011 году в ризнице произошел пожар из-за неисправности электропроводки. Огонь не только повредил ризницу, тяжелая сажа также загрязнила неф и другие помещения, и церковь на несколько месяцев стала непригодной для использования.
Интерьер церкви Святого Сердца очень просторный.
В пространстве доминирует открытая перекрестная башня со сводом ребристого купола, в которой сходятся неф, крестовины и хор. Основной хор дополняется дополнительным хором. Вдохновленный литургическим движением XIX века, Людвиг Беккер создал пространство, в котором каждый верующий мог ясно видеть алтарь как центр церкви. В ходе реконструкции большая часть первоначальных ребристых сводов была заменена паховыми сводами. Я была в церкви практически в одиночестве и на меня этот строгий и монументальный интерьер произвёл почти гнетущее впечатление.
Лишь немногое из оригинального оформления интерьера сохранилось. Сохранились цветные сидячие фигуры Марии и Иосифа, созданные Александром Ивеном (Alexander Iven) из Кёльна, и высококачественные рельефы Крестного хода Антона Мормана (Anton Mormann) из Виденбрюка, который также, вероятно, является создателем фигур Пьеты и статуи Святого Сердца.
Сегодняшний орган был изготовлен в 1955 году производителем органов Клайсом (Klais) в Бонне. Первый орган в церкви Святого Сердца также был изготовлен Клайсом. Он имел 31 регистр на двух мануалах и педали, был расширен в 1939/1940 году и уничтожен во время авианалета в 1944 году. Сегодняшний инструмент имеет 39 регистров (2606 труб) на трёх мануалах и педали. Игровое действие механическое, действие регистра электрическое.
От церкви Святого Сердца была видна башня Евангелическая церковь Христа.
Мы к ней подошли, но она была закрыта, а местный бомж уже устроился на лавочке на ночлег у фонтана.
В связи с быстрым ростом численности протестантского населения около 1900 года, которое уже не могло вместить одна лишь центральная Флоринскирхе, в период 1902–1904 годов была построена Церковь Христа по планам берлинского архитектора Йоханнеса Фольмера (Johannes Vollmer), выигравшего конкурс на её строительство. Церковь расположена на том месте, где тогда был бульвар Фридрих-Эберт-Ринг, и поэтому не обращена на восток, как обычно. Церковь, облицованная туфом, была построена в неоготическом стиле с элементами поздней готики, асимметричными группами зданий и подвижными формами крыш. Это было характерно для того времени и сделано, чтобы подчеркнуть индивидуальность здания. Этим же объясняется и боковое расположение церковной башни и вестибюля.
После того, как церковь была разрушена во время Второй мировой войны, ее просто перестраивали с 1951 по 1954 год. Первоначальный план церкви был существенно изменен и расширен, так что церковь, восточный неф которой и прихожая были разделены, сияет простотой и сдержанностью. Соответственно, интерьер выглядит современным и уже не соответствует неоготическому стилю. Прежний сетчатый свод был заменен простой конструкцией потолка, а башня церкви, расположенная в северо-восточном углу церкви, была построена без шпиля и угловой башенки.
Ну и ещё одна церковь попала в поле нашего зрения — церковь св Флориана (Die Florinskirche), где с потолка свисают ядра.
Сюда мы тоже не попали, хотя она и расположена рядом с причалом на Мозеле, где стоял наш кораблик, но, т. к. мы начинали прогулку от «Немецкого угла», то к моменту возвращения церковь была закрыта.
Флоринскирхе, построенная около 1100 года, когда-то принадлежала каноникам Святого Флорина, а сейчас является протестантской приходской церковью в центре города.
После того, как французские революционные войска оккупировали Кобленц в 1794 году, Сен-Флорин был секуляризован в 1803 году и использовался как склад. По требованию Наполеона Флоринскирхе даже хотели превратить в муниципальную бойню с ларьками.
Но этого не произошло и после того как город был захвачен пруссаками, король Фридрих Вильгельм III. передал здание протестантской военной и гражданской общине. В 1820 году Флоринскирхе была освящена как протестантская приходская церковь, что сделало ее первым протестантским церковным зданием в Кобленце.
А в следующем рассказе поделюсь своими впечатлениями о самом городе …
Теги:
Круиз