В Москве мне приходилось бывать часто — и по работе, и по собственному желанию, и проездом. И всегда предпочитала по возможности останавливаться в разных местах, чтобы узнавать что-то новенькое.
В Москве мне приходилось бывать часто — и по работе, и по собственному желанию, и проездом. И всегда предпочитала по возможности останавливаться в разных местах, чтобы узнавать что-то новенькое.
В этом году выбор пал на небольшой отель, расположенный «за рекой» — в знаменитом Замоскворечье, сохранившим своё своеобразие до наших дней.
К XVIII столетию Замоскворечье превратилось из ремесленного района в обитель купцов и мещан с богатыми усадьбами и многочисленными церквями, радостно блистающими главками.
Даже одно перечисление православных сооружений в этой части столицы станет наглядным подтверждением того, что Москву неслучайно стали называть городом сорока сороков.
Многие храмы связаны с очень важными событиями в истории нашей страны. Так, например, на том самом месте, где сегодня стоит нарядный Климентовский храм, в Смутное время произошло первое сражение народного ополчения князя Пожарского с польским войском под предводительством гетмана Ходкевича.
«Церковное» название по сей день носит улица Пятницкая. Она появилась в конце пятнадцатого века как часть дороги, что вела из Москвы в южные города Руси.
Как мне нравится по Пятницкой в машине проезжать!
Восхищения увиденным не в силах я сдержать.
Кораблями, из минувшего плывут ее дома,
будто это и не улица — история сама…
Б. Ш. Окуджава
Пятницкая помнит многих: «водочного короля» Петра Смирнова; купцов Маховых, Стахеевых; фабриканта и основателя знаменитой Даниловской мануфактуры промышленника Мещерина; меховщика-миллионщика Илью Гальперина; поэта Лебедева-Кумача, автора стихов к песням «Широка страна моя родная» и «Вставай, страна огромная» и др; купчиху Белоярцеву, открывшую первый в городе кинотеатр под названием «Пятницкий электротеатр Белоярцевой» — в советские годы ему дали имя «Заря».
Дом под № 19 значится в путеводителях как Усадьба Великолеповых.
Изначально она принадлежала семье купцов Ивана и Агафьи Ивановых. После наполеоновского пожара частично сгоревший участок выставили на продажу и в 1817 году его приобрела молодая купчиха Фекла Великолепова. При ней основной корпус особняка полностью восстановили, придав ему черты классицизма. Впоследствии зданием несколько лет владели Николай и Дарья Великолеповы, а затем усадьба перешла к купцам Маховым. Новые собственники немного изменили облик дома, приспособив первый этаж под торговлю. После революции здание сначала было разбито на коммунальные квартиры, а в 1970-х расселено и передано Главному управлению охраны памятников.
Дом № 20 возведен по проекту архитектора Жарова для купца, владельца мыловаренного завода, Владимира Антоновича Бони.
По соседству с аптекой находился магазин Леонида Юлиевича Форштрема, владельца шоколадной фабрики «Л. Форштрем». В 1918 году фабрика была национализирована, и Форштрем вместе с семьей уехал в Париж. Однако через четыре года Леонид Юрьевич вернулся в СССР по приглашению советского правительства — как специалист кондитерского производства, он получил должность на Государственной кондитерской фабрике № 1 (с 1922 г. «Красный Октябрь»), бывшей фабрике Эйнема.
Пожалуй, самое красивое и элегантное строение на Пятницкой — усадьба баронессы фон Рекк, именуемая в народе «Дом со львами».
После революции в Доме со львами разместился Замоскворецкий райком РКП(б), секретарем которого одно время была известная революционерка Розалия Землячка. В советские годы многие здания на Пятницкой снесли, однако особняк фон Рекк остался цел и невредим. Скорее всего, благодаря тому, что в 1918-м здесь выступал Владимир Ленин (о чем свидетельствует мемориальная табличка).
В истоке Пятницкой, с ее четной стороны, возвышается высокая колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи «под Бором». Сам же храм прячется в глубине Черниговского переулка.
Из летописей нам известно, что в 1415 году на этом месте стоял Ивановский женский монастырь, в котором по традиции молились о благополучных родах великой княгини. Последний раз здесь обращались к Богу, когда на свет должен был появиться Иван Грозный. Позже Елена Глинская (мать Грозного) распорядилась перенести Ивановский монастырь ближе к центру Москвы (Малый Ивановский пер., д. 2).
Прямо напротив, через переулок, расположен храм Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Фёдора.
Современное здание однопрестольного храма было построено в 1675 году в память о том, что в этом самом месте был встречен почётный эскорт с мощами князей Михаила и Фёдора, убитых в 1246 году в Орде по приказу Батыя за отказ пройти языческий обряд. Гибель князей была расценена как мученическая смерть за христианскую веру — православная церковь причислила их к лику святых.
Рядом находится здание бывшей мужской гимназии В. Д. Косицына. Фасады украшает богатый лепной декор, в том числе барельефы с изображением муз знания и музыки.
В основе дома с шестиколонным дорическим портиком лежат каменные палаты конца XVII-начала XVIII вв., построенные во владении капитана лейб-гвардии Преображенского полка Василия Ржевского. Позже их расширили пристройкой с западной стороны, стилистически не отличающейся от первоначального здания.
Двухэтажный особняк хорошо знаком поклонникам культового фильма «Брат-2» — здесь снимали сцену, в которой Данила Багров приезжает на концерт сына банкира Валентина Белкина.
Ну, а мы двигаемся дальше и минуя замоскворецкие переулки выходим на Большую Полянку. Своё название эта древняя улица получила в конце XVIII века по находившимся здесь в древности заливным полям. Определение «большая» добавили в XIX веке, когда появилась Малая Полянка.
Визитной карточкой Большой Полянки можно смело назвать церковь Григория Неокесарийского, построенную в XVII веке.
История храма овеяна легендами. Согласно одной из них, великий князь Московский Василий II Темный, находясь в татарском плену, дал обет: построить церковь на том месте, откуда впервые по возвращении увидит стены Кремля, и освятить ее в честь святого, память которого будет совершаться в этот день. Он возвратился в Москву 30 ноября 1445 года, когда вспоминали святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского.
Место, где была построена церковь было глухое, замшелое, и находилось в низине, часто затапливаемой разливами Москвы-реки. Поэтому эту церковь часто называли «храмом в Дербицах» — дербью на Руси называли топкое болотистое место. Москва тогда была малоэтажной, и князь вполне мог любоваться отсюда Кремлем после долгой разлуки.
Со временем деревянная церковь обветшала, и в 1734 году по указу царя Алексея Михайловича и по благословению Патриарха Никона приступили к возведению нового каменного храма. Над его художественным убранством трудились лучшие изографы Оружейной палаты, а также приглашенные мастера из Костромы и Ярославля. Документы и надписи на иконах донесли до нас имена Симона Ушакова, Георгия Зиновьева, Ивана и Федора Карповых (Поповых).
Наиболее известная особенность убранства — изразцовый фриз с цветочным орнаментом, получившим название «павлинье око». Его создал мастер Степан Иванов, который за свой великий талант, не поддающийся разумению, получил прозвище Полубес.
-Ах отчаянный гончар,
Полубес,
Чем глазурный начинял голубец?
Лепестки твои, кустарь,
из росы,
Только хрУпки, как хрусталь,
изразцы
А. Вознесенский
После революции для Григорьевского храма наступили тяжелые времена. В 1922-м конфисковали церковную утварь и реликвии, а спустя несколько лет храм и вовсе закрыли. Иконостас был уничтожен, а ценные иконы разослали по музеям.
Ценнейшая Богоматерь Елеуса Киккская работы Симона Ушакова хранится сегодня в собрании Третьяковской галереи.
Третьяковка появилась на свет во второй половине XIX века благодаря увлечённости одного из московских предпринимателей — Павла Михайловича Третьякова. Его коллекция картин русских художников постепенно разрослась, превратившись в настоящую художественную галерею. А в конце жизни Третьяков подарил свою коллекцию Москве. В неё вошла и коллекция полотен, собранных его братом Сергеем Михайловичем. Среди картин, которые можно увидеть в галерее, произведения И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, И. Левитана, И. Шишкина и многих других.
За последнее столетие Третьяковская галерея существенно пополнилась, разрослась и сейчас представляет собой крупнейшее в России собрание живописи. Основой музейного комплекса до сих пор остаётся особняк Третьякова в Лаврушинском переулке.
В комплекс Третьяковки входит уникальная церковь Николы в Толмачах. Она функционирует одновременно как музей, в котором при строгом соблюдении всех условий хранения выставлены иконы из третьяковского собрания, и как храм, где проводятся службы.
От Большого Толмачёвского переулка усадьбу отделяет великолепная чугунная ограда, всегда остававшаяся объектом восхищения. Решетки и ворота были изготовлены на нижнетагильском заводе крепостным литейщиком Сизовым (клеймо мастера сохранилось) по чертежам Федора Аргунова. Створки ворот отлиты единым куском, и в этом особая уникальность этого кружева, кажущегося невесомым.
До революции вся восточная часть владения была занята садом с фруктовыми деревьями, липами и прудом. Внутреннее пространство главного каменного трехэтажного дома представляло собой анфилады роскошно убранных комнат с золочеными карнизами и угловыми печами. Центр был отмечен великолепным бальным залом. Аммос Прокофьевич любил пустить пыль в глаза и часто устраивал грандиозные приёмы.
В конце XVIII в. имение перешло княгине Загряжской Елизавете Ивановне, а в середине XIX века хозяйкой стала графиня Мария Фёдоровна Соллогуб. При них усадьба претерпела ряд архитектурных изменений и постепенно приобрела свой нынешний вид. В 1800-х годах особняк был продан Московскому учебному округу и вплоть до 1917 года здесь располагалась 6-я мужская гимназия. В ней учились артист Н. П. Хмелёв, кинорежиссёр В. И. Пудовкин, педагог С. Т. Шацкий, писатель Иван Шмелёв и др.
Иван Сергеевич Шмелев, судьба которого распалась на две неравные половины: Россия и эмиграция, снискал у читателей горячую любовь своей главной книгой — «Лето Господне», действие в которой разворачивается в Москве, в родном писателю Замоскворечье.
В небольшом уютном скверике, носящим с 2014 года имя Ивана Шмелева, установлен бюст писателя. Он выполнен с прижизненного гипсового портрета, изготовленного в Париже скульптором Л. М. Лузановской.
В позднем Средневековье по левую её сторону сложилась Татарская слобода как компактное поселение выходцев из ордынских ханств, переходивших на русскую службу.
Наконец, незадолго до грянувшей в 1917 году революции, архитектор Алексей Щусев поставил Покровский собор для Марфо—Мариинской обители.
Марфо—Мариинская обитель была основана великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году после гибели её супруга великого князя Сергея Александровича, младшего брата российского императора Александра III.
А в 1917-м Елизавету Федоровну, имевшую отношение к роду Романовых, арестовали и отправили на Урал. Летом 1918 года неподалеку от Алапаевска ее вместе с другими членами императорской семьи расстреляли.
Вскоре княжна тоже была арестована, а сёстры либо сосланы в Туркестан, либо — в Тверскую область. На территории обители сначала устроили кинотеатр, потом его сменил дом санитарного просвещения, а ещё позже обосновалась амбулатория профессора Рейна.
После Великой Отечественной войны подворье передали под Государственные реставрационные мастерские — Художественно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря.
В данный момент в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Также на территории Марфо—Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, и детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми.
В двух шагах отсюда, на Большой Ордынке под No 17, находилось так называемое Куманинское подворье — дом купцов, «чайных королей», благотворителей Куманиных. Все Куманины активно участвовали в общественной жизни Москвы и частенько возглавляли Московское городское общественное управление.
В 1813 году Александр Алексеевич Куманин женился на Александре Федоровне Нечаевой из семьи купца третьей гильдии Федора Тимофеевича Нечаева. Не имея собственных детей, чета Куманиных не испытывала недостатка в племянниках. Младшая сестра Александры Федоровны, Мария Нечаева, стала женой лекаря Мариинской больницы Михаила Андреевича Достоевского. Так Куманины оказались в родстве с великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Ребенком Достоевский частенько здесь бывал и впоследствии получал от «дяди» и «тетушки» существенную материальную помощь.
В советское время куманинский особняк был перестроен и приобрёл вид обыкновенной серо-бежевой пятиэтажки.
В 1930-е квартиру № 13 получил писатель-сатирик Виктор Ардов, чьи афоризмы, вроде «Дуракам нельзя давать делать доклады, дураки должны выступать только в прениях», повторяла вся Москва. В четырех комнатах (общей площадью 74,8 кв. м) он жил со второй супругой, актрисой Ниной Ольшанской, и тремя детьми — Михаилом и Борисом Ардовыми и пасынком Алексеем Баталовым. В гости к ним захаживали Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Арсений Тарковский, Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский, Аркадий Райкин, Дмитрий Шостакович, Михаил Зощенко. Именно в маленькой комнатке Баталова подолгу жила Анна Ахматова: Ольшанская дала подруге крышу над головой в самые тяжелые для нее годы.
Переулочек, переул…
Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки,
В окнах теплятся огоньки.
Покосился гнилой фонарь,
С колокольни идет звонарь.
Как по левой руке — пустырь,
А по правой руке — монастырь….
А.Ахматова
Борис Пастернак, очень нежно относившийся к поэтессе говорил, что на Ордынке образовалась «станция Ахматовка». Потому что к Ардовым началось паломничество. У них перебывал весь культурный бомонд: О. Мандельштам, М. Булгаков, М. Зощенко, К. Чуковский, Д. Шостакович, Ф. Раневская, А. Солженицын. Летом 1941 года здесь состоялась единственная встреча Ахматовой и Цветаевой. Они были знакомы заочно почти 30 лет: переписывались, посылали друг другу подарки и посвящали стихи…
В ноябре 2000 года во дворе дома был установлен первый в России памятник Анне Ахматовой работы московского скульптора Владимира Суровцева. За основу монумента взят легендарный рисунок Амедео Модильяни, созданный в 1911 году в Париже.
Сегодняшнее Замоскворечье — это деловой район города с учебными заведениями, офисами крупных компаний, элитными новостройками и множеством магазинов, кафе и ресторанов. Повсюду кипит жизнь. Но «дух времени» никуда не делся. Узкие улочки с брусчаткой, старинные дома и укромные дворики по-прежнему хранят атмосферу далекого прошлого, в которую иногда так хочется окунуться.