Песенно-эпическая традиция существует практически у всех народов мира, которые испокон века складывали народные эпосы. Самым известным эпосом является «Калевала».
Есть эпосы важные для народов, их создавших, но малоизвестные для остального человечества.
Есть у калмыков свой фольклорный героический эпос «Джангар», повествующий о стране счастья и благоденствия Бумбе (Бумба) и подвигах её богатырей.
Значительную роль в сохранении и передаче калмыцкого эпоса сыграли джангарчи- народные сказители и исполнители калмыцкого эпоса «Джангар».
Номто Очирович Очиров (1886 -1960) записал и опубликовал первое монументальное издание калмыцкого эпоса «Джангар» в 1908 году. Запись Очиров сделал со слов джангарчи Овла или Овла Эляева (1857 -1920). В 1990 году в Элисте появился памятник джангарчи Ээлян Овла.
Авторы памятника — архитекторы С. Курнеев, Э. Лиджи-Гаряев, скульптор В. Васькин и художник С. Кузнецов. Поющий джангарчи изображён в характерной позе, которая называется «сидя на коленях».
Позади джангарчи находится мозаичное панно «Цвети, Калмыкия!», которое появилось здесь в 1972 году.
В Калмыкии мне встретилось еще несколько памятников, связанных с эпосом «Джангар». С учётом любви калмыков к памятникам нетрудно было предположить, что есть памятники героям-богатырям из национального калмыцкого эпоса «Джангар» .
Предчувствия нас не обманули. Если же быть точнее, то памятник Джангару был один из первых памятников Элисты, которые мы увидели во время посещения столицы Калмыкии.
В эпосе «Джангар» рассказывается о стране Бумба, которая не знает смерти и увядания. На эту страну нападают бесчисленные вражеские полчища: многоголовые чудовища — мангасы и «жители седьмой преисподней» — шулмусы, но всегда терпят поражение от шести тысяч двенадцати богатырей легендарного хана Джангара.
Ведь не зря говорилось в эпосе про Джангара:
«Из людей он один рожден
Из начала мира сего
Стать владыкой мира всего,
И могучим, и славным стать,
Ханом семидержавным стать».
Много испытаний пришлось испытать ему и его верным богатырям.
А вот еще два памятника героям эпоса нам пришлось ждать практически до конца поездки.
До появления Золотая обитель Будды Шакьямуни хурул «Сякюсн-Сюме» был самым большим буддийским храмом и монастырём Калмыкии, а с появлением нового хурула стал называться в простонародье Старым хурулом.
Так легли карты, но самым посещаемым для Далай-Ламы местом Калмыкии стал именно этот хурул. В 1992 году Далай-лама XIV во время своего второго визита в Калмыкию освятил место под его строительство, а 1 декабря 2004 года во время своего третьего и последнего визита в Калмыкию провёл здесь церемонию «радне», хотя в строй хурул был торжественно введён еще в 1996 году. Также в 1992 году Далай-Лама дал монастырю, где находится хурул, название «Геден Шеддуп Чойкорлинг» («Святая обитель теории и практики школы гелуг»).
После появления в 2005 году Золотой обители Будды Шакьямуни церковная жизнь плавно перетекла на новое место, хотя монахи до сих пор живут в монастыре, где для них построены соответствующие помещения.
Так получилось, что мы должны были проезжать мимо старого хурула. На наши просьбы остановиться возле него для фотосессии, был дан категорический ответ «нет», хотя времени у нас было вагон и маленькая тележка. Вместо этого пообещали предупредить нас, когда будет проезжать мимо. Но забыли…
Когда мы спросили, ну где же обещанный хурул, нам ответили гиды, что мол давным-давно его проехали. Неприятный осадочек остался у людей. Хорошо, что у меня фотоаппарат всегда наготове и окна просохли после дождя. Я успел сделать три снимка, не дожидаясь, когда гиды соблагоизволят подсказать нам, что мимо хурула проезжаем.
На дороге, ведущей к буддийскому монастырю можно увидеть скульптуру.
Если внимательно вглядеться, то мы увидим, что сей герой выпускает по четыре стрелы сразу. Это еще один герой из калмыцкого эпоса «Джангар» по имени «Хонгор» («Алый лев») . Появилась скульптура в 1999 году. Автором её является Степан Кимович Ботиев.
После почти бесплодного поиска тюльпанов мы вернулись в город.
Калмыцкая экскурсоводша нас покинула, саратовская сопровождающая думала об обратной поездке домой, когда мы проехали мимо автомобильного кольца, в середине которого красовался памятник. Хорошо, что магазин с морским названием «Кит», куда направлялся наш автобус, был буквально в 50 метрах от памятника.
Народ во главе с сопровождающей рванул в магазин, я вернулся назад к памятнику.
Спрашивать о том, что это за памятник было не у кого. Всезнающий Интернет подсказал, что этот памятник появился 1 мая 2007 года. Его автор ростовский скульптор — Николай Васильевич Можаев.
А вот кому он посвящен — Интернет молчал, точнее промямлил, что одному из героев калмыцкого эпоса «Джангар».
Хорошо, что хоть перевели эпос на русский язык, по-калмыцки я бы вообще ничего не понял. Но не нашел я в эпосе героя под именем «Золотой всадник».
Пришлось вчитываться в текст. Отыскал я в эпосе героя по имени Мингйан, который является судя по тексту — носителем идеала красоты и «первым красавцем вселенной». Видимо поэтому у него конь золотоволосый, а у самого героя шишак золотой, золотая узда и золотой повод. Наверно с Мингйана был скопирован Золотой всадник. А в эпосе герой в одиночку творит подвиги. До конца я читать не смог, устал.
Большой эпос «Джангар», много в нём строк и героев. Может Мингйан совершил еще какие-либо подвиги, но и вышеуказанных за глаза хватит для установки восьмиметрового памятника, покрытого сусальным золотом, прямо как купол храма.
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм