Путешествуем мы уже много лет, но за все это время ни разу не были в морском круизе. Этим летом мы решили восполнить пробел и отправились на Карибской Принцессе вокруг Великобритании.
Путешествуем мы уже много лет, но за все это время ни разу не были в морском круизе. Этим летом мы решили восполнить пробел и отправились на Карибской Принцессе вокруг Великобритании.
Хотя нет, вспомнил, я в круизах был и в речных, и в морских. Причем раньше мне за все деньги платили и за круизы, и за джип-сафари, и за поездки на скоростных катерах, а теперь за все норовят с меня взять. Сорок лет назад для того, чтобы отправиться в круиз, нужно было наняться сопровождающим грузов. Сидишь себе на барже диссертацию пишешь, точно никто не помешает, иногда с буксира что-то орут, но ничего не слышно, слишком далеко, так что можно не слушать. Ну и что, если к вечеру шторм будет, ты все равно ничего поменять не можешь.
Для наглядной оценки путешествия на круизном лайнере, приобретенный опыт удобно будет разделить на две большие части и оценить их по отдельности. То что было на берегу, нам очень понравилось, то что было на судне, нам не очень понравилось. Поэтому писать буду про то, что было на берегу, а то, что было на судне просто охарактеризую в двух словах и больше возвращаться к этому не буду.
Инициатором морского похода была Ириша, ей в нашей жизни не хватает элегантности. Я понимаю ее и сочувствую, мы действительно прожили большую часть жизни в походно-полевых или близких к ним условиям. К сожалению, на Принцессе элегантности тоже не было. Там был маскарад, булочники и автослесари из разных стран играли в аристократов. Я не против ролевых игр, а участники были настоящие молодцы, но Ириша сама с ними играть не захотела. То что я написал выше касается всего: еды, развлекательных шоу и даже прачечной. Собственно, это все важное, что я могу сказать о нашей жизни на судне.
Маршрут предполагал движение по кругу, вдоль берегов Великобритании, с практически ежедневными остановками. Кроме четырех составных частей Королевства — Англии, Уэллса, Северной Ирландии и Шотландии, мы посетили Республику Ирландию, в которой я никогда, до этой поездки, не был. Трава там оказалась такой зеленной, что я взял на себя повышенное обязательство съесть за год не менее одного кг Ирландского масла, это американский аналог Вологодского масла в России.
Наша первая остановка была достаточно символичной. Самый западный полуостров Великобритании называется Land’s End (Конец Земли). Здесь прощались с родной Англией великие мореплаватели давшие имена многим морям и землям на нашей планете. Образ немножко печальный, но ведь если посмотреть с другой стороны, этот штормовой берег был местом первого свидания с родиной, после долгих путешествий.
Возвращаясь из дальних странствий, на Лонгшипском маяке (фотография ниже), выпивали компас. Раньше стрелка компаса плавала в 40% спирте, по возвращению домой этот спирт следовало торжественно выпить. Англичане традиционно пили на этом маяке. Дальше компас был не нужен, они знали эти скалы как свои пять пальцев.
Берег на Конце Земли просто фантастический — волны, ветер, гранит. Сражение идет уже миллионы лет, причем понятно, что не одна из стихий не уступит. На счет гранита я не ошибся, хотя сам сначала удивился, именно гранит, а не белый известняк.
У Британии два лица, или скорее перед и зад. К агрессивному Атлантическому океану она развернулась несокрушимым гранитным передом, а к не менее агрессивному Северному морю Альбионом, белым известняковым задом. В кино фрегаты возвращаются к Альбину, а на самом деле сначала они проходят черные гранитные скалы Конца Земли.
Конец Земли хорошо оборудован для туристов. Вдоль берега идет устойчивая тропа с ограничениями в опасных местах. Тропа называется незатейливо Юго-Западная, протяженность тропы больше тысячи километров.
Иногда просто диву даешься уровню организации туризма в отдельно взятых странах. Ведь такая тропа колоссальное отчуждение самой дорогостоящей прибрежной территории, на которой администрация вполне могла построить себе дома, ну и под бизнес пустить что-то. Можно просто закрыть, а то упадет кто, или того хуже птиц с гнезда спугнет.
Людей на тропе немного, и они в большинстве своем толкутся около туристических центров. Морские пейзажи волшебные. Если вдруг занесет в эти края, я бы советовал найти пару часов на прогулку, час в одну сторону от центра, час в другую, думаю не пожалеете. В туристических центрах есть кафе и туалеты.
Совсем недалеко от Конца Земли находится, другое интересное и совершенно не растиражированное место — Гора св. Майкла.
Что? Что? Вам это что-то напоминает? Где-то мы видели, что-то похожее? Нет Гора св. Мишеля и Гора св. Майкла — это вам не одно и тоже. Для ясности в дальнейшем будем называть его их Михаилами. Культ св. Михаила возник в Италии в пятом веке, там были построены первые посвященные ему церкви, французы идею подхватили. Первая церковь на острове Мон Сен Мишель (до строительства церкви остров назывался Могильная Гора) была построена в седьмом веке, серьезное строительство велось с одиннадцатого по шестнадцатый века.
Англичане отстали не на много первая значительная церковь была построена в двенадцатом веке. Свой сегодняшний вид церковь на Горе Святого Михаила в Англии приобрела в четырнадцатом веке и все же это безусловно подражание французскому проекту. Уж больно хороша исходная идея, когда в предсказуемое время из-под воды появляется дорога, которая ведет к церкви. Приливы и отливы, на английском острове, почти такие же высокие как на французском. Дорогу из гранитного булыжника, во время высокого прилива не видно, по слухам, появление ее из-под голубой воды во время отлива — зрелище достойное внимания. Людям нужны чудеса, они их любят гораздо больше, чем проповеди.
На вершине горы роскошный замок, по склонам прямо к берегу моря спускается сад.
Про все это я прочитал в интернете, сам я видел замок метров с трехсот причем в дымке. К посещению острова следует готовиться заранее. Нужно либо подъезжать ко времени начала отлива, либо заранее заказывать билеты на лодку, о билетах в замок тоже желательно позаботиться заранее.
На фотографии выше можно разглядеть как, на горизонте, самые нетерпеливые идут по пояс в воде по дороге на остров. Я бы тоже пошел, но даже на подвиг нужно время, а его не было. Принцесса сурова, она ждать не будет, один длинный гудок (внимание) и ищи ветер в поле (море).
Подумалось про утерянные возможности, Гора св. Михаила стоит так далеко от больших городов, что вряд ли удастся туда, когда ни будь попасть еще раз. Все, я больше никогда не увижу удивительный замок на горе, который был так близко.
Освободившееся от осмотра замка время я потратил на изучение болота, которое находится за береговым галечным намывом. Болото пресное, сток воды с гор пересиливает приливы, и вообще оно вполне симпатичное, но замок на острове я бы посмотрел с большим удовольствием. Ириша хотела в замок еще больше, чем я, она совсем не любит болота.
Закончилось все тем, что на нас с горы поползло облако. Это не было страшно, но было странно. Живя в Армении, мы часто видели облака под нами, но так чтобы они ползали по земле никогда, а в Техасе облаков и вовсе нет. Стало понятно, что прием закончен, пора возвращаться на корабль.
Первую экскурсию на английский берег мы признали достаточно удачной. Новости было две, стала понятна основная непреодолимая проблема — в этой поездке у нас не будет времени посмотреть достопримечательности. Так быстро мы не умеем, нас ожидает не осмотр, а обзор. Ну что же, очевидное надо понимать и принимать.
Вторая новость, или скорее понимание, было более приятным. Если просуммировать все наши поездки в Британию, то получится, что мы там прожили, в общей сложности, чуть больше года. Мы думали, что в целом неплохо представляем себе эти края. При этом мы строили свои поездки из центра к периферии и до многих интересных мест просто не доехали, теперь находясь на судне мы именно эту периферию и смотрим, а она того стоит.